Перуница

» » Верещагин Василий Васильевич 1842–1904

Художники » 

Верещагин Василий Васильевич 1842–1904

Верещагин

Верещагин Василий Васильевич 1842–1904, русский художник, мастер батальной картины.Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию.

Смертельно раненный. 1873
Смертельно раненный. 1873

В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Ж.-Л. Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864). Всю жизнь был неутомимым путешественником.

Богатый киргизский охотник с соколом. 1871
Богатый киргизский охотник с соколом. 1871


Бухарский солдат (сарбаз). 1873
Бухарский солдат (сарбаз). 1873


В горах Алатау. 1869-1870
В горах Алатау. 1869-1870

Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882).

Мавзолей Тадж-Махал
Мавзолей Тадж-Махал. 1874-1876


Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся. 1873

В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1889 и 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию.

Верещагин Василий Васильевич 1842–1904
Раненый. 1901

Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В его батальных полотнах публицистически - остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски - пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато - коричневым, воистину «пустынным» колоритом.

Апофеоз войны
Апофеоз войны. 1871

Знаменитым символом всей серии стала картина "Апофеоз войны" (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».


Победители. 1878-1879


Побежденные. Панихида. 1878-1879

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно "Побежденные. Панихида" (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.


Наполеон I на Бородинских высотах. 1897



В Кремле - пожар. 1887-1898



В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле). 1897-1898



С оружием в руках - расстрелять. 1887-1895

Широкую известность завоевала также его серия "Наполеон в России" (1887–1900). Художник был и одаренным литератором, автором книги "На войне в Азии и Европе. Воспоминания" (1894); большой интерес представляют также его "Избранные письма" (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.


Бурлаки. 1866



Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888



Конец Бородинского боя. 1899-1900



Продажа ребенка-невольника. 1872


В архиве 191 работа мастера (1000рix. по большей стороне)

https://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/1020-vereshhagin-vasilij-vasilevich-18421904.html  



+14


Категория: Художники

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
12 мая 2011 00:29 | #1
+1
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Картины этого Великого художника как будто бы светятся. такая наполненность светом...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.