Содержание:
Виктор Михайлович Васнецов, наверное, первым из великих русских художников входит в нашу младенческую жизнь своими картинами-былинами, картинами-сказками и сопровождает нас в течение нее (жизни), давая нам толчки для размышлений не только работами названного направления, но и открываемыми нами его жанровыми полотнами первого периода творчества, его портретами и, наконец, сравнительно недавно пришедшей к нам его религиозной живописью.
↑ Биография В. М. Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая (по новому стилю) 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии.
Отец, Михаил Васильевич Васнецов, был сельским священником; мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым.
В 1850 году отец получил новый приход, и семья переехала в небольшое село Рябово, где был построен из лиственницы уютный дом с мезонином. В нем Виктор провел свои детские годы, которые он вспоминал с благодарным чувством всю жизнь.
Дремучие, сказочные леса, поля и перелески, высокое, медленно меняющееся небо — все входило в детскую душу вместе с рассказами отца, человека не только глубоко религиозного, но и достаточно образованного, склонного к поэтическому восприятию мира, Вселенной, с ее мириадами звезд.
Семья жила бедно, карандаши и краски доставались с трудом. Мальчик рисовал, получая впечатления не только от родной природы, но и из старых журналов с картинками.
Спустя много лет Васнецов, побывав на родине, напишет брату Аполлинарию, тоже ставшему художником: «Церковь закоптилась как-то изнутри, и наш любимый иконостас в холодной церкви линяет, и даже живопись лупится, — так жалко и грустно. Самое живое впечатление все-таки от иконостаса и этой линяющей живописи — она та же и такое же живое впечатление и воспоминание».
В 1858 году он едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал.
Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать «типы», изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти. Наконец на талантливого юношу обращают внимание.
Местный книголюб Иван Васильевич Трапицын, знаток фольклора, предлагает Васнецову сделать рисунки к собранным им русским пословицам и поговоркам.
За два последние года учебы в семинарии Виктор нарисовал 75 сюжетов на темы крестьянской жизни, проявив острую наблюдательность и знание характеров и быта.
Книжка не вышла, но Васнецов бережно сохранил рисунки. В 1912 году они будут изданы в роскошном альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». Каждая репродукция наклеена на плотный лист и сопровождается пояснительным текстом.
Занимается Виктор и живописью. В первых известных нам картинах «Молочница» и «Жница» уже виден почерк будущего искателя идеальной женской русской красоты. Две названные картины были проданы с аукциона, который организовали друзья и почитатели юного дарования.

Жница. 1867
Виктор не стал дожидаться вырученных денег; он бросил семинарию за полтора года до ее окончания и умчался с десятью рублями в Петербург поступать в Академию художеств.
↑ Петербург: Академия и жизнь
Он был принят сразу, но, не найдя себя в списках, лишь через год стал студентом Академии художеств. Домой он не возвращался. Год занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у знаменитого И.Н. Крамского. Подрабатывал.
В академии познакомился с Репиным, Поленовым, Суриковым, Антокольским — что не имя, то будущая слава русского искусства.
После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». Время это для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, печется о брате Аполлинарии, будущем художнике, который приезжает из Вятки, много работает ради заработка.
Вне академии, «для себя», он, как прежде, рисует «типы», теперь городские, столичные. Это в основном курьезные сценки на улице, в театре, в трактире, на рынке и т.п. В 1874 году за рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне.
В 1874 году впервые участвует в III выставке Товарищества передвижных художественных выставок картиной «Чаепитие в трактире», и критика считает, что в будущем он будет «одним из лучших русских художников». Все картины того времени — и «Нищие певцы», и «Книжная лавка», и «С квартиры на квартиру» говорят о Васнецове как о мастере бытового жанра, тонком психологе, знатоке народных типов. Но никто даже не подозревает, какие «неясные грезы» пробуждаются в нем.
Он уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. Он рисует французские типы с тем же удовольствием, с каким писал русские, находя в них сходные черты. А весной 1876 года участвует в парижском «Салоне» двумя картинами — «Чаепитие в трактире» и написанном на местный сюжет полотном — «Акробаты».

Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877
В Париже произойдет одно важное событие. Васнецов приносит Василию Дмитриевичу Поленову в подарок небольшой эскиз маслом с изображением трех богатырских всадников. Поленов отказывается принять этот дар: «Вот когда напишешь картину, тогда возьму эскиз». Произойдет такое нескоро, в 1898 году. Это будут «Богатыри» — одно из самых грандиозных творений Васнецова.

Богатырь. 1870-е

Нищие-певцы (Богомольцы). 1873

Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874

Балаганы в окрестностях Парижа. 1876-1877

Книжная лавочка. 1876

С квартиры на квартиру. 1876

Крестьянин с шестом. 1877

Известие о взятии Карса. 1878

Подружки. 1878

Преферанс. 1879
Именно в то время, после Парижа, художник окончательно встает на путь, по которому до него никто не шел. И что бы он теперь ни делал, в каких бы жанрах и видах искусства ни работал, он всюду и всегда будет первым прокладывать новые пути, чувствуя в себе необъятные силы, свое призвание, говоря: «Я только Русью и жил».
↑ Призвание
Сохранился листок с наброском В. Васнецова 1871 года, где изображен витязь на коне перед придорожным камнем. Только спустя семь лет картина «Витязь на распутье» появится на VI выставке передвижников. Всадник, повернутый к нам лицом, со вниманием читает слова, выбитые на камне, о том, что будет, если ехать направо, налево или прямо. Через четыре года — новый вариант того же сюжета. Теперь витязь к зрителю спиной, в глубоком раздумье — на камне указана всего одна дорога: «Как прямо ехати, живу не бывати...» Так начнется путь Васнецова к созданию нового, большого стиля в искусстве, национального по своей сути. В своих полотнах он возрождает забытую к тому времени красоту Древней Руси, живущую в преданиях, выраженную в былинах, песнях, сказках, архитектуре.
Виктор Михайлович теперь живет вместе с молодой женой в Москве — первопрестольная, с сохраненными в ней остатками старины, была ему несравненно ближе, чем сановный Петербург.
Возникшая дружба с семьями П.М. Третьякова и С.И. Мамонтова, художественные вечера в их домах окончательно убедили его в правильности выбранного направления. В 1880 году он закончит одно из самых своих значительных полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Для зрителей все было ново в этой картине, а новое принимается не сразу. «Перед моей картиной стоят больше спиной», — горевал Виктор Михайлович. Но И. Крамской, совсем недавно уговаривавший Васнецова не оставлять бытовой жанр, назвал «После побоища...» «вещью удивительной... которая нескоро будет понята по-настоящему». Глубже всех понял суть картины художник и выдающийся педагог Павел Петрович Чистяков, он почувствовал в ней саму Древнюю Русь и в письме к Виктору Михайловичу взволнованно восклицал: «Самобытным русским духом пахнуло на меня!» Полотно с VIII выставки передвижников приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей галереи.
В этом же году Виктор Васнецов приступит к работе над тремя картинами-аллегориями. Заказал их Савва Иванович Мамонтов для украшения кабинета правления строящейся Донецкой железной дороги. Предложение Мамонтова совпало с дремавшими в Васнецове сюжетами. Он написал «Битву скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».
«Ковер-самолет» был показан на той же VIII выставке передвижников, где и полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами». И эта картина вызвала у некоторых зрителей насмешку и непонимание: как серьезный художник мог приняться за самый низкий жанр — народную сказку?!
А Виктор Михайлович увлеченно воплощал прекрасную народную мечту о свободном полете. В чудесном небе своего детства написал он плавно, вольно, летящий как птица ковер и на нем сказочного героя-победителя.
В картине «Три царевны подземного царства» один из характеров — третьей, младшей царевны — получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах.
Говоря о нехоженых путях, которые приходилось пролагать Васнецову, следует сказать о его росписи для Исторического музея, украшающей круглый зал и в наши дни.
...В Москве в 1882 году заканчивалось строительство Исторического музея. Было решено украсить его первый зал фризом на тему «Каменный век» и предложить написать его Васнецову.
Васнецов вспоминает бессмертные работы Микеланджело и великого Александра Иванова с его «Явлением Христа народу», где художник именно сложнейшей пластикой фигур раскрыл душевные состояния человека.
По выражению Стасова, «творческая фантазия потрясенного художника» родила могучие образы.
Поленов, поздравляя друга с большой победой, передавал ему слова Чистякова: «В этой картине выражено все будущее развитие человечества, то, для чего стоит жить». Сам Поленов назвал «Каменный век» «радостным искусством».
↑ В поисках идеала
В те же 80-е, абрамцевские годы Виктор Михайлович Васнецов написал одно из самых своих задушевных и проникновеннолирических произведений, известную всем «Аленушку». Пленившее имя дано им девушке, олицетворяющей образ едва ли не всех героинь русского фольклора.

