
У меня есть один френд из Белоруссии, который постоянно требует, чтобы я писала об этой стране.
Что сказать? Мой интерес к Белоруссии вполне умеренный – своих проблем выше крыши. Отношение же мое к этой стране – самое благожелательное. Это вызвано тем, что во-первых, моя бабка и дед приехали в конце 20-х годов в Москву из Белоруссии, что моя бабка (дед погиб в 1941) часто вспоминала родную деревню, рассказывала про свое детство, что оттуда приезжали ее дальние родственники, что и она туда ездила.( Я, увы, не была. А иногда даже во сне снится, что я приехала в эту деревню).
Во-вторых, Белоруссия – единственная страна из бывшего СССР, которая еще не выставила России счет за оккупацию и геноцид.
В-третьих, Белоруссия, в отличие от России, пыталась сохранить свою промышленность и сельское хозяйство, не развила бешеное имущественное расслоение и коррупцию с бандитизмом.
В-четвертых, мне жаль Белоруссию, потому что я всегда стою на стороне слабых – такой уж у меня характер. Когда я слышу по «Эху Москвы» или читаю в ЖЖ бесконечное злорадство по поводу неудач этой страны, пророчества о ее скорейшем конце, я не могу и не хочу говорить о ней что-то плохое.
Да, на Белоруссию ополчился весь «цивилизованный мир», потому что Лукашенко – диктатор и посмел победить на выборах, а не отдал власть кандидату, который набрал целых 2% или что-то около того.
Я не могу отделаться от мысли, что Белоруссию гнобят за то, что она не уничтожила свои «неэффективные» промышленность и сельское хозяйство. Вот если бы сделали, как в остальных постсоветских странах, то их бы хвалили. А на что бы они тогда жили? А кредиты бы льготные брали и так по мелочам. А за что бы им их давали? А за размещение у себя НАТОвских баз и ПРО.
Злорадники радуются: Белорусской экономике конец! Все эти созданные для большого СССР заводы не годятся для маленькой страны. Эта продукция никому не нужна. И сельхозпродукты никому не нужны: дешевле купить ослятины да буйволятины за океаном, чем свою коровку выращивать, дешевле все из сои подделывать, чем свой хлеб растить.
Критики Лукашенко не устают повторять, что Белоруссия могла существовать только за счет дешевого газа из России, а как цену подняли, так их экономике и конец. Да, конечно. Но почему Россия не должна была поддерживать Белоруссию? Очень хочется счетов за геноцид в 17-20 веке и ПРО в Могилеве? Почему хотя бы за это не заплатить?
А потому, что наша элита – это предатели и мародеры. Они отстаивают именно интересы Запада и еще свой карман. Они выкатывают Лукашенко счет: отдай нам все и даром, а там посмотрим. Они бы с Западом такие смелые были!
Пока же Белоруссия подвергается огромному давлению с 2-х сторон.
И вот настало долгожданное для либералов и белорусских националистов: белорусский рубль падает! Нацбанк перестал поддерживать курс. Ну и что? У нас такое было 100 раз, да в Белоруссии было до Лукашенко, но так себя ведут, будто в первый раз видят. Ах, очереди за валютой! Ах, сберечь свои накопления! У кого нет денег на валюту, тот скупает соль, сахар, спички. Ну, не маразм? Как маленькие, честное слово!
Ну, уйдет ваш Лукашенко, или вы его посадите, а то и в Гаагский трибунал – за геноцид. У вас же там сплошной геноцид, да? Вот кому-то за участие в беспорядках после выборов дали 5 лет, кому-то 2 года с отсрочкой, а кому-то условно, но все равно зверство! У нас «Эхо Москвы» всю плешь этими историями проело, и плакаты с сыном и мужем Ирины Халип или как ее там, висят, где ни попадя.
Ну, продадут ваши заводы на металлолом, устроят в ваших НИИ барахолки, поля ваши застроят коттеджами, а остальное зарастет сорняком, продолжительность жизни еще уменьшится, пьянства станет больше, наркотики на центральной площадью перед КГБ начнут продавать, приедут жители южных республик танцевать лезгинку и палить из оружия, все начнут брать взятки, а дороги и дома ремонтировать перестанут. Это и есть счастье? Вам этого не хватает?

Или выдумаете, что будите жить, как в Бельгии или Нидерландах?
Нет, я отказываюсь понимать, зачнем вам это нужно. Ведь страна не закрыта: хочешь – уезжай. Это же лучше, чем все разом поедут! Так хоть есть шанс устроиться, если уж на родине все обрыдло.
Не, не понимают. Клеймят Лукашенко, радуются провалам и западным санкциям, ждут перемен.
Дождутся!
События, которые сегодня разворачиваются в Белоруссии, напоминают события в СССР в 1991 году. Как раз юбилей в этом году.
