Санкции США для экономического давления на другие страны

Санкции США для экономического давления на другие страны

Санкции используются для того, чтобы предотвратить распространение оружия массового уничтожения, укреплять права человека, покончить с терроризмом, остановить торговлю наркотиками, не допустить вооруженной агрессии, расширить доступ к рынкам, охранять окружающую среду и менять правительства.

В последние 20 лет они все в большей степени становятся излюбленным политическим инструментом Соединенных Штатов. США и их союзники являются инициатором большинства санкций, применяемых на международном уровне.

В список не включены санкции, введённые ООН, хотя зачастую это случалось под диктовку США.


Британская газета "Файнэншл таймс" ("СР", N143/99 г., стр. 7) дает любопытный анализ: "США ныне применяют экономические санкции к странам, занимающим территорию... в 2/3 площади нашей планеты". (21)


„Много десятилетий в отношении Кубы со стороны США действую экономические санкции (эмбарго). Куба при этом не является ни военным агрессором по отношению к США (это просто невозможно), ни анклавом, отвергающим США в культурном отношении (скорее наоборот). Кроме того, Куба уже давно не является страной, где нормой являются политические репрессии (сейчас не 60-е и даже не 70-е). В чём же причина этих действий, этих санкций? Просто политической элите США не нравится Фидель Кастро. Амбиции и конфликты великих держав Холодной войны в отношении Кубы переносятся на нынешнее положения дел, когда Куба уже не является горячей точкой этой войны. Более того, Куба скорее космополитична и аполитична. Её граждане, хоть они и формально живут при социализме, не подвержены ныне идеологии экспорта революции. А для местной политической элиты (в том числе, для Кастро) — социализм лишь знак политической и культурной независимости «острова свободы», не более того. В этих условиях экономические санкции — выражение заносчивости Запада, для которого изменения отношения к Кубе — видите ли, проявление слабости.“ (8)

1979 - иранские студенты захватили комплекс американского посольства в Тегеране и взяли в заложники его сотрудников. Иранцы требовали выдачи шаха Мухаммеда Реза Пехлеви, который в тот момент находился в США на лечении. В качестве ответной меры Картер приостановил импорт нефти из Ирана и заморозил иранские авуары в американских банках. Экономические санкции не подействовали, и президент отдал приказ о военной операции по освобождению заложников, которая также провалилась. Хомейни удерживал заложников и после того, как президент потерпел поражение на выборах 1980. (13)

1982 - В США администрация президента Рейгана вводит экономические санкции против Аргентины.(9)

1982 - США вводят экономические санкции против Польши. (9)

1985 - Страны ЕС, Канада и США вводят экономические санкции против ЮАР, включая такие меры, как ограничение торговых связей и вывоз инвестиционных фондов. Экономические санкции оказали сильное психологическое воздействие на белых правителей ЮАР и способствовали постепенному переходу страны к многорасовому демократическому обществу в начале 1990-х годов. (15)

1988 - США вводят экономические санкции против Ливии. США и Великобритания обвинили Ливию во взрыве грузового авиалайнера компании «Пан-Америкен» над Локерби (Шотландия), а Франция – в обстреле французского самолета над территорией Нигера в 1989. (10, 14)

1987 - США вводят экономические санкции против Панамы. К концу 1989 суровые экономические санкции, действовавшие почти два года, не сумели привести к свержению панамского диктатора Мануэля Норьеги. 20 декабря 1989 Буш отдал приказ о военной интервенции и оккупации Панамы, что нарушало условия договора Картера – Торрихоса (1977), запрещавшего вмешательство США во внутренние дела этого государства. Вторжение было осуждено Организацией американских государств и (за исключением вето США) Советом безопасности ООН. (12)

1994 - США вводят экономические санкции против Нигерии. (16)

1995 - США вводят экономические санкции против Ирана. Повод: Иран "нагло" строит завод по обогащению урана. (7)

1999 - США вводят экономические санкции против Югославии. (5)

2003 - США вводят экономические санкции против Туркмении. Приняв решение об отмене моратория на поправку, США фактически признали отсутствие в этой стране демократического режима, считает «НГ».(1)

