Меня всегда восхищали те безымянные, но главные люди человечества, которые подарили миру свои гениальные изобретения. Именно подарили, потому, что их творения настолько гениально просты, что один раз увидев, повторить чудо может любой желающий:
Огонь
Колесо
Парус
Лук
Рычаг, да мало ли…
Каждая из этих вещей поделила историю человечества на «до» и «после».
Это вам не какой-нибудь жлобский айфон, с которого скоро будут брать деньги даже за зарядку батарейки…
Поистине великие открытия – бесхитростны и понятны – увидел, сварганил, применил и у тебя ощущение, что все твое родовое племя стало работать только на тебя…
А мне как режиссеру и искателю сильных эмоций, всегда была интересна реакция людей на чудо.
И вот однажды мне повезло. Я своими глазами увидел как древние люди, которые всю жизнь тягали грузы на себе, впервые увидели колесо…
Зима, Ивановская область. Дремучий лес. Мы с оператором приехали снимать документалку о местных ремеслах. С собой в нагрузку нам всучили студентку из Финляндии Илму. Финка, как финка, маленькая, крепенькая как табуреточка, веселая, компанейская и по-русски говорит. Ну никак не обуза.
Сосредоточенная Илма бегала с камеркой по глубокому снегу и своими толстыми вязанными варежками как то умудрялась нажимать на кнопочку «REC». Дипломная работа - не хухры-мухры.
Лесорубы нас опасались и на всякий случай были радушны и приветливы, поскольку мы вчера пили чай с их губернатором. Мало ли, вдруг он к тридцатиградусному морозу еще и ветру им напустит, тогда вообще труба.
Съемка шла весело и бойко, иначе можно было замерзнуть.
Я мерил длину теней от сосен, потом в снег втыкал палку и прикидывал соотношение ее высоты к длине тени, делил, умножал, считал шаги и получал точку в которую должна упасть верхушка спиленного дерева.
Потом в это место ставил камеру (на всякий случай без оператора) и Илму (которая почему-то верила моим расчетам, я ведь умолчал, что в школе по геометрии у меня была твердая чуть ли не двойка).
Но все шло как по маслу. Лесорубы «улыбали» стволы в нужном направлении и могучие столетние сосны с треском валились точно к ногам нашего штатива и валенкам храброй Финки.
Однако мы неслабо задубарели и решили сделать перерыв на горячий чай.
Лесорубы засуетились - один начал бойко нарезать бензопилой дрова для костра, второй вытаптывал место, третий полез в трактор за специальными арматуринами и молотком, чтобы подвесить чайник над будущим костром. Четвертый притащил огромную сковороду с примотанными к ней проволочками и похвастал, что эти проволочки его личное изобретение, а то раньше приходилось всем по очереди держать за ручку над огнем, покуда картошка не поджарится…
Мы с оператором в радостном предвкушении потирали задубевшие руки и только Илма с мольбой в голосе попросила:
- А можно сначала горячий чай и обед, а уж потом костер и прочие зимние забавы? Вы извините, но уж очень я замерзла…
Лесорубы переглянулись глупо усмехаясь, но понимая, что в Финляндии все не так как в России, попытались терпеливо объяснить, что мол не знаем как у вас, но в нашем лесу на тридцатиградусном морозе чай без костра сварить невозможно. Тут милая барышня, нет ни газа ни розеток. Так что придется подождать. Вот Саня еще пару веток нарежет и будет костерок, тогда погреетесь.
Илма ничего не поняла ни про газ, ни про розетку и раздражаясь сказала:
- Так я и прошу – не нужно костра – это долго, просто сделайте огонь – чайник вскипятить и погреться...
Тут лесорубы уже слегка напряглись, один даже то ли в шутку, то ли всерьез протянул финке зажигалку.
Та взяла, сунула ее в варежку и попросила у Сани бензопилу.
Саня дал.
И финка из начинающего режиссера мгновенно превратилась в сказочную маленькую разбойницу. Лихо вырезала из сосны большое полено, сантиметров тридцать в диаметре и поставила на торец, оно оказалось ей по пояс. Мы наблюдали за ней как дети за фокусником, было видно, что бензопила для нее такая же привычная вещь, как для наших девушек фен.
Дальше она начала резать полено вдоль как тортик, но не до самого низа - чтобы оно не распалось на дольки. Всего четыре прореза.
Потом финка открутила какую то крышечку и в центр деревянного тортика налила из бензопилы несколько капель масла, чуть плеснула бензина из бачка, отдала хозяину агрегат, вынула из варежки зажигалку и чиркнула…
От начала ее работы, до появления у нас самой настоящей газовой плиты прошла ровно минута. Еще через десять, мы все пили мятный чай, а на деревянной конфорке уже шкворчала картошка с салом. Огонь никак не нужно было поддерживать, он горел сам по себе - красиво и ровно выжигая полено изнутри, как будто в середине бревна была спрятана хитроумная газобаллонная конструкция. И продолжалось это не пять и не десять минут, а почти час…
Ах какие живописные лица были у бывалых лесорубов. Жаль, что камера замерзла, а то бы заснял для истории. Поначалу они недоверчиво шептались ожидая подвоха, но когда поняли, что подвоха не будет и что их жизнь поделилась на «до» и «после», тут уж излили душу радостными междометиями:
- Хуе…
- О нихх…
- Твою жеж мать… ну пп…
- С хера…б…
Если бы Илма вдруг крикнула – «На колени!»
Я не сомневаюсь, что лесорубы попадали бы.
Больше в тот день уже никто не работал, они рвали друг у друга пилы и строили деревянные буржуйки, все еще не веря своему счастью.
И когда мы в кузове трактора уезжали из леса, нас провожала снежная поляна украшенная десятками волшебных огней и радостные бегущие люди которым с этого дня уже на фиг не нужны были ни дрова, ни мангал, ни проволочка на сковородке…
Знали бы вы, как приятно быть хотя бы примазавшимся к Прометею…
Таежная свеча
«Таежная свеча» - одна из разновидностей дровяных примусов (фото 1), не требующая большое количество дров и физических усилий при изготовлении. Горит «таежная свеча» при любых метеорологических условиях: дождь, снег или сильный ветер.
Для изготовления «таежной свечи» потребуется полено, хвойных пород деревьев: ель, сосна, кедр. Полено, желательно, должно быть без сучков, с ровно спиленными краями, длиной 0,4-0,45 м, в сечении около 0,25 м.
Полено раскалывается топором пополам, а потом каждая половина колется еще пополам. Получиться должно почти одинаковые четыре части, из которых выбирается путем откалывания та часть, которая образовывала середину полена. Высвободившиеся середины колются на более мелкие части, которые будут использованы в качестве топлива «таежной свечи».
После этого полено собирается. Собранное полено должно чем-то напоминать в сечении трубу (фото 2). Для сбора заготовки потребуется четыре равные части ветвей, которые заготавливаются из лиственных пород деревьев, они не должны быть сухими, но обязательно без сучков и прямыми. Сначала они выкладываются крестообразно внизу полена, а затем в верхней части полена.
Нижняя и верхняя части полена стягиваются любой проволокой, которую можно согнуть и затянуть (тонкая стальная, алюминиевая, медная, телефонный провод, куски проводки и т.д.). Если подходящей проволоки под руками нет, то можно зафиксировать «таежную свечу» камнями, аккуратно обложив ими вокруг. Даже можно немного вкопать в землю «таежную свечу», т.к. тяга воздуха в ней осуществляется с боков полена, где расположены щели и тяга снизу вверх не требуется, но в этом случае необходимо увеличить длину полена (заготовки).
Когда основа «таежной свечи» собрана, закладывается центральная часть, которая в дальнейшем будет разжигаться и гореть. Для основы растопки центральной части «таежной свечи» потребуется хорошо горящий материал, используемый в качестве топлива.
Обычно, в нижнюю часть «таежной свечи» закладывается скомканная бумага или береста, можно бумагу и бересту сделать поровну. Если бумаги или бересты нет, то в качестве растопки можно использовать сухой мох, лишайник или траву, далее в середину «таежной свечи» закладывается немного смолы (смола собирается заранее с натечных образований ели, сосны или кедра), потом вперемешку со смолой закладываются щепки, которые были наколоты из сердцевины полена.
Для того чтобы «таежная свеча» быстро разгоралась и горела лучше (например, в случае подачи сигнала бедствия), можно уже готовую свечу поставить вблизи костра и как следует ее прогреть, чтобы лишняя влага испарилась или можно просушить до закладки наколотые щепки, бересту и саму основу свечи. Прогретый материал воспламеняется быстрее и горит лучше, образуя больше огня и меньше дыма.
«Таежная свеча» поджигается снизу и сразу же начинает разгораться (фото 3). Можно «таежную свечу» ставить на пни спиленных или сломанных деревьев, на камни, другие спиленные не высокие поленья более большего диаметра или на другие приспособления подходящие для этой цели. Так называемая подставка, особенно, необходима в заболоченной местности или в местах с влажным грунтом. При этом необходимо помнить о противопожарной безопасности, а в аномально жаркое время года от разжигания костров в лесистой местности отказаться вовсе.
Горит «таежная свеча» до 1,5 часа. Первые 30 минут пламя огня очень интенсивное с большим выделением дыма, потом пламя утихает и у свечи после прогорания сердцевины начинает гореть основание (фото 4-7). В этот момент закладываются в середину щепки, сухие сучья или мелко наколотые дрова, также хорошо горят шишки ели, сосны и кедра независимо от того сырые они или сухие. Такая свеча дает много жара и можно быстро приготовить пищу на большое количество людей (фото 8, 9).
«Таежную свечу» можно использовать в качестве сигнала бедствия, при этом свечей должно быть желательно три. Выставляются они в виде треугольника или по прямой линии, что по международной классификации будет обозначать сигнал бедствия. Расстояние между «таежными свечами» должно быть около 50 метров и более друг от друга, но не менее. Устанавливать данные дровяные примусы надо на ровном возвышенном участке местности или на своеобразных подставках, в качестве которых используются приспособления указанные выше.
Если на суше нет необходимой свободной площади для установки «таежных свечей», то можно сигнал бедствия разместить на имеющемся поблизости водоеме (река, озеро). Для этого необходимо соорудить плоты или специальную площадку выше уровня воды, на которых и будет находиться горящая «таежная свеча». Плоты необходимо зафиксировать неподвижно в водоеме с помощью якоря, в качестве которого используется обыкновенный тяжелый камень, привязанный к веревке и другим концом к плоту. Горящие на водоеме костры, используемые как сигналы бедствия, более заметны пилотам самолетов и вертолетов.
Уже готовые «таежные свечи» легко переносятся и устанавливаются на заранее подготовленные места и далее поджигаются, что нельзя быстро сделать с обыкновенными кострами. Для защиты от осадков «таежную свечу» можно накрыть полиэтиленом, еловым лапником, элементами одежды и т.д.
Если свеча используется в виде сигнала бедствия, то использование смолы с натечных образований ели, сосны или кедра как одного из компонентов топлива обязательно. Смола вперемешку с растопкой (бумага, береста, мох, лишайник, сухая трава) и щепками вначале розжига «таежной свечи» дает густой белый дым, а когда разгорается через пару минут, то из нее вырывается пламя высотой до 1,5 метров, что особенно хорошо заметно в темное время суток. В качестве растопки «таежной свечи», используемой в качестве сигнала бедствия, также будет актуально использовать нарезанные спиралеобразно пластиковые бутылки, кусочки оргстекла и т.д.
Видео, как горит таёжная свеча можно посмотреть здесьздесь и здесьздесь.
http://www.survivalbook.ru/taezhnaya-svecha/