Цветные (!!!) фотографии России 100 лет назад. Фотограф С. М. Прокудин-Горский

С. М. Прокудин-Горский. Вид на монастырь Нила Столбенского из Светлицы. Озеро Селигер. 1910 год
С. М. Прокудин-Горский. Вид на монастырь Нила Столбенского из Светлицы. Озеро Селигер. 1910 год

Шикарные, сочные и абсолютно технически современно выглядящие фотографии дореволюционной России из библиотеки Американского Конгресса. Это свежий и до мурашек-по-спине реальный взгляд на Россию начала века. Как это все на самом деле выглядело. Люди и архитектура, предметы и виды. Как будто машина времени...


Вот история фотографий Прокудина-Горского


Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением. Тут показано, как это делалось, и здесь.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим.

Не забывал он и о российской публике. Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано. Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически.

К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом. Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола). Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник...

Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. (С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться здесь).

С. М. Прокудин-Горский. г. Старица. Общий вид с Волгой. Лето 1910 года
С. М. Прокудин-Горский. г. Старица. Общий вид с Волгой. Лето 1910 года

В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось. В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.

В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах...

С. М. Прокудин-Горский. Борисоглебская церковь. Суздаль.
С. М. Прокудин-Горский. Борисоглебская церковь. Суздаль.

Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском: вводишь в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали. Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву "r" заменить на "v". Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится. Для того, чтобы получить самую большую версию в формате .tif в адресе вместо "r.jpg" нужно подставить "u.tif". Но грузиться будет очень долго:) Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени… Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода...

С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Николаевского собора с запада. Можайск. 1911 год
С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Николаевского собора с запада. Можайск. 1911 год


С. М. Прокудин-Горский. Водяные врата и Архиерейские покои. Ипатьевский мон. Кострома. Вход в монастырь со стороны р. Костромы. 1911 год
С. М. Прокудин-Горский. Водяные врата и Архиерейские покои. Ипатьевский мон. Кострома. Вход в монастырь со стороны р. Костромы. 1911 год


Цветные (!!!) фотографии России 100 лет назад. Фотограф С. М. Прокудин-Горский





С. М. Прокудин-Горский. Крестьянские девушки с ягодами. Река Шексна. 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Крестьянские девушки с ягодами. Река Шексна. 1909 год


С. М. Прокудин-Горский. Девушка с земляникой. Река Шексна. 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Девушка с земляникой. Река Шексна. 1909 год


С. М. Прокудин-Горский. Витебск. Часть города с Западной Двиной. 1912 год
С. М. Прокудин-Горский. Витебск. Часть города с Западной Двиной. 1912 год





С. М. Прокудин-Горский. Бывший дворец великих князей, ныне архиерейский дом. Рязань. 1912 год
С. М. Прокудин-Горский. Бывший дворец великих князей, ныне архиерейский дом. Рязань. 1912 год


С. М. Прокудин-Горский. Вид на Суздаль по реке Каменке.














С. М. Прокудин-Горский. Гонки на Екатерининском устье канала Петра I, г. Шлиссельбург. 1909 года
С. М. Прокудин-Горский. Гонки на Екатерининском устье канала Петра I, г. Шлиссельбург. 1909 года


С. М. Прокудин-Горский. Ж.д. мост через реку Шую у Петрозаводска. 1916 год
С. М. Прокудин-Горский. Ж.д. мост через реку Шую у Петрозаводска. 1916 год


С. М. Прокудин-Горский. Малороссиянка. Близ Путивля. Курской губ.
С. М. Прокудин-Горский. Малороссиянка. Близ Путивля. Курской губ.


С. М. Прокудин-Горский. Мельница-толчея. 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Мельница-толчея. 1909 год


С. М. Прокудин-Горский. Можайский Николаевский собор. Вид сбоку. 1911 год
С. М. Прокудин-Горский. Можайский Николаевский собор. Вид сбоку. 1911 год


С. М. Прокудин-Горский. Набережная г. Тобольска с севера. 1912 год
С. М. Прокудин-Горский. Набережная г. Тобольска с севера. 1912 год


С. М. Прокудин-Горский. Прессовка готовых хлопковых кип. Мургабское имение.
С. М. Прокудин-Горский. Прессовка готовых хлопковых кип. Мургабское имение.


С. М. Прокудин-Горский. Сжатое поле 1912 год
С. М. Прокудин-Горский. Сжатое поле 1912 год


С. М. Прокудин-Горский. Часовня для водоосвящения в селе Девятины. 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Часовня для водоосвящения в селе Девятины. 1909 год


С. М. Прокудин-Горский. Крестьянка мнет лен. Пермской губ.
С. М. Прокудин-Горский. Крестьянка мнет лен. Пермской губ.

Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают.

Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства. И вот, мне всё хотелось как-то выразить словами этот дух. И лишь теперь, вернувшись к этим фото, я понял, о чём говорит это спокойствие; что оно означает: "Хозяин дома".


Цветные фотографии Прокудина-Горского


Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944)Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене (Edme Jules Maumene, 1818-1898) и Адольфом Мите (Adolf Miethe, 1862-1927), совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Цветная фотография Льва Николаевича Толстого, Ясная Поляна, 1908 год
Цветная фотография Льва Николаевича Толстого, Ясная Поляна, 1908 год

В 1909 году Прокудин-Горский получает аудиенцию у царя Николая II, высказывает ему свою идею запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию - ее культуру, историю, всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Царь одобрил планы фотографа, выделил ему специально оборудованный железнодорожный вагон. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях и не препятствовать даже в фотографировании стратегических объектов, в том числе мостов и заводов.

С. М. Прокудин-Горский. Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем “Шмидта”, 1909
С. М. Прокудин-Горский. Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем “Шмидта”, 1909

В 1909—1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы и монастыри, виды городов, поля и леса, разнообразные бытовые сцены русской глубинки. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретенный им киноаппарат для цветной киносьемки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский покинул Россию, увезя с собой почти все сделанные фотопластины (RGB-пластины), за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер (Lumière). В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского - Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).


Судьба коллекции цветных фотографий Прокудина-Горского


Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах. Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”. Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции.

Всего коллекция Прокудина-Горского - “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” - насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.


Фильм о фотографе Прокудине-Горском: «Цвет времени»



Документальный фильм "Цвет времени" посвящен жизни и деятельности фотохудожника и химика С. М. Прокудина-Горского, внесшего значительный вклад в развитие цветной фотографии и кинематографии. В начале XX века под его руководством была создана коллекция цветных фотографических видов Российской империи. С. М. Прокудин-Горский является автором цветного портрета Л. Н. Толстого. В фильме принимает участие профессор С. П. Гаранина, ведущий специалист по творчеству С. М. Прокудина-Горского.


Полезные ссылки о Прокудине-Горском




Категория: Старые фото   Автор: Прокудин-Горский

<
  • 19 комментариев
  • 0 публикаций
14 ноября 2010 14:42 | #1
0
  • Регистрация: 4.01.2010
 
очень много мало фоток людей а так замечательно.

<
  • 920 комментариев
  • 3 587 публикаций
14 ноября 2010 14:59 | #2
+1
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Много мало фоток людей посмотрите на сайте www.bolesmir.ru. Славянские лица: Фотографии славянской старины, быта и людей, собранные, в основном, из разных книг, а также сайтов.

Просмотр фотографий может вызвать очень сильные душевные чувства, у впечатлительных людей вплоть до слёз.

Некоторые фотографии большого размера. Имейте это в виду, когда будете кликать мышью по фотографии.

<
  • 516 комментариев
  • 12 публикаций
14 ноября 2010 16:01 | #3
+1
  • Регистрация: 25.03.2010
 
Нет слов, одни эмоции.

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
14 ноября 2010 19:28 | #4
0
  • Регистрация: 2.10.2009
 
Действительно "Хозяин Дома"!

<
15 ноября 2010 00:19 | #5
Домовушка
+2
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Я отнюдь не впечатлительная, но дух захватило от фотографий основательно.
Особенно, когда смотришь на дату и знаешь, что через несколько лет на них обрушился ад 17 года...
Лица, достоинство, уверенность, я горжусь своими предками - русичами и надеюсь быть достойной их.
Благодарю автора за прекрасный сайт. Надеюсь, он не будет на меня в обиде, если я помещу фото и ссылку на его сайт у себя в блоге.
С уважением

<
  • 55 комментариев
  • 0 публикаций
15 ноября 2010 09:35 | #6
+4
  • Регистрация: 6.09.2010
 
Глядя на фотографии столетней давности я не понимаю о какой отсталой России говорили большевики? Повсюду стоят крепкие большие дома. Видно много новых, только что отстроившихся. В малых городах уже существует электричество! Деревянные разводные мосты! А жилые заводские постройки? Это же котеджный посёлок даже по современным меркам! Во всём чувствуется солидность и основательность. И только у врагов русского народа поднялась рука всё это разрушить. Разве так сейчас выглядят русские деревни, сёла и малые грода? В семнадцатом всё это оборвалось. 74 года еврейско-коммунистической власти и 19 лет еврейско-демократической...
gun_rifle pizdec

<
  • 459 комментариев
  • 19 публикаций
15 ноября 2010 11:40 | #7
+1
  • Регистрация: 31.10.2009
 
Цитата: svasti asta
Много мало фоток людей посмотрите на сайте www.bolesmir.ru. Славянские лица: Фотографии славянской старины, быта и людей, собранные, в основном, из разных книг, а также сайтов.

