Лепка из пластилина, глины, гипса и других материалов в начальной школе

Содержание:

Лепка из пластилина, глины, гипса и других материалов в начальной школе

Брошюра «Лепка в начальной школе» преподавателя-методиста Угличского педагогического училища Ивана Николаевича Потехина предназначена в помощь учителям и пионервожатым. В ней отражены многолетний опыт работы автора по художественной подготовке будущих учителей и его непосредственная работа с учащимися школы при педагогическом училище.

В связи с широким внедрением политехнизации в обучение в программе по труду значительное место отводится работам с пластическими материалами: глиной, пластилином, гипсом, папье-маше и др.

Брошюра «Лепка в начальной школе» имеет своей целью помочь учителям начальных школ и пионервожатым в проведении занятий с учащимися как на уроках, так и в кружках «Умелые руки».

Главное внимание в ней уделяется методике проведения уроков лепки, так как этот вопрос недостаточно освещен в педагогической литературе. Кроме того, даются практические советы, как провести некоторые занятия, в частности по изготовлению макетов из природных материалов. Особое место уделяется привитию детям навыков коллективного труда, что в наше время имеет очень большое значение.

Рисование и лепку в начальной школе нельзя рассматривать как предметы только художественно-эстетического воспитания, отделять их от других предметов, проходимых в школе, и явлений, встречающихся в жизни. Овладение основами реалистического изображения в рисовании и лепке — главная и основная цель обучения. При этом дети знакомятся со свойствами различных пластических материалов природного и искусственного происхождения. И вполне естественно, что в процессе трудовой практической деятельности у них возникает целый ряд вопросов, непосредственно связанных с промышленностью нашей страны. Ввиду этого я считал необходимым хотя бы в краткой форме дать описание природных материалов и их использование в различных производствах (керамическом, гончарном и др.).

В первой части брошюры содержатся краткие сведения о произведениях скульптуры и их названиях, о гончарном и керамическом производствах и бумажной промышленности.

Отдельная глава отведена скульптуре из снега, так как этот вопрос почти не освещен в литературе. Здесь в сжатой форме я изложил опыт нескольких лет своей работы. Надо сказать, что в школах Углича уже вошло в традицию украшать скульптурами из снега площади города, катки, детские площадки.

План размещения учебного материала, данный в брошюре, не является обязательным. Проведение уроков может быть изменено в зависимости от конкретных условий той или иной школы и подготовки учащихся.

Хочется обратить внимание и на то, что занятия лепкой не требуют большого количества оборудования. В хорошую погоду эти занятия можно проводить под открытым небом. Для этого потребуются лишь простейшие рабочие столики (мы, например, делали их сами). В качестве модели для лепки использовали овощи и фрукты с пришкольного участка. Из школьного птичника и крольчатника брали живую натуру и лепили по наблюдению. Кроликов, птиц при этом держали в клетках с тонкой проволокой, чтобы удобнее было наблюдать.

Лучшие изделия отбирались для школьных выставок, а некоторые из них обжигали в гончарной печи.

В качестве пособия по лепке в начальной школе рекомендую использовать книгу И. М. Майкова «Лепка и формовка скульптуры», (выпущена издательством «Искусство» в 1959 году).


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛЕПКЕ


На уроках лепки и рисования дети знакомятся с материалами, из которых делают те или иные предметы, приобретают элементы трудовых навыков, воспитывают художественный вкус.

Занятия лепкой развивают наблюдательность, зрительный анализ, пространственное воображение учащихся.

Обучение детей лепке необходимо связывать с жнзнью, с обстановкой, которую они видят и которая им хорошо знакома. При этом должен осуществляться переход от воспроизведения простых форм предметов к более сложным, от живого наблюдения предмета в натуре — к его изображению сначала в общей, схематической форме, а потом и в более точной, реальной форме.

В процессе обучения учащиеся знакомятся со свойствами и технологией материалов, элементами промышленного производства, например: гончарным, керамическим, фарфоровым. Они получают знания и навыки в обращении с пластическими материалами: гипсом, цементом, алебастром, глиной, известью и т. д. Им понятнее становятся некоторые свойства геометрических тел, например устойчивость прямолинейных форм: куба, параллелепипеда; подвижность круглых тел: шара, цилиндра, конуса. Дети получают представление об основных архитектурных формах: корпусе дома, крыше, башне, воротах и т. д.


Лепка из глины и пластилина


Основным и наиболее доступным материалом для лепки является глина. Добыть ее не представляет больших трудностей: она встречается везде. Глина имеет различные цвета и оттенки: серый, зеленый, черный, голубой, желтый, белый, краоновато-бурый. Все эти разновидности объединяет одно овойство — пластичность.

В центральных областях РСФСР, на Украине имеются высококачественные глины—каолины. Так называют более чистые глины. Они состоят из минерала каолинита и обладают довольно ясным кристаллическим строением. Их цвет бывает очень светлым.

Глина бывает тощая и жирная. Тощая не подходит для лепки, так как содержит в себе много песка и не обладает пластичностью. Жирная при соединении с водой образует липкую тестообразную массу, хорошо пригодную для лепки.

Поиски глины не представляют больших затруднений. Можно организовать экскурсию с учениками к речке или ручью, выбрать крутую осыпь берега, зачистить ее лопатой и тщательно осмотреть наслоения почвы. Глинистый пласт легко отличить от других слоев почвы по внешнему виду: по цвету, плотности и вязкости. Если глина находится в верхних слоях, то внешними признаками ее присутствия будет большая влажность почвы. Очень часто лужи на поверхности земли свидетельствуют о наличии глинистого пласта, который плохо пропускает воду.


Приготовление глины для лепки


Глину для лепки лучше всего заготовлять летом, перед началом занятий. Обычно ее подсушивают на воздухе под навесом. Когда она высохнет, разбивают на мелкие куски и просеивают через сито. Оставшиеся крупные куски снова размельчают и еще раз просеивают. При этом из глины надо удалять посторонние примеси: камни, песок, корни и другие предметы. Просеянную глину высыпают в ящик или деревянное ведро, заливают водой и размешивают деревянной лопатой до степени густого теста. После этого ящик или ведро надо закрыть крышкой и оставить в помещении на два-три дня. Затем глину еще раз перемешивают и накрывают мокрой тряпкой, чтобы она не высыхала. Тряпку надо время от времени смачивать водой. В таком виде глина будет всегда пригодна для лепки.

Перед занятием кусок глины кладут в сырую тряпку и скатывают в толстый жгут. Предварительно перед этим глину проминают так. чтобы она не приставала к рукам. Жгут разрезают на части (по количеству учеников в классе) и раздают учащимся.


Инструменты и инвентарь для занятий лепкой


Лепят, как известно, руками. Пальцами можно придать глине любую форму. В том случае, когда необходимо вылепить мелкую деталь, применяют стеки — палочки разной формы. Их могут сделать сами ученики из березы, дуба и других твердых пород дерева. На рисунке 1 изображены стеки разной формы, поднос для раздачи комков глины, подкладная доска, ведро для хранения глины и крышка.

Кроме деревянных, применяются и металлические стеки. На рисунке 1 (3,4) показана так называемая рабочая часть стеки. Тонкой проволочкой ее прикрепляют к деревянной ручке. Рабочую часть стеки расплющивают молотком, а плоскости с той и другой стороны зачищают мелким напильником. На ее выгнутой кромке трехгранным напильником напиливают мелкие зубчики. Такая стека очень удобна для первичной обработки скульптуры. (Длина деревянной стеки может быть от 12 до 15 см, а металлической—от 15 до 18 см.)

Инструменты для лепки
Рис. 1. Инструменты для лепки:
1, 2, 3, 4 - стеки; 5 - поднос; 6 - подкладочная доска; 7 - ведро для хранения глины

Поднос для раздачи комков глины делают из дерева. К нему прикрепляют металлические или деревянные ручки. Размеры подноса —50 Х 30 см; подкладной доски для лепки —25 X 35 см.


Краткие сведения о скульптуре


Скульптура — это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму. Скульптуру высекают из камня, лепят из глины и других пластических масс, вырезают из дерева, кости и отливают из гипса и металла.

Лепка из глины и пластилина — один из видов скульптуры.

Скульптура подразделяется на круглую и рельеф. К первой относятся произведения, обработанные со всех сторон, а к последнему — изображения, связанные с плоскостью фона.

Рельеф подразделяется на два вида: барельеф и горельеф. На барельефе выпуклость бывает незначительна, на горельефе скульптурное изображение выступает более чем на половину от фона-плоскости, на котором оно находится.

Круглая скульптура, изображающая фигуру человека или животного, называется статуей. Скульптура, состоящая из нескольких фигур, носит название статуарной группы.

