Быт Енисейской губернии конца XIX − начала XX века

В 1724 году в составе Сибирской губернии была выделена Енисейская провинция, границы которой примерно соответствовали будущей Енисейской губернии. Провинция была расформирована в 1775 году.

Енисейская губерния была создана в 1822 году в результате административной реформы по проекту Сперанского и существовала до 1925 года. Население губернии состояло главным образом из русских, татар, хакасов, украинцев и других. Также в губернии были поляки, евреи, эвенки и другие народности.

Быт населения Енисейской губернии конца XIX - начала XX века был очень тяжелым из-за суровых климатических условий и отсутствия развитой инфраструктуры. Главными занятиями жителей губернии были охота, рыболовство, торговля шкурами и лесоматериалами, сбор кедрового ореха, золотодобыча. Некоторые жители занимались также скотоводством и земледелием.

По постановлению ВЦИК от 25 мая 1925 года все губернии и области в Сибири упраздняются, их территории вливаются в единый Сибирский край, с центром в Новосибирске.

Быт Енисейской губернии конца XIX − начала XX века
Крестьяне-челдоны г. Красноярска

Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г.
Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки.




А.Д. Зырянов − крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии

Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг.
В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.




Пожилые крестьяне д. Яркиной Енисейского уезда

Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г.
Парный фотопортрет крестьян, снятых на фоне старинной часовни.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

Приангарье − это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения.



Пожилые женщины д. Яркиной Енисейского уезда в праздничной одежде

Фотограф неизвестен. Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г.
Парный фотопортрет двух пожилых женщин в праздничной одежде.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.




Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда

Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г.
Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.




Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома

Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.




Семья старожилов-староверов на р. Мане

Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г.




Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда

1911 г.




Подростки с. Богучанского Енисейского уезда

1911 г.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.




Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда

Парный фотопортрет молодых крестьян, стоящих около амбара с низкой дверью и лестницей.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.




Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде

Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.




Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда

1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.




Праздничный костюм приискателя

Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г.
Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов.




А. Аксентьев − смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе

Г. Енисейск. Снимок сделан 20 июля 1887 г.

Смотритель на золотопромывочной машине − это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото.
Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880−1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи − предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.



Мария Петровна Марковская − сельская учительница с семьей

Г. Иланск. Июль 1916 г.

Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909−1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912−1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать − Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье − старшая дочь М.П. Марковской − Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева − глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер



Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным

На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру».
Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.



Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда

Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар.
Фотография поступила в музей в начале ХХ в.




Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края

Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в.
Тугун − пресноводная рыба рода сигов.

Фотография поступила в музей в 1916 г.




Ангарская крестьянка идет проверять уды. Приангарье

Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.




Подледная ловля рыбы удами на р. Ангаре. Енисейский уезд

Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.




Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии
Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.




Крестьянин, отправившийся на охоту

Около д. Ярки. 1911 г.
Охотник стоит на широких коротких лыжах, крепящихся к ступне ремешками. На таких лыжах ходили без палок.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.




Ангарский охотник с собакой

Д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г.
Снят охотник на фоне хлева с низкой дощатой дверью и поветью для сена наверху.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.




На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда

Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.




Мятье льна в Енисейском уезде

Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.




Портомойня на Енисее

Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.




Прачки на Енисее

Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.




Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда

1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки».
Фотография поступила в музей в 1916 г.




Уборка табака в Минусинском уезде

1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами.
Фотография поступила в музей в 1916 г.




Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа

Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.




Заготовка "борисовских" веников в с. Ужур Ачинского уезда

Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название − "борисовские" веники




Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки

Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913−1914 гг.
Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.




Игра в "городки" в д. Каменке Енисейского уезда

Начало ХХ в. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении" Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.




"Бега" − состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда

1904 г. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора.

На переднем плане двое состязающихся: слева молодой парень с выпущенной поверх портов рубахе и с босыми ногами, справа − сидящий верхом на лошади крестьянин. Рядом с пешим установлена палка − мета, являющаяся началом дистанции, вторая мета не видна. Позади толпа мужчин − крестьян разного возраста в праздничной одежде, наблюдающих за происходящим. Состязание проходит на улице деревни, видна часть ее правой стороны с несколькими жилыми и хозяйственными постройками. Подобного рода "бега" между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам.
Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал: коня заносило:)



Крестьяне-переселенцы у временного жилья

Минусинский уезд. Начало ХХ в.

В начале 20 века,с началом Столыпинскрй аграрной реформы,в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных,западных областей России,Белоруси,Украины.Их называли новопоселенцами,а те,кто жил в Сибири не одно поколение ,были старожилами.



Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда

Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. На снимке: молодая женщина в традиционном украинском костюме, сидящая на ступеньке крыльца. Поступление 1916 г.




Хохлуша

К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок − из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.




Свадьба

Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии


Категория: Старые фото

<
  • 1 282 комментария
  • 387 публикаций
2 февраля 2011 23:07 | #1
0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Во времена индустриализации, в процессе строительства крупных ГЭС на Сибирских реках (в том числе), многие деревни оказались затоплены. Т.к., традиционно располагались в бассейнах рек... Взамен, предоставили конечно квартиры благоустроенные (о советских временах речь идёт). Но, люди оказались оторваны от корней и огромный пласт культуры - был уничтожен.

Вместе с деревнями, огромное количество леса - было затоплено. Проблемой стали стволы деревьев, которые вновалку плавали по воде и с которыми не знали что делать... настолько много их было...

Также, в полученных подобным образом водохранилищах - нельзя было не только пить воду, но и рыбу ловить. Т.к. затопленными оказались многие кладбища, скотомогильники и захоронения разные, о которых даже забыли, где они находятся... Одним словом - вода паразитами кишит всех мастей...

Такова вот она, цена прогресса!

<
3 февраля 2011 06:14 | #2
ЮКу
+1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Такова вот она, цена прогресса!
И чё теперь?В землянки!

<
  • 24 комментария
  • 15 публикаций
5 февраля 2011 14:37 | #3
0
  • Регистрация: 30.12.2010
 
Спокойные, осмысленные взгляды работящего люда!

<
  • 73 комментария
  • 11 публикаций
5 февраля 2011 15:57 | #4
0
  • Регистрация: 25.01.2011
 
Не падабаюцца гэтыя людзі. Мабыць іншая кроў.

<
  • 41 комментарий
  • 0 публикаций
7 февраля 2011 19:30 | #5
0
  • Регистрация: 5.02.2011
 
Была деревушка одна на севере Свердловской области - Глухарка. Уж больно похоже, только узкоколейки не хватает. Был там всего один раз, еще до школы. В первой половине 80х жителей там практически не осталось. Узкоколейку растащили, оставался только зимник. Сейчас и не знаю, что там осталось.

<
  • 49 комментариев
  • 0 публикаций
11 февраля 2011 20:05 | #6
0
  • Регистрация: 13.07.2010
 
Ого!! даже фотка с моего посёлка есть!!!


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*