Я и другие — фильм о природе конформизма

Я и другие — фильм о природе конформизма

Фильм "Я и другие" (1971) режиссера Феликса Соболева рассматривает тему конформизма и влияния группы на поведение и мышление человека. Фильм был снят на киевской киностудии научно-популярных фильмов, после чего более 20 лет нигде не показывался. Эксперименты, проведенные в фильме, демонстрируют, как влияние окружающих может изменить восприятие и поведение человека.


Я и другие (Феликс Соболев) 1971 г.



Год выпуска: 1971
Страна: СССР
Жанр: Научно-популярный, психология
Продолжительность: 00:48:53

Режиссер: Ф. Соболев

Описание:

«Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.»

- Франсуа Вийон

Этот фильм приглашает Вас взглянуть на себя со стороны. И тогда, увидев себя в других, вы, быть может, задумаетесь: «Что знаем мы о себе, о своей психологии? Насколько мы самостоятельны в своих суждениях и как влияют на нас другие люди?»

Обязательно посмотрите этот старый, но очень познавательный русский документальный фильм 1971 года, снятый на киевской киностудии научно-популярных фильмов и рассказывающий о характере людей и их личности. Эксперименты проводят и на детях, и на взрослых.

Даже в самом раннем возрасте можно понять сущность человека, которая, скорее всего не изменится.

А еще можно навязать свое мнение, если человек не уверен.

Обо всем это и многом другом рассказывается в этом фильме.




Обе белые


А у вас было такое, что сидишь среди своих друзей/одногруппников/коллег/незнакомых людей (нужное подчеркнуть) и все они хотят одно, а вы совершенно другое, но под оказанным давлением, ты сдаешься и думаешь, что вообще-то они правы и так будет лучше. Более того вы считаете, что это сугубо ваше мнение и вы его приняли самостоятельно. Именно проблемами собственного Я озаботился режиссер фильма Феликс Соболев. Кажется, что в документальной ленте провели совершенно легкие, нелепые и подчас глупые эксперименты и каков был результат! Зря так думаете. Еще неизвестно как вы бы себя повели в стрессовой ситуации и под натиском группы.

Похищение лектора. Занятный эксперимент. На потоковой лекции внезапно похищают преподавателя, через пару секунд он возвращается и предлагает студентам описать произошедшее, к примеру, сколько было нападавших и как именно пропал лектор. Что удивительно, все ответы рознились. Зритель может сделать вывод, что недостающие моменты сознания мы восполняем нашей фантазией и домысливаем сами, что же произошло.

Ученый - вор. Два десятка студентов разделили на две подгруппы и показывали им фото одного и того же человека, но с небольшой разницей. Первой группе говорили, что этот человек - опасный вор-рецидивист, а второй - известный академик и просили описать какие человеческие качества присущи этому персонажу. Как вы понимаете мнения были диаметральными.

Кашка. Дети - цветы жизни, больше всех подвержены влиянию сверстников. Нельзя винить их в этом, так как на начальных этапах большинству необходимо слиться со всеми, быть 'как все'. Группе детишек предлагают отведать сладкой каши и озвучить вслух какова она на вкус, а последнему ребеночку дают соленой. Сразу очевидно, кто из детей - приспособленец, а кто, так сказать, нонконформист.

Одинаковые портреты. Аналогичный эксперимент был спроецирован на группу молодых людей. Перед ними были портреты совершенно разных людей, но они должны были убедить последнего, что, к примеру, второй и четвертый портрет - это одни и теже люди. Одни под натиском группы ломались и готовы были сказать всё, что утверждают их товарищи-эрудиты, а другие были стойкими до конца.

Стрельба по мишеням. В пследнем эксперименте участвовал целый класс, сплоченный коллектив. Когда каждый по очереди заходил в тир, ему предлагали выстрелить в левую мишень (тогда тебе дадут рубль), либо в правую (тогда деньги пойдут на нужды класса). Но перед ребятами была поставлена психологическая установка. На табло загорались предыдущие результаты и на 'собственнической' мишени было намного больше выстрелов, чем на 'коллективной'. Как поведет себя класс? Смотрите фильм.

Полезнейшее документальное кино, плодородная почва для размышлений. Имейте своё мнение, верьте своим глазам и не думайте если вы в меньшинстве, значит вы не правы. Толпа часто ошибается, а индивидуально человек выдает обдуманные, трезвые решения.

- Тяжело было принять решение отличное от группы?

- Очень!




Что такое конформизм?


Конформизм - это социальный феномен, когда человек подчиняется мнению и поведению группы или общества, даже если это противоречит его собственным убеждениям и предпочтениям. Это может происходить из желания получить одобрение или признание от группы, из страха быть отвергнутым или из желания избежать конфликта.

Конформизм может проявляться в различных ситуациях, таких как выбор стиля одежды, мнения на определенную тему или поведения в определенной ситуации.

Изучение конформизма является важной областью социальной психологии. Исследования показывают, что конформизм может иметь как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, конформизм может укреплять социальную связь и солидарность в группе, повышать эффективность командной работы и способствовать стабильности в обществе. С другой стороны, конформизм может привести к подавлению индивидуальности, ограничивать свободу мысли и поведения, ухудшать качество принимаемых решений и приводить к негативным социальным последствиям, таким как дискриминация и предубеждения.

Кроме того, исследования показывают, что люди, склонные к конформизму, могут быть более подвержены влиянию массовых медиа, рекламы и других форм манипуляции мнений и поведения, что может приводить к негативным последствиям как для индивидуумов, так и для общества в целом.


Конформизм есть, будет и во многом он необходим, иначе никто ничему не научится и никто ни о чем не сможет договориться. Почитать авторитеты - совершенно нормально для высших приматов, и в трех четвертях случаев авторитеты бывают таки правы. Иначе любую простую вещь, вроде "Земля вертится вокруг Солнца", объяснить будет нельзя - ведь видно же, что Солнце вертится вокруг Земли. Невозможно будет и договориться о том, что убивать, например, плохо, потому что небольшому проценту людей все же будет казаться, что убивать хорошо.

В естественных условиях, опять же, никто не будет твердить, что пирамидки обе белые, если они разные. Простой, опять же, пример: две соседки скажут вам, что какая-то сметана в каком-то магазине плохая, не берите. Конечно, есть вероятность, что они сговорились и так остроумно пошутили или у них обеих извращенный вкус, но куда вероятнее, что сметана там действительно неважная, и лучше ее купить в другом месте.

Сложность в том, что большинство людей, посмотревших этот фильм, решат, что они умнее или лучше участников, их бы не убедили. Тут дело не в уме и не в душевных качествах, а в очень базовых, инстинктивных механизмах, которые еще лучше выявил эксперимент Милграма. Только осознание того, что эти механизмы работают у всех и в целом работают на благо, может помочь не попасть в подобные глупые, а также в различные опасные ситуации.


Эксперимент Стенли Милгрэма на подчинение авторитету


Эксперимент Милграма - это эксперимент, проведенный социальным психологом Стэнли Милграмом в 1962 году, который показал, насколько далеко люди готовы идти в подчинении авторитету и выполнении команд, даже если эти команды противоречат их собственной совести и моральным убеждениям.


Эксперимент проводился в лаборатории Йельского университета. В нем участвовали испытуемый (волонтер), экспериментатор (испытатель), и жертва (которая на самом деле была актером). Испытуемый должен был наносить электрические удары жертве, когда та давала неправильные ответы на вопросы. На самом деле, электрические удары не наносились, но жертва играла роль, как будто она страдает от ударов.

Экспериментатор давал команды испытуемому на продолжение ударов, даже если тот возражал или не хотел продолжать. В большинстве случаев, испытуемые продолжали давать удары, даже если они думали, что они могут нанести вред жертве. Более того, 65% испытуемых довели удары до максимального уровня, указанного на панели, несмотря на крики жертвы и просьбы прекратить.

Эксперимент Милграма стал одним из самых известных экспериментов в истории социальной психологии, потому что он показал, что даже нормальные люди могут стать жертвами конформизма и подчиняться власти, даже если это противоречит их собственным убеждениям.


Валерия Мухина: Мы все конформисты...


Соавтор знаменитого документального фильма 70-х годов «Я и другие» рассказала, как стало возможно появление фильма о природе конформизма в СССР. С годами человечество не стало более независимым


В конце февраля блог «Наука» рассказал про два эксперимента из области социальной психологии, исследующих конформное поведение: эксперимент Соломона Аша 1951 года и совсем недавний эксперимент Николая Аксмахера. Комментируя этот материал, наш подписчик Евгений Апакидзе вспомнил советский фильм «Я и другие».

Эту картину в 1971 году снял киевский документалист Феликс Соболев, автор знаменитых фильмов «Думают ли животные» и «Язык животных» (кстати, у него учился член клуба «Сноб» Александр Роднянский, а научным консультантом фильма был Артур Петровский, отец Вадима Петровского).

Фильм рассказывает о том, как под влиянием окружающих человек готов не только отказаться от собственного мнения, но и буквально назвать черное белым. Как такой фильм мог появиться в Советском Союзе при Брежневе? Как он снимался? Осознавали ли его авторы, что их работа может быть воспринята как вызов власти? И как его приняли в обществе?

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, мы разыскали человека, который разработал и провел все эксперименты для фильма. Этот человек — Валерия Мухина, психолог, писатель, академик РАО. Валерия Сергеевна позволила нам посетить ее лекцию в Московском педагогическом государственном университете, где она демонстрировала фрагменты фильма «Я и другие» и рассказывала о фильме и об одном из сущностных свойств человека — конформности.

Интерес к поведению человека вырос у нее из интереса к животным. Когда она была маленькой, мама купила ей книгу «Друзья-соперники» о Дарвине и Уоллесе. Книга произвела на девочку такое сильное впечатление, что она решила стать Дарвином. Стала ходить в Дарвиновский музей, учиться наблюдать за поведением животных, в том числе за высшими приматами. «Все высшие обезьяны Советского Союза были мои личные друзья», — говорит она. В конце 1950-х Мухина стала первым в стране зоотерапевтом. Когда у нее родились сыновья-близнецы, она начала наблюдать за ними, ведя подробный научный дневник, из которого потом получилось двухтомное сочинение «Таинство детства». Работала с детьми, пострадавшими от чернобыльской аварии, была одной из тех, кто организовал психологическую помощь во время землетрясения в Спитаке, позднее работала с детьми из Буденновска и Беслана. Последние 10 лет Мухина занимается психологическими проблемами осужденных пожизненно.



Я и другие (Всеволод Бродский) 2010 г.



Год выпуска: 2010
Страна: Россия
Жанр: Психология, научно-популярный
Продолжительность: 00:47:00
Режиссер: Всеволод Бродский

Описание: Толпа живет своей жизнью, движется как единый организм. Каждый из нас думает. что толпа это другие - тем, кем можно управлять. Самое сложное это понять, что мы тоже часть толпы, часть общества. Нами тоже манипулируют: реклама, технологии, пиар. Но никто ни может управлять человеком без его согласия. Мы сами выбираем, и часто принимаем чужое мнение за свое. Даже если это мнение совершенно абсурдно.


Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Видео: 704x424 (1.66:1), 25 fps, XviD build 50 ~1295 kbps avg, 0.17 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Как скачивать по magnet ссылке?
    1. Если у вас еще не установлена программа uTorrent (рекомендуемая версия программы uTorrent 1.8.2), скачиваем и устанавливаем:


    2. Копируем ссылку в буфер обмена (если ссылку "разрезало" на несколько строк, нужно её "склеить" обратно, чтобы ссылка выглядела также как на образце):


    3. Запускаем uTorrent:


    4. Нажимаем на кнопку с глобусом и плюсом на верхней панели uTorrent:


    5. Вставляем ссылку в открывшееся окно, если она еще не вставилась сама, и жмем OK:



Скачать по magnet-ссылке


Категория: Психология   Теги: Советское кино, Информационная война   Автор: Феликс Соболев

<
  • 477 комментариев
  • 0 публикаций
10 апреля 2011 20:28 | #1
0
  • Регистрация: 25.08.2009
 
Даже в самом раннем возрасте можно понять сущность человека, которая, скорее всего не изменится.


Если не изменится, тогда какой смысл в развитии? Следовательно, пропадёт смысл эволюции, как таковой.
А вообще материалы хорошие. Зная, как работают манипуляторы, получаешь свободу от их действий. Ну, или по крайней мере, осознание повышается.

<
  • 919 комментариев
  • 3 597 публикаций
10 апреля 2011 22:57 | #2
0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Цитата: Сергей0123
Если не изменится, тогда какой смысл в развитии? Следовательно, пропадёт смысл эволюции, как таковой.
Эволюция это общее понятие, относящееся к развитию природы вообще. А человек рождается уже с заложенными качествами, начиная с того, что у него две руки, одна голова и т.д. и заканчивая особенностями характера. Сущность на протяжении жизни, конечно, и меняется, но незначительно и лишь до определённого предела, не выходя за отведённые ей рамки.

<
  • 16 комментариев
  • 0 публикаций
12 апреля 2011 20:35 | #3
0
  • Регистрация: 27.12.2010
 
Судя по первому фильму семиты более внушаемы)

А судя по последнему население все более деградирует


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "На ... надейся, а сам не плошай"
Ответ:*