Юные рыболовы (круглая скульптура)
Рис. 2. Юные рыболовы (круглая скульптура)


Гипсовый барельеф Н. В Гоголя (работа автора)
Рис. 3. Гипсовый барельеф Н. В Гоголя (работа автора)


Ветка сливы (горельеф)
Рис. 4. Ветка сливы (горельеф)


Розетка (Рельефный орнамент)
Рис. 5. Розетка (Рельефный орнамент)


Завиток (рельефный орнамент)
Рис. 6. Завиток (рельефный орнамент)


Рельефный растительный орнамент (бордюр)
Рис. 7. Рельефный растительный орнамент (бордюр)

Многие города нашей страны, площади, сады и парки, внутренние части некоторых зданий украшены скульптурами. Различные виды скульптуры можно встретить в Московском метрополитене имени В. И. Ленина.


Знакомство с керамическим производством


Глина как наиболее доступный материал для изготовления посуды и других керамических изделий была известна в глубокой древности. Применение керамики началось за несколько тысяч лет до машей эры. Ассирийцы и египтяне уже были знакомы с обжигом глиняных изделий и приготовлением цветной глазури, о чем свидетельствуют украшения их храмов. В древмей Греции и Риме также было широко развито керамическое производство.

Керамические изделия по образцам русских умельцев (выполнены автором книги)
Рис. 8. Керамические изделия по образцам русских умельцев (выполнены автором книги)

Археологические находки в разных областях и районах СССР показали, что глина как строительный материал и сырье для изготовления посуды и других керамических изделий применялась в самых широких масштабах. Сохранившиеся до нашего времени керамические украшения старинных построек являются замечательными образцами русского керамического производства, свидетельством высокого мастерства наших далеких предков-умельцев.

Начиная с XII века, в связи с развитием русского каменного зодчества, создаются большие мастерские для производства изразцов. Их приготовляют из простой кирпичной глины и покрывают глухой глазурью разных цветов. Всемирно известные архитектурные памятники русского зодчества XVI века — церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой и храм Василия Блаженного в Москве — особенно богаты цветными изразцами.

Новый этап в развитии керамического производства в Европе начался с того времени, когда был открыт секрет производства фарфора. Родина фарфора — Китай.

По некоторым данным, фарфор там был изобретен за 300 лет до «нашей эры, но секрет его изготовления долгое время был неизвестен. Китайские фарфоровые изделия: вазы, блюда, чашки, чайники — отличались прозрачностью и белизной стенок, блеском глазури и высокохудожественной отделкой. В конце XV века венецианцы привезли китайский фарфор в Европу. С этого времени возникло массовое производство фарфора во многих странах. В начале XVIII века в России стала развиваться фарфорово-фаянсовая промышленность. По указу Петра I в 1723 году в Петербурге было организовано производство фарфоровой посуды. В середине XVIII века в результате упорной и напряженной работы выдающегося исследователя и технолога Д. И. Виноградова, близкого друга и соратника Михаила Васильевича Ломоносова, был создан русский фарфор, по качеству не уступающий лучшим образцам китайского фарфора. Первые же изделия из отечественного фарфора, появившиеся на рынке в 1759 году, завоевали широкую известность.

В настоящее время Государственный фарфоровый завод в Ленинграде, названный именем великого русского ученого Ломоносова, выпускает отличные фарфоровые изделия в самом широком ассортименте.


Гончарное производство


До появления гончарного круга посуду делали вручную. Изобретение гончарного круга позволило значительно упростить процесс производства и резко повысить качество глиняных изделий. Намного возросла производительность труда.

В настоящее время гончарные станки приводятся в движение электричеством, что еще более облегчает труд человека.

После заготовки партии посуды ее высушивают в теплом помещении или в специальных сушилках. Потом посуду ставят в камеры гончарной печи для обжигания. Температура при обжиге должна быть 700—900 градусов. Обжиг длится несколько часов. Чтобы изделию придать большую прочность и водонепроницаемость, глиняные заготовки перед обжигом покрывают раствором глазури.


Краткие сведения из истории производства бумаги


Бумага является основным и главным материалом, на котором люди пишут, печатают книги, журналы, газеты. Из бумаги и картона делается много различных предметов.

Изобретение бумаги относится к первым векам нашей эры. Впервые она появилась в Китае, о чем свидетельствуют китайские летописи.

До изобретения бумаги люди писали на разнообразных материалах: например, в древней Греции на глиняных дощечках деревянными или костяными палочками; в Египте применялся папирус — растение, произрастающее по берегам Нила. Из стебля папируса приготовляли листы, на которых писали.

Позднее появился пергамент — обработанная кожа молодых животных. У нас в России с появлением письменности стали вырабатывать свой пергамент, но он был очень дорог. Поэтому письма и деловые записки стали писать на более дешевом и доступном материале—на коре березы (бересте). Такие берестяные письма были найдены при раскопках в Новгороде, они относятся к ХII—XIII векам.

Бумажное производство в России появилось в XVI веке. Первое время бумагу делали вручную. Сырьем для нее служили льняные и хлопчатобумажные ткани (тряпки), солома, древесина.

Процесс изготовления бумаги заключался в следующем. Тряпье и солому клали в раствор гашеной извести, размельчали при помощи жерновов, разбавляли водой. Получалась волокнистая масса, которую наливали на мелкую сетку, натянутую на деревянную раму. Вода стекала, а на поверхности сетки образовывалась тонкая корка, которую снимали и прессовали между сукнами. Так получался лист бумаги. Со временем бумажное производство было механизировано. В настоящее время бумага изготовляется при помощи усовершенствованных машин.


УРОКИ ЛЕПКИ В I—III КЛАССАХ


I класс


Работа с природным материалом

Глина и песок как природные строительные материалы.

Практические работы. Участие в сборе местных материалов: глины, песка, веточек, шишек, мха, желудей, листьев — для работы с ними в классе.

Изготовление из глины и пластилина макетов предметов, хорошо знакомых детям, например овощей и фруктов.

Коллективное изготовление макетов на темы по выбору учителя. Например: «Осенние работы в поле и саду», «Труд людей зимой» или «Зимние детские игры», «Наша школа», «Весенние сельскохозяйственные работы в колхозе (совхозе)». Изготовление игрушек из местного природного материала.


1-й урок. Знакомство с глиной и ее свойствами.

Для этого учителю необходимо приготовить к уроку хорошо очищенную и промятую глину, чтобы она не

приставала к рукам и не пачкала подкладные доски. Из нее надо заготовить небольшие комки, чтобы их хватило на каждого учащегося.

На урок желательно принести образцы сухой глины разного цвета: красной, серой, зеленой. Учитель показывает детям кусок глины и называет ее цвет: красная, серая и т. д.

Сухая глина не обладает пластичностью, ее надо размочить в воде, промять, и тогда она будет готова к лепке. Глина в сыром виде не пропускает воду. Высушенная и обожженная в огне она становится твердой как камень. В качестве примера надо показать детям кирпич, печной изразец, глиняную посуду: кринку, горшок, блюдо и другие гончарные изделия,


Практическая работа детей на уроке

Упражнение:

  1. Скатать мячик из куска глины. (Учитель показывает на примере, как надо держать комок глины и катать его между пальцами и ладонями.)

  2. Сплющить скатанный мячик.

  3. Скатать форму огурчика (овал).

  4. Раскатать комок глины в палочку.

  5. Согнуть ее в баранку.

  6. Палочку, скатанную конусом, согнуть спиралью (раковина).

Все упражнения делаются одновременно всем классом.

Примечание. Особенно важно с первых уроков лепки приучать детей к чистоте: не разбрасывать глину по парте и на полу, оставшиеся кусочки глины собирать и класть в отдельную банку или мусорное ведро. Во время лепки из глины, а также из пластилина надо иметь каждому ученику тряпочку для вытирания рук, рабочий костюм или хотя бы фартук.

Первые упражнения детей на занятиях по лепке
Рис. 9. Первые упражнения детей на занятиях по лепке

Уроки лепки из пластилина проводятся так же, как и уроки лепки из глины. Надо объяснить детям, что пластилин не природный материал, а искусственный, приготовленный специально для лепки. Он не обладает свойствами, которые имеет глина; например, высыхая, не твердеет как камень, его нельзя обжигать, так как при нагревании он плавится.


2-й урок. Песок и его свойства.

Практические работы с песком.

Для проведения этих работ надо иметь к уроку ящики с сырым и сухим песком, на каждой парте несколько песочниц разной формы. (Песочницы — это формы для прессования из сырого песка и глины. Они изготовляются из жести, пластмассы и других материалов.) Необходимы подкладные доски, на которые дети будут класть прессованные формы. На каждую парту надо поставить баночки с сырым и сухим песком, а также совочки для песка.

Перед началом занятий учитель объясняет свойства сухого и сырого песка, его значение как строительного материала. Песок, смешанный с глиной, известью, цементом, создает прочную твердую массу, которой смазывают кирпичи для их прочной спайки во время кладки каменных домов, фундаментов и т. д.

Упражнение 1. Дети насыпают сухой песок в формочки, прессуют его и снова высыпают на подкладную доску. Песок рассыпается, не сохранив форму, в которой он находился. Учитель объясняет, что сухой песок обладает свойством сыпучести.