Аленушка. 1881
В то лето 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он начинает писать пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, — босоногая крестьянская девочка, сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной ее — темное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова.

Аленушка. 1881
Новым словом художника стали и его декорации и костюмы к весенней сказке А.Н. Островского «Снегурочка», вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. Впервые на русской сцене появились декорации, неотделимые от общего замысла спектакля и оказавшие влияние на его сценографию в целом. Это был образ сказочной Древней Руси, царства доброго царя Берендея.

Пролог. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Снегурочка. 1885

Палаты царя Берендея. 1885

Заречная слободка Берендеевка. 1885
Снегурочка в интерпретации Васнецова — это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной.

Снегурочка. 1899
К нему хочется присоединить и Елену Прекрасную с картины «Иван-царевич на сером волке», написанную художником в 1889 году в Киеве (когда он на время оставил работу над росписями во Владимирском соборе). С робко опущенным взором, кроткая и пленительная, склонила царевна голову на грудь своего суженого.

Иван-Царевич на Сером Волке. 1889
Метод работы Васнецова над образами был прежним. Прототип он искал в реальной действительности. Писал для Елены Прекрасной этюд с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Было это еще в 1883 году — Васнецов, как обычно, долго вынашивал образы будущей картины. Как и для «Аленушки», он искал в модели такого сходства, которое можно выразить через позу и общее настроение. Он будет искать обобщенные черты сказочной красавицы, русской «лебедушки», той, которой посвящено в народе столько песен и сказок и черты которой так ему близки.

Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой). 1884
Васнецовские женские образы вообще пленительны. Он писал только близких ему людей, близких «по духу», как он сам говорил. Это и Елизавета Григорьевна Мамонтова, и ее дочь Веруша, и киевлянка Елена, Леля Прахова.
Елена Прахова (1871 — 1948) была дочерью Адриана Викторовича Прахова, историка искусств, председателя комиссии по постройке Владимирского собора, того самого, что заказал его росписи Виктору Михайловичу. Семья Праховых стала на долгие годы духовным прибежищем Васнецова в Киеве. В их доме он находил отдых, признание и поклонение. Особое понимание было между ним и юной Лелей Праховой, которая разучивала для него любимого им Баха — Леля, как и ее мать, была прекрасной пианисткой, изумительно вышивала шелком по рисункам Васнецова на религиозные сюжеты. В 1894 году он напишет портрет Елены Адриановны, который Нестеров считал вершиной его портретного искусства.

