Сказки для малышки - 3
Но у меня есть то, что не нуждается в типографиях и не приносит огромных гонораров. Я сохранил в своей голове и своём сердце сокровище, авторство которого принадлежит не одному человеку, но целому народу. Свой образ и свою тайну запечатлели люди одного с тобой рода в этих сказках, сказаниях, приданиях и песнях.
Эти сказки неподвластны Кроносу, пока живы народы – породившие их. Их не забыть никогда, покуда их голос струится в твоих венах. Даже глоток из Леты не сможет отнять эти сказки у тебя, ведь они живут не в памяти – они живут намного глубже.
Чего же ты хочешь на этот раз? Может быть тебе рассказать об оборотнях или духах водопадов, о маре или межевом духе, о драуге и мармеле? О, ты хочешь знать о том старике, который пришёл через балкон на рождество в старом помятом красном балахоне, отдающем запахом талька, и в слежавшемся колпаке? Ну хорошо, знай, что это был не кто иной как… твой дед. Да, отец твоей матери. Думаю ты и сама об этом догадалась, как ни печально. Но я могу рассказать тебе ещё кое-что: о том, под кого твой дед безуспешно пытался подделаться.

Задолго до принятия новой веры, в разных частях твоей маленькой но труднопроходимой страны назывались эти существа по-разному: где-то звались они tomtegubbe (старичок с обжитого места), где-то tunkall (дворовой), где-то haugebonde (курганный хозяин), где-то godbonde (хороший хозяин). А на древнем языке его имя звучит как gardvor – хранитель хутора. В строгом смысле у него нет имени как у людей, а скорее есть прозвище. И это нормально, потому как они привязаны к конкретному хутору и с него не уходят. Так и зовут их: хранитель хутора такого-то. Появляются же они там с самым первым хозяином хутора и живут либо под самым старым деревом возле хутора, которое ни в коем случае честный бонд не срубит, либо на чердаке или сеновале (если хутор не так стар).
Когда принесли папские прихвостни новую веру, стали звать этих старичков по-новому – Ниссе. От имени так называемого «Николая-чудотворца». И стали назначать специальный день, в который ниссе должен приносить дары в дом. Этот день то ли связан с рождением очередного нового бога, то ли с днём его обрезания. Что такое обрезание? Эээ..сейчас не об этом речь, малышка, в общем, потом узнаешь, если захочешь.
Подарки стал ниссе таскать строго с того дня когда в 1580 году один находчивый мальчик решил поиздеваться над своей младшей сестрёнкой и сказал ей: «Если в этот праздник ты выставишь на крыльцо свою пустую миску, то Ниссе положит в неё что-нибудь. Разумеется если ты весь год хорошо вела себя.» На счастье, этот разговор подслушал местный ниссе, когда копошился у себя на чердаке и когда девочка выставила свою миску кинул туда пару серебряных монет. Остаётся только догадываться – где он их взял. Но, так или иначе, с этого момента обычай распространился среди всех ниссе и теперь бедные маленькие старички вынуждены ежегодно штурмовать торговые центры, дабы угодить ненасытным детишкам и притащить на своих натруженных горбиках волшебные китайские игрушки. А ведь раньше было достаточно свиного окорока или корзины сладких печёных яблок.

В соседних землях тоже есть такие существа, только зовутся они по-разному. В Белоруссии звать их – Зюзя. Этот дед только зимой приходит, в морозы, и имеет огромную бороду и ходит босиком. Ещё бы панталоны ему и был бы чисто - Порфирий Иванов. К слову сказать – Зюзя таскает с собой невдолбенную булаву и долбит ею по деревьям – от этого в мороз они и трещат (ох уж эти белорусы). Иногда забредает в деревню и предсказывает скорые морозы, избавляет от холода какую-нибудь бедную семью или наваливает полные миски кутьи (а лучшим хозяинам - самогона).
У диких безумных русских – этого деда зовут Морозкой.
У маниакальных немцев – Рождественским Дедом.
У алкоголичных ирландцев (или исландцев (готов спорить: те - тоже не прочь выпить)) их вообще 13 (видимо очень сильно двоилось в глазах).
Очень странное это существо – ниссе. На руках у него – по четыре пальца, росту –маленького, одет в серое, на голове неминуемо – колпак. Любит он шалить до невозможности. И если хозяева не знают как с ним сладить – лучше им переселяться на новый хутор. И такое бывало. Несмотря на свой малый рост и недостаток пальцев – с ним лучше не драться: однажды он так с избил одного силача, что тот полз пол ночи до своего хутора, да там и сдох на крыльце. Впрочем сладить с ним не трудно, если выполнять нехитрые условия:
- давать раз в четверг, вечером, миску каши (обязательно на молоке и масле) с кружкой бухла (если хутор бедный – можно и раз в год);
- не употреблять при нём библейских словечек – он дико звереет от этого;
- если он выберет любимую лошадь или корову, не мешать ему ухаживать за ней пуще чем за другими животными (Известен случай, когда хозяин увидел что у одной лошади грива поухоженнее и в корыто засыпает маленький старичок больше овса ей, чем другим. Закричал он на старичка в сером сюртучке мол чего он командует на его хуторе. Результатом стало, опять же, жестокое избиение боннера с дальнейшем выбрасыванием в сугроб – головой. А видел один путник, как ниссе пытался скакать на лошади, да только троллей насмешил да колпак потерял.);

