Советское - значит свежее

Советское - значит свежее
«На лыжах»
Смукрович Пётр Иосифович.

Cоветское искусство было, видимо, действительно гениальным, раз в мой пост «Сочинение по картине» до сих продолжают поступать комментарии, а рассуждения о кинофильме «Весна на Заречной улице» некоторое время обгоняло по топовости очередной вброс от АрТёмы Лебедева. Значит, оно живо, оно спорно, оно - будоражит.

В своё время я предприняла попытку рассмотреть советскую живопись, кино и даже дизайн журнальных обложек с точки зрения обычного зрителя-профана. Исходя из принципа нравится / не нравится. Что нравится? Говорила о свете и цвете, потом ещё о высоте, о пространстве. Соцреализм зовёт и насыщает нашу жизнь полноценными красками, радует глаз и сердце. Но картины Фрагонара тоже прелестны своими искусственными небесами, шёлковыми розами и гладкими лицами - там тоже есть краски, которые восторгают.

Или вот, голливудское кино всегда нам показывало и даже иной раз продолжает показывать многочисленные, отлаженные на «фабрике грёз» хэппи-энды, венчающие сюжет. Но не краски полотен Герасимова, Пименова или Яблонской, не хэппи-энды, благодаря которым мы точно знаем, что через 9 месяцев у Новосельцевых будет уже три мальчика, а другое. Что?

Советское искусство всегда обращалось к сознанию человека, а не рылось в его извилистом, иной раз, тёмном, а в другой раз - в грязном подсоздании. Соцреализм, как метод, показывал человека в работе, в семье, в становлении личности, в подвиге, в спорте.


И.Зиемеле. «Золотая четвёрка. Рига».
Эти и другие замечательные картины вы можете смотреть по тэгу «Музей одной картины».


Этот метод, ближе всего стоящий к классицизму, не подразумевал повышенного интереса к низменным или, скажем, к преступным мотивам человеческой деятельности. Даже детективы отличались чарующей стерильностью - нам больше показывали слаженную работу милиции, чем работу преступника. Ибо зачем советскому человеку показывать формирование падали и её же последующие «подвиги», когда у нас есть положительные примеры?

Для отрицательного героя годились два-три сочных мазка - любит красивую жизнь (на стенах - постеры с блондинками в купальниках и шикарный мафон в районе трюмо, ибо там же - импортный парфюм), циничен по отношению к своей же девушке (красотка, но с сомнениями), ненавидит труд - вот вам и докатился паренёк до деяния, отмеченного уголовным кодексом, как преступление. Плохие - всегда плохие. Хорошие - всегда хорошие. Плохие должны исправиться, хорошие - обязаны помочь. Это, наверное, очень плоско, но для дидактики, которая пронизывала всю советскую жизнь - именно это правильно.

Буржуазно-враждебное искусство, помимо всего прочего, любило будоражить область нижних чакр, если можно так выразиться. Страх, ненависть, похоть, желание поржать - всё это активно используется в коммерческом кино, в литературе, в СМИ.

Разумеется, далеко не всё коммерческое искусство рассчитано на «простые движения». Но это именно тот момент, где соцреализм решительно расходился с тамошними стилями и методами. В СССР не писались актуально-сочные книги, которые могли бы воспитать шлюху, психопата или убийцу. Да, было много идеологизированного мусора, но он, хотя бы не вредил.


В.Кутилин «Первое поле».

В СССР не было хоррор-фильмов (отдельные образцы, вроде «Вия» не в счёт - это всего лишь экранизация классики). В своё время советская пресса писала, что западные фильмы ужасов нужны для того, чтобы показать простом человеку, что...жизнь бывает ещё хуже. Мол, ты просто безработный или у тебя нет денег на оплату воды в кране, а там, на экране зелёно-пыпырчатая биомасса кушает таких же простых американцев, как ты. Ты в порядке, парень! Тебя никто не кусает, кроме дяди Сэма.