В костюме скомороха. 1882
↑ Время Владимирского собора
В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но свое согласие художник дает. У него уже есть опыт — абрамцевская церковь Спаса, эпические полотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших стен, созданию монументально-декоративного пространства. Верующий человек, в работе для церкви он начинает видеть свое настоящее призвание.
...В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами.
Васнецов думал проработать три года, оказалось — десять лет. Ему было дано воплотить образ Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, «с теплотой, искренностью и смелостью».
Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение.
Богоматерь дала особую интонацию всей соборной росписи. Глубокие синие, оранжевые, светло-кобальтовые, мягкие зеленые, пурпурные, сияющие белые тона, дополнительные оттенки красного, розового, ультрамарина, матовое золото фонов — все превращает собор в цветущий райский сад. Лик Богоматери, ее темная фигура и картина «Страшного суда» на западной стене напоминают, как тернист путь к свету.

Бог Саваоф. 1885-1896

Воины Апокалипсиса. 1887

Крещение князя Владимира. 1885-1893

Крещение Руси. 1885-1896

Плащаница. 1901

Страшный суд. 1885-1896

Христос-Вседержитель. 1885-1896
Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии царской семьи и двора собор был освящен, вокруг работы Васнецова разгорелись яростные споры. «Его душа рвется к небу, земле», — сказал о Васнецове его искренний почитатель отец Сергий Булгаков. Булгаков безоговорочно принял его религиозную живопись. В своей статье «Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой (параллели)» он сравнивает Васнецова с Достоевским и Вл. Соловьевым и отмечает, что «собор св. Владимира в Киеве является великим памятником русского самосознания <„.> Можно смело сказать, что со времен Сикстинской Мадонны не была достигнута та сила религиозного пафоса, искренность религиозной страсти, какая глядит на нас со стен Владимирского собора». Васнецов становится не только самым знаменитым церковным художником, но и самым модным. Он создает вдохновенные эскизы для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, еще ранее пишет эскизы для храма Спаса на Крови в Петербурге, для собора Александра Невского в Софии, по заказу царской семьи для церкви св. Магдалины в Дармштадте. Лики, им созданные, узнаются сразу, еще изда-лека, в них видны черты самого васнецовского рода. Уже в наше время, оценивая работу Васнецова во Владимирском соборе, искусствоведы приходят к выводу, что художник «попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля» (Э. Пастон).
↑ Время «Богатырей»
Интерес к былинности проявился в творчестве Васнецова еще в юности. В 1871 году, будучи студентом Академии художеств, он сделал на листе бумаги небольшой набросок своих будущих «Богатырей». В начале восьмидесятых Васнецов в Абрамцеве примется за большое полотно. Но лишь 23 апреля 1898 года, уже в Москве, в собственной мастерской, Васнецов подпишет картину, и ее приобретет П.М. Третьяков для своей галереи. Более четверти века понадобилось Васнецову, чтобы окончательно завершить самую значительную свою картину — «Богатыри» (1898). Владимирский собор и другие работы отвлекали его на долгие годы.
Работая над «Богатырями», Васнецов любил слушать героическую музыку. В то время он искал вдохновение в могучем творчестве великих русских композиторов — Глинки, Бородина, Мусоргского и Римского-Корсакова.
Колорит картины, гармония красок усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. В соседстве с темно-зелеными, приглушенными серыми тонами особенно выразителен неяркий красный цвет щита Добрыни, копья Ильи, одежды Алеши, флажка на его шлеме. Одновременно цветовая гамма создает праздничное настроение, радует глаз, вселяет веру.
Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические.
Сама живопись Васнецова в «Богатырях», ее монументальные формы, благородные декоративные качества подвигали к иному, чем прежде, отсчету достоинств в искусстве, к рождению новых завоеваний его «откровений и тайн». Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из «Богатырей» Васнецова.
Ко времени «Богатырей» стоит присоединить еще два васнецовских произведения — единственный в своем роде исторический портрет «Царя Ивана Васильевича Грозного» (1897 год), и уникальное оформление и иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А Пушкина, вышедшей к столетию со дня рождения поэта в 1899 году.

