Перуница

» » Общественный быт и обряды народа мари // Марийское язычество в общественной жизни народа

Старые фото » 

Общественный быт и обряды народа мари // Марийское язычество в общественной жизни народа

Со времён противостояния Казани и Москвы среди марийцев сформировались две сильно отличающиеся друг от друга этнографических группы, которые некоторые исследователи даже считают двумя разными народами-горномарийцы, в противостоянии Казани и Москвы вставшие на сторону Москвы (в их фольклоре любимый герой князь Акпарс, возглавлявший марийские отряды в войске Ивана Грозного) и луговые марийцы, воевавшие на стороне татар против Ивана Грозного, и сопротивление продолжалось ещё 50 лет после падения Казани (их любимый фольклорный герой князь Болтуш, возглавлявший борьбу с русскими).

Большая часть республики заселена луговыми марийцами. Луговые марийцы с упорством сохраняли верность язычеству, несмотря на иногда очень жестокую политику христианизации, осуществлявшуюся русским правительством. Язычество, представляющее собой комплекс простейших верований, возникших в древние времена и сыгравших на определенном этапе истории существенную роль в становлении народов, формировании их этнического самосознания, в последующем уступило свое место мировым религиям. С возникновения государственных церквей на базе мировых религий оно было вытеснено из многих сфер жизни и утратило ряд своих функций. Проклинаемое церковью и гонимое государством язычество ушло на периферию общественной жизни и функционировало в основном на уровне бытовых отношений, менее подконтрольных со стороны официальных власте. Но оно не исчезало, и практически все народы в той или иной мере до сегодняшних дней сохранили свои языческие ценности. Как и другие религии, язычество сегодня переживает ренессанс во всех формах его выражения. Оно возрождается и в относительно чистом виде, и в синкретическом варианте, обычно увеличивая свою долю в синкретической паре. А иногда оно берет и реванш у церкви за многовековые притеснения с ее стороны.

Язычество – естественная религия, где человек является частью природы, где каждое ее явление обожествляется, имеет особый смысл, отдельные виды растений и животных которые человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистический учений марийцы почитали многих богов известных под названием Юмо. Последователи Марийской традиционной религии осуществляют религиозные ритуалы, массовые моления, проводят благотворительные, культурно-просветительские мероприятия. Они обучают и воспитывают подрастающее поколение, издают и распространяют религиозную литературу. Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком. В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой.

Если сегодня говорить о сегодняшнем марийском язычестве, то следует прежде всего подчеркнуть, что оно, видимо, «язычнее» всех других язычеств в Европе. Марийцы – единственный в Европе народ, которые не приняли ни одну из мировых религий и сохранили в относительной чистоте веру своих предков. К ней относиться большинство восточных мари ( около 150 тыс.). В Республике Марий Эл их гораздо меньше: по примерным оценкам, чистые язычники, точнее потомки чистых язычников, составляют около 5-7 % от числа мари. Наиболее заметные признаки их конфессиональной принадлежности – отдельные кладбища (без крестов на могилах), отсутствие икон в домах, древнемарийские имена у пожилой части людей. По каким-то иным внешним признакам они не отличаются от марийцев-христиан или неверующих. Даже свои моления они приводят, как правило, вместе с крещенными, лишь в отдельных священных рощах некрещеные мари молятся особняком. Отличаются они характером религиозного самосознания. Называют они себя чимари-истинный, чистый мариец, не осквернившийся чужой, чуждой верой. Следовательно, и характер национального самосознания у них несколько иной.

Основной формой проявления язычества сегодня является синкретизм, имеющий два варианта: 1) бог один, только молятся ему по-разному – по-русский и по-марийски; 2) богов двое-русский и марийский, марийцы молятся обоим. Несмотря на то, что приверженцы таких разновидностей веры считают себя крещенными, имеют в домах иконы, по возможности ходят в церковь, справляют крестьянские обряды и переделанные на свой лад церковные праздники, они продолжают молиться своим богам. Причем в синкретизме большей части мари явно превалирует языческий компонент, проявляющий себя и домашних молениях, и коллективных молениях в священных рощах, в обилии сохранившихся в марийских регионах. Многие марийские деревни имеют даже по-несколько мольбищ.