Обесценивающиеся деньги, дефицит в магазинах, очереди – и как результат – недовольство тоталитарной властью, желание перемен, надежды на экономические реформы.
Конечно, есть отличия. Так в 1991 большинство граждан как-то не думало о всеобщей приватизации, со стороны продвинутой части общества это обсуждалось, но весьма осторожно. Плюс в СССР был парад национальных суверенитетов.
Особенно смешно теперь вспоминать тоталитаризм. Это Горбачев был диктатором? Да государства к этому момент уже, считай, не было.
А вообще похоже. Ничего нет хорошего, когда сбережения таят на глазах. Правда, это касается тех, у кого они есть. Наверное, это тогда многих настроило против советской власти. Но вот могли ли они предвидеть, что реформаторы уничтожат все сбережения без остатка в один момент?
Очереди. Признаюсь, я недооценивала этот фактор. За время дискуссий в ЖЖ по этому поводу я пришла к выводу, что очень большую часть людей очереди приводят просто в бешенство. В основном это касается мужчин. Сколько я с тех пор наблюдала мужских истерик в поликлиниках или у прилавка, где скопилось целых 2 человека! А мужчин у нас чуть меньше половины – вот и огромный протестный электорат.
Дефицит пугает старшее поколение и домохозяек. Им кажется, что больше никогда уже не будет соли или спичек. Опять же, думало ли то пожилое население, что дефицита не будет, а полки станут ломиться, но денег им хватит как раз только на соль, спички, хлеб и крупы?
Мне кажется, что случись у нас очередная девальвация, спокойствия будет больше. Может, у белорусов при СССР не было таких очередей и такого дефицита, как в российской глубинке, а за эти годы у них появились большие накопления в белорусских рублях? Иначе - почему они так остро реагируют?
Похоже и то, что громче всего шумит техническая и гуманитарная интеллигенция.
Казалось бы, больше всех должны были желать свержения советской власти и приватизации теневые дельцы, партийные функционеры и их потомки, которым потом все и досталось. Но нет, они помалкивали, а шумели ИТР. Шумели те, кто жил только за счет государства. Не было у них никаких накоплений на покупку предприятий. «Не хочу кормить бездельников», «На мои налоги содержат пьяниц!», «Не нужны мне ваши социальные фонды – я хочу сам платить за жилье, медицину и образование, когда мне это понадобится!»
Не хотели ИТР понимать, что именно они будут первыми жертвами приватизации. Они почему-то думали, что работают хорошо, что умны и профессиональны, а если результат не очень, то это государство виновато. Вот придет собственник, он наладит производство, а мне начнет платить, как в Европе.
Из ИТР проиграло 100%. Они стали челночниками, они умерли раньше срока от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии, они спились, они эмигрировали. Единицы из них пробились к достатку, ну а прежнюю творческую работу, профессию, которой учились, потеряли почти все.
А вот представители партийной номенклатуры не сильно пострадали. Вот на днях писали, что один из внуков Микояна – сталинского наркома – покупает Ванинский порт. «Ты помнишь тот Ванинский порт?» Но все же они люди скромные и особо не светятся, но если хорошенько покопаться в биографиях нуворишей, то очень часто найдешь дедушку - пламенного большевика.
А что? Разве не здорово у них получилось, если взять эти уже почти 100 лет? На счет раз захватывают власть и выбрасывают вон всю российскую элиту. Где все эти Шереметьевы или, скажем, Кочубеи? У Шереметьевых, вроде бы, последние потомки умерли за границей, а Кочубеи где-то разводят крокодилов и на родину предков не собираются: считают, что очень здорово устроились.
На счет два внушают людям, что теперь они работают исключительно на себя и на будущее для своих детей, а не на эксплуататоров. Нарабатываем второй в мире промышленный потенциал и надолго отсекают иноземных конкурентов.
На счет три все это обратно приватизируют и забирают себе.
Конечно, все не так просто, это весьма примитивная схема, но часть правды в ней есть.
Не то горе, что всей собственностью СССР завладели немногие, а в том, что они с ней сделали потом. Если бы они такой номер провернули в 50-х, то, может быть, ИТР, пролетарии и крестьяне не оказались бы в такой заднице. Но все это происходило на фоне глобализации, т.е. под чутким контролем Запада.
А глобальный мир устроен так, что хорошо в нем могут жить немногие. С нами сыграли в примитивную игру в вершки и корешки, как тот мужик с медведем из сказки. Возможно, что СССР проиграл даже не в 1991, а когда согласился на ликвидацию золотого обеспечения мировой валюты – доллара. Этим Западу дали такие преимущества, что устоять было невозможно.
