Старообрядцы в Маньчжурии 30-х годов

Старообрядцы в Маньчжурии 30-х годов

Старообрядцы - последователи старообрядчества (т.е. совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии), отказавшиеся принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном в XVII в. Царским указом они были объявлены вне закона. Спасаясь от гонений, они бежали на малозаселенные окраины России и за её рубежи. Старообрядчество делится на два основных направления - поповщину и беспоповщину, состоящих из многих течений, согласий и толков.

Поповщина (поповцы) объединяет группу толков и согласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а также традиционную для православия церковную иерархию. Беспоповщина (беспоповцы) - радикальное направление, отвергшее церковную православную иерархию и «таинство» священства в целом; беспоповцы заменили священников уставщиками и начетчиками (наставниками) , которых выбирали из числа грамотных однооб-щинников адаптироваться к новым социально-экономическим, экологическим, демографическим и этнокультурным условиям жизни.

Основные причины их переселения на восток России, преследование господствовавшей ортодоксальной православной церкви и властей, экономические утеснения на родине и хорошие условия хозяйствования на Дальнем Востоке, отсутствие податей, воинской повинности, хотя и относительная, религиозная свобода, а также стремление завладеть по праву первопроходцев наиболее выгодными промысловыми и земельными угодьями, завести торгово-обменные отношения с аборигенами.

Ареал миграции старообрядцев довольно обширен: центральные губернии страны, Поволжье, Урал, Сибирь, Алтай, Забайкалье, что привело к поливариантности традиционной культуры русского этноса, принесшего на восток России как южнорусские, так и северорусские традиции. В короткие сроки, восприняв некоторые приемы хозяйствования у аборигенных и живших здесь представителей восточно-азиатских народов, старообрядцы приспособили традиции хозяйственного уклада, материальной культуры и семейного быта к местным условиям и создали крепкие хозяйства.


Японская этнографическая экспедиция 1930 г.


В начале 1930-х гг. Япония захватила Маньчжурию, в которой было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Это событие впоследствии оказало определенное влияние на жизнедеятельность эмигрантов-старообрядцев. Политика территориальной экспансии Японии в Северном Китае предусматривала создание на территории Маньчжурии, с одной стороны, сырьевой и продовольственной базы, с другой - военного плацдарма для дальнейшего продвижения японских войск в южную часть Китая и на север - в Советский Союз.

Одним из мероприятий по осуществлению этого плана было переселение нескольких сот семей японских крестьян на земли нового государства Маньчжоу-Го. Однако, привыкнув жить в условиях островного умеренного климатического пояса, они с трудом приспосабливались к суровому континентальному климату . Как отмечал японский исследователь Ё. Накамура, среди японских колонистов заболеваемость и смертность была гораздо выше, чем среди их соотечественников на родине.

Опыт обустройства и жизнедеятельности русских крестьян-эмигрантов в Маньчжурии мог быть полезен японским переселенцам, и власти приложили определенные усилия для изучения быта и особенностей жизни старообрядцев-эмигрантов, которые за короткие сроки максимально эффективно приспособились к природно-климатическим и бытовым условиям северо-востока Маньчжурии.

Японские исследователи досконально изучили жизнь и быт старообрядцев Романовки, в том числе годовой цикл труда и отдыха, питание при разных видах работ (с учетом калорийности, состава витаминов и др.) и меню по дням; устройство жилых и хозяйственных построек; набор сельскохозяйственных орудий и предметов повседневной жизни, семейно-бытовой уклад, а также особенности общественной и религиозной жизни.

Таким образом, по свидетельству Ё. Накамуры, заинтересовавшись Романовкой из сугубо практических соображений, исследователи при более близком знакомстве с романовскими крестьянами обратили внимание на их основательную самостоятельность, и храбрость, обнаруженную как в борьбе с хунхузами, так и на охоте . В итоге японцы опубликовали о маньчжурских старообрядцах несколько книг и статей. Наиболее крупным и изученным японцами старообрядческим населенным пунктом была Романовка, расположенная недалеко от станции Ханьдаохэдзы.













































































































































































































































Категория: Старые фото   Теги: Старообрядцы

<
  • 909 комментариев
  • 203 публикации
11 февраля 2016 10:33 | #1
+1
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Красота какая! Только непонятно - леса на снимках нет ни на одном-степь да кусты, а на завалинках полно тёса и бревен?

Как здорово на 8-м снимке использованы сани - в перевернутом виде получилась лесенка с перилами))) Женщина легко влезла на помост на сваях, заполненный землёй, там высаживали рассаду овощей (земля промерзала, ждать оттаивания долго, а на помосте быстрее прогревалась)

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.