Гуцулы — русины закарпатья [150 фото]

Гуцулы — русины закарпатья [150 фото]

Для начала необходимо отметить, что гуцулы относятся к карпато-русинской этнической группе, как лемки и бойки. Однако такое мнения ученых не мешает коренным жителям Закарпатья считать, что их первые предки появились на карпатских склонах еще в VI веке. Так считают прежде всего Галицкие и Буковинские представители русинов Закарпатья. На современно этапе большая часть представителей карпато-русинского этноса населяет приграничные зоны, находящие в соседстве с Польшей и Словакией. Другая часть этого этноса, около полумиллиона, живут в соседних европейских странах и США. За границей они живут небольшими общинами.

У гуцулов довольно долго, вплоть до XX века, сохранялось родо-клановые отношения. Существовала у гуцулов кровная месть. В романе М. Коцюбинского «Тени забытых предков», по которому был снят известный фильм, речь идет именно о традициях вендетты среди гуцулов. Даже в середине XX века в Карпатах были зафиксированы случаи убийств по почве кровной мести. И в настоящее время отголоски тех давних времен проявляются в запрете вступления в брак с представителями определенных родов.

Подобно горцам многих мест Европы и Азии, ранее гуцулы постоянно ходили вооруженными. У каждого гуцула вплоть до второй половины XIX века было ружье, за поясом пистолеты, рогатина (кинжал), наконец, знаменитый гуцульский топорик, который мог применяться и как оружие. Хотя правительство Австро-Венгрии несколько раз проводило кампании по разоружению горцев, применяя для этого войска, все же и в начале XX столетия у каждого гуцула за кушаком всегда был длинный нож в металлической оправе (чепалик), топорик, а в доме ружье. 6 мая, в день Георгия Победоносца, гуцулы не только разжигали костры на всех значимых для них местах, но и усердно стреляли в воздух. В 1940-х среди сотрудников НКВД ходила шутка, что каждое гуцульское село может вооружить дивизию.

Впрочем, главным оружием гуцула были не ружья, пистолеты или кинжалы, а знаменитый небольшой топорик на высокой ручке - бартка. Его использовали и как трость, что бы опираться во время ходьбы по горным склонам, и как топор для колки дров, и как оружие. Черенки топорика украшали резьбой, стальные лезвия отливали с узорами. Впрочем, подобные топорики были и у горцев всех карпатских этносов. У словаков подобный топорик назывался валашкой, у венгров - фокош, у гуралей (карпатских поляков) - цулаг.

Традиционная одежда гуцулов, как отмечали исследователи XIX столетия, также резко отличается от одеяний жителей равнины, зато очень похожа на одежду карпатских горцев других этносов. Гуцулы носят меховые безрукавки из овчины. В праздничной одежде гуцулы гуцулы стремятся к ярким, кричащим расцветкам. Польский ученый XIX века Винцент Поль считал гуцулов осевшим в горах восточным кочевым племенем на том основании, что гуцулы отличались любовью к животным и ярким цветам. Свою народную одежду гуцулы повсеместно носили еще в 50-х гг. XX века. Впрочем, и доныне практически каждая уважающая себя гуцульская семья хранит у себя старинные наряды.

Помимо бартки, гуцулы славятся своим музыкальным инструментом - трембитой. Тремби́та - род деревянной трубы длиной до четырёх метров, обернутой березовой корой без вентилей и клапанов. Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт трембите уникальное звучание (впрочем, скорее в этом проявляются языческие представления гуцулов). Диаметр - около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется роговое или металлическое дульце (пищик). Высота звукового ряда трембиты зависит от её величины. Мелодию исполняют преимущественно в верхнем регистре. Трембита исполняет роль информатора о разных событиях на селе (о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной, печальной или тоскливой мелодией. На трембите исполняются также пастушьи мелодии. Временами игру трембиты включают в оркестры.

Этноним «гуцул» появился только к XVIII веку, причем гуцулами называли карпатских разбойников. Так, в 1703 году Иван Пискливый предводительствовал шайкой опришков, в которых участвовали валахи, бойки и гуцулы. В 1712 году некий Иван Панчишин, в сообществе двоих волохов и шести гуцулов ночью напал на Коломыю и ограбил одного торговца. Это - первые упоминания имени гуцулов, однако это имя уже явно устоявшееся и всем известное название, не требующее разъяснений.

Впрочем, происхождение слова «гуцул», как и его значение, остаётся загадочным. Одни ученые связывают его со словом «гоцалы» (так называли ранее Карпаты), другие - с «кочулами» (кочевниками), а также со словом «гуц» (разбойник).

В сентябре 1939 году Гуцульщина, как и вся «западная Украина», вошла в состав Советского Союза. Впрочем, первоначально замкнутые в своих горах гуцулы никак не реагировали на это. Однако в годы Второй мировой войны и особенно в первые послевоенные годы Гуцульщина стала одним из центров бандеровского движения.

