Финские саамы общины У́тсйоки / 1920 - 1955 / Теории о происхождении саамов в Финляндии и России // Отличаются ли Финские корни от Саамских?

Саамский регион Финляндии, также Родной саамский край и Родной край саамов — территория в северной части Финляндии, на которой саамы согласно § 121 Конституции этой страны имеют культурную и языковую автономию. Саамский регион Финляндии включает в себя общины (муниципалитеты) Инари, Утсйоки и Энонтекиё, а также северную часть общины Соданкюля (все общины входят в провинцию Лапландия).

У́тсйоки (фин. Utsjoki, с.-саамск. Ohcejohka, инари-саамск. Uccjuuhâ, колтта-саамск. Uccjokk) — община (коммуна) на севере Финляндии, расположена в северной части провинции Лапландия. В Утсйоки находится Секретариат Союза Саамов — международной общественной организации, объединяющей саамские организации тех стран, в которых проживают саамы — Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Утсйоки граничит с норвежскими коммунами Карасйок и Нессебю, а также с саамско-финской общиной Инари. Самая северная деревня Финляндии и всего Евросоюза — Нуоргам, является также и самым северным сухопутным пограничным пунктом. На территории Утсйоки находится заповедник Кево, охватывающий 712 км² территории общины и включающий 63 км пешеходных маршрутов. В заповеднике имеется каньон реки Кевойоки длиной около 40 км и глубиной 80 м. Внутренние воды охватывают 202,93 км², что составляет менее 4 % от общей площади Утсйоки. Все озёра общины относительно малы, наиболее значительные из них — Пулманкийярви (12 км²), к югу от Нуоргама, на границе с Норвегией, а также озеро Луомусъярви в заповеднике Кево

В Финляндии саамский вопрос рассматривался главным образом, как часть проблемы происхождения финнов. И. Аспелин в работе 1885 г. «Финское население в языческие времена» выделил в культуре каменного века Финляндии два района. Один на юго-западе страны с ладьевидными топорами и западно-шведскими традициями, второй - с гребенчатой керамикой и восточными традициями. В первом районе проживали германцы, а во втором с конца каменного века лопари (Aspelin, 1885).

А. М. Тальгрен (Tallgren, 1937, р. 20-22, 40) отнес находки металлических вещей ананьинского происхождения в Скандинавии и Финляндии к «лопарской цивилизации» I тыс. до н. э. Об этом, по его мнению, свидетельствуют присваивающая экономика оставившего их населения и совпадение находок ананьинских бронз с саамской территорией. Лапландская цивилизация, вероятно, основывалась на древней местной основе, но с культурным воздействием из районов Прикамья и Урала в виде торговой гегемонии или небольшой миграции людей или кланов. К. Ф. Мейнандер и К. Карпелан связывают начало истории финноязычного населения в Финляндии с распространением гребенчато-ямочной керамики, которую они вслед за эстонским археологом А. X. Моора рассматривают как нераспавшуюся прото-финно-саамскую общность. К. Ф. Мейнандер развил идею И. Аспелина о культурном дуализме в Финляндии. Согласно его представлениям разделение страны на прибрежную аграрную с заметным скандинавским и прибалтийским влиянием и внутреннюю с присваивающей экономикой и восточными связями произошло в раннем бронзовом веке. Культура внешней части страны связана с генезисом финнов, культура внутренних районов - с генезисом саамов (Мейнандер, 1982; Memander, 1954, 1969).

К. Карпелан считает, что процесс превращения Карелии и Финляндии в страну саамов начинается с начала I тыс. до н. э., когда ареалы финской аграрной культуры Западной Финляндии и охотничье-рыболовческой культуры лопарей на востоке страны окончательно определились. Распространение эпинеолитической асбестовой посуды в Северной Фенноскандии, по мнению К. Карпелана, связано с распространением древнесаамского населения (Карпелан, 1982, с. 32-38).

Проблемы доистории финнов и саамов обсуждались на симпозиуме в Тварминне. Материалы его опубликованы в 1984 г. На симпозиуме был провозглашен новый взгляд на финскую доисторию, где финны стали рассматриваться как коренные жители своего края. Это было связано с накоплением археологических и палинологических материалов, свидетельствующих об отсутствии хиатуса в Финляндии в I тыс. до н. э. Поэтому старая теория А. Хакмана - М. Тальгрена о миграции финнов в Финляндию лишь после субатлантического периода была отставлена, и утвердилось мнение о том, что «финны железного века происходят от финнов более раннего времени».

В работах П. М. Долуханова и М. Нуньеса, поддержанных некоторыми историками и лингвистами (К. Юлку, К. Виик, П. Саммалахти), была выдвинута новая идея о принадлежности позднепалеолитического населения, проживающего 20-15 тыс. л. н. в приледниковой зоне от Среднего Рейна до Урала, древним уральцам. Вслед за отступлением ледника и расширением жизненного пространства связь между древними уральцами нарушалась, в их среде возникали диалектные, а потом и языковые различия. Предки современных саамов и финнов достигли территории Финляндии в мезолите, и их генезис связан с постепенным развитием местных традиций (Nunez, 1997).