Встреча Олега с кудесником. 1899

Олег у костей коня. 1899

Оформление Песни о вещем Олеге А.С.Пушкина. 1899

Прощание Олега с конем. 1899
Теперь уже всеми признано, что образ Грозного в изобразительном искусстве наиболее глубоко и верно удалось передать именно В. Васнецову. Что именно этот художник приблизился к народному пониманию личности правителя, изобразив его одновременно грозным и мудрым. Старой Русью XVI века, древней Москвой веет от этой картины.

Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
Он нес свою миссию до конца жизни. Уже будучи в преклонном возрасте, много проработав для храмов и соборов, построив собственный дом, сделав проект нового фасада для Третьяковской галереи, разработав архитектуру русского павильона для выставки в Париже, он приступает к завершению давно задуманной, как он сам говорил, «поэме сказок». Дом, построенный им, немало тому способствовал — деревянный дом-крепость на холме, у Самотеки, подле Троицкого монастыря, с бревенчатым теремом, с мастерской в два света. Васнецов был эстетом, творцом особой жизни на патриархальный лад. И в этом собственном доме он достойно завершает свой великий путь в искусстве. Васнецов пишет «Царевну-лягушку», «Несмеяну-царевну», «Бабу-Ягу», «Спящую царевну», «Кащея Бессмертного», «Сивку Бурку», «Ковер-самолет», на былинный сюжет — «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем». Он снова возвращается в Древнюю Русь, чтобы высказать свое, сокровенное.
В те годы Васнецов особенно много думал об устройстве мира, о предназначении человека, о смысле жизни. Как художник, Васнецов хочет выразить правду о добре и зле в жанре сказки. Это совпадало с художественными течениями Серебряного века, поэзия которого была полна аллегорических, символических смыслов. Кащей Бессмертный, со своим когтистым, крючковатым носом и запавшим беззубым ртом, предстает носителем всемирного зла. Два светила, изображенные на стене подземелья, символизируют: синее — жизнь Кащея, которая «почти уже отжита, вся в прошлом, алое — будущее освобождение Царевны и всего мира от мрачного владычества Кощеева», как было замечено одним наблюдательным зрителем.
В картине «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» явлено зло уже не в образе человеческого существа, похожего на зверя, а сам зверь, многоголовое чудовище, нависшее над миром. Беснуется чудище, поднялось над одинокой фигурой русского Геркулеса с занесенным мечом.

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918
Бодрыми, чистыми звуками и красками проникнуто полотно, славящее русскую красавицу, премудрую Царевну-лягушку. Ее древнерусский наряд изумрудного цвета здесь торжествен и царственно прекрасен, как и сама царевна.
Самый символический смысл имеют, пожалуй, картины «Несмеяна-царевна» и «Спящая царевна», — в каждой из них читается мысль об истории Руси, на одной — замученной нашественниками, на другой — спящей, забытой потомками.
В том же 1926 году, когда были закончены эти картины, 23 июня, Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме в 3-м Троицком переулке. Он был великим художником, уверенным, что в любом произведении искусства «сказывается весь, цельный облик народа, внутренний и внешний, — с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Царевна-Лягушка. 1901-1918

Царевна-Несмеяна. 1914-1926

Царевна у окна (Царевна Несмеяна). 1920

Спящая царевна. 1900-1926

Богатырский скок. 1914
Сестра К.С. Станиславского З.С. Соколова написала в письме к брату замечательные слова о В.М. Васнецове: «Он имел такие недостижимые для обычных людей богатства мысли, духа, гения, какими только и обладают отмеченные Богом люди; души, жаждущие света, мудрости, душевного тепла, соединенных с острой яркой мыслью, тянулись к В.М., к его светильнику, который он пронес через всю жизнь, не погасив, не затушив, несмотря ни на что».

За водой. 1880

Савка-охотник. 1889

Гамаюн - птица вещая. 1898

Гусляры. 1899

Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898

Проект фасада Третьяковской галереи
Скачать картины: