Николай Михайлович Кочергин родился 9 мая 1897 года в селе Всесвятском. Это небольшое село находилось в нескольких верстах от Тверской заставы. Сегодня именно здесь расположена станция метро "Сокол”. После нескольких лет занятий в сельской школе Николай Кочергин был определен в городское училище в Замоскворечье, где учился без особого желания и предпочитал вместо уроков убегать в Третьяковскую галерею или Румянцевский музей. Любовь к искусству привела его в 1908 году в Строгановское художественно-промышленное училище.
Получив сначала общее образование, Кочергин успешно овладел и специальными предметами. Этому способствовали опытные преподаватели, работавшие в училище.
Умение свободно разбираться в эпохах и стилях, привычка просматривать альбомы, справочники, знакомясь с которыми художник постоянно пополнял свои знания, подтолкнули Кочергина к собиранию книг. За несколько десятилетий им была собрана богатая библиотека по изобразительному искусству, одна из наиболее значительных в частных коллекциях Ленинграда.
Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).
Кочергин создавал советский плакат, внеся в него свой оригинальный вклад, такими произведениями агитационного искусства, как "Очередь за Врангелем”, "1 Мая”, "Дети-цветы коммуны”. К этому необходимо добавить его обширную деятельность для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий "Красная панорама”, "Огонек”, "Вокруг света” и "Мир приключений”.
Следует отметить не устаревшую и поныне замечательную работу художника, выполненную для ленинградского кукольного театра Евгения Деммени "Гулливер в стране лилипутов”. Искусно и остроумно им вырезанные из дерева куклы, уже более полувека не сходят со сцены, радуя своей удивительной образностью.
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, основным делом Кочергина стала агитационо-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде, как и тысячи ленинградцев, тяжело-больной Кочергин отдавал созданию агитационных произведений все свои силы. Он принимал участие и в создании "Окон ТАСС”. Весной 1942 года он был вывезен в тяжелом состоянии из города "дорогой жизни” по льду Ладожского озера. Кочергин с семьей эвакуировался в город Фрунзе. В конце сороковых годов художником был создан ряд монументальных полотен – "Новгород наш” (1946), "Ленинградцы” (1948), "Штурм Зимнего дворца” (1950).
Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Художник начал выступать с рисунками в детских журналах. Приключенческие повести Г.Матвеева "Зеленые цепочки”, П.Капицы "В открытом море” и Э.Выгодской "Опасный беглец” были одними из первых произведений, проиллюстрированных художником для "Детгиза”. Во второй половине пятидесятых годов с рисунками Кочергина был издан "Всадник без головы” Майн Рида.
Эпос нашей страны - обширная область работы Кочергина в детской книге. Среди многочисленных произведений, проиллюстрированных им, следует назвать былины, сборник из героического эпоса народов СССР, сказки России, Карелии, Молдавии, далекой Тувы.
Несколько раз переиздавался в его оформлении "Конек-горбунок”. Кочергин добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки II.П.Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.
Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу "Калевала”. Первый вариант иллюстраций был напечатан в 1953 году. Четыре года спустя, в 1957 году, "Калевала”, выпущенная "Детгизом”, пополнилась новыми графическими листами. Оформление книги было улучшено художником. Но он не остановился на достигнутом. В издании 1967 года рисунки стали еще образнее. Чувствуется широта характеров героев, неиссякаемый оптимизм, могучии жизненная и душевная силы.
Русский и зарубежный фольклор, приключенческий жанр, произведения современной литературы - это лишь преобладающие стороны обширного творчества художника. Рисунки к египетским, вьетнамским сказкам, к произведениям китайской классики XIV века, к фантастической повести М.Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново-Китеже”, к стихам С.Михалкова (отмеченным дипломом на Всесоюзном конкурсе 1967 года) - это всего часть произведений книжной графики Кочергина шестидесятых годов.