В России этногенеза лопарей касались некоторые археологи, работавшие на Севере. Н. Н. Турина, В. Я. Шумкин, Г. А. Панкрушев являются сторонниками автохтонной теории. Н. Н. Турина (1997, с. 128-131) на основании существующей, по ее мнению, традиции в преемственности элементов культуры от мезолита до эпохи раннего металла включительно предполагает, что на Кольском п-ове существовало одно и то же население, первоначально протосаамское, а потом саамское. Эти же взгляды развивает ученик Н. Н. Гуриной В. Я. Шумкин. Он полагает, что на Кольском п-ове существовала преемственность во всех важнейших сферах деятельности и элементах культуры с древнейших мезолитических времен, т. е. развитие аборигенных коллективов обуславливалось в основном внутренними факторами. Заключение о былом широком распространении саамов, несомненно, не соответствует действительности. Современные саамы являются потомками палеоевропейского населения, сумевшего, несмотря на влияния и ассимиляцию, сохранить свое этническое самосознание, антропологический облик и некоторые элементы культуры (Шумкин, 1991, с. 129-149).

Г. А. Панкрушев (1980) посвятил происхождению лопарей отдельную статью. По его мнению, «самодийцы лопаноидного типа» из Северного Приуралья стали в X-IX тыс. до н. э. первыми жителями Карелии, Финляндии и Кольского п-ова. В неолите в III тыс. до н. э. на Север проникают волны волжских финнов. В результате слияния местного и аборигенного населения возникает культура «финнизированных саамов».

В. Н. Чернецов указывал на близость саамов и самодийцев в древности и считал, что в неолите образовалась единая обширная протоуральская общность от Норвегии на западе до устья Енисея на востоке. Западная часть этой области, включая Скандинавию, Финляндию, Карелию и Кольский п-ов, была заселена лопарями (Чернецов, 1972, с. 32-55).

Современные археологические концепции аргументированы по-разному. Наиболее уязвимы для критики автохтонные концепции, где современные саамы рассматриваются как прямые потомки мезо-неолитического населения. Как указывалось, на Севере Европы нет ни одного региона, где можно было бы проследить единую непрерывную линию развития материальной культуры от средневековья до каменного века. Вышеупомянутые авторы делают это даже не в ретроспективном порядке, а, наоборот, стараясь проследить преемственное развитие материальной культуры от кварцевых скребков до средневековых фибул, что в принципе невозможно. Даже на Крайнем Севере отмечена культурная неоднородность и периоды, слабо освещенные археологическими находками. С накоплением данных палитра археологических культур выглядит все более пестрой. Выявляемые исследователями элементы сходства разновременных культур: длительное бытование присваивающей экономики, отсутствие следов стационарных жилищ, использование в качестве примеси к разным типам керамики местных минералов, таких как асбест, тальк, слюда, определенное сходство в использовании одинаковых пород камня (кварц, сланец) и др., являются слишком общими по своей природе и отражают адаптацию разных древностей к своеобразным природно-географическим условиям Фенноскандии.

Материалы топонимии свидетельствуют о том, что финны были не первыми насельниками Севера. Дофинно-угорская топонимия, распространенная повсеместно, говорит о том, что до прихода финнов на эту территорию ее заселяли иноэтничные коллективы.

Согласно антропологическим сведениям сложение лопаноидного типа относится ко времени не ранее эпохи бронзы — железа. В нем сочетаются как более ранние европеоидные, так и более поздние монголоидные особенности, принесенные на Север в ананьинское время.

Прочие гипотезы по своему содержанию и системе доказательств более вариабельны. С общими положениями многих из них (Э. Боду, Б. Ольсен) можно согласиться. Действительно, в археологическом материале ощущается наличие местного автохтонного и инородного миграционного элемента. Исследователи правильно определяют время межэтнического взаимодействия, но сам механизм этого взаимодействия не может быть раскрыт полностью, поскольку зарубежные авторы не владеют материалами из России и весь процесс проникновения поволжской культуры на Север и ее последующего изменения в результате адаптации и контактов с местными древностями оказывается для них скрытым. В распоряжении зарубежных исследователей находятся памятники маргинальной зоны родственных культур эпохи железа и это мешает увидеть и оценить процессы, происходящие на широкой территории от Поволжья до Ледовитого океана. В России подобная работа также не могла быть осуществлена до конца 1980-х - начала 1990-х гг., пока не были обобщены и изучены данные по культурам Северо-Западной России и Восточной Фенноскандии (Косменко, 1992, 1993, 1996; Манюхин, 1989, 1991, 1996). В результате указанных изысканий Север Европы в начале эпохи железа оказался через ряд последовательных переходных зон надежно связан с культурами Волго-Камья. Стало очевидным проникновение поволжской культуры на Север и большая роль поволжских древностей в генезисе местных культур эпохи железа. Археологические материалы коррелируют с материалами языкознания и антропологии. Все говорит за то, что поволжская культура принадлежала древнефинскому населению. Роль субстратных культур в возникновении древнесаамских культур эпохи железа до конца ясна не везде. Для позднекаргопольской культуры и культуры лууконсаари в качестве местного компонента выступает культура сетчатой керамики. Памятники кьельмо, судя в основном по имеющимся публикациям и ряду коллекций, обработанных автором в Карелии и Финляндии, не содержат значительных субстратных включений и представляют периферийную область, где прослеживаются в редуцированном виде основные признаки более южных родственных культур.

