Константин Егорович Маковский (1839—1915) — русский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Является представителем академизма.
Популярный автор целого ряда эффектных картин из быта бояр московской Руси, между тем он не всегда работал в этом роде.
Начал он свою художественную деятельность чистым жанром и в числе его картин мы находим такие художественные вещи, как «Алексеич», и большая картина, за которую он получил звание профессора Академии, «Гулянье на Адмиралтейской площади во время маслянницы».
Далее он все больше и больше отклонялся в сторону колорита по преимуществу и, пройдя через эффектные сюжеты из жизни востока («Похороны в Каире», «Перенесение священного ковра») он остановился на историческом бытовом жанре, в котором обнаружил чрезвычайную плодовитость.
Его бояре и боярышни совсем не похожи на тех, о коих повествует нам история, но они красивы, эффектны, ослепительны по краскам и тонам, они всех привлекают и нравятся большой публике, они дают художнику успех, а себе сбыт.
"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству".
Маковский К.Е.
Мало кто из русских живописцев второй половины XIX - начала XX века пользовался такой огромной популярностью у широкой публики, как Константин Егорович Маковский, художник необычной и противоречивой судьбы. Редкий талант, трудолюбие - и большие деньги; участие в знаменитом "бунте четырнадцати" - и звание профессора и академика Академии художеств. Маковский - создатель бесчисленных заказных портретов русской аристократии и в то же время целой галереи образов русских ученых и деятелей культуры, масштабных исторических полотен.
Константин Егорович Маковский прожил долгую и в целом счастливую жизнь. Он рано определился в выборе своего пути, решительно и успешно сделал карьеру, женился на самой очаровательной женщине Петербурга, был обласкан императором. Он действительно имел все основания утверждать:
«...жизнь так красива, когда ее берешь полной горстью!».
Многие завидовали его таланту, известности на художественном поприще, богатству и славе.
Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности:
"Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей".
Имя Константина Маковского всегда было связано с исключительным успехом. При жизни он был одним из самых востребованных и модных художников России. Результаты продаж его картин в течение, по крайней мере, последних 12 лет на всех ведущих аукционах мира недвусмысленно свидетельствуют о непреходящем внимании коллекционеров к его творчеству.
Необходимо отметить, что художественное наследие К.Е. Маковского весьма значительно, и львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях. Поэтому аукционные результаты поражают чрезвычайным разбросом цен, а по объемам продаж его произведения сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров.
Он вдохновлялся от натуры вообще, от игры света и красоты цветовых соотношений. В своих картинах он более техник, живописец в более узком смысле этого слова. Он с вдохновением мог разыграть симфонию красочных пятен, был открыт тем художественным впечатлениям, которые разбросаны в окружающей жизни. Его могли поразить сложное сочетание цветов или необычность освещения. Тогда он хватал кисть, лихорадочно набрасывая какой-нибудь колоритный этюд, потрясая импровизацией, выдумкой, фантазией, блеском краски и виртуозным взмахом кисти.
И.Н.Крамской писал в 1879 году: "К.Е.Маковский написал однажды чрезвычайно жизненную голову в... 27 минут!.. не по задаче, правда, а потому что наступали сумерки, а ему хотелось схватить одно впечатление. В этюдах "головок" Маковский мало заботился даже о сходстве. Так, П.Гнедич передавал слова художника о сходстве в портретах следующим образом: "Женщина все равно через десять лет так изменится, что ее не узнать. Для сходства есть фотография. Задачи художника совсем другие".
"И строгих судей, а за ними решительно все классы общества Маковский пленил в буквальном смысле слова. Если кто из художников был популярен на Руси - то именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки - то самое, что сближало художника со своим временем".
Бенуа А.Н
Чарка мёду
Боярский свадебный пир в 17 веке
Игра в жмурки
Из жизни русских бояр
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Святочные гадания
Сваха
Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова. 1862
Алексеич
Бабушкины сказки
Богиня вод
Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода
Воскресный вечер в малороссийской деревне
Девочка с кувшином
Дети, бегущие от грозы
Жница
Похороны ребёнка
За чаем
Крестьянский обед во время жатвы
Маленькие шарманщики
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Под венец
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)
Русалки
Селёдочница
Сенокос
У околицы
Малороссиянка с граблями
Портрет девушки в украинском костюме