России сказали: откройте свой рынок, обеспечьте свободное передвижение капиталов и товаров. И вот капиталы уходят туда, где им лучше, на Запад. Им там всегда будет лучше, там деньги печатают. В свое производство не вкладывается ничего. Дело даже не в том, что себестоимость решительно всего на свете у нас выше, чем где-то еще, а в том, что никому не нужны конкуренты. И нет у нас больше ничего своего. Гоним сырую нефть, газ, лес, пока еще пшеницу. Все неэффективно. Невыгодно даже самим производить бензин и мазут из своей нефти. Ну и где тут место тем же химикам?
Кое-кто из них уехал в Европу. Поработали по контракту. Там им ничего особенного сделать не дали, особо не баловали. Пожили в Европе сколько-то лет, контракты закончились, они вернулись на пепелище.
Кто правит миром? Говорят, несколько глобальных корпораций. Я не уверена, что им и европейские и северно-американские государства нужны. Но пока держат, видимо, на случай каких-нибудь революций. Нашу же элиту на самый верх не пускают. Но они оказались люди негордые: они и в качестве рантье поживут в приятной обстановке. А вот наш народ терпят только из опасений взрывов, держат на голодном пайке, ждут, пока потихоньку вымрет. Может, в какой-то момент помогут сократиться войной или эпидемией.
Ну, ладно. Ничего не может быть навсегда, и игра еще не сыграна.
Но белорусы-то что? На что они надеются? Смешно просто читать об их надеждах на лучшее будущее после ликвидации режима Лукашенко и приватизации государственных предприятий. Черте что люди пишут: деньги с них на заводе собирают на какой-то памятник. Вот ужас-то! Ужас будет, когда не будет этого вашего завода-кормильца.
Радовались бы тому, что деревнях и селах медпункты есть, больницы, школы, газ, электричество, магазины.
Белорусы точно так же, как мы все в 1991 году думали, что это все дается само собой и никуда деться не может. Они думают, что кто-то им заплатит столько, что хватит на что-то лучшее.
До чего все же такое тоталитарное государство разводит в людях инфантилизм! Вот говоришь людям, а они не слышат. В сказки верят. Потом повзрослеют, но многих и многого не досчитаются. торопится что-то менять.
«Мне никогда не было понятно, почему вы и другие проецируете опыт России на нашу страну? Никто не находит странным, что Беларусь сравнивают с Россией, а, скажем, не с Польшей, Германией? За Вашим сочувствием кроется пусть неосознанный, но всё же отказ от мысли, что в нашей стране есть умные люди, которые умеют принимать соответствующие решения не для набивания собственного кармана, а для пользы населения. И не надо мне говорить, что таким является нынешнее руководство. Сейчас в нашей стране - время большого пиздеца, который сознательно маскировали российскими энергоносителями последние 17 лет. И то, что пришёл пиздец, понятно уже всем. И понятно, кто явился причиной этого явления - только МЫ САМИ.
Да, я действительно рад, что в нашей экономике произошли негативные изменения. Но рад я только по одной причине. Возможно, люди наши задумаются, что их участие в политике на должно заканчиваться одеванием праздничного наряда и галочкой напротив соответствующей фамилии в бюллетене. Возможно, люди поймут, что нынешнее состояние их кошелька - это следствие сделанного ИМИ и только ИМИ выбора, и в следующий раз этот выбор будет делаться не на основе акустических эффектов, а хотя бы простейшего анализа соответствующих предвыборных программ на предмет наличия в них реальных механизмов изменения экономической и политической ситуации.
Я бы сравнил свою радость с радостью отца, который увидел, как его сын обжогся, хватившись за горячую сковородку и в ответ на: "Ты понял, что больше так делать не надо?" слышить сквозь слёзы убедительное: "Да-а-а!..."
Мне смешно вам объяснять азы экономики, но всё же скажу. Если есть возможность за российкие энергоносители поставить на завод агрегат, который заменит 100 рабочих, а не строить ледовый дворец и класть деньги в свой карман, то надо сделать первое. Потому как только первое увеличит производительность труда и сделать эконмику конкурентноспособной на внешних рынках. А людям надо представить возможность заниматься тем, что у них получается лучше всего и зарабатывать на этом деньги. И они буду счастливы».
«Я не говорю в данном случае о промышленности, а о сравнении путей развития. Промышленность, кстати, у нас не хуже польской изначально была, между прочим.
И откуда Вы взяли, что у нас те же люди? Вы хоть разговаривали с этими людьми? Небось только тех, кого по телику показывают, слушаете.
Если бы вы хоть немного попытались взглянуть на происходящее другими глазами и отбросили стереотипы, то не говорили бы так: "Надо сначала все разорить в родной стране, а уже потом искать счастья за рубежом, иначе, счастье не будет полным?" То, что лично я делаю для своей страны - это ровным счётом обратное.
