Перуница

» » Строительство верфи на Русско-Балтийском заводе в 1913 г. Русский флот в Первой Мировой войне

Старые фото » 

Строительство верфи на Русско-Балтийском заводе в 1913 г. Русский флот в Первой Мировой войне

Итоги русско-японской войны не прошли бесследно для русского флота. Усилиями передовой части русских морских офицеров и прежде всего последователей школы адмирала Макарова флот, начиная с 1907 года, стал быстро восстанавливать и усиливать свою боевую мощь. Строились современные боевые корабли, в том числе мощные линкоры; была обновлена и улучшена система обучения личного состава. Совершеннее стала система организации управления флотом. В результате всех этих мероприятий русский флот оказался сравнительно неплохо подготовленным к Первой Мировой войне.


Строительство верфи на Русско-Балтийском заводе. 1913


Строительство верфи на Русско-Балтийском заводе в 1913 г. Русский флот в Первой Мировой войне

































































I. Балтийский флот


Русским морякам пришлось сражаться с сильным противником в лице германского флота. Германия имела гораздо более многочисленный флот, чем Россия, однако он был задействован против еще более многочисленного и мощного британского флота. На Балтике немцы имели весьма ограниченные силы, соперничать с которыми русскому флоту было вполне по плечу. Пытаясь захватить инициативу, немецкие крейсера «Магдебург» и «Аугсбург» в сопровождении миноносцев и подводных лодок уже 26 августа 1914г. пытались проникнуть в Финский залив. В ходе маневрирования «Магдебург» сел на мель у острова Оденсхольм. Немецкий крейсер был расстрелян подоспевшими русскими кораблями, а 60 чел. экипажа взяты в плен. Но самое главное: русские водолазы подняли утопленную шифровальную книгу, что позволило в течение определенного времени разгадывать намерения германского командования.


Команда русского эсминца

28 сентября 1914г. немецкая подлодка U-26 отомстила за гибель «Магдебурга», торпедировав русский крейсер «Паллада». В результате детонации боезапаса никто из экипажа корабля численностью 597 человек не спасся.

Особенно крупных успехов балтийцы добились в проведении активных минных заграждений. Из всех воюющих государств Россия оказалась самой подготовленной к минной войне. Из воспоминаний немецкого подводника: «В начале войны, — писал он, — лишь одна мина представляла опасность — мина русская. Ни один из командиров, которым была «поручена Англия», — а мы, собственно говоря, все были такими. — не шел охотно в Финский залив. «Много врагов — много чести» — отличное изречение. Но вблизи русских с их минами честь была слишком велика. Германии, надо прямо сказать, делать там был нечего. Каждый из нас, если не был к тому принужден, старался избегать «русских дел».

31 октября 1914 года полудивизион особого назначения в составе эскадренных миноносцев «Генерал Кондратенко», «Охотник», «Пограничник» и «Новик» поставил минное заграждение перед Мемелем. Операция, проведенная ночью, не была замечена противником. 5 ноября было поставлено минное заграждение на подходах к Мемелю и перед Пиллау. 17 ноября на этом минном заграждении взорвался и погиб немецкий броненосный крейсер «Фридрих-Карл». В этот же день здесь погиб, подорвавшись на мине, пароход «Эльбинг».

19 ноября 1914 в сложных метеорологических условиях минный заградитель «Амур» выставил минное заграждение на путях движения германского флота в районе между островом Борнхольм и банкой Штольпе. На этом заграждении в марте 1915 года погибли германские пароходы «Кенигсберг» и «Бавария». В середине ноября большое заграждение было выставлено крейсерами «Рюрик» и «Адмирал Макаров» перед Данцигской бухтой. На этих минах в мае 1915 года подорвались два немецких тральщика. В конце декабря того же года на минах подорвались и погибли 3 германских парохода. Так как все заградительные операции проводились скрытно, немцы считали, что корабли и пароходы были потоплены подводными лодками.