Упражнение 2. Дети накладывают в формочки сырого песку, прессуют руками, выкладывают его осторожно на доски. Форма, в которой он прессовался, сохранилась. Песок, будучи влажным, приобретает свойство пластичности, но при высыхании он снова рассыпается. Чтобы сохранить форму на долгое время и сделать ее более прочной, к песку надо прибавить глины (примерно одну треть или половину, это зависит от состава глины), размешать все это, хорошо промять и прессовать в формах. Такая форма при высыхании будет твердой как камень. А если ее обжечь в гончарной печи, то она будет еще прочнее. Таким способом вырабатываются красные кирпичи, черепица для покрытия крыш, печные изразцы и другие керамические изделия.

Упражнение 3. Глина, смешанная с песком, становится более прочной и при высыхании не дает трещин.

Дети берут по куску глины, ранее приготовленной для лепки, прибавляют к ней песок, разминают комок, прокатывают его с песком на подкладной доске. После этого глину прессуют в формах и выкладывают ее на подкладные доски до полного высыхания.


3-й урок. Лепка овощей и фруктов.

Цель урока: наблюдение и воспроизведение круглых естественных форм в лепке.

Материалы и пособия для урока: глина или пластилин. Натуральные овощи или фрукты или модели с них.

Ход урока:

1) объявление темы урока;

2) показ детям овощей и фруктов, которые предназначены для урока;

3) уточнение их названия путем опроса нескольких учеников;

4) анализ форм путем сравнения двух или трех предметов (сравнивается яблоко с репой и огурцом, груша с помидором и морковкой и т. д. См. рис. 10).

Лепка овощей и фруктов
Рис. 10. Лепка овощей и фруктов

Затем дежурные по классу раздают комки глины, ранее приготовленные для лепки, подкладные доски или клеенки.

Учитель снова показывает детям яблоко, репу, огурец и обращает внимание на разницу в их форме: яблоко круглое, у репы форма сплюснутая, огурец продолговатый. Показывает на примере, как надо лепить яблоко или репу из куска глины или пластилина.

В процессе работы учитель помогает детям лепить, указывает на тот или иной недостаток в форме.


4-й урок. Лепка грибов с натуры и по памяти.

Ход урока. В начале урока учитель показывает детям натуральные или сделанные искусственно (муляжи) грибы. Проводит краткую беседу о грибах. Называет их: белые, серые (подберезовики), красные (подосиновики, сыроежки и др.). Сравнивая один гриб с другим, учащиеся анализируют форму и цвет (например, белый гриб с красным подосиновиком, с серым подберезовиком). Таким путем они лучше запоминают и форму предметов и их цвет. Затем им показывают, как лучше вылепить грибок из одного куска глины, не разделяя его на корешок и шляпку (см. рис. 11). На этом же рисунке изображен последовательный процесс лепки.

Лепка грибов с натуры и по памяти
Рис. 11. Лепка грибов с натуры и по памяти

При работе с пластилином удобнее лепить гриб из отдельных частей: корешка и шляпки. После того как они выполнены, их склеивают вместе.

Примечание. Глиняные слепки из одного куска лучше сохраняются, не разваливаются при высыхании слепка на куски в местах склейки.



5—6-й уроки. Лепка по наблюдению простых по форме прямолинейных предметов.

Ход урока. Детям показывают несколько прямолинейных предметов, хорошо им знакомых: кирпич, кубик, пенал для карандашей, книгу, чемодан, домик и т. д. Для сравнения прямолинейной и круглой форм и их свойств учитель демонстрирует кубик и шар (мячик). Обращает внимание детей на круглую форму шара и его особенности: шар может катиться в любом направлении, кубик не может. Почему? У куба стороны прямые и есть углы. Сколько углов у кубика? Есть ли такие стороны у шара? Можно ли поставить какой-либо предмет на шар, чтобы он стоял прочно? Можно ли поставить какой-либо предмет на кубик?

После такого анализа дети лепят кубик, пенал, кирпичный домик. Домик они лепят из двух отдельных частей: кубика и крыши. Крыша двухскатная, общая форма ее представляет трехгранную призму.

На шестом уроке учащиеся продолжают лепить по памяти хорошо знакомые им предметы (пенал, чернильницу, книгу, чемодан). Кроме указанных предметов, они вспоминают и лепят другие прямолинейные предметы (рис. 12).

Лепка прямолинейных предметов
Рис. 12. Лепка прямолинейных предметов


7—8-й уроки. Лепка птиц и рыб по наблюдению.

Учитель проводит беседу на тему: какие рыбы живут в наших озерах и реках. Просит назвать их. «Какую рыбку мы вылепим на этом уроке?» — спрашивает он детей. Дети называют хорошо известных им рыбок.

Учитель показывает макет рыбки из пластмассы (игрушку). Объясняет на примере, как лучше ее вылепить. Обращает внимание детей на форму тела рыбки. (Процесс лепки рыбки показан на рис. 13.)

Лепка рыбки и уточки по наблюдению
Рис. 13. Лепка рыбки и уточки по наблюдению

На восьмом уроке дети лепят домашних птиц: утку, гуся, курицу, петуха и т. д. Как и на предыдущем уроке, учитель показывает процесс лепки (см. рис. 13).

Дается творческое задание: слепить несколько рыбок разных пород или птиц, которых ребята хорошо помнят.

Примечание. Слепки из пластилина следует расположить на круглых картонных подставках.


II класс


Работа с природным материалом

Знакомство с природными материалами, употребляемыми при постройке домов в данной местности. Сравнение их свойств. Правильное название материалов. Знакомство со строителями и их основными профессиями.

Практические работы: составление коллекций образцов строительных материалов. Строительное моделирование (после экскурсии к строящемуся дому). Коллективное изготовление макета на тему «Строительство дома». Изготовление игрушек: посуды, мебели и др. Изготовление макетов, иллюстрирующих прочитанные учащимися сказки, басни.


1-й урок. Лепка геометрических форм.

Цель урока: изучение и воспроизведение геометрических тел. Знакомство с их свойствами.

Учитель показывает модели предметов в последовательном порядке: шар и куб как две контрастные формы — круглая и прямолинейная. Объясняет их характерные отличия и элементарные механические свойства: шар может катиться в любом направлении, куб не может катиться, он более устойчив, чем шар, и может служить основанием (фундаментом) для любой постройки.

Следующими изучаемыми геометрическими телами могут быть цилиндр и конус. Учитель также объясняет их свойства и характерные отличия в форме: поверхность цилиндра круглая, верхнее и нижнее основание его устойчиво. Он может катиться по прямому направлению, если положить его боком. Конус не может катиться прямо, а обязательно завернет вправо или влево.

Из геометрических форм дети составляют столбик, в основание которого положен кубик. На него ставят цилиндр, на цилиндр — шар. Можно составить круглую башню из цилиндра, конуса и кубика. Комбинирование геометрических форм развивает конструктивные способности детей, знакомит их с простыми архитектурными формами.


2-й урок. Практические занятия.

Дети лепят геометрические тела: четырехгранную, трехгранную пирамиду, четырехгранную призму. Из них составляют башню с четырехскатной крышей и домик.


3, 4-й и 5-й уроки. Постройка модели домика из кирпичей.

Глина и песок — основные материалы, применяемые для изготовления красного строительного кирпича, черепицы, посуды, цветочных горшков и других предметов.

На первом занятии учитель объясняет детям применение глины и песка как строительного материала для изготовления красного кирпича, из которого строятся дома, печи и другие сооружения. Показывает настоящий красный кирпич, объясняет, из какого материала он сделан, кратко разъясняет, как делаются кирпичи, как они обжигаются.

Практические работы: дети заготовляют кирпичики из красной глины, смешанной с песком. Для того чтобы все кирпичики были одного размера (4 см — длина, 2 см — ширина и 1 см — толщина), надо сделать форму из жести. Делается это так: берется консервная банка, ее разрезают на полоски шириной 1 см и длиной 14 см. Эти полоски надо согнуть по размерам: 4Х2Х4Х2 см. По концам полосок надо прибавить по 1 см для замочка, который будет представлять согнутый конец полоски.

Пластинку надо согнуть по указанным размерам, заклепать замочек, и форма будет готова для штамповки кирпичей.

Для ускорения процесса штамповки желательно сделать несколько формочек одного и того же размера и раздать их на каждую парту.

Все дети получают по комку глины, хорошо промятой и очищенной от посторонних примесей. Из нее они делают лепешку толщиной в 1 см. После этого берут формочку, накладывают на лепешку и надавливают пальцами на формочку, которая врезается в глину. Затем формочку вынимают. Заготовленные кирпичики надо высушить к следующему занятию.

Постройка модели домика из кирпичей
Рис. 14. Постройка модели домика из кирпичей

На втором занятии учащиеся выкладывают стенку небольшого домика в один кирпичик толщиной. (На подставке для домика надо начертить план.)

Для изготовления целой модели домика надо приготовить несколько деревянных площадок-дощечек, на которых будут строиться домики, по плану и размерам, указанным в чертеже. При выкладке стен кирпичики надо смазывать жидко разведенной глиной, которая будет их склеивать.