Потом, в 1990-е стали писать, что всё не так. Напротив, страх - это коммерческое чувство, хорошо продаваемое именно в сытых странах. Когда всё настолько стерильно и так сладко пахнет ванилью из ухоженной кухни, что уже хочется побояться и поорать, глядя на море кровищи или на вторжение роботов из района Проксима Центавра. И, разумеется, бояться - это привычно, можно. Это базовый момент - страх перед смертью, перед неизвестностью, перед инопланетянами...

А ещё писалось, что в СССР хоррор был не нужен, ибо хоррором была сама Советская Власть. На самом деле, соцреализм попросту не имел потребности в запугивании, тем паче, в запугивании на коммерческой основе. Напротив, постоянно муссировалась тема бесстрашия. Не бояться хулиганов во дворе, трудностей в тайге, фашистов в жестоком бою. Воспитывали по принципу: бояться - это стыдно. Иначе говоря, выкорчёвывали древний, животный ограничитель, создавая, тем самым, сверхчеловека. Страх - это стыдно, это глупо, это гнусно. А продавать страх - это ещё более отвратительно.


В.Репка. «Водитель Валя». Киев.

С похотью всё то же. Знатоки темы и «профессионалы коитуса» часто мне пишут, что да, в СССР были изображения голых женщин и даже голых мужчин, но эта обнажённость не зовёт к совокуплению, а тупо изображает академически-целомудренное, даже унылое тело, асексуальное до крайности.

Не могу ничего сказать, разве что стыдливо замечу - белокурые бестии с картины Александра Дейнеки «Душ» куда как более зовущи, нежели тошнотворный порноактёр Рон Джереми, которого я, по счастию, видела только в одежде. Но, полагаю, что без штанов он бы мне понравился ещё того меньше. Он слабо напоминает мужчину, в отличие от. Ну, так вот.

В СССР действительно не было похоти в искусстве. Она была тоже не нужна, как и страх. Была любовь, было здоровое желание - оно считывалось взрослыми людьми, которые понимают, что герои Николая Рыбникова - отнюдь не платонические юноши. Или девушки с полотен всё того же Дейнеки. Они здоровы телом, они готовы к любви и к деторождению, у них всё в порядке с головой. И с тем, что ниже.

В СССР не было не секса, а именно бессмысленных извращений. Люди, смотрящие на обнимающуюся пару, понимали, что после свадьбы у них будет постель, а потом - дети. Показывать Новосельцева, который овладевает Калугиной посреди вороха деловых бумаг? А зачем? Или продолжать сцену, где Вася Кузякин по-новому увидел свою Надюху? Для чего? В зале сидят взрослые люди - они всё поняли, а детям этого не нужно.
Секс - это акт, данный природой для продолжения рода, а не для грязных фантазий с чулочками и латексом. Советское искусство и показывало красивых, здоровых самцов и самок (чего уж там!), которые создают нормальные семьи.


А.Дейнека «Душ».

Чуралось советское искусство и прочих нездоровых тенденций - оно без дела не показывало психов, которые крушат и рушат. Оно не забредало в области затемнённого разума, создающего уродства. Цензура стояла на страже душевного здоровья и душевного спокойствия.
Показывать безобразное, больное, грязное - это, к сожалению, выгодно. Ибо падать проще, чем лезть в гору. Ржать над человеком в обгаженных портках проще, чем над перлами Ильфа и Петрова.

Прекрасное тело мраморного атлета не будит грязноватых фантазий, но показывает линии эталонной особи. Знаете, человек, воспитанный на хорошем и высоком, будет всегда хотеть именно хорошего.

Даже вот эта совьет-ностальжи, прорезавшаяся у сорокалетних мальчиков - это нормальная реакция бывших пионеров на усталось от всяческих Сomedy Club-ов, от натужного бугага и от бестолково-повсеместной рекламы лёгких отношений - наелись подслащённого дерьмеца, снова хочется свежего хлеба и парного молока. Поэтому все праздничные телепрограммы и забиты Шуриками, тётушками Чарли и Новосельцевыми, у которых непременно через 9 месяцев будет три мальчика!




Ядрёные Венеры. Сделано в СССР.