Горно-лесной характер местности, идеально приспособленной для партизанской войны, беспрекословное повиновение своим клановым вождям, наличие огромного количества оружия у прекрасно владевшего им населения - все это сделало Гуцульщину оплотом украинских самостийников. Как бы то ни было, к 1953 году бандеровщина в Карпатах была ликвидирована. Была проведена коллективизация, ликвидирована неграмотность. Началась постепенная индустриализация края. Наряду с лесным хозяйством Гуцульщина стала поставлять на всесоюзный и мировой рынки мебель. Помимо этого, Гуцульщина с ее первозданными красотами и минеральными источниками стала одним из туристических центров СССР. Традиционное гуцульское искусство получило определенное развитие. Гуцульские деревянные резные изделия, керамика, рушники, писанки и другие произведения народных промыслов - все это увозилось туристами во все концы Советского Союза, популяризируя Гуцульщину и гуцулов.

Некоторое впечатление о гуцульском народе можно получить, посмотрев шедевр советского кинематографа - «Тени забытых предков», Сергея Параджанова по мотивам одноимённой повести Михаила Коцюбинского.
















Казанский К.М. Девушка в традиционной меховой безрукавке "кептарь" Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Соколивка д. 1940















Обработка конопли. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Хустский р-он, Горинчево д. 1946
















































Гринюк М.Д. На лесозаготовках. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Ясеня. 1939


































































































































Хлев ("стайня") и сарай для сена ("стодола"), принадлежащие Петро Маркович. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Свалявский р-он, с. Поляны. 1946



Старая (300 лет) хата с соломенной крышей, принадлежащая Михаилу Годынок. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Свалявский р-он, с. Поляны. 1946









Усадьба с пристройкой. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Богдан. 1946



Мария Гавриловна Зубрович (73 года) в традиционной рубашке. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Свалявский р-он, с. Поляны. 1946



Стефан Горан в традиционном костюме. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Рахово. 1946



Женщина в традиционном костюме за уборкой сена. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Ясеня. 1939-1941



Хафия Танашук в традиционном костюме. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Рахово. 1946









Семья Ханны Греню. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Переченский р-он, с. Порошково. 1946



Семья Ивана Лукича Манзыч, директора лесопильного завода. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Переченский р-он, с. Порошково. 1946



Новая хата Георгия Куля. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Свалявский р-он, с. Поляны. 1946






Портрет мужчины в традиционном костюме. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Ясеня. 1939-1941



Портрет женщины в традиционном костюме. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Ясеня. 1939-1941






Юлия Хаза в традиционном костюме. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Переченский р-он, с. Порошково. 1946



Юлия Хаза в традиционном костюме (профиль). Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Переченский р-он, с. Порошково. 1946



Гринюк М.Д. Новобрачные Романюк в традиционных костюмах. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Рахово. 1939-1941



Гринюк М.Д. Муж и жена в национальных костюмах. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Рахово. 1939-1941



Девочка в традиционном костюме. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он. 1939-1941



Казанский К.М. Молодой крестьянин. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Косовский р-он, г. Косов. 1940



Крестьянка в традиционном костюме. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Верховинский р-он, с. Верховина (Жабье). 1940



Казанский К.М. Крестьянин в традиционном костюме. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Соколивка д. 1940



Крестьянка в традиционном костюме. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Верховинский р-он, с. Верховина (Жабье). 1940



Казанский К.М. "Бабуся" Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Косовский р-он, г. Косов. 1940



Казанский К.М. Старик. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Косовский р-он, г. Косов. 1940



Казанский К.М. Пароконный воз. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл. 1940



Старый дом. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Верховинский р-он, с. Верховина (Жабье). 1940







Вид на реку Черемоша-Черное. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Верховинский р-он, с. Верховина (Жабье). 1940






Женщина в меховой безрукавке "кентарь" и мужчины врехом на коне. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Верховинский р-он, с. Верховина (Жабье). 1940



Девушки в традиционных костюмах. Гуцулы. Украина, Ивано-Франковская (Станиславска) обл., Рогатинский р-он, с. Черче. 1947






ринюк М.Д. Группа женщин в традиционных костюмах. Гуцулы. Украина, Закарпатская обл., Раховский р-он, с. Рахово. 1939-1941



Группа женщин, возвращающихся из униатской церкви, г. Рахов. Гуцулы. Венгрия, г. Будапешт, первая половина XX в.



Группа женщин, возвращающихся из униатской церкви, г. Рахов. Гуцулы. Венгрия, г. Будапешт, первая половина XX в.



Здание отеля "Будапешт" на главной улице г. Рахова. Гуцулы. Венгрия, г. Будапешт, первая половина XX в.



Главная улица г. Рахова и мост через р. Тиссу. Гуцулы. Венгрия, г. Будапешт, первая половина XX в.



Группа мужчин в традиционных костюмах на площади в Ясиня. Гуцулы. Венгрия, г. Будапешт, первая половина XX в.























































































































Категория: Старые фото   Теги: Украина

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.