Нынешнее возрождение язычества связано не только с тем, что прекратилось гонения, которым оно подергалось и в период насильственной христианизации, и во времена массовой атеизации. Религия возрастает сегодня пропорционально утрате людьми веры в собственные силы и надежды на лучшую жизнь. Потребность в утешении, потребность в помощи Бога (никто сегодня уже не поможет, если не он, некому верить, если не ему) характерна сегодня для многих, оказавшихся ниже минимального прожиточного уровня. Хотя это не истинная религиозность. Это-поиски отчаявшихся найти выход из сложившейся ситуации. Улучшится жизнь – и многие утратят потребность в помощи Бога, забудут его.

Но было бы неправильно видеть в сегодняшней активазации язычества только востребованность его утешительной функции, хотя именно это является сейчас ведущим мотивом, возбуждающим религиозную активность. У язычества есть другой потенциал. Это- его ярко выраженный национальный характер.

Язычество – религия, созданная самим народом, на своей земле, для себя, в соответствии со своим этническими потребностями, со своей национальной спецификой. Это- не религия другого народа, привнесенная со стороны или навязанная кем-то. Язычество – это своя религия. Вэтом его преимущество, в этом его сила. Эта-сила, которая объединяла и сплачивала многие народы вокруг национальной самобытности. Эта сила выступала у многих народов и организующим началом общества.

У марийцев до сих пор сохранилась организационная структура общества, созданная для удовлетворения религиозных потребностей населения, для упорядоченная культовой практики народа (ял, тиште, мер, туня – община, регион, округа, мир). В течение многих веков эта система служила и целям консолидации народа и в существенной мере компенсировала отсутствие национальной государственности. Со временем, с ослаблением родо-племенных отношений, патриархальные традиций эти структурные образования утратили прежние объединительные функции, организующие начала. Тем не менее, в случае удовлетворения специфически национальных духовных потребностей и сегодня срабатывают традиционные связи, прежние механизмы, собирающие на моления десятки, сотни, а то и тысячи людей.

Таким образом на определенном этапе истории народа ряд функций язычества сыграли существенную позитивную роль. Хотя язычество, как и другие религии, - все же пройденный этап нашей истории, тем не менее среди определенной части населения оно сохранило свои позиции, связанные прежде всего с его национальной сущностью. В этих условиях, востребованные частью нашего общества некоторые его функции должны быть направлены в положительное русло. Это особенно важно в условиях, когда обществу усиленно называют только один религиозный тип культуры – христианский, который далеко не совсем адекватен его нынешним потребностям.

Умение регулировать взаимоотношения людей между собой, налаживать нормальные условия жизни-один из показателей культуры общества. Общественная жизнь дореволюционной марийской деревни регулировалась соседско-территориальной общиной. Она руководила хозяйственной деятельностью сельчан, осуществляла раскладку податей и их взимание, контролировала исполнение мирских повинностей, занималось разбором гражданских и некоторых уголовных дел, судопроизводством, поддерживала правопорядок в деревни. Сельский мир строго следил за соблюдением общепринятых нравственных норм установившихся традиций в семейной жизни, за взаимоотношениями людей между собой.

Управление общинной осуществлялось за счет системы социального контроля, главенствующую роль в котором играли советы стариков, суд судей. Община обеспечивала материальное существование людей, на основе взаимосвязи и поддержки предоставляла им защиту и помощь, давала возможность каждому члену удовлетворить собственные социальные потребности. Проявляя заботу о сохранении хозяйственной дееспособности каждой семьи, сельская община стремилась своевременно поддерживать малоимущественных, сирот, и больных. В ее функции входили организация досуга, проведение религиозных обрядов, праздников. Жизнь каждого человека органично срасталась с повседневными заботами других членов общины. Здесь человек воспитывался, получал свой социально-правовой статус. Приученные с детства подчиняются существующей дисциплины , сложившемуся образу жизни, люди стремились сохранить и упрочить социальные связи внутри общины.

Марийцы, как отмечали дореволюционные исследователи, жили между собой дружно и честно. Воровство, хулиганство, злоумышленные действия в марийских деревнях встречались редко. Нарушители строго наказывались иногда даже физически. Строго преследовалось конокрадство, кража хлеба, скота, личного имущества, любое проявление прелюбодеяния и разврата. В таких случаях крестьяне проводили самосуды; иногда виновного убивали. Важную роль в процессе выявления нарушителя марийцы отводили присяге. Подозреваемого в проступке заставляли перешагивать через палочку, принесенную из священной рощи. При этом он произносил такое заклинание: «Пусть я так же засохну, как эта палка, если я говорю неправду!». Затем ему давали с кончика ножа кусок круто посоленного хлеба. Люди верили, что при ложной присяге обвиняемый получит неизлечимую рану от ножа. После присяги палка переламывалась пополам, что должно было привести к неминуемой смерти нарушителя

Большое значение в жизни односельчан имела соседская взаимопомощь. «Будь ты живой или умирать станешь пусть рядом будет твой сосед»- говорит народная мудрость. Помочь устраивали также при строительстве дома (коллективная вывозка бревен, подъем сруба и матицы). В оказании помощи принимали участие все взрослые жители деревни. После подъема матицы, сопровождавшегося выполнением магических обрядов , проводилось коллективное угощение участников помочам, чаще всего им пользовались при недостатке рабочих сил или лошадей. Отказ от участия в помочи расценивался как безнравственный поступок.

Сельская община, проявляя заботу о своевременном и качественном завершении сельскохозяйственных работ, стремилась наиболее оптимально организовать начало полевых работ. Прежде чем выехать в поле, крестьяне неоднократно обсуждали, когда начать пахоту, определяли человека « с легкой рукой» и наиболее удачливого в работе. Первый выезд на поля сопровождался выполнением всевозможных магических обрядов. Такое же внимание обращалось на начало сева и уборку урожая. В целях защиты полей от засухи, заморозков и града организовывались коллективные молебны со святыми иконами или же языческие моления и жертвоприношения. По мнению марийцев, наибольшей опасности зерновые подвергались в период цветения. Считалось, что в это время Мать-земля была беременной и нуждалась в особой заботе. В данный период, известный у мари и чувашей под названием сынкса, запрещалось производить любые строительные работы, рыть землю, вывозить навоз, красить холсты и пряжу. Нарушители запретов наказывались общиной.

Община строго следила за соблюдением календаря сельскохозяйственных работ. Ленивые, нерасторопные хозяева подвергались всевозможным насмешкам, получали позорные прозвища. В выходные дни ( в пятницу- приверженцев дохристианских верований, в воскресенье-у православных верующих), а также в дни христианских и народных праздников запрещались все виды работ по хозяйству. В свободное время мужчины, собравшись группами обменивались новостями, легендами, преданиями. Иногда устраивались коллективные игры. В конце XIX-начале XX вв. в отдельных деревнях стали проводиться коллективные чтения. Они носили случайный характер и устраивались по домам.

Марийская община придавала большое значение проведению в священных рощах коллективных жертвоприношений домашних животных и птиц в честь древнемарийских божеств. Возле каждой деревни на возвышенных местах посреди поля бережно сохранялись местные святыни-березовые, липовые, чаще смешанные рощи. (кусото). Они могли иметь статус святыни всей деревни или отдельной родственной группы. Существовали специальные рощи, предназначенные для проведения коллективных молений во время праздников Агавайрем (праздник пашни), Семык (семик), Кусо (мирское коллективное жертвоприношения) и др.

Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография
(Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005).


Общественный быт и обряды народа мари // Марийское язычество в общественной жизни народа



Семья Мари (черемисы). Кировская обл., Уржумский р-он (Вятская губ., Уржумский уезд). Не позднее 1909 г.



Музыканты с барабаном и гуслями. Мари (черемисы). Татарстан, Елабужский р-он (Вятская губ.,Елабужский уезд). Не позднее 1909 г.



Группа в традиционных костюмах. Мари (черемисы). Кировская обл., Яранский р-он (Вятская губ., Яранский уезд). Не позднее 1909 г.



Мужчина и женщина в праздничных костюмах. Женщина в костюме марийки-язычницы и в головном уборе "шурка" Мари (черемисы). Кировская обл., Уржумский р-он (Вятская губ., Уржумский уезд). Не позднее 1909 г.



Группа в традиционных костюмах. Мари (черемисы). Кировская обл., Уржумский р-он (Вятская губ., Уржумский уезд). Не позднее 1909 г.






Группа в традиционных костюмах. Мари (черемисы). Марий Эл, Йошкаролинский р-он (Казанская губ., Царевококшайский уезд). Не позднее 1909 г.









Мужчины в костюмах пчеловода и охотника. Мари (черемисы). Марий Эл, Йошкаролинский р-он (Казанская губ.,Царевококшайский уезд). Не позднее 1909 г.



Бортник - пчеловод. Мари (черемисы). Марий Эл, Йошкаролинский р-он (Казанская губ.,Царевококшайский уезд). Не позднее 1909 г.



Пчеловод - бортник на дереве около бортового улья. Мари (черемисы). Марий Эл, Йошкаролинский р-он (Казанская губ.,Царевококшайский уезд). Не позднее 1909 г.






Групповой портрет местных жителей. Мари (черемисы). Татарстан, Елабужский р-он (Вятская губ., Елабужский уезд). Не позднее 1909 г.



Семейный портрет. Мари (черемисы). Чувашия, Чебоксарский р-он (Казанская губ., Чебоксарский уезд). Не позднее 1909 г.






Замужняя женщина в праздничном костюме. Мари (черемисы). Чувашия, Чебоксарский р-он (Казанская губ., Чебоксарский уезд). Не позднее 1909 г.



Девушка в праздничном костюме. Мари (черемисы). Чувашия, Чебоксарский р-он (Казанская губ., Чебоксарский уезд). Не позднее 1909 г.



Замужняя женщина в традиционном костюме. Мари (черемисы). Кировская обл., Уржумский р-он (Вятская губ., Уржумский уезд). Не позднее 1909 г.



Девушка в праздничном костюме. Мари (черемисы). Чувашия, Чебоксарский р-он (Казанская губ., Чебоксарский уезд). Не позднее 1909 г.



Замужняя женщина в традиционном костюме (вид со спины). Мари (черемисы). Чувашия, Чебоксарский р-он (Казанская губ., Чебоксарский уезд). Не позднее 1909 г.



Девушка в праздничном костюме. Мари (черемисы). Чувашия, Чебоксарский р-он (Казанская губ., Чебоксарский уезд). Не позднее 1909 г.



Замужняя женщина и девушка в традиционных костюмах. Мари (черемисы). Марий Эл, Йошкаролинский р-он (Казанская губ., Царевококшайский уезд). Не позднее 1909 г.



Замужняя женщина, девушка и девочка в традиционных костюмах. Мари (черемисы). Марий Эл, Йошкаролинский р-он (Казанская губ., Царевококшайский уезд). Не позднее 1909 г.















Замужняя женщина в праздничном (свадебном) костюме. Мари (черемисы). Марий Эл, Йошкаролинский р-он (Казанская губ., Царевококшайский уезд). Не позднее 1909 г.







Замужняя женщина в праздничном (свадебном) костюме. Мари (черемисы). Марий Эл, Йошкаролинский р-он (Казанская губ., Царевококшайский уезд). Не позднее 1909 г.



Праздничный костюм замужней женщины-язычницы (вид сзади). Мари (черемисы). Кировская обл., Уржумский р-он (Вятская губ., Уржумский уезд). Не позднее 1909 г.



"Куда" - надворная постройка. Мари (черемисы). Татарстан, Елабужский р-он (Вятская губ., Елабужский уезд). Не позднее 1909 г.



Бревенчатая стена с дверью. Мари (черемисы). Татарстан, Елабужский р-он (Вятская губ., Елабужский уезд). Не позднее 1909 г.



Рубленое крыльцо. Мари (черемисы). Татарстан, Елабужский р-он (Вятская губ.,Елабужский уезд). Не позднее 1909 г.






Замужняя женщина в традиционном костюме (профиль). Мари (черемисы). Татарстан, Елабужский р-он (Вятская губ., Елабужский уезд). Не позднее 1909 г.


https://vk.com/wall-97220602_3233

https://www.perunica.ru/stfoto/9960-obschestvennyj-byt-i-obrjady-naroda-mari-marijskoe-jazychestvo-v-obschestvennoj-zhizni-naroda.html  



+7


Категория: Старые фото

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.