
В студии художника Николая Шабунина
Молодой, безвременно скончавшийся (27 февраля 1907 г.) художник Николай Авенирович Шабунин был тихий, непритязательный, в глубоком смысле слова "симпатичный", чисто русский человек. Он был серьёзный труженик, прекрасный живописец, выделенный чистою струёю художественного творчества, родником высоких мотивов. Русское искусство потеряло в нём едва начавшего слагаться творца, а русская жизнь искреннего, скромного, но настойчивого деятеля, который в избранной им среде мог получить большое значение.
Уроженец Архангельской губернии, Шабунин беззаветно любил свой угрюмый край, ежегодно туда возвращался и, приезжая в Петербург, привозил целую выставку этюдов, больших рисунков, с любопытными эскизами деревянных церквей, погребённых под снегом кладбищ, необыкновенно декоративных этюдов и набросков своеобразной жизни, обычаев и обрядов северных инородцев. Всё это осталось весьма начатым, не исполненным и даже не законченным.
Николай Шабунин был сын священника из Мезенского уезда Архангельской губернии, родился 6 апреля 1866 года, поступил по экзамену в 1886 году вольнослушателем в Академию Художеств; затем принят учеником мастерской профессора И.Е. Репина; конкурировал на звание художника в 1898 году, удостоен этого звания, и с того же времени начал свои ежегодные художественные поездки исключительно на север для работ.
Этому северу, его суровым тундрам он посвятил затем свои лучшие годы, и не только в своих художественных работах, но даже и в рефератах, старался охарактеризовать первобытный склад жизни русских и инородцев, зарисовать и снять памятники церковной старины, утвари и записать характерные бытовые черты отдалённых северных захолустьев.
В виду исключительных климатических условий этого края, он уезжал туда ещё ранней весною, пользуясь санным путём, на лошадях и оленях, чтобы побывать в тех, отовсюду изолированных местах, куда можно проехать только зимой, как например в Канинскую и Малозимельскую тундры. Свой собственный край он старался сделать известным в своих этнографических рефератах. Этнографический Музей Академии наук много приобретал от него.
Из оставленных художником произведений следует упомянуть на первом месте историческую картину "Отъезд Суворова в Швейцарский поход из села Кончанского в 1799 году", воспроизведённую мозаикою в размере более 4 сажень на фасаде Суворовского музея. Большинство других его работ осталось исключительно в эскизах и этюдах; славились его эскизы из жизни учеников Академии Художеств; большая картина "Жница", эскиз "Из жизни ссыльных", "Колокольный звон на Пасху", "На краю света", портрет Суворова (для музея) и другие.
Шабунин был более идейный художник, мастер эскизов, творец скорее, чем исполнитель, но копировал Левицкого так, что трудно было отличить от оригинала. Планы у покойного были большие; он задумывал издавать описание Мезенского края, но судьба порешила иначе. Доклад "Северный край и его жизнь", который был сделан художником на заседании СПб. Общества архитекторов, заинтересовал теоретически многих, но не был ни где напечатан и в виде рукописи, переписанной на машинке, был передан художником автору заметки; последний, заинтересовавшись этим сообщением, передал его в Отделение Русского Языка и Словесности, постановившее о его напечатании.
Пожелаем, чтобы многочисленные рисунки и этюды покойного художника с памятниками старинного древостроительства также были когда-нибудь воспроизведены.
Доклад "Северный край и его жизнь"
Фотографии Николая Шабунина

На сайте Кунсткамеры, музея антропологии и этнографии РАН, нашел фотографии, сделанные в начале прошлого века в Мезени и в мезенских деревнях фотографом Николаем Авенировичем Шабуниным.
http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/items/items.seam?c=PHOTO&qt=s&t=Шабунин
Сначала обрадовался – эко богатство нашел!
Потом расстроился.
Мало того, что фотографии махонькие, так на каждой фотографии еще и логотип музея вбит, почти от края до края.
Кунсткамера! Старейший музей в России, основанный Петром Первым, а показать фотографии размером в два раза больше, и без логотипа, боятся. Вот какой гад принял решение показать именно такие фотографии, а?
Вроде бы несовместимые два слова, музей и жлобство, но иногда они совмещаются.
Чего боятся? Фотографию размером 800 точек по горизонтали в журнале не напечатаешь, а если кто-то возьмет фотографию для оформления сайта, что, музей сразу окажется без штанов, и руководители начнут падать в голодные обмороки?
Если есть такая вещь, как Интернет, так почему людям, живущим в Архангельске, в Мезени, в Лешуконском, не дают посмотреть старые фотографии их родных мест? На главной странице сайта написано: «Проект реализован на средства гранта Фонда Форда при софинансировании музея», но я очень сомневаюсь, что это иностранцы сказали: «Низ-з-зя!».
http://www.arts.ualberta.ca/ - Здесь очень много фотографий, снятых в первой трети прошлого века, в основном, в разных местах Сибири, и хранящихся в сибирских музеях. Оцифровывают фотографии на деньги англичан и канадцев, и фотографии на сайте выложили они, не мы. Но размер, размер фотографий какой! 1500 точек по горизонтали, а не 422, как на сайте Кунсткамеры.
О Николае Шабунине мало что известно. К себе на родину в деревне Юрому он из Петербурга ездил несколько раз, и всегда брал с собой фотокамеру. Во время последней поездки, зимой 1907 года, он простудился и умер в возрасте 40 лет.





