И.С.Манюхин. Происхождение саамов. П-ск, 2002




Отличаются ли Финские корни от Саамских?


Оригинал: http://www.people.fas.harvard.edu/~witzel/mt26g.html
Перевёл с английского В. К.

(Source: Thanks to Paul Benedict for sending this to me)


Среди Финнов наблюдается некоторое стремление дистанцироваться от Саамов (Лапландцев). Тем не менее, лингвисты считают и тех и других Финно-Уграми. Их очевидные физические различия объясняются контактами с индоевропейскими народами, что сделало Финнов явными европейцами. Журнал "DISCOVER" в майском номере 1996 года, в разделе "Этнография", под заголовком "Я не Саам", опубликовал сообщение двух биогенетиков, Antti Sajantila и Svante Pääbo, которые обнаружили, что "Финны имеют 'микроспутники' - повторные последовательности ДНК - идентичные с другими Европейцами, но не с Саамами (Лапландцами). В то же время, более трети Саамов в обследованной группе имели три специфических генетических 'мотива', которые были найдены в только у 1 из 50 Финнов и ни у одного из других обследованных Европейцев".

Вместо того, чтобы сделать резонное предположение, что "более поздние Европейские пришельцы смешались с древним населением восточного происхождения", они полагают, что "лучшая интерпретация данного генетического свидетельства - то, что Финны колонизировали эту землю с юга примерно от 2000-4000 лет назад, при этом переняв прасаамский язык."

Но почему (цивилизованные) Финны должны были перенять язык кочевых оленеводов, которых они же оттеснили в Арктику? Что ж, Sajantila отмечает, что "Финны, которые теперь превосходят численностью Саамов в отношении 100 к 1, возможно, не всегда были в большинстве. Так, исследования генетических болезней, характерных для Финнов, показывают, что в какой-то момент они претерпели резкое сокращение численности, после чего население вновь начало расти, что привело к распространению редких, мутантных генов. Если это узкое место (bottleneck - бутылочное горло) наблюдалось в момент колонизации ими восточной Скандинавии, то Финны могли какое-то время жить как меньшинство среди Саамов".

"Мы знаем из истории, что Финны оттеснили Саамов на север... Так что Финны, по-видимому, были сильнее. Но если правда, что Финны утратили свой язык и переняли его от Саамов, это означает, что соотношение сил было не так уж просто или что Саамы не всегда были слабее".

Что ж, Американцы всегда сочувствуют проигравшему. Я очень люблю Финнов, но давайте смотреть правде в глаза. А что есть правда в данном случае? Предвзятость двух Финнов бьёт чрез край, тогда как моральная поддержка ими Саамов весьма похвальна.

Утверждение, что Финны являются истинными Европейцами, а Саамы - нет, странно. Неужели тело важнее, чем язык? (Далее следует пример про африканские племена. Суть в следующем: одни, будучи неграми, говорят на семитических языках, другие, наоборот, будучи семитами, говорят на языках семейства Банту. - В. К.)

Разве север России и Скандинавия не являются частью Европы? Разве Финский язык не наполнен Германскими, Балтийскими и Славянскими заимствованиями? Разве Финны и Эстонцы не соседствуют в течение многих столетий с Литовцами, Шведами и Русскими? Разве значительная часть юго-западной Финляндии не населена до сих пор Шведами? Зачем нам вообще нужно придумывать миграцию с юга? Да просто миграция генов, mes amis! Сексуальные контакты народов (sexual folk contact).

Родственны ли Suomi (Финны) Саамам (Лапландцам)? Ложное родство? Мне думается, что биогенетики стремятся использовать 'узкое место' (bottleneck) как божественную машину (deus ex machina), как удобное средство, чтобы объяснить вещи, которые они не могут объяснить в нормальных терминах. Не пора ли установить некие правила для прекращения этих спекуляций на "узких местах"?



Финские саамы общины У́тсйоки / 1920 - 1955 / Теории о происхождении саамов в Финляндии и России // Отличаются ли Финские корни от Саамских?
































































































































































































































































































































































































































































Категория: Старые фото   Автор: Саамы


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*