В январе 1915 года крейсера «Олег» и «Адмирал Макаров» под прикрытием трех других крейсеров осуществили минную постановку. Между островом Борнхольм и банкой Штольпе 25 января на мине подорвался немецкий крейсер «Аугсбург». На русском заграждении у маяка Аркона подорвался крейсер «Газелле», получивший серьезные повреждения. В апреле в этом же районе подорвался еще 1 немецкий пароход.

В ноябре отрядом в составе четырех крейсеров под прикрытием линейных кораблей «Петропавловск», «Гангут» и эскадренного миноносца «Новик» к югу от Готланда на германских коммуникациях было поставлено минное заграждение из 56 мин. На этом заграждении подорвался германский крейсер «Данциг».

6 декабря отрядом крейсеров под прикрытием линейных кораблей и эсминца «Новик» было поставлено большое минное заграждение на юго-востоке от Готланда. 13 января 1916 года здесь погиб немецкий крейсер «Любек».

В целях сбережения боевых кораблей и коммерческих судов германское командование вынуждено было сократить судоходство. Плавание наиболее ценных боевых кораблей ограничивалось параллелью Готланда. Немецкие крейсера перебазировались западнее. В итоге активных операций русского Балтийского флота было нарушено нормальнее сообщение между Швецией и Германией, которая не могла теперь получать потребное количество руды и целлюлозы, используемой для производства взрывчатых веществ и бумаги. Все это отрицательно сказалось на военном производстве в Германии.

В Ботническом заливе активно действовали русские подводные лодки. 24 октября 1915 года лодка «Аллигатор» захватила немецкий пароход и привела его в Аландский архипелаг, передав его миноносцу «Послушный».

29 октября подводная лодка «Кайман», действуя совместно с крейсерами, захватила немецкий пароход «Штеттин», на борту которого находились военнообязанные, и привела его в Або. За один лишь 1915 год подводные лодки Балтийского флота уничтожили и захватили 15 немецких транспортов.


Русский эсминец типа "Новик" соответствовал лучшим мировым стандартам

16 декабря три эсминца — «Новик», «Победитель» и «Забияка» — северо-западнее Виндавы (Вентспилс) на вероятных путях германских судов поставили 150 мин. 17 декабря на этом минном заграждении подорвался крейсер «Бремен», шедший в сопровождении двух эсминцев. Первым наскочил на мину эскадренный миноносец «V-191». Произошел взрыв и корабль пошел ко дну. Спасая команду погибшего эсминца, «Бремен» носом задел две мины. Последовали два сильных взрыва, и крейсер скрылся под водой.

Будучи уверенным, что «Бремен» и «V-191» явились жертвами подводных лодок, немецкие корабли и транспорты продолжали пользоваться старыми фарватерами. 23 декабря на мине подорвался сторожевой корабль «Фрея». Прибывшие к месту гибели немецкие сторожевики и два миноносца обнаружили мины. Лавируя между ними, они стремились выйти из района минного заграждения. Пройдя около пяти миль, немецкий миноносец «S-177» подорвался и пошел ко дну. После этого приказом командующего германским балтийским флотом весь район Виндавы был запрещен для плавания; этим же приказом отменялось несение постоянного дежурства между островом Готланд и Виндавой.

В 1914—1915 годах общие потери немцев в кораблях и транспортах на Балтике составили 105 тысяч тонн водоизмещения. Потерн русских — 29 тысяч тонн. Таким образом для немецкого торгового судоходства на Балтике была создана серьезная угроза. Торговые компании отказывались посылать свои суда в Швецию. Потребности немецкой армии в оружии и боеприпасах заставляли немцев увеличивать подвоз железной руды, целлюлозы и леса. Германское высшее военное командование вынуждено было перебросить с Северного моря на Балтику два легких крейсера и две флотилии миноносцев, что привело к ослаблению военно-морских сил, действовавших против англичан.

26 мая 1915 германская подводная лодка U-26 лейтенанта фон Беркгейма торпедировала и потопила минный заградитель «Енисей», это стало значительной потерей для русских сил, занимавшихся установкой минных заграждений.