На третьем занятии постройка домика продолжается: делается крыша из глины, вставляются рамы, подвешиваются двери и т. д.

Как показала практика, дети младшего возраста с большим интересом и старанием участвовали в коллективных постройках.

Каждая бригада строила домик самостоятельно. Объяснения, как строить из кирпичей, учитель давал всему классу на первом уроке. Для более успешной работы ребята соревновались между собой, кто скорее и лучше выполнит задание.


6-й урок. Орнаментальная лепка. Заполнение полоски прямолинейным геометрическим и растительным узором.

Учитель показывает образцы лепных украшений, объясняет их назначение. Спрашивает детей, где они видели подобные украшения и из чего они были сделаны. Затем разъясняет им основные принципы резьбы по дереву и камню.

Для лепки орнамента должны быть заранее заготовлены полоски, вырезанные из фанеры или картона. (Их ширина — 4 см, длина —12 см.) На деревянную полоску надо наложить тонкий слой пластилина и хорошо растереть его пальцами так, чтобы поверхность полоски была ровная. Потом нарисовать на ней карандашом рисунок орнамента, после чего можно приступать к лепке (см. рис. 18).


7-й урок. Лепка предметов круглой формы, чайной и столовой посуды.

Материал: глина или пластилин.

Пособия: глиняная и фарфоровая посуда (блюдо, кринка, кружка, чайник).

Вступительная беседа на темы, из чего делается фарфоровая и глиняная посуда. Показ образцов этой посуды. Если есть возможность, хорошо показать детям процесс гончарного производства (или хотя бы иллюстрации, отображающие этот процесс).

Перед лепкой учитель показывает детям предмет, который они будут лепить, определяет его основную форму и отдельные части (детали): ручка, рыльце и т. д. Дети лепят по наблюдению и по памяти, начиная с более простей формы (кружки), постепенно переходя к более сложным (см. рис. 15).

Лепка посуды
Рис. 15. Лепка посуды


8-й урок. Лепка из глины или пластилина группы овощей или фруктов (натюрморт).

На этом уроке детям предоставляется возможность по собственному желанию вылепить группу из овощей или фруктов и положить ее в тарелочку или корзиночку.

Детей следует организовать в небольшие группы (бригады) из 3—4 человек. Порядок работы внутри бригады они устанавливают сами. Для урока используется модель натюрморта (муляж) или натюрморт, вылепленный ранее другими детьми.

В процессе работы учитель помогает детям, указывая на ошибки, советует, как их исправить. В конце урока лучшие работы показывают всему классу.


9—10-й уроки. Лепка по мотивам сказок и басен.

Коллективное приготовление макетов из природных материалов на темы: «Зимние игры», «Наша школа». «Усадьба нашей школы», «Птичий двор», «Весенние работы в колхозе».

Для изготовления таких макетов можно использовать различные материалы: пластилин, глину, песок, мелкие камешки, ветки деревьев, мох, вату, картон, дерево, желуди, мягкую тонкую проволоку и т. п.

На этих занятиях большое значение имеет коллективная работа. Весь класс необходимо разделить на отдельные небольшие группы (бригады) из 4—5 человек. Бригада выделяет из своего состава одного старшего — бригадира. Бригадир является ответственным лицом, он получает от учителя материалы и пособия для работы, согласовывает с членами бригады, кто какую работу будет выполнять.

Для изготовления указанных макетов надо иметь каждой бригаде доску-подставку размером 25x25 см. На эту доску дети будут ставить макет.

Очень важно, чтобы все ребята были заняты работой. Нужно предоставить им полную самостоятельность в выборе темы для макета, в выполнении задуманного.

Каждая бригада берет на себя обязательство выполнить макет красиво и прочно. Для более успешной работы бригады вступают в соревнование между собой.

Как показала практика, проведение коллективной работы на уроках ручного труда и лепки вызывает у детей большой интерес, приучает к аккуратности, воспитывает чувство долга и другие ценные качества личности.

Задача учителя — помочь детям советом и практическим показом. Рекомендуется также показать классу макеты, сделанные ранее другими учащимися.

Основным материалом для этих работ будет глина; для мелких работ лучше применять пластилин.


11—12-й уроки. Коллективное изготовление макетов:

«Усадьба нашей школы», «Крольчатник», «Птичий двор».

Цель урока: привитие первых элементарных навыков в коллективном труде.

Для изготовления макетов надо иметь природный материал: глину, песок, ветки деревьев, мох белый и зеленый, мелкие камешки, деревянные тонкие колышки, картон, бумагу, акварельные краски, клей.

Необходимы следующие инструменты: нож перочинный, ножницы, шило, молоток и мелкие гвозди.

Организация урока. Учитель делит учеников на несколько групп (примерно на 4—5), в каждой группе- бригаде может быть от 4 до 6 человек. Каждая группа выделяет из своего состава бригадира, ему должны подчиняться все остальные члены бригады.

Ход урока. Учитель объявляет тему урока. Разъясняет детям преимущества коллективного труда. Объясняет порядок работы и обязанности бригадиров.

Детям показывают примерный макет крольчатника или картину, изображающую его. Бригадиры приносят необходимые материалы, раздают их школьникам и распределяют работу.

На рисунке 16 изображен общий вид крольчатника.

Макет крольчатника
Рис. 16. Макет крольчатника

Домик можно сделать из глины, картона или тонкой фанеры. Из глины его делают так: раскатывают комок в тонкую лепешку толщиной в 5 мм, разравнивают ее, чтобы толщина везде была одинаковая, и чертят на ней тонким острием карандаша развернутую поверхность домика. Затем боковую поверхность разрезают на отдельные части-стенки. Сырая глина хорошо слепляется. Крыша (из картона или толстой бумаги) по своим размерам должна быть немного больше корпуса домика. Макет можно украсить деревьями, используя для этого зеленый мох. Дорожки следует посыпать песком. Большие деревья: березы, елки — можно сделать из толстой бумаги или картона. Чтобы бумага (картон) не сгибалась, к ней с обратной стороны подклеивают, тонкую плоскую лучинку. У комля дерева лучинку нужно заострить и воткнуть в деревянную или глиняную подставку.

На стенках домика рисуют окна и двери, крышу красят в красный или зеленый цвет, стены —в белый. Во дворе крольчатника размещают заранее вылепленных из глины или пластилина кроликов. Площадку крольчатника желательно обнести решеткой, как показано на рисунке.


III класс


Работа с природным материалом

Глина и фарфор, сравнение их свойств. Ознакомление с гончарным производством. Изделия из глины и фарфора: посуда, кирпичи, изоляторы, игрушки. Применение глины для изготовления рельефных форм.

Практические работы: лепка рельефных орнаментов (по образцам, а также и детской композиции). Коллективное изготовление рельефных макетов по темам: «Формы земной поверхности», «Река и ее притоки», «Технические устройства на реке» (по выбору учителя). Например: мост, плотина, водохранилище, канал, шлюз. Лепка иллюстраций к рассказам или басням, прочитанным детьми.


1-й урок. Изделия из глины и фарфора.

На первом уроке учитель показывает детям изделия из фарфора: чашку с блюдцем, чайник. Одновременно показывает глиняную гончарную посуду: кринку, цветочный горшок и др.

Путем сравнения надо показать существенную разницу между этими керамическими материалами: фарфор — белый прозрачный, и изделия из него более тонкие, изящные; глиняная посуда более толстая, грубая.

Учитель рассказывает детям о керамическом производстве. Хорошо было бы показать в натуре гончарное производство. Если предоставляется возможным, организовать экскурсию на фарфоровый завод или в местный краеведческий музей, где хранятся глиняные, фарфоровые изделия русских умельцев.


2-й урок. Лепка цветка (розетка из глины или пластилина) .

Пособия для урока: гипсовый орнамент (розетка, квадратный или круглый фон). Для лепки из пластилина — фанерная дощечка. Для лепки из глины — глиняные лепешки толщиной 0,5—1 см.

В начале урока дети подготавливают дощечки для лепки, накладывают на них пластилин тонким слоем. Поверхность глиняных дощечек тщательно выравнивают. Затем тонким концом стеки или остро отточенным карандашом рисуют контур розетки. Учитель показывает, как надо рисовать эту розетку. Гипсовый оригинал или рисунок большого размера вывешивают на классной доске (см. рис. 5).

По рисунку дети накладывают глину или пластилин, постепенно наращивая нужную высоту. Начинать лепить нужно с общей формы, уточняя ее мелкие детали в процессе работы.


3-й урок. Лепка скульптур к литературным произведениям, прочитанным учащимися. Примерные темы: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Слон и Моська» И. А. Крылова и т. д.

Учитель просит детей вспомнить содержание сказки или басни. Сообща намечаются те действующие лица, которых надо вылепить, разбираются их характерные особенности.

В процессе работы учитель помогает детям, уточняет форму выполняемых ими фигур — героев сказки или басни, исправляет допущенные ошибки (см. рис. 17)

Образцы макетов к сказке «Курочка ряба» и басням И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Слон и   Моська».
Рис. 17. Образцы макетов к сказке «Курочка ряба» и басням И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Слон и Моська».


4-й урок. Лепка на дощечках (из фанеры или картона) орнаментов-бордюров прямолинейной геометрической и растительной формы.

Материалом для этого урока служит глина или пластилин. Заранее надо приготовить дощечки размером 4X12 см.

Учитель объясняет общие приемы построения орнамента-бордюра:

1) разметка полосы на квадраты;

2) составляющие его элементы: листья, цветы, ягоды и другие растительные формы. Прямолинейный орнамент состоит из различных геометрических форм (см. рис. 18).

Орнаментальные бордюры различных форм
Рис. 18. Орнаментальные бордюры различных форм

Для урока нужно принести в класс несколько образцов лепных орнаментов или показать их на рисунках и фотоснимках.


5—6-й уроки. Изготовление макетов на темы: «Формы земной поверхности и вода на Земле», «Технические устройства на реке (шлюз, мост и т. д.)».

Техника изготовления макетов. Макеты изготовляются из глины и папье-маше. Например, рельеф земли лепится из глины, просушивается и оклеивается бумагой, смазанной мучным клейстером. Перед наклеиванием бумаги на слепок, глину надо смазать маслом или жиром, для того чтобы бумага не приклеивалась к слепку.

Газетную и оберточную бумагу рвут небольшими кусками, намазывают клейстером с одной стороны и накладывают на слепок несмазанной стороной (особенно при наклейке первых слоев бумаги). Бумагу надо хорошо притирать, чтобы не было пустот и пузырей между бумагой и слепком.

Для равномерного наклеивания нужно взять два сорта бумаги: газетную и оберточную и наклеивать их поочередно. Это даст возможность следить по цвету бумаги, нет ли пропусков в наклейке.

После оклейки слепок подсушивают в теплом месте и осторожно снимают с него бумажный слой. Бумажный слепок надо хорошо подсушить и, когда он станет твердым, поверхность его зачистить стеклянной шкуркой и оформить. Например, поверхность холма травянистая. Ее можно изобразить присылкой опилок, окрашенных в зеленый цвет (предварительно густо смазав поверхность клеем).

Также можно присыпать песок. Для изображения кустов, деревьев применяют: мох зеленый, белый и другие растительные материалы. При окрашивании пользуются обычно гуашью. Для прочности внутренность макета засыпают сухими опилками, а площадку для него делают из тонкой фанеры или толстого картона.


7—8-й уроки. Изготовление макета «Мост через реку».

Материалы, инструменты, пособия для урока: глина, клейстер мучной, бумага, старые газеты, клей, краски и кисти. Макет моста или фотоснимки большого размера.

Ход урока: учитель рассказывает, какие мосты бывают через реки — каменные, железные, деревянные.

Дети сами выбирают, из какого материала и какой конструкции они будут делать мост через реку.

На первом уроке они делают слепок из глины левого и правого берега реки. Затем рельеф делают из папье-маше.

На следующем уроке делают мост. После этого сделанный макет моста окрашивают клеевой краской.


ЗАНЯТИЯ ЛЕПКОЙ В КРУЖКЕ «УМЕЛЫЕ РУКИ»


Организация и планирование работы кружка


Члены кружка выбирают из своего состава старосту, который умеет хорошо рисовать, лепить и пользуется авторитетом среди товарищей. Староста назначает дежурных на каждое занятие, ведет учет посещаемости занятий, устанавливает порядок в рабочей комнате и во всем помогает руководителю кружка.

В обязанности дежурных входит следующее: подготовка рабочих столов к занятиям, раздача каждому ученику глины или пластилина, стеков и банок с водой, выдача полотенец для вытирания рук во время и после работы. После занятий дежурные убирают инструменты и материалы, а также приводят в порядок помещение.

Ученики аккуратно посещают занятия кружка. Хорошая дисциплина поддерживается атмосферой деловитости, сознанием того, что изготовляются интересные предметы— игрушки, маски, а также необходимые для школы учебные пособия.

План занятий кружка составляется, исходя из интереса детей к лепке, с учетом доступности заданий для младших школьников.

Занятия лепкой в кружке «Умелые руки»
Рис. 19. Занятия лепкой в кружке «Умелые руки»

Приводим примерный план занятий.

  1. Лепка на свободные темы. Дети лепят предметы по собственному замыслу, воспроизводят те зрительные образы, которые у них хорошо запечатлелись.

  2. Лепка на заданную тему. Иллюстрирование сказок и басен, отдельных эпизодов из произведений детской художественной литературы.

  3. Лепка из глины, связанная с керамическим производством. Сюда входят лепка посуды и других предметов домашнего обихода и, если возможно, опыты обжига этих изделий в гончарной печи.

  4. Лепка архитектурных форм — различных архитектурных конструкций и целых сооружений, состоящих из отдельных геометрических форм.

  5. Орнаментальная лепка. Лепка декоративных украшений: орнаментов, бордюров, розеток, применяемых для украшения зданий и предметов домашнего обихода.

  6. Лепка птиц и животных с натуры.

  7. Изготовление различных предметов из папье-маше: макетов, масок, головок для кукольного театра, игрушек.

  8. Изготовление гипсовых и глиняных форм для игрушек из папье-маше.

Кроме практических работ по лепке и изготовлению предметов из папье-маше, в план включаются беседы о керамическом, фарфоровом и гончарном производстве, о бумажном производстве. Проводятся экскурсии в краеведческий музей, в гончарную мастерскую. Участники кружка изготовляют скульптуры из снега и снежной массы.

Планируются также выставки изделий членов кружка «Умелые руки».


Лепка с натуры


Лепка из целого куска глины или пластилина
Рис. 20. Лепка из целого куска глины или пластилина

Детям, начинающим рисовать и лепить, свойственно изображать предметы не так, как они их видят в натуре, а так, как они понимают эти предметы. Зная, из каких главных частей состоит предмет, они лепят эти части отдельно, упуская из виду соотношение их в предмете в целом.

Например, изображая человека или животное, лепят отдельно туловище, голову, ноги, потом склеивают их вместе, делают целую фигуру. Часто отдельные детали предмета дети разрабатывают интересно, придавая им декоративные, сказочные формы. Однако предмет в целом оказывается лишенным необходимых пропорций, уродливым.

Постепенно от схематически условного образа учащиеся переходят к реальному изображению в рисовании и скульптуре. Такой переход осуществляется с помощью педагога.

Одним из главных и основных методов обучения детей лепке является лепка с натуры. Она позволяет при непосредственном, всестороннем изучении предмета (модели) в натуре достигнуть его реалистического изображения. В качестве моделей для лепки учитель раздает детям несколько чучел птиц и животных или их макеты, сделанные из пластмассы.

Руководитель показывает, как слепить утку из целого куска глины, как путем выжимания и оттягивания придать куску глины форму утки (рис. 20).


Способ лепки из целого куска глины или пластилина


приучает детей придавать предмету сперва общую форму, а потом изображать и отдельные его части. Дети лепили скульптурные изделия по моделям, изображенным на рис. 8. Все слепки делались из целого куска глины. При высыхании они хорошо сохранились. Для прочности их покрывали масляным лаком. «Золотая рыбка» с большим раскрытым ртом может служить подставкой для карандашей. Уточка может быть использована для хранения различных мелких предметов.

Несколько глиняных предметов было отдано в гончарную мастерскую для обжига, где предметы приобрели большую прочность. Таким образом, дети на практике узнали, как изготовляются гончарные изделия.


Лепка прямолинейных и круглых форм


Рисование и лепка знакомят детей с геометрическими формами, которые постоянно встречаются в деятельности человека: и в ремеслах, и на производстве, и в строительстве.

Первое время желательно подбирать для лепки предметы, наиболее близкие к простым геометрическим формам: шару, кубу, цилиндру, конусу. В таких предметах особенно отчетливо выступают контрастные формы и их комбинации. Так, в шаре дети видят одну изогнутую поверхность, в кубе — ряд плоскостей, в цилиндре — изогнутую в одном направлении поверхность и две плоскости, в конусе — изогнутую поверхность и одну плоскость.

Предмет шарообразной формы может катиться в разных направлениях, предмет цилиндрической формы катится лишь в одном направлении. Конус не покатится по прямому направлению, он повернет в ту или иную сторону, основание его опишет дугу или полную окружность. Предметы прямолинейной формы не могут катиться, они более устойчивы, чем круглые предметы. Такие элементарные понятия о формах предметов и свойствах этих форм не только помогут детям в лепке, но будут также развивать их способности к конструированию.

Лепка прямолинейных и круглых форм
Рис. 21. Лепка прямолинейных и круглых форм

На рисунке 21 показано несколько упражнений в лепке геометрических тел. Первое упражнение: скатать шарик, слепить кубик, вылепить четырехгранную пирамиду, слепить четырех- и трехгранные призмы; из них сложить башню и домик.

На последующих занятиях дети лепят цилиндр и конус, складывают из них круглую башню, а также сооружают другие постройки.

