Представляем вашему вниманию попытку научно-исторической реконструкции облика князя Святослава.
Хрестоматийное описание внешности Святослава дал Лев Диакон, современник русско-византийской войны в Болгарии. Осада Доростола закончилась личной встречей императора Иоанна Цимисхия и русского князя. Император приехал на берег Дуная верхом, в сопровождении свиты. «Показался и Сфендослав, - продолжает Диакон, - приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал». (Перевод М.М.Копыленко).
Правда, некоторые детали описания внешности Святослава Львом Диаконом допускают неоднозначное толкование. Так, вместо «безбородый», допустим перевод «с редкой бородой», а «клок волос» может свисать не с одной, а с двух сторон головы. Именно таким – с редкой бородой и двумя косами – предстает Святослав на страницах «Истории» С.М.Соловьева.
Данная реконструкция основывается на более традиционном представлении о внешности древних русских князей.
«Средний» рост Святослава корректируется длиной его меча («франкские» мечи того времени не превышали 80-90 см). Его возраст на момент гибели не превышал 30-32 лет.
В одеянии Святослава подчеркнуты «бедность» его одежды и наоборот хорошие, «богатые» доспехи и вооружение. Эта черта князя – равнодушие к роскоши и любовь к оружию – историческая, засвидетельствованная летописью.
Шлем воспроизводит тип воинского головного убора середины Х в. из так называемой «княжеской» Черной Могилы под Черниговом.
"Каплевидная" форма щита русов того времени засвидетельствована тем же Львом Диаконом.
Штаны для князя «пошиты» согласно показанию арабского автора конца IХ в. Ибн-Русте о том, что русы «носят широкие шаровары… надевая такие шаровары, они собирают их в сборку и подвязывают у колен».
Сапоги вошли в широкий обиход на Руси, судя по всему, только в XI в.