В тему солнечной советской живописи - снова любимый Александр Дейнека с его излюбленным мотивом - купающиеся ядрёные девки. Картина «Купальщицы». Признаться, я бы не хотела иметь такую фигуру слишком много плоти, но я не об этом. Я о радости бытия, о светлом дне, о силе и бодрости простых советских девушек. Они невероятно красивы и сильны, эти пролетарки. Советские Венеры, понимаешь... И да, по тэгу Музей Одной Картины много такого прекрасного.


Категория: СССР   Автор: zina-korzina

<
  • 19 комментариев
  • 0 публикаций
17 декабря 2012 10:28 | #1
+1
  • Регистрация: 15.04.2012
 
ШИКАРНАЯ СТАТЬЯ. Моя благодарность автору

--------------------

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
17 декабря 2012 11:32 | #2
0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
good
В "яблочко"...
совьет-ностальжи, прорезавшаяся у сорокалетних мальчиков - это нормальная реакция бывших пионеров на усталось от всяческих Сomedy Club-ов, от натужного бугага и от бестолково-повсеместной рекламы лёгких отношений - наелись подслащённого дерьмеца, снова хочется свежего хлеба и парного молока.

<
  • 118 комментариев
  • 0 публикаций
17 декабря 2012 13:41 | #3
0
  • Регистрация: 30.08.2010
 
Да уж малевич с афроквадратом и мунк с криком не катят. bash

--------------------

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
2 января 2013 11:13 | #4
+1
  • Регистрация: 4.09.2011
 
Одно только непонятно... как же так? Воспитывали, воспитывали... и все чуть не в одночасье все рухнуло? Где они, белокурые бестии да деревенские венеры? Кого породили, как воспитали?... И почему так быстро победила больная выгодность а не здоровое прекрасное.
Статья - замечательная. И да, другие ценности были... Вопрос в другом: куда они подевались? И кто их подевал и почему. И не надо тыкать пальчиком в злых заграничных дядей. Кто не гонялся за импортом (будь то шмотки, косметика, мебель или техника) в советское время - пусть первым бросит в меня камень...
Да, теперь остается, наверное, только повздыхать - как было классно! Какие мы все были красивые, молодые, задорные и чистые... и как все плохо стало теперь... да только господа хорошие, кто вам в этом виноват-то? что Родину на импортную колбасу променяли, а чистоту любви на гейски парады... Так что - неча на зеркало пенять. Вся страна дружно предала все это прекрасное, чистое и вечное.

--------------------

<
  • 330 комментариев
  • 0 публикаций
2 января 2013 12:38 | #5
+2
  • Регистрация: 11.02.2011
 
Цитата: Elol
И почему так быстро победила больная выгодность а не здоровое прекрасное.

Есть такая пословица - Труд облагораживает человека. Перестали трудиться - скатились в низ. Имеется в виду Настоящий Труд - с мозолями на руках, с потом на лбу, с осознанием того что от тебя зависит благополучие и достаток всей страны. Не скажу что сейчас все баклуши бьют, но это не то - компьютерщики, торгаши, менеджеры.. И почти каждый думает о себе, а остальное безразлично..
Цитата: Elol
Вопрос в другом: куда они подевались?

Есть такая шальная мысля - нас нужно держать в ежовых рукавицах - тогда и порядок будет.

--------------------

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
2 января 2013 13:59 | #6
+1
  • Регистрация: 4.09.2011
 
Цитата: COH_TPABA
Имеется в виду Настоящий Труд - с мозолями на руках, с потом на лбу, с осознанием того что от тебя зависит благополучие и достаток всей страны.

Тогда самый человечный человек - это вол, который с утра до ночи на пашне трудится.
"Мозолистый" труд - это нонсенс в эпоху атома. Просто труд, пусть и до 7 пота, - нет, не облагораживает аж никак, а лишь низводит до уровня скота.

Да и лозунг - на благо страны - это вторая составная "живой шестеренки". Это тот же фашизм, только завуалированный красиво. Страна - это люди. И каждый знать и понимать должен - что он делает, для чего, для кого и как распределяется то, что делает. Более того - активно участвовать в этом распределении. Чего не наблюдается сейчас, да и тогда не было... Да вообще не было еще никогда!

Ну - и треться составляющая... страх... Ежовые рукавицы.

Мда... теперь понятней становится, что же произошло.

--------------------

<
  • 330 комментариев
  • 0 публикаций
3 января 2013 12:03 | #7
+1
  • Регистрация: 11.02.2011
 
Цитата: Elol
Да вообще не было еще никогда!

Да и вряд ли будет.
Цитата: Elol
нет, не облагораживает аж никак, а лишь низводит до уровня скота.

К чему приводит просто умственный труд мы наблюдаем сейчас. Скотина хоть сама себе корм добывает, а просто умный человек паразитируется на менее умном, "мозолистом", человеке. В эпоху атома заметьте.

Цитата: Elol
Ну - и треться составляющая... страх... Ежовые рукавицы.


В стаде тогда порядок, когда чабан есть, а когда его нету овцы разбредутся кто куда.. Вот и у нас такое же наблюдается - при Союзе был чабан, а теперь мы сами по себе. Разница очевидна.. И атом здесь не поможет..

--------------------

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
3 января 2013 12:19 | #8
0
  • Регистрация: 4.09.2011
 
Цитата: COH_TPABA
Скотина хоть сама себе корм добывает, а просто умный человек паразитируется на менее умном

Это не человек. Это - паразит.
Цитата: COH_TPABA
В стаде тогда порядок, когда чабан есть, а когда его нету овцы разбредутся кто куда.. Вот и у нас такое же наблюдается - при Союзе был чабан, а теперь мы сами по себе. Разница очевидна.. И атом здесь не поможет..

К сожалению... и вывод - очевиден: человечество = стадо. Пока еще - стадо...

Я это понял однажды, когда случайно попал на одну животноводческую ферму. Я стоял перед загоном и смотрел, как целое стадо живет какой-то собственной жизнью. Черт знает, что там они себе, и про себя понимают! Только у них там, в загоне, какие-то свои правила, порядки, понятия… Что-то они там делят меж собой, какие-то места в своей иерархии, грызутся, ведут нешуточную борьбу, а отвоевав что-либо, явно довольны своим положением! Черт знает за кого они принимают скотников, но явно за нечто прилагающееся к их собственной жизни! И явно – они различают этих скотников! Тех кто убирает навоз они сторонятся, выражая сдержанное недовольство, на тех кто кормит, голосят нетерпеливо, требовательно, будто понукают. На всех по-разному, короче... А на некоторых иначе реагируют, смиренно, с опаской и почтением… Все очень похоже на нас, на нашу жизнь, короче. И мы, как это вот стадо, считаем, (да даже не считаем, а абсолютно уверены!), что мир вокруг нас существует только ради нас самих! Даже бог и он существует только в помощь нам, спаситель от всяческого лиха, мешающего нам жить, от дьявола и смерти в том числе! Нам даже в голову не приходит, как тому стаду, что скотникам абсолютно плевать на нас, что если мы их и интересуем, то только как оправдание собственному существованию! А самое страшное в том, что если мы даже осознаем что наша участь (как, впрочем, и всего материального) это участь бифштекса – ничего не изменится! Мы ничего не сделаем, даже не попытаемся! Потому, что о том озаботился Он(!), тот, первый из страшной троицы!

- Не, погоди… Это че, это все скоты получается? Все дураки, значит, напридумали всякой хрени, значит, а ты один только, самый крутой, у загона постоял все и понял? Мы, значит, скоты безмозглые, а ты, значит, не скоты?!

- Странно, а мне вы показались умнее… В чем вы здесь видите "крутость"? Я ведь себя не отделяю от стада, я здесь же, в этом же загоне! Стою в сторонке, наблюдаю всю эту безумную вакханалию и с содроганием восклицаю: хрю, хрю!


/Д. Огма "Дорожные встречи-I"/

--------------------

<
  • 30 комментариев
  • 3 публикации
22 апреля 2013 22:54 | #9
+1
  • Регистрация: 9.09.2011
 
Ого какие "Рожаны", "Лады", "Макоши", "Живы", "Весты" :-)


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*