Процесс изготовления традиционного китайского чайника из исинской глины

Процесс изготовления традиционного китайского чайника из исинской глины

Исинская глина — собирательное название глин, которые добываются в районе города Исин в провинции Цзянсу, из которых изготовляются, по мнению китайцев, самая качественная и дорогая чайная посуда.


История Исина как специализированного керамического центра насчитывает более полутора тысяч лет. Продукция местных гончаров была хорошо известна в Китае уже в периоды правления династий Таи (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.). Особый расцвет керамического дела связан с периодом Мин (1386-1644 гг.).

Традиционная исинская керамика носит название «цзыша» — от собственного имени местных глин, из которых она производится. Глины залегают мощными пластами в речной долине. Наиболее ценный сорт — «пурпурные» глины, имеющие специфическую коричневую с фиолетовым оттенком окраску и отличающиеся очень тонкой текстурой за счет полного отсутствия непластичных примесей. Добытая из карьера глина имеет консистенцию пластилина, не требует какой-либо очистки и сразу может использоваться в качестве формовочной массы.

В глинистых отложениях Исина помимо «пурпурного» сорта встречаются пласты и линзы сырья светлого цвета — серого, желтоватого. Иногда слой темной и светлой глин находятся в перемешанном состоянии, что создает разноцветный, «мраморный» узор на поверхности готового изделия. Впервые этот оригинальный эффект был использован местными гончарами еще в VI в. Температура обжига исинских глин более высокая, чем для обычного керамического сырья, — около 1100° С.

Сегодня изготовлением керамики в Исине занимаются несколько фабрик, множество артелей и мелких мастерских. Основные виды продукции традиционны — чайная посуда, пользующаяся большой популярностью в Китае, тарные емкости, декоративные напольные вазы, емкости для цветов. Производственный цикл сохраняет выработанные веками стандарты технологии, формы и декора глиняных изделий.

«Фирменный знак» города Исина — керамический чайник. Считается, что именно в Исине в средние века приобрели свой классический вид все элементы привычного нам набора чайной посуды. Это прежде всего относится к чайнику, играющему основную роль в древней китайской церемонии чаепития.

Исинские чайники знамениты во всем мире своей необычной цветовой гаммой, разнообразием морфологических вариаций и оригинальностью декора. Когда в XVI-XVII вв. эти изящные изделия стали известны в Европе, они сразу вошли в категорию дорогих экзотических редкостей с Востока. Сегодня на исинских фабриках по производству чайной посуды работают ведущие художники-керамисты, которые изготовляют как эксклюзивные авторские изделия, так и модели для внедрения в серийное производство. Среди художников немало таких, чьи имена известны не только в Китае. Это, например, госпожа 

Ван Иньсянь, супруги Чуньфаи Пан и Чепчжапь Сю. Их изделия, умело сочетающие традиционные технологические и художественные каноны с современными тенденциями гончарного искусства, неоднократно получали высокие награды на международных керамических выставках.

Для изготовления чайной посуды формовочной массой служит глина «цзыша» без каких-либо специальных примесей. Наиболее популярно сырье «пурпурного», или «шоколадного», цвета, однако нередки и другие варианты, например, естественная или искусственная смесь темной и светлой глин, дающая уже упомянутый выше «мраморный» узор. Интересным приемом, известным еще со времен средневековья, является окрашивание светлых глин различными минеральными пигментами в синий, зеленый, ярко-желтый цвета. После обжига яркая окраска изделия сохраняется.

Традиционный способ формовки чайников, чашек и блюдец — ручной, с использованием приема выбивки (техника «наковальни и молоточка»), позволяющего придать стенкам изделия необходимый контур.

Наиболее сложная операция — моделирование чайников, имеющих четыре конструктивных элемента — тулово, песик, ручку и крышку. Тулово может иметь самые разные очертания — от шаровидного до цилиндрического и квадратного. Весьма разнообразны по форме и другие детали чайника. В процессе работы мастер сидит за небольшим деревянным столом, на котором инструменты, подставка, необходимый запас формовочной массы.

«Классические» исинские чайники невелики по размеру, поэтому для изготовления одного изделия требуется в среднем от 200 до 400 г. пластичного сырья. Тщательная, сплошная обработка стенок аккуратными непрерывными ударами маленькой лопаткой пли шпателем (выбивка) и последующее заглаживание позволяют получить идеально ровную поверхность. Выбивкой достигается не только желаемый контур стенок, но и их равномерная толщина, которая у исинских чайников составляет обычно 0,2-0,3 см. Крышка, ручка и носик чайника изготавливаются отдельно и присоединяются к готовому тулову, в котором предварительно проделываются соответствующие отверстия.

В отделке поверхности чайной посуды важная роль отводится приему лощения. Эта технология известна в китайском гончарстве еще со времен неолитических культур Яншао и Луньшань. Современный исинский гончар так же, как и его древний «коллега», использует для лощения подходящий по размеру и форме кусочек зашлифованного дерева, камня, кости — главное, чтобы он был безукоризненно гладким и твердым. Отработанными движениями мастер полирует подсохшие стенки изделия, добиваясь равномерного «шелкового» блеска. Исинская керамика демонстрирует высший уровень владения техникой лощения, когда на готовом сосуде невозможно увидеть следы работы орудием в виде полос, «дорожек» и т.п.