1974 – СССР. В то время, пишет сегодня «Независимая Газета», поводом для торговых санкций послужил фактический отказ государства разрешить выезд советских евреев в Израиль. После развала Союза действие поправки автоматически распространилось на все новые независимые государства. Некоторое время спустя из "черного списка" были исключены Грузия и Киргизия, а затем было приостановлено действие поправки в отношении остальных бывших советских республик. (1)

1998 - В августе администрация Клинтона нанесла удары крылатыми ракетами по предполагаемым учебным лагерям бен Ладена в восточном Афганистане. Правительство США потребовало, чтобы Талибан выдал бен Ладена, и наложило экономические санкции. (17)

1999 - 29 июля вступили в действие экономические санкции, которые США в одностороннем порядке ввели против большой группы европейских товаров. Как сообщило министерство торговли США, стопроцентный импортный тариф, повышающий цену этих товаров вдвое и практически закрывающий им доступ на американские рынки, коснется главным образом поставок из Франции, Германии, Италии и Дании. Санкции введены в ответ на несогласие европейских стран увеличить импорт американской говядины. Европейцы свою позицию обосновывают тем, что американские буренки при жизни потребляют гормоны и антибиотики, опасные для здоровья. США ввели санкции в том объеме, который, по оценке ВТО, соответствует сумме ежегодных потерь американских фермеров от отсутствия экспорта. А именно в размере $120 млн. Нынешние санкции -- это уже второй случай за последний год, когда США в одностороннем порядке вводят ограничительные тарифы на европейские товары. Ранее американское министерство торговли ввело санкции на импорт группы товаров из Европы в результате "банановой войны" с европейскими фирмами, отказывавшимися покупать бананы у американских поставщиков. (11)

2002 - США ввели экономические санкции против Украины. По оценкам американской музыкальной индустрии, ее убытки от нарушения украинскими производителями компакт-дисков прав интеллектуальной собственности, ежегодно составляют около двухсот миллионов долларов. И вот ответ - Вашингтон вводит против украинского экспорта штрафные санкции на сумму в 75 миллионов долларов. (2)

2003 - США ввели экономические санкции против Украины. На такие меры шведское правительство пошло по рекомендации Международной организации по борьбе с отмыванием грязных денег (FATF). Напомним, что ранее экономические санкции против Киева ввели Швеция, Япония, Великобритания, Канада, Германия и Финляндия. (3)

2003 - США ввели экономические санкции против Мьянмы, Кубы и КНДР из-за того, что вышеуказанные 3 страны "не приняли мер в борьбе с торговлей людьми". (4)

2003 - США вводят серьезные экономические санкции против Сирии. Официальным поводом для введения санкций против Сирии является информация о поддержке Дамаском международного терроризма. (18)

Экономические санкции также применяются против Ливии, Ирана, Судана, Индии и Пакистана. (6)

Конечно, намного чаще Америке достаточно просто пригрозить экономическими санкциями, чтоб достичь желаемого. Потому такие угрозы сыпятся беспрерывно. Например, 27 февраля 2002 года Госдепартамент США обвинил Белоруссию в поддержке терроризма и заявил о возможном введении санкций против Белоруссии в связи с обвинениями в поставке оружия странам или группам, поддерживающим терроризм. (19)



За торговлю со «странами-изгоями» оштрафованы всемирно известные компании


Минфин США ввел санкции против более чем 115 международных компаний, в том числе из США, Европы и Азии, за проведение торговых операций со странами, в отношении которых Вашингтон ввел экономическое эмбарго - так называемыми «странами-изгоями». Список пострадавших компаний был опубликован коммерческим еженедельником Corporate Crime Reporter. По словам главного редактора издания Рассела Молкхайбера, Минфином США учитывались случаи нарушения эмбарго в период с марта 1998 года по март текущего года.

В «черный список» занесены Куба, Ирак, Иран, Афганистан (времен правления в стране движения «Талибан»), бывшая Югославия, КНДР, Ливия и Судан. Общая сумма штрафов достигает 5,8 млн. долларов, а размер штрафа варьируется от нескольких тысяч до двух миллионов долларов, как в случае с американской страховой компанией CNA Insurance, обвиняющейся в совершении коммерческих операций с Кубой.

Всемирно известный производитель автопокрышек Goodyear должен был заплатить 195 тысяч долл. за то, что поставил на Кубу 11 партий своей продукции через филиалы в Венесуэле и Колумбии. Производитель мебели для дома и офиса корпорация Ikea выплатила в 2001 году штраф в 8 тысяч долларов за импорт в октябре 1999 года «товаров в районы Афганистана, контролируемые талибами».