В кампанию 1916 года русский флот продолжал активные действия на немецких коммуникациях в Балтийском море.

В мае подводная лодка «Волк» пустила на дно сразу три парохода противника.

31 мая 1916 года три русских эскадренных миноносца атаковали немецкий конвой, находившийся в Норчепингской бухте. В результате проведенной атаки были потоплены 3 вооруженных парохода.

Экипаж эскадренного миноносца «Новик» в жестокой схватке с двумя немецкими миноносцами показал решительность, мастерство и бесстрашие. 17 августа 1915 года «Новик» заметил силуэты двух кораблей. Это были немецкие миноносцы «V-99» и «V-100». Несмотря на то, что немцы имели явное преимущество в силах, командир «Новика» капитан 2-го ранга Беренц решил атаковать. С третьего залпа было достигнуто попадание, а через несколько минут на головном миноносце немцев возник пожар. Ободренные первыми успехами артиллеристы русского миноносца вели прицельный огонь. На миноносце «V-99» была сбита средняя труба и возник пожар на юте. «Новик» перенес огонь на «V-100», которому тоже причинил серьезные повреждения. Стараясь оторваться от преследующего русского корабля, «V-99» попал в сетевое заграждение; дав задний ход, он наскочил на русские мины. Раздались два оглушительных взрыва и через несколько минут неприятельский корабль скрылся под водой. Командир «Новика» Беренц в рапорте на имя командующего минной дивизией писал: «Считаю долгом отметить удивительное спокойствие и выдержку всего личного состава. Так, например, стрельба открывалась строго по команде и после сигнала «дробь» не делалось ни одного лишнего выстрела; так же хорош был переход от залпов к беглому огню и обратно.»

Крупное поражение немецкий флот потерпел на Балтике в набеговой операции, которую германское командование решило предпринять в ноябре 1916 года. 10 ноября немецкая флотилия, состоявшая из 11 новейших быстроходных миноносцев водоизмещением 1000 тонн каждый и скоростью хода 34 узла, под командованием Витинга вышла в море. Флотилии была поставлена задача найти и атаковать легкие силы Балтийского флота, защищавшие вход в Финский залив, а затем произвести обстрел Балтийского порта. В порту в это время находилось большое количество складов с артиллерийскими боеприпасами, предназначенными для снабжения 12-й армии. Немцы решили, наконец, показать русским - кто на Балтике хозяин. Операцию они решили провести ночью под покровом темноты. Вскоре 2 миноносца подорвались на русских минах. Однако Витинг не придал этому большого значения и решил непременно обстрелять Балтийский порт. Осветив порт и город прожекторами, немцы начали обстрел, продолжавшийся около 20 минут. Обстрелом были причинены разрушения нескольким зданиям и убито несколько мирных жителей. Закончив бессмысленный обстрел, немецкие миноносцы легли на обратный курс. В 3 часа 15 минут 11.11.1916 подорвался третий немецкий миноносец. Соседний корабль забрал с него команду и добил тонущий миноносец артогнем. Командующий флотилией, услышав артиллерийскую стрельбу, решил, что русские корабли произвели атаку на его миноносцы. Сделав своим головным кораблем последовательно поворот на 180°, Витинг устремился к месту стрельбы. Сразу же после поворота раздался взрыв оглушительной силы под «G-90», следовавшим за флагманским кораблем. Корабль стал тонуть. «S-59» снял команду с «G-90» и «V-78» выпустил в тонущий миноносец торпеду. «G-90» в одно мгновение исчез под водой. Строй нарушился. Два миноносца — «S-58» и «S-59» — отделились от ядра флотилии. В 3 часа 58 минут подорвался на мине миноносец «S-58». Соседний «S-59» для спасения личного состава тонущего корабля выслал шлюпки. Приняв команду, миноносец начал лавировать между минами, но вскоре подорвался на мине и он. Флагманский миноносец «S-56», приняв экипаж, торпедой потопил его. Спустя 45 минут подорвался еще один миноносец. В итоге немцы за один боевой выход потеряли семь новейших боевых кораблей.

После этого в течение 11 месяцев они не осмеливались на активные действия на Балтике. И лишь в 1917 году, когда флот России стал ослаблен революционной агитацией, немцы предприняли успешную операцию по захвату островов в Рижском заливе. 12 октября 1917 германский флот начал операцию по захвату островов Моонзундского архипелага. Первый остров Эзель (Сааремаа) они захватили без боя, 2 русские батареи сдались. Русский флот был более боеспособен и потопил 9 немецких эсминцев и тральщиков, потеряв броненосец «Слава», который до этого успешно отбивал все попытки немцев проникнуть в Рижский залив. Личный состав русских сухопутных частей, находящийся под контролем комитетов солдатских депутатов, сопротивления почти не оказывал. Немецкие потери в людях были незначительные и составили 381 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Русские потери составили 20 130 пленных, 141 орудие, 130 пулеметов; убитых и раненых было мало.


Верный страж Рижского залива броненосец "Слава"



II. Черноморский флот


Еще более успешную борьбу с противником вел Черноморский флот, к середине войны он полностью контролировал Черном море. В октябре 1914 года немецко-турецкий флот (который, в основном, был представлен новейшими тяжелыми крейсерами «Гебен» и «Бреслау») внезапно напал на русские порты Черного моря. Были обстреляны Севастополь, Одесса, Керчь и Новороссийск. Вскоре последовали ответные действия Черноморского флота. Русские корабли регулярно обстреливали турецкие порты, ставили минные заграждения у Босфора, топили турецкие транспортные суда.

17 ноября русские корабли обстреляли Трапезунд, а затем поставили минное заграждение у анатолийского побережья. На другой день у мыса Сарыч произошел бой русских кораблей с германскими крейсерами, в результате которого «Гебен» получил серьезные повреждения.

В 1915 году Черноморский флот проводил активные крейсерские операции. В мае во время «Гебен» снова получил повреждения от артиллерии русских кораблей. Кроме того, надводные корабли и подводные лодки ставили мины у турецких берегов, на которых подрывались вражеские военные суда и транспорты. В апреле 1915 года на минном поле в районе Одессы—Очакова подорвался турецкий крейсер «Меджидие», а в июне — крейсер «Бреслау».

Умело и мужественно действовали на Черном море русские подводники. 12 октября 1916 года подводная лодка «Тюлень» вступила в бой с вооруженным пароходом «Родосто», захватила его и привела в Севастополь.

В кампанию 1916 года Черноморский флот активно поддерживал Кавказскую армию, наступавшую на турецкий порт Трапезунд.

В результате активных наступательных действий Черноморский флот за 1914—1917 годы потопил 102 неприятельских парохода и около 5000 парусных судов.


Русский линкор, главный калибр: 12 × 305-мм орудий

Значительно разложенный Февральской революцией 1917г, Черноморский флот после октябрьского переворота потерял боеспособность полностью. Часть матросов организовалась в банды, которые осенью-зимой 1917-1918гг. массово убивали офицеров и терроризировали население крымских городов. Часть кораблей флота была без боя захвачена немцами в ходе оккупации Крыма весной 1918г. Другая часть была затоплена по приказу большевистской власти в июне 1918 в бухте Новороссийска. В их числе был и новейший линкор "Императрица Екатерина Великая".

_________
Источники:

Русский флот в Первой Мировой войне http://www.bibliotekar.ru/7-istoriya-flota/15.htm

Олейников А. "Русский флот в Первой Мировой войне" https://topwar.ru/108911-russkiy-flot-v-pervuyu-mirovuyu-i-ego-boevaya-effektivnost-chast-1.html

https://historical-fact.livejournal.com/93300.html

https://www.perunica.ru/stfoto/9623-stroitelstvo-verfi-na-russko-baltijskom-zavode-v-1913-g-russkij-flot-v-pervoj-mirovoj-vojne.html  





Категория: Старые фото

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера