Художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

Художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. В 1844 году отец отдал мальчика в казанскую гимназию, там будущий художник вскоре нашел товарищей, с которыми «мог рисовать и рассуждать» об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям, и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой».

В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого. В 1856—1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ).

В 1858—1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.

В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, «от которой только может быть существенная польза для пейзажиста».

Автопортрет. 1854
Автопортрет. 1854

За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине («отчего я не в России, которую так люблю»). Оживился Шишкин лишь в Праге, где «встретился со многими чехами; народ все прекрасный и охотно говорят по-русски». Он восхищается рисунками «славянских типов» крупного чешского реалиста 60-х годов прошлого века - Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскую живописца и гравера Р. Коллера, где знакомится с техникой офорта.

Горные пейзажи Швейцарии оставили художника равнодушным; вскоре вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккером Шишкин начинает работать в Тевтобургском лесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал об этом: «Где и куда ни пойдешь, везде показывают — пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует».

В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. Шишкин быстро входит в круг интересов отечественной художественной жизни, бывает на четвергах Артели художников. «Громче всех, — вспоминает Репин, — раздавался голос богатыря И. И. Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет карежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней».

Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и ловок, не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».

На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину «В лесной глуши» (ГРМ), за которую в 1873 году получает звание профессора. Пространственно строя композицию (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) от затененного переднего плана, он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина «Рожь» (1878, ГТГ). Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: «Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство...»

Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.

Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. художественная галерея) и другим.

Хорошо передана жизнь леса в широко известной картине «Утро в сосновом лесу» (1889, ГТГ), написанной Шишкиным вместе с К. А. Савицким, и холсте «Дождь в дубовом лесу» (1891, ГТГ).

Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Выставка давала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовавшего и стремившегося передать красоту и богатырскую силу российской природы.

Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. На полотне, написанном незадолго до смерти, изображена афонасовская корабельная роща близ Елабуги. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной...» 8 марта 1898 года художника не стало.

Автор: Дмитриенко А.Ф.


Шишкин И. И. Утро в сосновом лесу
Утро в сосновом лесу


Шишкин И. И. Аллея Летнего сада в Петербурге. 1869
Аллея Летнего сада в Петербурге. 1869


Шишкин И. И. Березовая роща. 1878
Березовая роща. 1878


Шишкин И. И. Березовая роща 2. 1896
Березовая роща 2. 1896


Шишкин И. И. Березовый лес. 1871
Березовый лес. 1871


Шишкин И. И. Богатый лог (Пихтовый лес на реке Каме). 1877
Богатый лог (Пихтовый лес на реке Каме). 1877


Шишкин И. И. Болото. Полесье. 1890
Болото. Полесье. 1890


Шишкин И. И. В горах Гурзуфа. 1879
В горах Гурзуфа. 1879


Шишкин И. И. В лесу графини Мордвиновой. Петергоф. 1891
В лесу графини Мордвиновой. Петергоф. 1891


Шишкин И. И. В лесу. Из леса с грибами. 1883
В лесу. Из леса с грибами. 1883


Шишкин И. И. В окрестностях Дюссельдорфа. 1864-1865
В окрестностях Дюссельдорфа. 1864-1865


Шишкин И. И. В парке. 1897
В парке. 1897


Шишкин И. И. В роще. 1865
В роще. 1865


Шишкин И. И. В роще. 1869
В роще. 1869


Шишкин И. И. Валежник. 1893
Валежник. 1893


Шишкин И. И. Верхушки сосен. 1890-е
Верхушки сосен. 1890-е


Шишкин И. И. Вечер в сосновом лесу. 1875
Вечер в сосновом лесу. 1875


Шишкин И. И. Вечер. 1871
Вечер. 1871


Шишкин И. И. Вечер. 1892
Вечер. 1892


Шишкин И. И. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865
Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865


Шишкин И. И. Вид в окрестностях Петербурга. 1856
Вид в окрестностях Петербурга. 1856


Шишкин И. И. Грибники
Грибники


Шишкин И. И. Деревенский двор. Конец 1860-х
Деревенский двор. Конец 1860-х


Шишкин И. И. Деревня. 1874
Деревня. 1874


Шишкин И. И. Дети в лесу
Дети в лесу


Шишкин И. И. Дождь в дубовом лесу. 1891
Дождь в дубовом лесу. 1891


Шишкин И. И. Дорога в лесу. 1869
Дорога в лесу. 1869


Шишкин И. И. Дубы в Старом Петергофе. 1891
Дубы в Старом Петергофе. 1891


Шишкин И. И. Жатва. 1850-е
Жатва. 1850-е


Шишкин И. И. Женщина с мальчиком в лесу. 1868
Женщина с мальчиком в лесу. 1868


Шишкин И. И. За грибами. 1870
За грибами. 1870


Шишкин И. И. Кама близ Елабуги. 1895
Кама близ Елабуги. 1895


Шишкин И. И. Корабельный лес. 1891
Корабельный лес. 1891


Шишкин И. И. Крестьянин и разносчик. 1855
Крестьянин и разносчик. 1855


Шишкин И. И. Лесной пейзаж с цаплями. 1870
Лесной пейзаж с цаплями. 1870


Шишкин И. И. Лесные дали. 1884
Лесные дали. 1884


Шишкин И. И. Летом в поле (Пейзаж со стадом). 1860-е
Летом в поле (Пейзаж со стадом). 1860-е


Шишкин И. И. Мельница в поле. 1861
Мельница в поле. 1861


Шишкин И. И. На окраине дубового леса. 1882
На окраине дубового леса. 1882


Шишкин И. И. На севере диком .... 1891
На севере диком .... 1891


Шишкин И. И. Пасека. 1882
Пасека. 1882


Шишкин И. И. Пейзаж. 1861
Пейзаж. 1861


Шишкин И. И. Первый снег. 1875
Первый снег. 1875


Шишкин И. И. Полесский пейзаж. 1884
Полесский пейзаж. 1884


Шишкин И. И. Стадо под деревьями. 1864
Стадо под деревьями. 1864


Шишкин И. И. У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1889
У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1889


Шишкин И. И. У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1889
У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1889


Шишкин И. И. Хвойный лес. 1873
Хвойный лес. 1873


Шишкин И. И. Этюд к картине Полдень в окрестностях Москвы
Этюд к картине Полдень в окрестностях Москвы


Категория: Художники

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
8 июля 2010 09:15 | #1
0
  • Регистрация: 22.06.2010
 
жаль,что карин тут мало.

картин*

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.