Среди других перечисленных компаний-нарушителей фигурирует авиаконцерн Boeing, оштрафованный на 3,75 тысяч долларов за сделки с Суданом, Merrill Lynch (10,4 тысяч долларов) - за торговлю с бывшей Югославией, Air France (3,637 тысяч долларов) - за контракты с Ираном и Lufthansa (31,293 тысяч долларов) - за проведение операций с Ираном, Ливией, Суданом и бывшей Югославией. Johnson&Johnson уплатила 110 тысяч долларов за торговлю с Ираком, Credit Lyonnais - 9,375 тысяч долларов за торговлю с Кубой, BNP - 5 тысяч долларов за сделки с Косово, а японский банк Bank of Tokyo-Mitsubishi Trust - 12,758 тысяч долларов за свои связи с Ираном и Суданом.

Напомним, что США уверены: Иран в настоящее время - самый активный спонсор мирового терроризма. Те же претензии у Вашингтона к Ираку с Кубой. Об этом говорится в докладе Государственного департамента США. Помимо этих государств, как утверждается в докладе, странами-спонсорами терроризма являются также Сирия, Судан, Ливия и Северная Корея. (20)



Механизм санкционного режима США в отношении Ирана


А.М.Вартанян 14.05.2005

Первые шаги руководства США по формированию режима санкций против Ирана были предприняты сразу после исламской революции 1979 года, захвата американского посольства в Тегеране и разрыва двусторонних отношений между Тегераном и Вашингтоном (администрация Картера). При этом обозначился целый комплекс направленных против Ирана и сохраняющихся до настоящего времени ограничительных мер военно-политического и торгово-экономического характера, которые можно разделить на три основные подгруппы:

- санкции против иранского правительства, государственных и частных компаний Ирана;

- санкции против американских государственных структур и частных корпораций;

- санкции против правительств, государственных и частных компаний третьих стран.

Введение санкций против ИРИ в 70-90 гг. следует рассматривать в качестве одного из ключевых элементов внешнеполитической линии Вашингтона в отношении ИРИ, направленной на международную изоляцию этого государства. Особенно характерным для этого этапа являлось применение торгово-экономических запретов и эмбарго против иранских государственных и частных компаний.

Однако в последнее время, особенно после смены американских приоритетов в выборе инструментов давления на Тегеран, в частности после включения Ирана в пресловутую «ось зла» и появления к нему нового блока претензий со стороны администрации Дж.Буша (ядерное, ракетно-нераспространенческое и правочеловеческое досье, поддержка международного терроризма, неконструктивная позиция по проблеме БВУ), роль санкционного режима в качестве меры воздействия на иранское руководство приобрело иную направленность.

На фоне постепенного ослабления торгово-экономических мер воздействия (США тем самым косвенно признали неизбежность полноценного вхождения ИРИ в мировую финансово- экономическую систему) на первый план были выдвинуты жесткие ограничения на поставки в Иран из третьих стран ракетных и ядерных технологий и материалов, биологического и химического оборудования и материалов, а также военного оборудования, выходящего за рамки экспортно-контрольных режимов.


Санкции против иранского правительства, государственных и частных компаний Ирана и американских государственных структур и частных корпораций


Система санкций США в отношении ИРИ формировалась в несколько этапов. Первая волна, связанная непосредственно с захватом заложников в Посольстве США в ИРИ, приходится на конец 70-х-начало 80-х гг. В этот период администрацией Картера были предприняты меры в основном торгово-экономического характера против Тегерана, которые включали следующие действия: запрет на импорт иранской нефти в США (распоряжение президента США № 4702 от ноября 1979 года), замораживание всех находящихся под юрисдикцией США активов Центрального Банка и Правительства ИРИ (указ президента США № 12170 от декабря 1979 года), введение эмбарго на экспорт США в Иран, включая финансовые операции (указ Президента США № 12205 от декабря 1979 года), запрет на импорт всей продукции из Ирана (указ президента США № 12211).

После освобождения заложников все вышеназванные меры, за исключением замораживания активов иранского правительства, были отменены. Новый этап эскалации американского давления на Иран посредством санкций начался в середине 80-х гг. На этот раз в отношении ИРИ были введены не только экономические, но и политические ограничения, в том числе: провозглашение Ирана «спонсором международного терроризма» (20 января 1984 года, после событий вокруг американского посольства в Ливане в 1983 году), запрет на ввоз в Иран из США вооружения и составных частей (закон об экспортном контроле США от августа 1986 года), запрет на импорт в США сырой нефти из Ирана (указ президента США от октября 1987 года), указание американским исполнительным директорам в международных финансовых институтах голосовать против при рассмотрении вопросов, касающихся предоставления займов иранскому правительству (1988 год).

В середине 90-х гг. администрация Б.Клинтона инициирует новую волну давления на Иран. В ходе третьего этапа формирования режима санкций были приняты следующие антииранские меры законодательного характера:

- в марте 1995 года указом президента США № 12957 вводится запрет на участие американских частных и государственных компаний в разработке нефтяных месторождений в Иране (этот указ был издан через 10 дней после того как американская нефтяная компания «Сonoco» заключила контракт с иранской стороной стоимостью 1 млрд. долларов на развитие нефтяных месторождений Сирри А и Е);

- в мае 1995 года указом президента США № 12959 предыдущие ограничения были усилены путем включения в режим санкций запрета на всю торговлю и капиталовложения в экономику Ирана (включая реэкспорт американской продукции в ИРИ);

- в 1996 году сенат США одобрил внесенную сенатором Д”Амато инициативу и принял Акт санкций против Ирана и Ливии. Этот документ накладывает ограничение на инвестирование иностранными компаниями нефтяного сектора иранской экономики (не более 20 млн. долларов). Наиболее жесткие положения этого проекта (например, запрет на импорт в США продукции тех иностранных компаний, на которые наложены санкции из-за торговли с Ираном), удалось изъять из текста перед голосованием. Принятый в 1996 году закон должен продлеваться (или не продлеваться) каждые пять лет.

В июне 2001 года Сенат США проголосовал за очередное продление этого акта. Тем не менее, в 1999 году администрация США пошла на определенные уступки: она разрешила своим компаниям экспортировать в Иран продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты, одновременно открыв доступ на американский рынок иранской экспортной продукции (фисташки, ковры, черная икра).

После событий 11 сентября 2001 года начинается четвертый этап давления на ИРИ. Осенью 2001 года американская администрация включила Иран наряду с Ираком и Северной Кореей в список стран-изгоев, входивших в т.н. «ось зла», обвинив его в пособничестве международному терроризму и стремлениях получить доступ к ОМУ.

1 мая 2003 года был представлен очередной ежегодный доклад госдепартамента США «Модели глобального терроризма» (по итогам 2002 года). В соответствии с ним, Иран остался в американском «черном списке» стран-изгоев наряду с такими государствами как Куба, Ирак, Ливия, Северная Корея, Судан и Сирия, ежегодно оглашаемым представителями Госдепа. Включение ИРИ в этот список несет за собой целый комплекс санкций в отношении этой страны, включая военное и экономическое эмбарго. В докладе было сказано, что все семь стран, включая Иран, в 2002 году не предприняли должных усилий по полному разрыву своих связей с международным терроризмом, поэтому они остаются в этом списке.


Санкции против правительств, государственных и частных компаний третьих стран


Следует констатировать, что режим санкций, введенных США против третьих государств и международных организаций, в последнее время не только не ослабел, но и существенно укрепился. Увеличился список государств, представители которых (преимущественно, частные юридические и физические лица) были уличены Вашингтоном в нарушении экспортно-контрольных режимов в отношении ИРИ. К числу наиболее «злостных нарушителей» режима санкций администрация США относит прежде всего представителей России, некоторых государств СНГ (Молдова, Армения), ряда азиатских стран, обладающих ядерным оружием (КНР, Индия, Пакистан, КНДР).

В 90-е гг. происходило законодательное оформление режима санкций против третьих стран, направленного прежде всего на предотвращения поставок в ИРИ вооружений, ракетных и ядерных технологий и компонентов. В октябре 1992 года конгресс США утвердил т.н. акт о нераспространении вооружения в Иран и Ирак, в соответствии с положениями которого третьим странам запрещается экспортировать в эти два государства ракетные технологии, ядерные материалы, продукцию «двойного назначения».

В 1998 году на рассмотрение президента США был внесен законопроект о санкциях против поставщиков вооружений и технологий в Иран, согласно которому США имеет право применять санкции в отношении любой страны, помогающей Ирану в развитии его военной программы. Первоначально Б.Клинтон наложил вето на этот документ, однако в марте 2000 года он все-таки подписал этот законопроект, после того, как из него был исключен пункт об обязательном введении санкций. Закон обязывает президента США предоставлять каждые полгода отчеты в конгресс о тех странах, которые снабжают Иран материалами для его ракет и систем вооружений.

В соответствии с указанным законом, администрация США должна определять иностранные компании или организации, которые направляли оборудование или экспертов в Иран для содействия в разработке его баллистических ракет. Нарушителей ожидают санкции и отказ в предоставлении американских правительственных грантов и кредитов. При этом президент США в исключительном порядке может отменить санкции, руководствуясь соображениями национальной безопасности или при появлении информации, реабилитирующей подозреваемого. Помимо ракетных технологий, указанный закон запрещает продавать Ирану технологии, связанные с производством химического и бактериологического оружия.


Санкции в отношении России и других стран СНГ


Санкции против России были инициированы США в середине 90-х гг., что следует рассматривать в качестве ответного шага на установившееся между Москвой и Тегераном сближение, особенно в атомно-энергетической и военно-технической областях (в 1992 году был подписан контракт на строительство АЭС «Бушер», в середине 90-х началось увеличение товарооборота в области ВТС). Американская администрация взяла на вооружение указанный инструмент давления на Россию и использовала его по двум направлениям: на государственном и на частном уровнях.

В 1995 году вице-президент США А.Гор и председатель правительства России В.Черномырдин заключили секретное соглашение (т.н. «памятная записка Гор-Черномырдин»), позволяющее Москве завершить выполнение имеющихся контрактов по экспорту вооружений в Иран до 31 декабря 1999 года, после чего все поставки должны быть прекращены. Это соглашение противоречит американскому закону от 1992 года, запрещающему поставки оружия Ирану и Ираку и предполагающий введение санкций в отношении государств, вовлеченных в поставку «дестабилизирующих» вооружений Багдаду и Тегерану.

Дополнение 1996 года к Закону США о помощи иностранным государствам (Foreign Assistance Act) 1962 года также предусматривает санкции в отношении стран, поставляющих оружие государствам, поддерживающим терроризм, в категорию которых попадает и Иран. Одновременно в письме госсекретаря США М.Олбрайт мининдел России И.С.Иванову от 13 января 1999 года признается, что «без памятной записки 1995 года продажи Россией обычных вооружений Ирану стали бы предметом санкций на основании различных положений американского законодательства».

В конце 1999 года в связи с тем, что по вине американской стороны произошла утечка в СМИ о содержании памятной записки Гор-Черномырдин, использованная республиканцами в предвыборной борьбе против демократов, российская сторона заявила о том, что больше не считает себя связанной обязательствами по указанному документу. Вскоре после этого вице-президент А.Гор объявил о введении санкций против семи российских субъектов внешнеэкономической деятельности, которые, как предполагалось, передавали военные технологии Ирану.

В январе 1999 года против трех российских организаций (в том числе - Научно-исследовательский конструкторский институт энерготехники /НИКИЭТ/, Российский химико-технологический университет имени Менделеева), подозреваемых в поставках Ирану, были введены санкции. В апреле 1999 года Госдепартамент США объявил о введении санкций против еще трех российских компаний. Дополнительно власти США наложили запрет на сотрудничество с экспертом в области оружия массового уничтожения – гражданином России А.Кунцевичем. Все вышеназванные ограничения, введенные против шести российских компаний и одного физического лица были отменены в марте 2004 года.

В сентябре 2003 года США ввели экономические санкции против российской государственной компании «Тульское конструкторское бюро приборостроения», обвинив его в продаже Ирану в 2002 году новейших видов вооружения (ракеты для систем ПВО, высокоточное оружие). Санкции против российского оборонного предприятия будут действовать до 25 августа 2004 года.

В мае 2003 года за незаконную торговлю с Ираном материалами, касающимися ракетных технологий, санкции США были введены против молдавских предприятий Cuanta SA, Computer and Communicatii SRL, гражданина Молдавии М.Владова, а также двух армянских фирм. Согласно принятым санкциям, оштафованные предприятия в течение двух лет (до мая 2005 года) не смогут заключать контрактов с американскими властями и импортировать в США свою продукцию.