На этом же рисунке изображено несколько архитектурных конструкций, состоящих из геометрических тел, которые дети лепили уже на предыдущих занятиях.

Руководитель предлагает детям скатать шарик и разрезать его на две равные части при помощи тонкой проволоки или нитки (см. рис. 21)

Затем дает следующее задание: скатать круглую палочку, обрезать у нее края и таким образом тридать ей форму цилиндра. Полушарие и цилиндр соединяются вместе, как показано на рисунке.

Образцы архитектурных макетов
Рис. 22. Образцы архитектурных макетов

Задание постепенно усложняется: учащиеся должны вылепить архитектурные сооружения по собственному замыслу. (На рис. 22 изображены примерные образцы для лепки: арка шлюза, терем, корпус высотного здания.)

При рисовании и лепке детям свойственно увлекаться деталями и упускать из виду общую форму. Руководитель кружка разъясняет им, что надо прежде ввсего вылепить общую, основную форму предмета, а потом уже его детали. Лепка архитектурных форм развивает конструктивные навыки учащихся, их воображение.


Орнаментальная лепка


Руководитель предлагает детям вылепить из глины цветок-розетку — орнамент круглой формы Это барельеф, который может служить для украшения зданий и других предметов. На рисунке 23 показан процесс лепки цветка-розетки. Вначале дети скатывают шарик из пластилина, затем палочку цилиндрической формы (колбаску) и разрезают ее на семь равных частей. Из каждой части скатывают шарик в таком порядке, как это показано на рисунке. Из шести шариков лепят лепестки. Способ лепки лепестков показан на этом же рисунке.

Орнаментальная лепка
Рис. 23. Орнаментальная лепка

На этом же рисунке изображены образцы розеток на круглом фоне.

Для лепки орнаментов и бордюров небольшого размера лучше применять пластилин, который накладывается на полоски фанеры пли картона, квадратной, прямоугольной, круглой формы различной величины.

Когда дети ознакомятся с лепкой одного из простых орнаментов — цветка-розетки, руководитель раздает им по квадратику, выпиленному из фанеры, и предлагает нарисовать карандашом на нем рисунок с более сложным орнаментом (рис. 24). После этого показывает как надо накладывать пластилин на рисунок. Чтобы пластилин лучше приставал к дощечке, ее надо предварительно покрыть тонким слоем пластилина.

Образцы предметов с рельефными лепными украшениями
Рис. 24. Образцы предметов с рельефными лепными украшениями

Детям показывают рисунки и фотографии разных орнаментов. Преподаватель спрашивает их, где они видели орнаментальные украшения, из какого материала эти украшения были сделаны. На последующих занятиях учащимся дается творческое задание: вылепить орнамент по собственному замыслу.


Лепка с гипсовых оригиналов


Лепка с гипсовых оригиналов является закреплением навыков и знаний, полученных детьми в процессе лепки с натуры.

Чтобы вылепить такой же, как на гипсовом оригинале, орнамент, надо его хорошо изучить, установить соотношение его частей по величине и форме.

В лепке с гипсовых оригиналов мы придерживаемся следующего порядка. Прежде всего лепим доску-фон, на которой будет находиться орнамент. Доску лепим в натуральную величину или уменьшаем, в зависимости от величины оригинала.

Верхнюю плоскость доски тщательно отшлифовываем, проверяем ее поверхность по линейке, после чего тонким концом стеки рисуем на ней основной контур орнамента. По нарисованному контуру накладываем тонкий слой глины, постепенно увеличивая его до нужной высоты.

Когда основная прокладка по контуру сделана, переходим к лепке деталей, все время сравнивая свой слепок с оригиналом, поворачивая его перед собой, проверяем все стороны слепка. При окончательной отделке тщательно прорабатываем мелкие детали стекой.

Когда в процессе лепки с оригиналов дети приобретут необходимые навыки, им дается творческое задание: вылепить по собственному замыслу барельеф из листьев, плодов, ягод.


Изготовление изделий из папье-маше по глиняному слепку и готовой форме


Для изготовления изделий из папье-маше нужны старые газеты, оберточная бумага и прочая макулатура, а также мучной клейстер.

Работа эта тесно связана с лепкой из глины, пластилина и других пластических материалов.

Изделия из папье-маше бывают трех видов: по глиняному слепку пли готовой модели, по гипсовой или глиняной форме и по проволочному каркасу.

В процессе работы учащиеся уже ознакомились со свойствами ряда материалов — глины, гипса, алебастра. Теперь они знакомятся со свойствами бумаги. Можно сообщить им краткие сведения из истории производства бумаги.

Преподаватель знакомит детей со свойствами бумаги. Объясняет, почему бумага, смоченная водой или намазанная клейстером, становится пластичной, а при высыхании твердеет.

К новогодней елке нам надо было сделать несколько масок животных и маску клоуна (рис. 25).

Лепка масок
Рис. 25. Лепка масок

На занятиях мы вылепили эти маски из глины. Слепки подсушили и, для того чтобы бумага легче от них отделялась, поверхность смазали жиром (или олифой). После этого приступили к оклейке слепков бумагой, разорванной на куски небольшого размера.

Первый слой бумаги смачивают водой без клейстера, чтобы он не приклеился к глине. Второй слой уже намазывают клейстером с одной стороны и накладывают на слепок непромазанной стороной.

Бумагу хорошо иметь двух сортов — газетную и оберточную. Это дает возможность добиваться равномерного наслаивания ее. Чтобы не было пузырей и пустот, бумагу плотно притирают к слепку.

Количество слоев бумаги зависит от величины изделия. Для детской маски достаточно 5—8 слоев.

Когда маска готова, ее подсушивают на слепке в сухом теплом месте. Снимать маску надо осторожно, двумя руками, предварительно повернув ее прямой плоскостью кверху. После этого зачищают края бумаги и отделяют их деревянной стекой от слепка.

Если изделие изготовляется только в одном экземпляре,глиняный слепок не подсушивается, его легко можно вынуть кусками, не повредив бумажной формы.

Освобожденную от слепка маску просушивают. Затем следует прорезать или проткнуть стекой отверстия для глаз и рта, а чтобы легче было дышать в маске, сделать дырочки и для ноздрей.

Сухую маску тщательно зачищают мелкой стеклянной бумагой и загрунтовывают мелом, разведенным на клеевой воде, или покрывают белой гуашью. После грунтовки маску раскрашивают в соответствующие цвета.

Лепка наглядных пособий по географии
Рис. 26. Лепка наглядных пособий по географии

По глиняному слепку дети могут изготовить различные наглядные пособия и макеты, особенно необходимые на уроках географии. Так можно сделать, например, макеты с разреза почвы, вулкана, рельефа местности (см. рис. 26).

Изготовление макетов происходит таким же способом, как и лепка маски. Прежде всего делается слепок из глины. На другой день, когда слепок немного затвердеет, его оклеивают бумагой. Как только поверхность бумажного слепка подсохнет, глину осторожно вынимают по кускам.

Слепок из бумаги просушивают, поверхность его зачищают стеклянной бумагой и покрывают грунтом (мелом, разведенным на столярном клее). Когда грунт высохнет, макет раскрашивают масляными или клеевыми красками.

Для большей прочности внутренность макета можно заполнить сухими опилками. Опилки надо просеять, заполнив ими все части макета, и впрессовать их в макет. Чтобы опилки не высыпались, нижняя сторона слепка заклеивается бумагой. После этого макет прикрепляется — наклеивается или прибивается мелкими гвоздиками на деревянную доску или фанеру.

Таким образом получается корка, склеенная из бумаги. При высыхании корка становится твердой. Толщина ее может быть различной, это зависит от величины предмета и его назначения. Например, макеты большого размера требуют толстой корки — от 10 до 15 слоев.

Из папье-маше можно сделать много предметов различной формы и без глиняного слепка. Для этого слепок из бумаги делается по готовой форме, например по стакану, чашке, блюдцу, вазочке и т. д.

На рисунке 27 изображена стопка для карандашей и способ оклейки её бумагой, нарезанной ленточками. Наклеивание ленточек происходит в разных направлениях вдоль и поперек стопки, что придает ей большую прочность.

Стакан из папье-маше
Рис. 27. Стакан из папье-маше

Снятую бумажную форму мы хорошо просушиваем, с внешней стороны зачищаем пемзой или стеклянной бумагой и покрываем белым грунтом — мелом, разведенным на клеевой воде, или гуашью. После этого рисуем карандашом узор и раскрашиваем акварельными или масляными красками. Для прочности изделие покрываем масляным лаком.

Такой способ применяется для изготовления различной бутафорской посуды и мелких предметов домашнего обихода, которые дети украшают различными орнаментами и бордюрами — как нарисованными, так и вылепленными из пластилина.

Из папье-маше можно сделать и предметы, обладающие большой прочностью. Если их с внешней и внутренней стороны два-три раза покрыть масляной краской или лаком, то в них можно наливать воду.


Формовка игрушек из папье-маше


При массовом изготовлении игрушек из папье-маше применяются гипсовые формы.

Формовка грибка из папье-маше
Рис. 28. Формовка грибка из папье-маше

На рисунке 28 показан способ изготовления двухстворчатой формы грибка. Грибок, вылепленный из глины или пластилина, разрезается ножом на две равные части. Обе половинки кладут на стол и вокруг них делают стенки из картона или толстой бумаги, чтобы гипс при заливании формы не растекался по сторонам. Стенки должны быть выше слепков на 5—10 мм. Вокруг глиняных половинок грибка оставляют поле не меньше 10—12 мм. Для закрепления стенок можно использовать глину или пластилин.

В литровую банку наполовину наливается вода, затем насыпается гипс и размешивается в воде. Гипсовый раствор должен быть густым, как сметана.

Приготовленным раствором надо быстро залить глиняные слепки до краев стенок. Заливать гипсом лучше сырой слепок, его легче будет вынимать потом. Для затвердевания гипсовой массы требуется от 10 до 30 минут. Если стенки глиняного слепка смазаны жиром, гипс легко отделяется от них.

Когда гипс окончательно затвердеет, его надо отделить от стола, повернуть кверху и осторожно вынуть глину. Таким образом получается гипсовая форма (матрица) для изготовления грибка.

Чтобы предохранить форму от разрушения, ее необходимо хорошо просушить и промазать изнутри раствором столярного клея. Кроме того, покрыть олифой или масляным лаком.

Если нет гипса, форму можно сделать из глины. Способ ее изготовления следующий. Хорошо подготовленную для лепки глину нужно спрессовать в ящике, или, точнее, в деревянном ободке без дна и крышки. Глина прессуется плотно для того, чтобы она не имела ни малейших пустот. Затем ее поверхность выравнивается по линейке с краями стенок ободка.

После этого сухой глиняный слепок или игрушку из пластмассы втискивают до половины в глубину. Чтобы глину было легче отделить от игрушки, последняя смазывается жиром.

Поверхность глиняной формы необходимо проверить, посмотреть, все ли детали отпечатались. Если получились дефекты, их надо исправить путем повторного штампования.

Так же, как и первая, изготовляется вторая форма для другой половины игрушки. Закрепляется глиняная форма, как гипсовая.

Перед тем как делать игрушку, внутренность формы надо смазать жиром или маслом.

Способ изготовления игрушки как по гипсовой, так и по глиняной форме состоит в том, что бумажные листочки небольшого размера, смазанные клейстером с одной стороны, вкладываются во внутрь формы намазанной стороной кверху и тщательно притираются. Лишние концы бумаги притираются к краям (рис. 29).

Процесс изготовления игрушки из папье-маше
Рис. 29. Процесс изготовления игрушки из папье-маше

Так накладывается несколько слоев. Необходимо следить, чтобы края, загнутые внутрь формы, были на уровне ее кромки.

Когда обе половинки игрушки будут готовы, их нужно вынуть из форм и склеить небольшими полосками бумаги поперек шва в разных местах, чтобы удержать обе половинки вместе, а затем по всему шву.

Изделие хорошо просушивают, очищают шкуркой от неровностей, закрашивают мелом, разведенным на воде с клеем. Когда оно высохнет, его раскрашивают акварельными красками, а для прочности покрывают масляным лаком.

Игрушки из папье-маше (сделаны по гипсовым формам)
Рис. 30. Игрушки из папье-маше (сделаны по гипсовым формам)

Таким же способом можно сделать много интересных, красивых игрушек для елки.

При лепке фигур человека, птиц и животных применяется каркас, который придает скульптуре прочность. Благодаря каркасу, поддерживающему накладываемую на него глину или пластилин, скульптура не наклоняется и не разваливается.

При лепке фигур небольшого размера применяют проволоку не толще 1—2 мм. Кроме этого, для связывания отдельных частей каркаса используется тонкая медная проволока из электрических проводов.

Вот как дети могут вылепить фигуру журавля на проволочном каркасе. В доске размером 10X10 см прокалывают шилом отверстия для ног птицы. В них вставляют первую часть каркаса — дугу из согнутой проволоки. К этой дуге при помощи тонкой проволочки прикрепляется каркас для туловища птицы, его привязывают в двух местах, чтобы он хорошо держался.

Процесс лепки состоит в том, чтобы, накладывая глину или пластилин, постепенно наращивать их в толстых местах, придавая предмету нужную форму согласно чучелу птицы.

При лепке надо постоянно поворачивать слепок, рассматривать его со всех сторон.

На рисунке 31 изображены каркасы для лепки лошади и человека.

Лепка животных и человека по проволочному каркасу
Рис. 31. Лепка животных и человека по проволочному каркасу

Рисунок 17 воспроизводит скульптуры, сделанные детьми из цветного пластилина с применением проволочного каркаса. Это иллюстрации к народной сказке «Курочка ряба» и к басням Крылова «Свинья под Дубом» и «Слон и Моська».


Гипсовые барельефы


Прежде чем приступить к изготовлению гипсовых барельефов, руководитель знакомит детей со свойствами гипса. Он рассказывает, что этот широко распространенный минерал, имеющий обычно белый цвет, обладает свойством превращаться из жидкой массы в твердую, при этом не изменяет формы и не дает трещин.

В готовом виде гипс — порошок белого цвета. Чтобы проверить его качество, надо взять столовую ложку порошка, развести в воде до густоты сметаны и налить на стекло, смазанное жиром. Если гипс хорошего качества, то через несколько минут образуется твердая лепешка. Сырой недоброкачественный гипс затвердевает медленно.

Гипс надо хранить в сухом месте. В сыром холодном помещении он портится. Срок его хранения 5—10 месяцев.

Руководитель рассказывает, что гипс применяется для изготовления скульптурных изделий, а также широко используется в медицине.

Для приготовления форм и отливки скульптурных изделий применяется также алебастр. Это вещество, однородное с гипсом, но более зернистое. Алебастр имеет разную окраску — сероватую, розовую, синеватую. Чаще всего он служит для декоративных лепных украшений зданий.

Приготовление гипсового и алебастрового растворов одинаково. Употреблять эти растворы для отливки можно только один раз.

На рисунке 32 показан способ отливки гипсового барельефа с оригинала, вылепленного из глины или пластилина. Оригинал для барельефа кладут на подкладную доску в горизонтальном положении. Из картона или толстой бумаги вырезают полоску немного шире толщины слепка. Полоска должна быть длиннее окружности слепка с тем, чтобы ее концы можно было скрепить между собой скрепкой, проволочкой или сшить нитками.

Способ отливки гипсового барельефа
Рис. 32. Способ отливки гипсового барельефа

Слепок, приготовленный для заливки, надо хорошо смазать жиром (салом или стеарином), чтобы он лучше отделялся от гипса.

После заливки слепка гипс необходимо разровнять деревянной или железной лопаткой.

Когда он затвердеет, боковую полоску-обойму надо отделить от слепка, осторожно снять пипсовую заливку (матрицу) и просушить ее. Внутренность матрицы закрепляют раствором столярного клея, а после просушки покрывают масляным лаком. Таким путем она будет предохранена от впитывания влаги при отливке в ней гипсового барельефа.

Полученную форму (матрицу) надо, так же как и в первом случае, приготовить к отливке —смазать жиром, окружить обойму из бумаги или картона. Чтобы барельеф можно было потом повесить на стену, следует выгнуть из проволоки петлю, концы этой петли разогнуть в стороны и залить гипсом.

Наконец, форма залита гипсом. Когда гипс затвердеет, его надо осторожно отделить от формы, предварительно сняв картонную обойму.

На отлитом барельефе необходимо зачистить неровности и тщательно обработать всю его поверхность.

В начале отливки незатвердевший гипс хорошо обрабатывается ножиком. Неровности, приливы, бугорки, раковины, можно замазать или залить оставшимся гипсом. Края формы отливки надо подрезать.

Гипсовые отливки можно окрашивать —тонировать в разные цвета. Для окраски гипса применяются гуашь и масляные краски.

Гипсовые изделия хорошо сохраняются в комнатной обстановке, где нет сырости.

Для уличных декоративных украшений: ваз, подставок для цветов и пр. — применяется цемент, который, так же как и гипс, размочится с водой и речным песком, просеянным через мелкое сито.

Вся эта масса размешивается и вливается в форму или прессуется в форме. Застывая, цемент делается твердым как камень и не поддается действию воды.

Цемент, бетон применяются в большом количестве на стройках при закладке фундаментов, резервуаров для фонтанов и различных площадок.


Изготовление головок для кукольного театра


В кружке «Умелые руки» мы изготовляли головки из папье-маше для школьного кукольного театра.

Головка куклы — ответственное изделие, ведь она определяет весь внешний облик куклы и должна быть очень выразительна.

Сначала дети лепят из глины или пластилина головку величиной с куриное яйцо. Головка имеет шейку, в которую вставляется картонная трубочка для пальца. На рисуше 33 изображены головка и две руки куклы в том виде, в каком они находятся во время игры куклы.

Изготовление головок для кукольного театра
Рис. 33. Изготовление головок для кукольного театра

Показана головка, вылепленная из глины, — оригинал, по которому будет сделана бумажная копия.

Когда глиняный слепок готов, его подсушивают и смазывают каким-нибудь жиром. Затем слепок облепляют кругом небольшими кусочками бумаги, намазанной с одной стороны клейстером, как это делали в предыдущих работах из папье-маше. Перед наклейкой бумагу смачивают водой, отчего она становится пластичнее (используется газетная и обёрточная бумага).

Для исправления дефектов и увеличения отдельных частей головки, например, носа, ушей, губ, применяется замазка из мела, разведенного на крепком столярном клее. Замазку накладывают стекой на те места, которые надо исправить, затем тщательно заравнивают поверхность.

Волосы на голове, бороду, усы, брови делают из пакли или из войлока, а также из шерсти животных.

На рисунке 33 показано, как надо наклеивать бумагу, разрез для снятия бумажного слепка с глиняного оригинала и готовая головка.


Скульптура из снега


Лепка из снега — любимое занятие ребят. Они с большим увлечением лепят снежных баб, дедов-морозов и другие фигуры. Зимой 1957/58 года в Угличе на катке против медучилища вырос дед-мороз высотою в 2,5 м. Эта огромная фигура была раскрашена: лицо сделано розовым, шапка и шуба — голубыми. Со всего города сбегались сюда ребятишки, чтобы посмотреть на диковинного деда.

Как же лепить фигуру из снега?

При небольшой оттепели снег хорошо скатывается в комок, становится пластичным. Как сделать большой снежный ком — дети хорошо знают. Надо слепить комок величиной с кулак, положить на снег и катить в одном направлении. Чтобы сделать большую скульптуру, надо накатать несколько таких комков разной величины.

Снежные комья хорошо слипаются, если их поставить один на другой и прижать друг к другу деревянной лопатой. Но чтобы скульптура была более прочной, ее скрепляют деревянными колышками. Укреплять нужно прежде всего отдельные детали: руки, ноги или крылья, если речь идет о птице. Снежной скульптуре, как и глиняной, нужен каркас.

Скульптуру из снега лучше делать большого размера, значительно больше натуральной величины человека или животного, которого она изображает. Такая скульптура интереснее и лепить ее проще.

Некоторые скульптуры можно лепить без каркаса, например голову витязя. Она наиболее устойчива, так как общая форма ее идет от поверхности земли, суживаясь на конус, и имеет широкое основание. Это наиболее простая для лепки фигура. С нее надо и начинать. Процесс ее лепки показан на рисунке 34.

Лепка снежной скульптуры без каркаса
Рис. 34. Лепка снежной скульптуры без каркаса

При лепке скульптуры деда-мороза для прочности ставится каркас из деревянных кольев. На рисунке он обозначен пунктиром.

Когда дед-мороз в основном уже вылеплен, для прочности на уровне плеч ставят еще один кол. Его заостренный конец легко проходит через снежную массу, если она не покрылась ледяной коркой.

Образцы скульптур из снега
Рис. 35. Образцы скульптур из снега

Главный инструмент при лепке из снега —лопаты деревянные и железные. Ими накладывают и утрамбовывают снег. Для окончательной обработки фигур хороши окучники, которыми окучивают картофель и овощи в огородах. Ими удобно срезать снег и делать различного рода выемки. Для мелких деталей наиболее удобна детская лопаточка, лучше железная. Эти инструменты заменяют стеки, которые применяются при лепке из глины.

Для окрашивания снежных фигур наливают в ведро с водой немного анилиновой краски — чернил. Чтобы вода равномерно окрасилась, надо помешать ее палкой.

На длинную палку навязывают кисть из лыка, ею и красят. Но лучше для этой цели использовать ручной опрыскиватель. В школах он обычно имеется. Краска из него ровно покрывает всю поверхность скульптуры.

Окрашивать скульптуру лучше всего в морозный день. Тогда краска не будет впитываться в снежную массу, быстро замерзнет на поверхности скульптуры, и поэтому ее потребуется немного. Воду надо подогреть, чтобы она не замерзала в резервуаре опрыскивателя и лучше распылялась.

Если работать кистью, то окраску скульптуры надо проводить сверху вниз.

Скульптура из снега
Рис. 36. Скульптура из снега

На рисунках 35 — 37 показаны примерные скульптуры из снега. Некоторые из них сделаны учениками Угличского педагогического училища под руководством автора книги.

Скульптура из снега
Рис. 37. Скульптура из снега


Скульптура из снежного теста


Скульптуру из снежного теста можно выполнить в любую погоду. Тесто из снега приготавливается очень просто: возьмите ведро, налейте в него до половины воды, затем насыпайте в него снег. Размешайте снег — получится снежная масса. Из этой массы (теста) можно лепить небольшие предметы и детали для больших скульптур.

Из снежного теста учащиеся старших классов сделали красивый макет «Лебединое озеро» (рис. 38). Ледяная поверхность озера создавала полную иллюзию воды. Лебеди отражались в ней, как в зеркале. Вокруг озера учащиеся сделали снежный валик, около него посадили елочки, а под ними снежные грибы. (Как сделать лебедя, на рисунке показано.)

Снежный макет «Лебединое озеро»
Рис. 38. Снежный макет «Лебединое озеро»

Чтобы слепить красивую, изящную фигуру лебедя, потребуется толстая проволока. Из нее надо выгнуть каркас по форме изгиба шеи и головы лебедя. Нижнюю часть проволоки нужно воткнуть в небольшой отрезок доски. Это делается для того, чтобы каркас держался в туловище птицы.

Лепка из снежного теста, особенно в морозный день, требует расторопности и быстроты, потому что снежное тесто быстро замерзает. Небольшие по размеру снежные скульптуры можно штамповать в формах. Например, чтобы сделать шляпки для грибов, возьмите металлическое блюдо, наложите в него снежиого теста, впрессуйте его и через несколько минут осторожно выньте — это будет шляпка гриба. Ее можно окрасить в любой цвет.

Корни для грибов можно скатать в руках и подкрасить тесто желтой краской.

Игрушки для новогодней елки делаются так: в металлические или пластмассовые формы наливается подкрашенная вода. Формы выносятся на мороз, вода замерзает, и образуется ледяная игрушка. Чтобы вынуть ее из формы, последнюю вносят в теплое помещение на короткое время.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Настоящее пособие по лепке предназначено для учителей городских и сельских начальных школ с целью ознакомить их теоретически и практически с пластическими материалами: глиной, пластилином, песком, их свойствами и приемами работы, а также с методикой проведения занятий на уроках в школе и в кружках «Умелые руки».

При изучении программного материала необходимо эти занятия строить так, чтобы учащиеся практически учились познавать окружающий их материальный мир в той последовательности, как это было указано В. И. Лениным:

а) живое созерцание,

б) абстрактное мышление и

в) практика.

При подборе заданий и описании приемов работы необходимо следить за тем, чтобы у учащихся вырабатывались правильные знания об окружающих предметах. Поэтому обучение детей лепке и рисованию должно быть основано на реалистическом изображении предметов. Лепка с натуры и по наблюдению как основной метод обучения ставится на первое место.

Основное условие при этом — сохранять последовательность в изображении: от простых по форме предметов постепенно переходить к более сложным.

В пособии приводятся примерные упражнения с глиной для развития пальцев рук и знакомства со свойствами глины и пластилина.

Упражнения на скатывание комка глины в правильный шарик (мячик). Сплющивание шарика, раскатывание в круглую палочку, свертывание в спиралевидную раковину, скручивание нескольких палочек в общий «жгут» — веревочку и др.

Для развития конструктивных способностей детей, а также знакомства их с основными формами геометрических тел предлагается несколько занятий лепкой по наблюдению с натуры. После этого полезно показать на практике свойства тел круглой формы, цилиндрической, конической, прямолинейной, призматической и др.

Дети любят изображать живую природу: птиц, животных, рыб и, конечно, людей. Для развития их творческих способностей в занятия включаются уроки иллюстративной лепки и декоративных украшений в виде орнаментов разной формы.

Изготовление макетов из природных материалов имеет большое познавательное значение.

Внеклассная работа в кружке «Умелые руки» развертывается более полно. Здесь на занятиях применяются новые материалы: гипс, алебастр, мел, краски клеевые и масляные.

Гипс и алебастр нужны для отливки форм (матриц) при изготовлении игрушек из папье-маше.

Если это возможно, проводятся опыты с обжигом изделий из глины и более подробное знакомство с керамическим производством.

Особая глава отведена скульптуре из снега. Надо сказать, что этот интересный вид скульптуры пока что мало известен.

Лепка и рисование непосредственно входят в трудовую деятельность детей, прививают им навыки коллективной работы.

В конце учебного года рекомендуется устраивать школьные выставки лучших работ учащихся по ручному труду, лепке и рисованию.

И. Н. ПОТЕХИН
ЛЕПКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
Москва 1962


Категория: Рукоделие


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*