Для изделий, изготовленных из формовочной массы, неотощенной непластичными примесями, не требуется дополнительного покрытия поверхности жидкой глиной, окрашивающим составом, глазурью и т.п. После обжига черепок имеет весьма плотную и тонкую текстуру и становится практически водонепроницаемым — это еще одна особенность исинской керамики.

Опытный мастер обычно работает одновременно над формовкой и отделкой двух чайников. Это позволяет не терять ни одной секунды, так как паузы в процессе изготовления одного изделия, необходимые для подсушки глины перед лощением или присоединением к тулову носика и ручки, используются для операций с другим изделием.

Еще со времен средневековья в Исине сохраняется традиция широко использовать в дизайне чайников растительные мотивы. Тулова могут моделироваться в виде различных плодов и цветов, а крышки, носики и ручки имитируют листья и стебли растении. Популярны чайники, облик которых напоминает ствол дерева с отходящими от него ветками и сучьями. В этом случае особое внимание уделяется специальной обработке поверхности, что позволяет достичь внешнего эффекта рельефа древесной коры — слегка шероховатой или изрезанной глубокими бороздами, пли идеально гладкой. В дизайне чайников и чашек часто используется прием нанесения врезанной и заполненной черной краской иероглифической надписи, содержащей счастливые пожелания и изречения в духе буддизма и т.п.

Сейчас в Исине для массового производства чайной посуды широко применяется способ отливки в шаблонах, позволяющий получать много продукции, тратя на это минимум времени. На первый взгляд отличить такие изделия от изготовленных вручную весьма сложно, и, только присмотревшись, можно заметить тонкий шов, соединяющий две отлитые в специальных формах половинки чайника или чашки. Рыночная стоимость посуды, изготовленной с помощью литья, значительно ниже изделий ручной работы.

Следует сказать, что орудия труда китайских гончаров вообще очень просты и сделаны преимущественно из дерева — это лекала для правки профиля формуемого на круге сосуда, шпатели и лопаточки, ножи и скребки для подрезания лишней глины и выравнивания стенок, лощила. В качестве последних могут служить и гальки. Кусочки кожи или ткани используются для заглаживания поверхности сосуда после формовки.

Для исследователей древнего и традиционного гончарства Исин привлекателен редкой возможностью увидеть одну из немногих работающих сегодня в Китае «драконовых» печей. Как известно, тип «драконовой» печи — это замечательное изобретение средневековых китайских гончаров. Начиная с Тапского времени, они использовались уже достаточно широко. Основной принцип устройства «драконовой», или длинной, печи — узкий тоннелеобразный корпус, расположенный на склоне холма под определенным углом так, что топочный отсек находится в нижней, а дымовая труба — в верхней части печного тоннеля. Такая конструкция создает оптимальные условия для воздушной тяги и поддержания в печи необходимого температурного режима (до 1350° С).

Атмосферный режим в печи мог быть окислительным при открытом доступе воздуха через специальные отверстия в корпусе либо восстановительным, если не было прямого контакта обжигаемых изделии с кислородом. Средневековые «драконовые» печи сооружались из кирпича, имели длину от 30 до 60 м и использовались для обжига различных видов фарфоровой и керамической продукции. В провинциях Чжэцзянь, Лиьхой, Цзянсу и других сохранились остатки десятков, если не сотен, древних гончарных мастерских с «драконовыми» печами. Некоторые из них превращены в музеи.

Драконья печь в Циньчжоу
Драконья печь в Циньчжоу. Фото: https://cha108.ru/?p=7657

Действующая сегодня «драконовая» печь находится в небольшой керамической артели в деревне Чжаншу, рядом с Исином. Специалисты и местные гончары утверждают, что эта печь работает в течение уже 300 лет. Она располагается на искусственно созданном земляном склоне. Длина печи — 45 м, ширина — 2,3 м, высота — 1,8 м, внутренний объем — 80 куб. м.

Для одного полного обжига требуется 5000 кг сухой сосны и 1500 кг угля. Максимальная температура в печи — 1200°С. Лучший участок для обжига — центральная, часть печи, где температура наиболее устойчива и легко поддается контролю. Весь процесс состоит из нескольких этапов. Первый — загрузка печи керамической продукцией, где заняты 8 чел. в течение 5-7 часов. Второй этап — предварительный нагрев печи — длится 22-24 часа и требует участия 3 чел. Обжиг продолжается 12-14 часов; в этой операции заняты две рабочие группы по четыре человека каждая. В ходе обжига через сквозные боковые отверстия в длинных стенках печи внутрь подбрасывается топливо. После обжига, когда израсходован весь запас дров и угля, печь остывает в течение 24 часов, затем группа из восьми человек за 5-7 часов разгружает печь.

Приведенные данные позволяют судить о значительной трудоемкости и длительности операции обжига в традиционном гончарстве. Кроме того, печной обжиг требует много топлива — при широкомасштабном производстве это создает серьезную опасность для окружающей среды, грозит уничтожением растительного покрова. Поэтому понятно, что в течение последних десятилетий, с развитием научно-технического прогресса, традиционные методы обжига керамики активно заменяются новыми, более простыми, эффективными и экологически безопасными. Сегодня в керамическое и фарфоровое производство Китая широко внедряются электрические и газовые печи, хотя в сельской местности, в небольших артелях по изготовлению кирпича и черепицы, еще можно наблюдать процесс обжига в печах старого типа.





Категория: Рукоделие

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.