Отличная подборка. Благодарю. Эпоха ушла, но надеюсь, что корни дадут ещё новые зелёные побеги.

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
16 ноября 2010 08:16 | #8
+2
  • Регистрация: 12.10.2010
 
Здорово!
Качество на уровне 21-го века!

<
  • 8 комментариев
  • 0 публикаций
19 ноября 2010 00:40 | #9
0
  • Регистрация: 10.10.2010
 
М да, все таки время странная штука...

<
  • 19 комментариев
  • 0 публикаций
20 ноября 2010 09:36 | #10
0
  • Регистрация: 18.05.2010
 
отличные фото! Только некоторые меня смутили, т.к.они будто с вертолёта))

--------------------

<
22 ноября 2010 18:38 | #11
vladimirraew
+1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Как мало мы знаем про нашу историю....Спасибо за отличные фотки!!!

<
  • 50 комментариев
  • 0 публикаций
2 декабря 2010 10:17 | #12
+1
  • Регистрация: 23.11.2010
 
Ккая красота. Жизнь. Просто жизнь.)

<
3 декабря 2010 00:55 | #13
Григорий Жизнеслав
+1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
красота.. как будто сам оказался в прошлом)

красота.. как будто сам оказался в прошлом)

<
  • 33 комментария
  • 0 публикаций
12 декабря 2010 17:06 | #14
+1
  • Регистрация: 13.12.2010
 
Спасибо за замечательную подборку. Доводилоь видеть фотографии Прокудина-Горского и на других сайтах, но здесь подано более впечатляюще.

<
  • 459 комментариев
  • 19 публикаций
12 декабря 2010 22:46 | #15
0
  • Регистрация: 31.10.2009
 
Цитата: Morthvargr
Только некоторые меня смутили, т.к.они будто с вертолёта))

Колокольни бывают довольно высокие, особенно если они на господствующей возвышенности.

<
5 февраля 2011 23:19 | #16
mikha
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Благое дело сотворил Сергей Михалыч и те, кто ему помогал.
Впервые о нём я узнал на википедии, теперь и здесь. :) Здорово!

<
  • 60 комментариев
  • 3 публикации
26 марта 2011 05:48 | #17
+1
  • Регистрация: 24.03.2011
 
Классные фотографии. Порадовал коммент KataOleg. ziga

--------------------

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
20 мая 2011 11:26 | #18
+1
  • Регистрация: 20.05.2011
 
Аж дух перехватило! Спасибо автору

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
8 июля 2011 21:54 | #19
0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Я и сам занимаюсь фотографией и восстановлением старых фото и этот материал для меня бесценный подарок. Огромнейшее спасибо!

<
  • 287 комментариев
  • 1 публикация
7 ноября 2011 02:02 | #20
+1
  • Регистрация: 22.09.2011
 
Я очень редко бываю удивлен, но тут - поражен до глубины души. Я понимаю, что он не делал снимков помоек и трущоб, но... буду откровенен - мы сделали большой шаг назад по сравнению с тем временем. Архитектура, чистота, а какой ровный рисунок строений - сегодня так не делают. Ощутил себя бомжем, глядя на такие красивые дома. ЗАВИСТЬ, что так было, а сейчас - нет. Но я вижу к чему стремиться!

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
7 ноября 2011 11:30 | #21
+1
  • Регистрация: 4.09.2011
 
Ощущение чистоты и покоя от этих фотографий.
так много всего изменилось... и как бы хотелось взглянуть на эти же места сейчас. Что теперь с ними сталось? Как выглядят?

Вообще - фото по своей реалистичности просто потрясающие... Четкость планов, перспектива, цветопередача, ощущение присутствия... Как пойман кадр! каждое фото - шедевр. Это не просто моментальная зарисовка, случайно пойманный миг, это - сюжет. Вглядываясь в них внимательней, можно прочесть целую повесть...

--------------------

<
  • 167 комментариев
  • 0 публикаций
7 ноября 2011 14:11 | #22
+1
  • Регистрация: 22.08.2011
 
Скачал все фотки. Действительно уникально. Даже не слышал про них никогда. Куча эмоций, спасибо сайту.

--------------------

<
  • 100 комментариев
  • 1 публикация
8 апреля 2012 05:09 | #23
+2
  • Регистрация: 7.04.2012
 
Вот это да! Спасибо за просвещение. Давно я так не радовался.

<
  • 13 комментариев
  • 3 публикации
14 ноября 2013 20:17 | #24
0
  • Регистрация: 29.03.2010
 
ПОТРЯСАЮЩЕ

<
10 октября 2022 09:50 | #25
Гость Анна
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Насчет того, что как с вертолета снято.. Нашла некоторую информацию.
Витебск. Часть города с Западной Двиной. 1912 год. Фотограф снял этот кадр с одной из башен-колоколен Успенского собора, взорванного в 1936 г.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*