- не мешать ниссе красть сено с других хуторов, он же делает всё что может для своего хозяина (Однажды, рядом стояли два хутора: Эйгорден и Нерсторхов. На одном завелось много зерна, а на другим – сена. И ниссе с этих хуторов преступным образом таскали недостающую провизию друг у друга. Всё бы хорошо, да только вот раз встретились они лицом к лицу в роще. Один – с мешком пшена, другой – с тюком сена. Бедные боннеры сидели молчком в своих домах и трясясь слушали всю ночь звуки драки из рощи и страшные не христианские ругательства. С тех пор никто ни у кого ничего не тырил);
- относиться снисходительно к их шалостям по отношению к кошкам, собакам и пасторам (Ниссе любит поиздеваться над кошкой, налив ей в миску протухших сливок, или схватить собаку за хвост и кататься по двору таким образом. Ещё любит в лунную ночь сидеть на коньке дома и свесив ножки стебаться над прохожими, в особенности – над местным пастором. Иногда прикидывается комком шерсти и когда его поднимают, чтобы рассмотреть получше, - резко распрямляется с криком и пугает прохожего, после чего долго и гнусно хихикает);

- не занимать его маленькую кроватку, которая стоит на чердаке, если он там живёт (Однажды пришли гости к боннеру и засиделись допоздна. Решили заночевать и одного мальчика положили на чердаке в старой кроватке. Ночью мальчика внезапно вытряхнули из кроватки да так, что он шваркнулся о бревенчатый настил чердака своей головой. Мальчик перепугался и хотел спуститься, но испугался что над ним будут смеяться и залез обратно. Тогда ниссе окончательно расстроился и опять же поколотил мальчика так основательно, что сломал пару рёбер и спустил его с лестницы.)
В общем, если выполнять эти нехитрые правила, то ниссе отплатит прилежной работой по дому, наличием порядка в хлеву и чистотой во дворе. Будет делать всё что нужно хозяину хутора, чтобы тот процветал. Нет невозможной работы по хутору для него. Коровы будут давать самое жирное молоко а лошади получат великолепный уход.
Бывало так, что на новом хуторе нет ниссе и дела идут плохо. Тогда следует ночью идти на перекрёсток, где обычно собираются разные не совсем обычные существа и пригласить его на хутор. А иногда ниссе сам приходит на безприглядный хутор и стучится в дверь, деловито предлагая стать работником за небольшую, выше оговоренную, плату – миску с добротной кашей. Ни в коем случае не следует давать ему новую одежду, как это сделала сердобольная старуха за которую ниссе мыл посуду. Бабка сшила ему новый кафтанчик, сняв с него мерку а он тут же сказал: «Больно у меня красивый наряд. Чтобы я мыл посуду» и был таков.
Очень ниссе похож на домового, который обитает у русских. Только нрав у него круче ещё и живёт домовой за печкой. Так если не понравится домовому лошадь, то может он её уморить до смерти. Поэтому стараются купить лошадь той масти, которая «ко двору». У этих русских домовые часто предсказывают беду (что, в общем-то, нормально, поскольку беды у них часты и значительны). А могут и придушить ночью, сев на хозяина, если тот будет себя плохо вести по отношению к домовому.
Имеется записанное сказание седьмого века о древнем хозяине хутора, самом первом ниссе. Затем появились сказания в десятом веке о хранителе хутора а в одиннадцатом уже были домовые церковные и корабельные. И вот в тысяча пятьсот восьмидесятом году припёрся рождественский ниссе. И к тебе он придёт в назначенный день с подарком, если твой дед перестанет из себя изображать помятого бомжа в красном кафтане и с пыльной бородой, а так же если ты будешь знать как вести себя с таинственными силами, известными нам из сказок. Если ты поймёшь, для чего нужна сказка. Что это больше, чем простая персонализация сил природы. Теперь ты спишь, и можно не беспокоиться о том, поймёшь ли ты последние слова – или нет.
VARULV
Иллюстрации – Теодор Киттельсен (http://kittelsen.efenstor.net/)
Иллюстрации – Теодор Киттельсен (http://kittelsen.efenstor.net/)