Дмитриев Максим Петрович - русский фотограф, фотохудожник (21 августа 1858 – 1948)

Дмитриев Максим Петрович - русский фотограф, фотохудожник  (21 августа 1858 – 1948)
М. П. Дмитриев. Автопортрет с трубкой. Дмитриев Максим Петрович (1858-1948) - фотограф, ученик А.О.Карелина, создатель школы отечественного фоторепортажа. Конец XIX начало XX века.

Родился в деревне Повалишино Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Образование получил в церковно-приходской школе, где считался одним из лучших учеников. Благодаря усилиям матери, желавшей дать сыну хорошую профессию, в 15 лет Дмитриев поступил в мастерскую московского фотографа М.П. Настюкова, где приобрел практические навыки. М.П. Настюков поощрял в ученике стремление к познанию, и Максим Дмитриев по воскресеньям посещал рисовальные классы Строгановского художественного училища.

В 1874 г. 16-летним юношей Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, на период работы Ярмарки, где Настюков владел своим фотопавильоном. Пребывание юного фотохудожника в Нижнем Новгороде стало судьбоносным: ему посчастливилось встретить известнейшего нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина. Три года спустя молодой человек переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников А.О. Карелина Д.Лейбовского. Наконец, в 1879 г. Дмитриеву было предложено место в фотоателье самого Карелина.

В 1887 г. М.П. Дмитриев открывает собственное фотоателье, оказавшееся весьма рентабельным. Однако работа в стационарных условиях не приносила мастеру полного удовлетворения: он стремился снимать живую природу, людей в обычных бытовых условиях. Московская публика впервые увидела работы Максима Петровича в 1889 г. на выставке, посвященной 50-летию светописи. Экспозицию составили 53 безукоризненно выполненные работы большого формата: волжские виды, лесные пейзажи, групповые и индивидуальные портреты. Среди последних были весьма смелые – например, портрет ссыльного В.Г.Короленко. И публика, и критики дали высокие оценки фотографиям Дмитриева.

В 1892 г. М.П. Дмитриев принял участие во Всемирной выставке в Париже, где был удостоен золотой медали. Иностранная пресса пестрела хвалебными отзывами. Золотые медали были получены им и на Московской выставке 1892 г., и на юбилейной выставке в Чикаго 1893 г. Важное место в творчестве фотографа всегда занимали работы, имевшие социальную направленность. После засухи 1891 г. в Поволжье Дмитриев создал цикл фотографий, изданный в 1893 г. отдельным фотоальбомом «Неурожайный 1891–92 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М. Дмитриева», который произвёл ошеломляющее впечатление.

Виды разоренных голодом деревень, умирающих детей, самоотверженной работы врачей, сестер милосердия и земских деятелей, помогающих больным крестьянам, никого не могли оставить равнодушными. Это было первое в России (и одно из первых в мире) издание с репортажными фотографиями, рассказывающее о постигшем русский народ несчастье, показывающее тяжелую жизнь и страдания простых людей. Альбом стал важной вехой в истории российского фоторепортажа.

В 1894 г. Дмитриев приступает к новой работе: он начинает создание цикла фотографий под названием «Волжская коллекция», запечатлевшего места вдоль Верхней и Средней Волги. Съемки продолжались 10 лет. Портретный жанр также нашел отражение в творчестве М.П. Дмитриева. В разное время гостями и клиентами его фотомастерской были Леонид Андреев, Иван Бунин, Федор Шаляпин, Вера Комиссаржевская и, конечно, Максим Горький, с которым фотограф был особенно дружен. Особую часть творчества Дмитриева составляют «научные» фотографии: фотохудожник принимал активное участие в восстановлении архитектурных памятников Нижегородской губернии, снимал археологические находки и фиксировал различные этапы реставрации церквей и монастырей.

После революции Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, как и прежде отдавая всего себя любимой профессии. Оставаясь верным светописи, он фотографировал разруху первых лет советской власти и новостройки первых социалистических пятилеток. Его фотографии отразили изменения внешнего облика города и людей разных социальных групп, оставив будущим поколениям изобразительную энциклопедию нижегородской жизни. В конце 1929 г. фотоателье М.П.Дмитриева перешло в ведение Детской комиссии при Нижегородском крайисполкоме, а прежний владелец был утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом.

Детская комиссия варварски отнеслась к наследию художника, сдав в утиль 16000 негативов. В 1933 г. краевое архивное бюро забрало у Детской комиссии уцелевшие материалы (около 7000 негативов), благодаря чему они сохранились до наших дней. Последние годы жизни фотохудожник провел в полном забвении. Однако художественное наследие М.П. Дмитриева всегда пользовалось успехом. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям Карелина и Дмитриева как к объективным, точным и информационно насыщенным историческим источникам.

Память: на доме № 9 по улице Пискунова в Нижегородском районе Нижнего Новгорода, где работал мастер, установлена мемориальная доска



Старообрядцы. Деревня Кузнецово Семеновского уезда. Фото М. П. Дмитриева. Из серии «В заволжских скитах». Конец XIX начало XX века.



Нижний Новгород. Фото М.П. Дмитриева. 1896 г. Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро



Закладка ремесленного училища в селе Павлове Нижегородской губернии. Фото М.П. Дмитриева. 1895 г.



Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. Фото М.П. Дмитриева 1897 г.




Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Тифозная больница в селе Новая Слобода Лукояновского уезда. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Семья больных тифом в городе Княгинине. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Семья, больная тифом, в городе Княгинине. Фото М.П. Дмитриева 1891-92 гг.



Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода, в городе Лукоянове. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Народная столовая в селе Большом Мурашкине Княгининского уезда. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Нижегородские босяки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Нижегородские босяки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Нижний Новгород.Кулачный бой перед ночлежным домом Н. А. Бугрова. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Печерская слобода. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Поволжье. Ложкарное производство в деревне Деяново. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Поволжье. Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Поволжье. Осташковские рыбаки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Рыбацкие тони в верховьях Волги. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Слуда. Вид на берег Оки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Фото М.П. Дмитриева. 1904 г.



Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Типы старообрядцев. Семеновский уезд. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Типы раскольниц-поморок. Семеновский уезд. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. Фото М.П. Дмитриева. 1904 г.



Чернухинский скит. Уставщицы. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре). Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.


Категория: Старые фото

<
  • 459 комментариев
  • 19 публикаций
7 ноября 2011 08:19 | #1
+2
  • Регистрация: 31.10.2009
 
А босяки-то вовсе не пропитые, как нонче принято вещать. Простые разнорабочие, видно что не хроны.

Интересные типажи с первой групповой фотографии, у нас такие лица и по сию пору сохранились, каждый день их наблюдаю.

<
  • 21 комментарий
  • 0 публикаций
7 ноября 2011 11:45 | #2
0
  • Регистрация: 18.10.2011
 
Вроде бы Нижегородская губерния слыла богатой, а на фотографиях ужасающая нищета, крестьянство то по крайней мере в Центральной России при царе выходит жило гораздо хуже, чем при советах, а нам жуют, что они прямо в масле катались, не представляю как можно умереть с голоду живя на земле, все равно всегда что-то можно вырастить, собрать в лесу, наловить в реке, сходить на охоту, в Сибири насколько я знаю от старых родственников, кто работал тот не бедствовал, голодно было только при становлении советов и сразу после войны, выкручивались за счет природы.

<
  • 586 комментариев
  • 5 публикаций
7 ноября 2011 15:11 | #3
+1
  • Регистрация: 19.05.2010
 
Несмотря на нищенский вид, на большинстве фото представлены прекрасные лица восточно-балтийского расового типа. Сейчас в крупных городах трудно такое встретить.
Разумеется, мастерство фотографа очевидно.
Тронул: "монах-схимник".
Позабавили: "кулачный бой".

<
  • 19 комментариев
  • 0 публикаций
7 ноября 2011 20:24 | #4
+1
  • Регистрация: 7.01.2011
 
Westsib,
А ты сам попробуй покрестьянствуй. Это отнюдь не легко. Страна у нас рискованого земледелия. Ди кто сказал что рабочая одежда должна быть красивой :) а может и фотограф такой, видел только то что хотел

<
  • 459 комментариев
  • 19 публикаций
7 ноября 2011 21:16 | #5
0
  • Регистрация: 31.10.2009
 
Нищенский вид - он и сейчас такой же. Что при Союзе, что при Эрэфии - те же чёрные дома и грязь. А вы как думали? Сельский быт он такой. Здесь леса много, строят из леса, а брёвна пропитать нечем было. В Малороссии - там леса мало, потому мазанки строили, у них внешний вид из-за побелки, конечно, повесельше :)

<
  • 21 комментарий
  • 0 публикаций
10 ноября 2011 17:54 | #6
0
  • Регистрация: 18.10.2011
 
Уважаемый Demon 76, не знаю что ты понимаешь под словом крестьянствовать, но я лично умею управляться с любой скотиной, за исключением лошади, как то не приходилось, хотя я изначально вырос в городе, умею управляться с пчелами, плохо или хорошо, но смогу вырастить овоши на огороде, я не рыбак, но при желании плавной сетью вполне смогу чего-нибудь поймать, еще достаточно хорошо умею стрелять, а фотографии меня озадачили своей безысходностью, я вовсе не имел в виду грязную рабочую одежду, в рабочей одежде я вполне чувствую себя комфортно, мне так кажется что нельзя лежать и просто умирать от голода, тогда уж есть другие способы как то выжить, по поводу рискованного земледелия вопрос интересный, мои предки в Тюменской области, до революции, без всяких агрономов умудрялись выращивать даже гречиху, по мне так лучше жить в сельской местности, хотя и живу в городе.

Кстати заметьте как отличаются старообрядцы от остальных, это наводит на некоторые размышления.

<
  • 340 комментариев
  • 3 публикации
11 ноября 2011 16:12 | #7
0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Здравия, всем!
Цитата: Westsib
Кстати заметьте как отличаются старообрядцы от остальных, это наводит на некоторые размышления.

Да. Старообрядцы жили организованной общиной. Видимо, эффективная форма для русских.
Даже в чужих краях не бедствовали. А лица, красивые, одухотворённые. И совсем не забитые, как их обычно представляли.

<
  • 15 комментариев
  • 0 публикаций
16 августа 2012 19:26 | #8
0
  • Регистрация: 8.01.2010
 
А как скачать? Или киньте ссылку в личку где можно скачать.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*