В апреле 2004 года США ввели экономические санкции против 13 иностранных компаний, подозреваемых в продаже Ирану технологий, связанных с производством ядерного, биологического и химического оружия. В числе этих компаний - Омский моторостроительный завод им.Баранова (специализация: производство и ремонт авиационных двигателей) и физическое лицо – российский гражданин В.Воробей. Под действие санкций попало также белорусское внешнеторговое предприятие «Белвнешпромсервис». Указанные санкции будут действовать до 31 марта 2006 года.


Санкции в отношении КНР, Индии и других азиатских государств


В объявленном в июле 2002 года госдепартаментом США решении о введении новых санкций против ряда компаний и организаций Китая и Индии в связи с нарушением режима нераспространения применительно к ИРИ следует выделить следующие моменты.

Решение, естественно, было подано в широком контексте - как необходимая мера, направленная на предотвращение распространения опасных технологий и компонентов в государства «оси зла». В конкретном плане под очередную «порцию» финансово-экономических санкций подпали девять китайских корпораций (Li Yang Chemical Equipment, Liyand Yunlong, Zibo Chemical Equipment Plant, The China National Machinery and Electric Equipment Import and Export Co., Wha Cheong Ta, China Shipbuilding Trading Co., China Precision Machinery Import and Export Co., China National Aerotechnology Import and Export Co, China National Metallurgical Corp.), одно физическое лицо КНР, а также гражданин Индии. Якобы получены достоверные данные о том, что в 2000-2001 гг. ими были переданы Ирану технологии и компоненты химических и биологических вооружений, современных видов обычного вооружения. Таким образом, имеет место нарушение Закона США 1992 года о нераспространении оружия в Иран и Ирак и Закона США 1991 года об уничтожении и контроле над химическим и биологическим оружием.

Следует отметить, что в отношении некоторых из этих компаний уже действовали ограничения, установленные ранее. Фактически, речь шла об усилении санкционного давления. Суть санкций состояла в том, что учреждениям и ведомствам США было запрещено поддерживать деловые контакты с этими компаниями, в том числе оказывать им техническое содействие. Полностью исключались закупки и поставки им товаров и технологий оборонного назначения, запрещается экспорт в США любой продукции, производимой этими компаниями.

В мае 2003 года Госдепартамент США ввел санкции против китайской промышленной группы «NORINCO», обвинявшейся в поставках Ирану технологий разработки баллистических ракет.

В апреле 2004 года экономические санкции были введены против пяти китайских компаний, одной северокорейской, одной тайваньской и одной компании ОАЭ. Все они были обвинены в продаже Ирану технологий, связанных с производством ядерного, биологического и химического оружия, на данные фирмы был наложен запрет на торговлю и любые виды деловых отношений с США, который будет действовать до 31 марта 2006 года.

Таким образом, установленный Вашингтоном после Исламской революции режим санкций против Ирана продолжает действовать до настоящего времени, при этом периодически изменяя свои формы и направленность. В последнее время обозначились новые предпосылки, которые позволяют прогнозировать в будущем определенное облегчение санкционного режима США в отношении Тегерана, которое, может привести в перспективе к частичной отмене санкций. Речь идет в первую очередь об отмене торгово-экономических запретительных мер, которые не могут считаться эффективными и не оказывают значительного разрушительного эффекта на иранский правящий режим и его экономическую систему, доказавшую свою жизнеспособность в условиях жесткой американской блокады, особенно в 70-е гг.

Сейчас наблюдаются первые предпосылки вероятного облегчения торгово-экономического бремени, что свидетельствует о некотором пересмотре Белым домом своей торгово-экономической политики в отношении ИРИ. В частности, после разрушительного землетрясения в г.Бам в 2004 году США, по их собственному утверждению, «из гуманитарных соображений» наложили 3-месячный мораторий на действие целого ряда антииранских санкций, который впоследствии был продлен еще на 3 месяца, несмотря на то, что, по признанию Вашингтона, гуманитарная ситуация в районе землетрясения уже полностью нормализовалась. Тем самым, как представляется, Вашингтон посылает иранскому руководству явные сигналы о готовности смягчить санкционный режим, что может послужить импульсом к возобновлению двустороннего диалога.

С другой стороны, данная акция может быть спровоцирована с целью склонить Иран к полной остановке работ по обогащению урана и отказа от создания замкнутого топливного цикла в обмен на полное снятие санкций. В любом случае, несомненно, американцы стремятся использовать вопрос о санкциях в качестве «разменной монеты» в затеянной игре, окончательной целью которой, безусловно, является проникновение на перспективный иранский рынок, в том числе атомно-энергетический.

В данной ситуации перспективы отмены режима санкций ставятся в прямую зависимость от степени готовности иранского руководства дать «зеленый свет» возвращению американских корпораций в важнейшие секторы иранской экономики. Тем не менее, как представляется, в нынешних условиях американская администрация едва ли отступит от политики давления на Иран, поэтому более ощутимые предпосылки возможного снятия санкционного бремени могут возникнуть позднее, в зависимости от результатов намеченных на 17 июня с.г. президентских выборов в ИРИ.

Примечательно и другое – накануне президентских выборов американцы стремятся задействовать весь потенциал санкционного режима, в том числе торгово-экономических запретительных мер, в качестве инструмента по усилению давления на иранские власти. Именно в этом контексте следует рассматривать начавшееся в феврале-марте с.г. постепенное свертывание деятельности американского нефтегазового гиганта «Халибёртон» на иранском рынке, усиленное препятствование Вашингтоном сделке по приобретению Ираном европейского нефтехимического комбината «Базель» (сумма сделки – 4,4 млрд. евро – крупнейшее инвестиционное вложение Ирана с 1979 года), находящегося под контролем американской «Шелл» и немецкой «BASF». США при этом используют средства оказания прямого политического давления на американские компании по официальным каналам.

http://www.iraqwar.mirror-world.ru/article/50018



27 октября 2005 г.

БЛОКАДА — ВИД ТЕРРОРА. Куба отстаивает свои суверенные права


8 ноября Генеральная Ассамблея ООН рассмотрит проект резолюции с требованием прекратить экономическую, финансовую и торговую блокаду Кубы, проводимую на протяжении многих лет правительством США. Об этом заявил на пресс-конференции посол республики Куба в России Хорхе Марти Мартинес. В этом году проект подобной резолюции будет обсуждаться в четырнадцатый раз. Впервые Куба внесла его в 1992 году, и за резолюцию было подано 59 голосов.

Тогда, говорит Хорхе Марти Мартинес, «никто за Кубу не давал даже копейки» — многие были уверены в поражении Кубинской революции, со дня на день ожидали крушения социалистической Кубы вслед за развалом СССР и прекращением экономических связей со странами Социалистического блока. Но Куба выстояла на зависть врагам, и, несмотря на все трудности, продолжает идти вперед. С каждым годом резолюция о необходимости прекращения блокады Кубы получает в ООН все больше голосов. В прошлом году за принятие резолюции проголосовало 179 стран, входящих в Организацию Объединенных Наций. Несмотря на столь мощную поддержку Кубы большинством стран мира, США продолжают игнорировать требования ООН прекратить экономическую блокаду.

Напомним, полная торговая блокада Кубы формально была введена в 1962 году декретом президента Кеннеди. Фактически же блокада началась несколько недель спустя после победы Кубинской революции. Она стала важным оружием в борьбе с неугодным Соединенным Штатам правительством Фиделя Кастро. Спровоцированные экономические трудности должны были, по замыслу правительства США, породить «разочарование и недовольство». В одном из американских секретных докладов в апреле 1960 года говорилось о необходимости отказать Кубе «в деньгах и поставках, чтобы снизить реальную зарплату и зарплату в денежном выражении с целью вызвать голод, отчаяние и свержение правительства». Ежегодно экономический ущерб, наносимый Кубе, составляет в среднем 1782 млн. долларов, за 46 лет Кубинской революции потери от блокады превысили 82 млрд. долларов. Ущерб, причиненный Кубе блокадой только за последний год, оценивается более чем в 2764 млн. долларов.

Таким образом, весь кубинский народ оказался в заложниках у страны, имеющей обыкновение диктовать свою волю большинству стран мира. Куба расценивает блокаду как акт экономической войны и как часть политики государственного терроризма. Выступая перед журналистами, Хорхе Марти Мартинес напомнил, что проводимая в отношении Кубы блокада является самой длительной в истории человечества (достаточно сказать, что 70% кубинцев родились и живут в условиях блокады) и с полным правом может считаться геноцидом кубинского народа.

Блокада не позволяет Кубе экспортировать свои товары в США и закупать продукцию, произведенную в Соединенных Штатах. Кубе запрещено использовать доллар в зарубежных операциях и получать кредиты. Стране не позволяется принимать американских туристов.

Существенное ужесточение блокады последовало после принятия Соединенными Штатами закона Торричелли (1992 год) и закона Хелмса-Бертона (1996 год). Их последствием для Кубы стало сокращение импорта продуктов, произведенных дочерними компаниями США в третьих странах, введение санкций против иностранных инвесторов на Кубе, а также ужесточение ограничений для морских судов, прибывающих на Остров. Так, судно какой-либо страны, зашедшее в кубинский порт, в течение шести месяцев после этого и до получения нового разрешения не может останавливаться в портах США.

Развитию сотрудничества Кубы с предприятиями других стран серьезно препятствует то обстоятельство, что во многих зарубежных компаниях присутствует американский капитал. Например, Куба сотрудничала со шведской компанией «Pharmacia», поставлявшей часть технологий, оборудование и расходные материалы для учреждений, производящих вакцины против рака. Однако компания «Pharmacia» была куплена фирмой «Amersham», а затем американской «General Electric». Новый собственник сразу же потребовал закрыть офис компании на Кубе в течение недели и прервать все отношения со страной.

Одним из ярких примеров того, что бывает с теми, кто пренебрегает установленной США блокадой и продолжает сотрудничать с неугодным Островом, является наложение в мае 2004 года Федеральным резервом США штрафа 100 млн. долларов на швейцарский банк «UBS AG». От компании также потребовали прекратить банковские отношения с Кубой. В 2004 году от санкций, применяемых против «нарушителей» блокады, пострадали в общей сложности 77 компаний, банков и неправительственных организаций из разных стран мира.

За нарушение правил блокады Кубы гражданами США за первые месяцы 2005 года было наложено 307 штрафов (почти столько же, сколько за весь предыдущий год). Кроме того, снижается количество американцев, посетивших Кубу. Кубинцев, проживающих в США, приехало на Остров в 2004 году вдвое меньше, чем годом раньше. Американцы делают все для того, чтобы затруднить поддержание связей между кубинцами, живущими в США, и теми, кто остался на Кубе. Если раньше кубинцам, имеющим родственников в США, разрешалось навещать их раз в год, то теперь такая возможность предоставляется только раз в три года. Эти правила могут быть нарушены лишь в исключительных случаях (например, смерти кого-то из родственников), и только один раз.

Некоторые ограничения, введенные США, выглядят почти анекдотично. Страна с якобы самой развитой в мире демократией запрещает своим гражданам приобретать кубинские продукты, в том числе спиртные напитки и табачные изделия, в любой другой стране для личного употребления. За нарушение этих правил предусмотрены уголовные санкции — до 10 лет лишения свободы, 250 тыс. долларов штрафа для физических лиц и до миллиона долларов для корпораций. Видимо, так дорого в США оцениваются кубинский ром и сигары.

То, что Куба не собирается сдаваться и даже в таких условиях продолжает постепенно улучшать жизнь своего народа, не может не вызывать восхищения. «Достижения кубинского правительства — это не просто слова», — особо подчеркивает Хорхе Марти Мартинес. В самом деле, несмотря на огромный ущерб от антикубинских действий США, средняя продолжительность жизни в стране — 78 лет. Детская смертность составляет 6 человек на тысячу новорожденных — «для многих латиноамериканских стран это просто мечта». Добавим, что столь высокие показатели с недавних пор стали недосягаемой мечтой и для России.

Кубинский посол также напомнил, что резолюция, осуждающая блокаду, была принята в октябре этого года на проходившем в испанском городе Саламанка Ибероамериканском саммите. Кроме принимавших участие в саммите латиноамериканских стран, требование прекратить блокаду поддержали Испания и Португалия. Отметив важность принятия подобных решений, Хорхе Марти Мартинес отметил, что международной общественности пора сделать еще что-то для того, чтобы заставить правительство США положить конец блокаде. Тем более что Куба лишь «защищает свое право иметь торговые, экономические, финансовые отношения с любым государством, что отвечает нормам международного права и свободного рынка».





Категория: Политика   Теги: Америка


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*