Я никогда нигде не говорил, что НАДО разорить. Просто разорение - это то, что мы выбрали. Никакого "специального" разорения в вашем понимании не происходит, и никакие внешние или внутренние негативные силы этому не способствуют - это закономерный ход. Не более»
«Вы знаете, от прививок тоже умирают. Так что, теперь никому не прививаться. Как и всякое экономическое вмешательство, приватизация должна быть тщательно продумана. Если государство не может управлять предприятяием (как у нас сейчас), то почему не позволить управлять им тем, кто это умеет делать?»
«А где я говорю про дяденьку? Отдайте (продайте) акции всем желающим, в том числе работникам завода. Так нет же! Чековая приватизация у нас заморожена и власти делаю всё, чтобы мииноритарных собственников не было! Примеры я приводил выше.
Кроме того, налоги-то собственник всё равно будет платить в бюджет, так что выгоду страна от приватизации получит.»
«- работники завода потом свои акции дяденьке продают.
Так чьи это проблемы? Дяденьки или работников?»
«Про жизненно важные я с Вами согласен.
Что касаемо приватизации. Ещё раз. Что толку владеть собственностью, если она не приносит стране дохода, наоборот - богатые предприяиия (в том числе частные) должны её субсидировать? Ещё проше: нахрена козе баян?»
«А какой интерес у управляющего? Он ограничен в выборе средств. Лишь собственник имеет наибольшую мотивацию для того, чтобы развивать производство. Я не говорю, что мотивация - это единственное необходимое условие. Но без неё получается то, что мы имеем - раздутые штаты, низкая производительность и, как следствие, неустойчивая экономическая система.»
«Государство (т.е. мы) в любом случае вбухивает деньги. Содержит ли оно (за наши деньги!) нерентабельное предприятие, или вынуждено расхлёбывать последствия неумело проведённой приватизации.
В случае, если акции изначально будут розданы (проданы) населению - пусть оно несёт ответственность за то, кому их перепродать. Но у нас государство делиться полномочиями с людьми даже и не пробует. Как о чём говорить, если все сделки по приватизации - подковёрные и непрозрачные?»
Прочли? Ничего не напоминает? Да это те же самые аргументы, которыми пичкали нас в 1991 году. Но тогда был сплошной дефицит, люди озверели от него и от очередей. А нас, извините, кормили опытом Польши, где, якобы, от приватизации и демократических реформ начался сплошной рай. Те, кто туда приезжал, рассказывали, что товары у них западные, а очередей нет. Для нас это была сказка, этого было достаточно. Нам говорили, что вначале будет шок, а потом уже процветание. Шок был, шок остается, а процветание что-то не видать. А полякам повезло: их сразу приняли в Евросоюз, дали большие кредиты, а потом простили. Вот и все их "чудо". Но белорусам такой шанс не обломится, и мечтать нечего. Тогда ставки были очень высоки - надо было нас с пути свернуть. А сейчас зачем стараться, кому голову морочить?
Белорусам выпал редкий шанс: смотрите на нас и думайте. Сами же говорите, что денег у населения нет, а предлагаете акционирование. И у нас денег не было: для этого вначале специально уничтожили советские накопления. Люди акции продали, тем, кто их покупал. Так что народ ни с чем остался.
С чего вы взяли, что мотивация собственника – трудиться как можно лучше? Его мотивация – получать доход. Проще всего все быстро продать на металлолом или сдать в аренду. Производство, что в РФ, что в Белоруссии всегда будет дороже, чем в Индии и Китае хотя бы из-за климата. Нет места ни нашим товарам, ни нашим продуктам с/х на мировом рынке.
У вас в Белоруссии реализовалась мечта советского человека. Вы работаете, как при СССР, а потребляете и свое, и импорт. Очередей нет, дефицита нет. Можно заниматься частным бизнесом. Границы открыты – можно хоть в поездки уезжать, хоть работать, хоть учиться, хоть насовсем. Читай, смотри и слушай все, что есть нового и старого в мире. На пенсию можно жить, в армии не стыдно и не страшно служить. Врачи и учителя живут на зарплату, а не на подношения. Наукой занимаются не только древние старики, а и молодежь! Милиция вас бережет, а не грабит. Никого не выселяют за долги из дома, мошенники не отправляют людей на помойку, старики не роются в мусоре. Заболев, люди не боятся, что их бросят умирать без всякой помощи. В деревнях есть школы и больницы!!!
Да что вам еще нужно?!
Потом будите вспоминать, да не вернете.
Да, и отдельно. Русские, видите ли, идиоты, что у них все так пошло, а белорусы не такие. Я не такая, я жду трамвая. Да такие же у вас люди. И не в людях дело, а в устройстве мира, которое, кстати, трещит по всем швам, и неизвестно еще, что будет. Сейчас не время метаться. Надо сидеть тихо. Не зря народ ваш не торопится что-то менять.