РИТУАЛЬНАЯ ОДЕЖДА СОВРЕМЕННЫХ ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ

РИТУАЛЬНАЯ ОДЕЖДА СОВРЕМЕННЫХ ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ

ОТКУДА БЕРЁТСЯ, ГДЕ И КАК ПРИМЕНЯЕТСЯ, на примере нарядов Пятницы

Как-то я была на телевидении в группе поддержки волхвов Велеслава и Огнеяра. Разумеется, они были в праздничной традиционной одежде. Ведущий неприязненно оценил наряд Огнеяра: фасон русский, вышивка украинская. Огнеяр спокойно ответил: - мне эту рубаху сшила любимая женщина и вышила её так, как посчитала нужным; это главное, а не полная идентичность старинным нарядам.

Так же и мой «гардероб», при взгляде со стороны составлен «по мотивам» традиционных одежд, хотя в нём и имеются отдельные аутентичные вещи. Так ведь я не реконструктор, играющий в «настоящую» старину, я живу традицией, я живу в традиции. А в ней наряды изготовлялись своими руками «из того, что было». Вот и моя ритуальная одежда, а также некоторые наряды моих друзей сшиты мною собственноручно. Предметом моей гордости является тот факт, что я крайне редко покупаю современную ткань (только иногда – старинную) для своих изделий. Нет, я не тку и почти не вышиваю – не хватает времени. Я из нескольких своих, маминых и бабушкиных старых вещей легко делаю новую одежду, которая согревает меня родовой памятью.

Так за много лет у меня накопилось достаточное количество ритуальной одежды, на разные торжественные случаи я имею возможность подобрать соответствующий наряд:


Капище под Малоярославцем. Свадьба волхва Велеслава и Лады, я - сваха. В народной традиции сваха – обязательно пожилая, опытная женщина, «молодиться» в этой роли нельзя, поэтому я специально одела «возрастной» наряд: платок моей покойной бабушки, рубаху и понёву без красной отделки. Рукава льняной рубахи и ворот сшиты из льняного рушника с синим узорным тканьём (куплен в Музее льна в городе Мышкин).


Пуговица середины ХХ века из маминых запасов, с детства являлась предметом моего обожания. Понёва сшита из белорусского шерстяного покрывала на кресло (куплено на барахолке в Ховрино). Мой свадебный статус маркирует рушник, завязанный через плечо. (В скобках замечу, что на любой свадьбе одеваться ярче невесты нельзя, если вы, конечно, не желаете ей навредить).


Другая свадьба на Купале в Петрово – Дальнем. Я – подружка невесты, в тот момент не замужняя, поэтому на голове имеет место быть венок.


Капище на Луговой (ныне разрушено вандалами). Осенины, момент отправление в ирей «журавля» с пожеланиями «колесом дорога!». Я в красной шали, третья в процессии женщин. Состав наряда:


Головной убор «кичка» перешит из индийской блузки, купленной в секонхенде за 7 (!) рублей.


Шерстяной навершник (глухой саян) в красно-коричневую полоску. Перешит из белорусского тканого покрывала на диван, которое выпросила у мамы. Отделка по краям красным ситцем. При необходимости рукава саяна легко спарываются, специально пришиты «на живую нитку» (см. без рукавов фото Коляда в Снегирях). Очень старая мамина красная шаль, узорное тканьё.

Сума перемётная, сшита из красного с зелёными узорами куска вельвета, подаренного Дерваной. Украшена косичкой, сплетённой из зелёной замши со старой сумки и медными бляхами, с различной старой обуви и сумок. Сапоги из натуральной кожи, сто лет назад купленных по случаю у кустаря на рынке в Химках, им нет сносу. Фибула подарена Ясной на день рождения, куплена на ВВЦ (более крупно см. ниже). Браслеты куплены на уличном развале за 60 рублей.


Ярилин день на Луговой. На «Яриле» (парень с раскрашенным лицом, ведёт «коня») сшитая мною льняная рубаха с «подоплёкой», украшена по вкусу заказчика.



Там же. Алая льняная сорока с «золотым» очельем, сшита из подаренного Дерваной лоскутка, подвески куплены в отделе пуговиц универмага, репсовые ленты-завязки спороты со старых вещей. Из-за «возрастного ценза» одеваю только на весеннее - летние праздники. Румяна на лице нанесены в соответствии с данными письменных источников и узорами на лицах статуэток Триполья (подробнее об этом см. статью автора «Славянский обрядовый «макияж»).

«Сорокой» называют головной убор, который будучи разложенным на плоскости образует фигуру, напоминающую обезглавленную птицу. Завязки-крылья, «хвост» спускается с затылка и закрывает шею.


Наряд, сшитый специально для Купалы 2001 года.Рубаха из бязи, подаренной мамой, отделка тесьма, льняное кружево, красный сатин. Панёва сшита из старой накидки на кресло, выпрошенной у соседки. Собственноручно вышита «кониками». Ныне утеряна.








Март месяц в разные годы: в Троицке (Масленица), Кузьминках (заклички Весны), на Планерной (заклички), на Речном вокзале (заклички). Иногда, в силу обстоятельств, полного комплекта традиционной одежды на праздник «не случается». Но всё равно, «цивильный» костюм маркирован платком, брошью на головном уборе, кичкой, мартеницой.


Масленица в Троицке. Шапочка описана выше, жакет перешит из старого пиджака огромного размера, но очень хорошего качества мягкой шерсти подходящего «сермяжного» цвета, украшен зелёными и красными лоскутами, оставшимися от прошлых перешивок, тесьма. Андарак (полосатая юбка) сшита из старинного домотканого холста, купленного в г. Кимры Тверской области.


Фартук из перешит из чёрной шерстяной юбки, украшен тесьмой и пуговицами, скопившимися в течении многих лет – всё спорото с других вещей, которые стали малы детям или вышли из моды.



Словения, 2011 год, 23 апреля, национальный праздник «Зелёный Юрай» (общеславянский Ярило вешний). Соорудила наряд «по мотивам» словенского традиционного женского костюма из того, что было. Образцы взяла из книг библиотеки посёлка Рогашка-Слатина. Чепец сшит из отрезанного рукавчика вышедшего из моды ажурного трикотажного жакета, по челу украшен пуговицами. Пригодился платок – «арафатка», подаренный подружкой. Фибулу привезла из Москвы. Так и «рассекала» по курортному городку, под заинтересованные и одобрительные взгляды словенцев и отдыхающих. Особенно присматривались к броши с древнерусским рисунком.


Коляда в Снегирях. Шапочка сшита из старой трикотажной шерстяной кофты хорошего качества. Вышита «по петлям» - имитация узорной вязки. Внутри подбита мехом с подстёжки детской курточки.


Там же. В середине снимка заядлый охотник Дрягослав в сшитом мною на заказ кафтане «под стрельца». Народ отреагировал моментально, дав ему ник «Иван-царевич» .


Лельник на Речном вокзале. Я в красном «шелковом» сарафане, сшитом из обивочного материала. Сарафан посажен на подкладку из старинного домотканого льна, куплен на базаре в г.Суворов Тульской области. Аутентичный крой. Пуговицы ажурного литья и штамповки середины ХХ века со старых маминых блузок. Рубаха – долгорукавка из бязи, подаренной мамой, украшена широкой красной «шелковой» тесьмой. Этот наряд я ношу только в весеннее - летний период, исключая моменты траура. Слева на фото кума Лебедь в синем, сшитом мною сарафане.


Русалии на Луговой. В центре фото я в том же красном сарафане.


Макошье на Луговой. Совместно проводят «Гудьба» и «Родолюбие». Ношу чёрно-белый траур по своей недавно умершей столетней бабушке. Пуховый платок Рыси, меховой жилет сшит из детской шубки выросшей дочери (просто выпорола рукава и воротник).


Тот же праздник (Макошье) на Луговой, славленье Воды. Братину держит Искра, на ней старинная рубаха Тульской области из моего собрания, «золотые» запястья «под старину», куплены мною по каталогу Отто. Наряд составлен продуманно, специально под исполнявшуюся сербскую песню-величание Воды и исполнительницы обряда:

«Вир-вир-вир, серебряна Водица!
У Водицы – красная девица,
Ноги серебрЯны по колена,
Руки золотые по рамена…».

В ситуации траура вполне естественно и традиционно передать свои функции и наряды «младшим товарищам».


Я в той же рубахе Тульской области начала ХХ века, на голове старинная вологодская кичка (дана на прокат Святославой), на шее старинное бисерное украшение из Сумской области Украины (начало ХХ века), подарено родственницей по деду:


«Бисерная ряска», доставшаяся мне в наследство, на родственнице в украинском костюме. Фото середины ХХ века.


У чура Макоши на Луговой. Я в рогатой кичке (на втором плане) и Ясна – рожаницы, чествующие Рода. На груди перекрещен пояс по традиции некоторых племён Балканских славян. У восточных славян так обычно завязывают длинный рушник, маркируя главных участников обрядового действа (не только свадьбы, но и других особо значимых для исполнителя праздников):



Троицк. Славление Макоши: глухой саян, рушник, рогатая кичка. Рога выполнены из проволоки, плотно обмотанной красной лентой, вырезанной из трикотажной кофты.


Очелье украшено натуральным янтарём от старых бус и подаренными бубенчиками из магазина индийских прибамбасов. Основа из тисненной индийской кожи, вырезанной из старой сумки. Височные кольца из колец с кронштейна для штор, бусины, пружинки из медной проволоки, крепятся к очелью ремешками для часов.


Ожерелье из маковых головок и лапок жабы Аги (приобретены в охотничьем отделе магазина «Экстрим»). Одеваю только на Макошье, очень сильная вещь, другие праздники «глушит».


На Масленице в детском клубе. Рубаха отделана вставками с вышивкой 50-х годов ХХ века, которые вырезаны со старой скатерти, подаренной пожилой родственницей из Калуги, которую она вышила сама. Стиль «Матрёшка», на ритуалы одеваю крайне редко, иногда использую в качестве ночной сорочки. На шее среди новых, более крупных бус, несколько ниток старинных кораллов с серебряными вставками по центру, так же подарены в Калуге, а привезены были во время Гладомора с Украины, из Сумской области.

Дожинки на Луговой. Велеслав осыпает присутствующих зерном, я (на вторм плане) с хлебом-солью на рушнике.


Там же. Очень приятно, что Родолюбие, прежде чем поместить моё фото с этого праздника на свой календарь 2009 года, спросили на то моего разрешения :).


Там же, чествование хлебом-солью высокого гостя из Калуги.

На мне полотенчатый головной убор из современного белорусского рушника узорного тканья, привезён Ясной из поездки в Минск. «Трёхбусинные» височные кольца сделаны самостоятельно из нанизанных на занавесочные колечки старинных дутых пуговиц. Возрастная, скромно украшенная, белая рубаха. Сшита из отреза льна подаренного мамой, ворот и рукава отделаны узорным тканьём, вырезанных с белорусского рушника. Вполне традиционно вторичное (и более раз) использование вышивок и узорного тканья со старых, износившихся изделий. Например, в моей коллекции домотканых рушников начала ХХ века есть несколько экземпляров, по свидетельству их хозяек, составленных из вышитых и сотканых полосок, вырезанных из сношенных рубах и пришедших в негодность полотенец:


Выставка моей коллекции в одной из московских школ. Демонстрация рушника с красно-белым узорным тканьём, к которому внизу пришита пёстрая вышивка с более старого изделия.

Купала в Петрово- Дальнем. Та же рубаха: хорошо видна отделка ворота, рукава и манжеты частями льняного узорного рушника. Льняное корзно (накидка, плащ) скреплено фибулой, подаренной Ясной. Гривна с личиной куплена по случаю в одной из «восточных» лавочек Москвы.


Та же Купала. В центре Святослав в красных портах, сшитых мною по его заказу.


Моя первая рогатая кичка, сшитая специально к Празднику Святослава в музее К.Васильева из лоскутков плюша, ленты, старых «жемчужных» бус. Височные кольца сделаны из браслетов с нанизанными дутыми пуговицами середины ХХ века. Несколько лет тому назад кичка и жемчужное очелье подарены Верее.


В музее К.Васильева. Пока добиралась на место, вспомнила, что второпях забыла одежду, тут же «родилась» оправдательная частушка:

«Я на праздник Святослава себе кичку сшила
С жемчугами и рогами
А сарафан забыла!».


Макошье в Чертаново. Справа Верея в подаренной рогатой кичке и данной на прокат панёве. После этого панёва мистическим образом исчезла с нашего горизонта . На мне (слева) полотенчатый головной убор, сверху рогатая кичка, очелье с янтарями, пояс из тесьмы, сшитой «изнанка к изнанке», кисти сделаны из шерсти распущенного старого шарфа .


«Александрийская рубаха», сшита много лет назад по заказу Драги для Купалы. Ситец, лён, тесьма. Одно из немногих изделий, которые я вышила сама. Сюжет вышивки так называемое «вознесение Александра Македонского» - на птицах в Небо. Ныне рубаха полностью сношена, но владелец до сих пор вспоминает её добрым словом, что, конечно, черезвычайно приятно.



В одной из московских школ: показываю детям способы применения рушников в народной традиции. Все полотенца из моей коллекции, сотканы и вышиты в конце 19, начале 20 века. Иногда на праздники сооружаю и себе такой архаичный «полотенчатый головной убор» из старинных убрусов.
Поскольку коллекцию рушников я начала собирать с личного благословления Бориса Александровича Рыбакова, телеканал «Культура» пригласил меня рассказать об этом на съёмки документального фильма к 100 - летию со дня рождения академика «Зима патриарха». К сожалению, я была в отъезде, но позже был снят и показан сюжет «Исследования языческой символики традиционной русской народной вышивки» в передаче «Чёрные дыры, белые пятна» на телеканале культура от 03.07.2008 года.


Рубахи из моей коллекции, найдены в окрестностях Краинки Тульской области, демонстрируются в Музее русского быта в парке Лосиный остров.

Вот написала, прочла, и поняла, что я – барахольщица. Многие современные традиционалисты обходятся одним комплектом ритуальной одежды и отлично себя чувствуют, в чём совершенно правы. Не в нарядах и не в их количестве суть. Но я люблю и жалею старые вещи, мне интересно давать им новую жизнь. Так же относились к одежде и наши Предки. И если бы они по-другому относились к своим старым вещам, не переделывали их, не передавали своим детям, разве бы мы сейчас имели бы представление о старинной одежде?

А тут вдруг бальзам на душу: статья на Перунице «Тайная история искусственного устаревания вещей». Оказывается, я борюсь с мировым заговором производителей, радея за «вторую молодость» симпатичных, вполне пригодных бэушных предметов.

Особо хочу отметить, что работа сия написана не для того, чтобы научить читателя КАК НАДО шить и носить обрядовую одежду, но для того, чтобы рассказать КАК ЕСТЬ конкретно у меня, то есть чисто для Истории, которую, как известно, переделать нельзя. Посему и комментарии запрещаю. Если что, пишите в личку :).


Категория: Рукоделие