Сказка В.Жухровского "Волшебная тыква” с иллюстрациями 1970 года, удостоенна диплома Всероссийского конкурса искусства книги. Художник улучшил издание "Калевалы” 1973 года. Он сделал заставки цветными и более цельными.
Кочергину очень близка тема героических деяний, она нашла широкое развитие в его иллюстрациях. Рисунки к книгам "Русские богатыри” и "Русские конники” (издательство "Малыш”, 1971) знакомят юного читателя с подвигами русских воинов от сказочных былинных времен до периода Великой Отечественной войны. Иллюстрации увлекают своей романтической взволнованностью и прославляют доблесть русских людей.
Важную военно-патриотическую тему развивают и рисунки художника к книгам "Богатыри” (1972) и "Денис Давыдов” (1973). В произведениях Кочергина получили особенно образное воплощение народные предания о славных витязях. Лучшие из его иллюстраций к былинам "Святогор” и "Добрыня Никитич” принадлежат к наиболее впечатляющим страницам книжной графики на темы фольклора.
Эти творческие достижения еще раз убеждают, что Кочергин - один из самых опытных и значительных мастеров советской детской книги, завоевавший широкое признание. Достижения Кочергина в иллюстрировании детской литературы и в эстампах на темы фольклора знаменовали высший этап развития его графики, связанный с общим подъемом советского искусства в середине шестидесятых и в семидесятые годы.
Количество произведений Кочергина очень велико. Художник работал в искусстве более полувека. До конца своих дней заслуженный художник РСФСР Николай Михайлович Кочергин плодотворно работал. Он скончался 10 мая 1974 года после короткой тяжелой болезни.
Н.М.Кочергин всегда говорил, что он стремился, чтобы его искусство было доступно самым широким слоям зрителей.
_____________
Когда-то давно была у меня книжка "Конек-горбунок" изд. 1953 года - с иллюстрациями художника Н.М. Кочергина. Какие же чудесные были там картинки - я могла часами их разглядывать! Впоследствии эту книжку переиздали всего один раз - на английском языке! Потом было много других изданий той же сказки, но иллюстрации были так убоги, что смотреть на них было тошно. Особенно поражало, что Царь-Девицу стали рисовать явно "кавказской" национальности - сверху полуголой, а снизу - в шароварах, типа - в "костюме азербайджанско-иранского стиля", ага: в послесловии было сказано, что Ершов писал уже после Пушкина, стало быть образ Царь-Девицы перекликается с образом Шамаханской царицы (а Иван, кстати, был почему-то изображен с иранско-польским поясом - видимо, потому что Ершов писал уже после изгнания поляков из Кремля)) Помню, мама возмущалась, что этот художник даже сказку не прочел, ибо написано ясно, что на тереме матери Царь-Девицы - Месяца-Месяцовича: из звёзд православный русский крест. То есть по смыслу сказки Царь-Девица ну никак не могла быть азербайджанкой-басурманкой. Но советских художников послесталинской эпохи это уже не смущало...
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Задом, передом брыкая,
Понеслася по полям,
По горам и по лесам...
Кони пляшут трепака;
А конёк его горбатко
Так и ломится вприсядку,
К удивленью людям всем
Гладил бороду, смеялся
И скусил пера конец.
Что головушку повесил?-
Говорит ему конёк,
У его вертяся ног.
На коньке своём уселся,
Вынул хлеба ломоток
И поехал на восток -
Доставать тоё Жар-птицу
Свет разлился над горой,-
Будто полдни наступают,
Жар-птицы налетают...
Дочь, вишь, месяцу родная,
Да, и солнышко - ей брат.
И серебряным веслом
В окияне правит том...
И садится за прибор...
Тут в шатёр Иван влетает,
За косу её хватает...
Он играет во трубу...
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит
Я - Иванушка Петрович,
Из далёких я сторон
И привёз тебе поклон."
Ерш дерётся с карасём.
Два раза перекрестился, -
Бух в котёл - и там сварился!
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаём царя Ивана!"
Скачать ~ 300 илл. / 500х300 - 2500х3200 px / 145 Mb: