Соло роды

Опубликовал: Steinnun, посмотрело: 11 930, фото: 1
2
Соло роды

Краткий экскурс в историю сольных родов.

Сольные роды по сути своей - это и есть изначальные первобытные роды.

С какой точки зрения бы мы на них не смотрели, какой теории происхождения человека ни придерживались, в начале времен - женщина рожала одна.

Если придерживаться дарвиновской теории происхождения видов, то самки приматов рожали в уединении, самостоятельно, даже без помощи опытных самок. Первобытная женщина продолжала рожать подобно им в одиночку еще долгие десятки и сотни тысяч лет, пока человеческое общество не развилось настолько, чтобы привнести в этот процесс свои уже непосредственно человеческие навыки.

С библейской же точки зрения, когда Адам и Ева были изгнаны из рая и было сказано им: "в болезни будешь рождать детей" и "в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:16,19), помогать Еве в родах кроме мужа было просто некому. Да и последующим женам праотцов тоже вряд ли кто-то помогал: сами рожали, вскармливали и растили детей своих в трудах и заботах.

Так что, как ни посмотри, а сольные роды - начало начал человеческих родов в прямом и переносном смысле.

Постепенно развиваясь, человеческое общество привнесло в роды свои представления о мире, о жизни и смерти, о взаимодействии мира духов и людей, энергий, тел, чакр, души и тела - в зависимости от тех или иных верований. Наряду с этим, в первобытных и более поздних человеческих сообществах (родах, общинах, поселениях) появлялись опытные многорожавшие женщины, к которым обращались за помощью молодые матери. Помощь эта заключалась больше в моральной поддержке, словах утешения и подбадривания, нежели в физических воздействиях на роженицу, и в помощи чисто практической - поддержать в определенном положении, подхватить ребенка, помочь встать - то, что мы сегодня называем помощью доулы или помощницы в родах. Это несколько напоминает помощь взрослых самок молодым у некоторых видов млекопитающих, что мы можем наблюдать и сегодня в природе. img_2016

Особую роль, конечно, играло мистическое представление о переходе ребенка из мира мертвых в мир живых, и особенно ценилось умение повитух взаимодействовать с родовыми энергиями, направлять их благоприятным образом для роженицы. Эти знания накапливались в течение многих поколений и передавались по женской линии от наставницы к ученице.

С течением времени человеческий фактор - обычаи, обряды, верования - все больше влиял на роды. Поскольку на сам родовой процесс повлиять было сложно, то в основном это касалось раннего послеродового периода. Во многих странах было распространено мнение, что молозиво опасно для ребенка, что мать после родов нечиста, где-то ее держали в полном уединении, где-то уносили ребенка к бабушке или кормилице, пока не придет "настоящее" молоко или мать не очистится и т.д. Но сами роды очень долгое время оставались "нетронутыми", женщина рожала сама, иногда в присутствие повитух, иногда в одиночестве, а повитухи приглашались позже.

Вмешиваться в роды считали возможным, только если роженица умирала или была при смерти, так по легенде родился на свет Цезарь, после чего почти во все языки мира вошло название операции - кесарево сечение.

Потом вмешательство в роды стало более действенным, роженицу отводили в специально отведенное место для родов, пытались придать определенную позу, ее пугали, если роды не шли, окунали в воду, давали пить травы, но эти воздействия были ограничены малым влиянием человека на природный процесс. Постепенно повитушество перерастало в акушерство в том смысле, в котором мы его понимаем: появлялись некие практические умения, акушерские навыки, их становилось все больше, применение разнообразнее. Но все же акушерки-повитухи (слово акушер - относительно недавнего происхождения и вначале относилось к мужчине), как многоопытные мудрые женщины, вобравшие в себя опыт поколений, не управляли родами, а следовали их естественному течению.

Постепенно, с развитием медицины и науки в целом, вмешательства в роды стали все более настойчивы, разнообразны, возможности расширялись, а желание улучшить природу у человека никогда не пропадало. Обретая новую возможность повлиять на человеческий организм и процессы, происходящие в нем, человек пытался активно применить это на практике, не всегда с положительным результатом, историю таких проб и ошибок можно прочесть в начале любого медицинского учебника.

В настоящее время мы имеем то, что имеем. В современных цивилизованных странах естественный физиологический процесс считается чем-то опасным и страшным, возможности повлиять на беременность и роды почти безграничны (вплоть до операций на нерожденном ребенке), даже зачатие взято под контроль и т.п. Медицина сохраняет жизни детей, которые раньше бы умерли сразу после рождения, и убивает (абортирует) тех, кто по их предположениям должен родиться с отклонениями умственными или физическими. По сути, человек ставит себя на место Бога, распоряжаясь жизнью и смертью. Опьяненные возможностями науки, мы идем, все дальше отклоняясь от того естественного процесса, который изначально заложен в каждом женском организме. Желая улучшить природу, мы пытаемся управлять ее процессами, создаем для них искусственные стандарты и подгоняем под них физиологию. Мне недавно встретилось мнение акушера-гинеколога, которая говорила о том, что когда она училась, для первых родов считалось нормальным рожать и сутки, и двое, а разве сейчас можно о таком подумать! Вопрос: что изменилось в женском организме за эти три-четыре десятилетия? Это мгновение по сравнению с историей человечества! Но медики уверенно идут вперед в ускорении родов, что вызывает необходимость все нового медикаментозного вмешательства, т.к. организм не готов к такой гонке.

Увлечение научным подходом в какой-то момент настолько вытеснило естественное отношение к родам, что вызвало ответную реакцию части женщин, тех, кто не хотел быть пациентом и ведомым в процессе рождения собственного ребенка. Так произошло во многих странах с развитым медицинским акушерством, независимо друг от друга.

Приблизительно в 60-80-х годах 20-го века снова появились домашние акушерки и доулы - женщины, успешно родившие сами, начавшие помогать другим рожать в домашних условиях, без навязанного медикаментозного вмешательства.



В нашей стране возврат к домашним родам был более контрастным, т.к. в СССР вся система родовспоможения была чрезвычайно закрытой и служила для воспитания советского человека как части общества непосредственно с рождения, хотя еще в 50-е годы 20-го века роды на дому сохранялись в сельской местности и малых городах.

Домашние роды в конце 70-х - начале 80-х годов стали не только способом рождения, но и выходом из-под влияния жесткой системы подчинения и изоляции. Это был некий не всегда осознанный протест против насилия над личностью, желание родить в человеческих условиях, без подавления и унижения, прожить роды как истинно семейное событие, родить так, как рожается, а не как положено регламентом роддома.

Пионером в домашних водных родах в нашей стране был И.Б. Чарковский. Позже, те женщины, которые родили с его помощью или самостоятельно (инструкторы), стали готовить семейные пары (в основном это были именно пары) к домашним родам на основе собственного опыта и, если была такая возможность, приезжали к ним на роды, но это было совершенно необязательным условием подготовки. Занятия (курсы) велись таким образом, чтобы дать знания о родах, независимо от того, как, где и с кем будет рожать женщина.

Духовных акушерок (термин «духовная акушерка» был создан в противовес полной бездуховности советских роддомов и не нес негативного уничижительного оттенка как сейчас) было мало, а желающих родить дома много, ко всем приехать просто физически не могли, да и настрой на самостоятельные роды был соответствующим. Роды без акушерки в конце 80-х - начале 90-х гг. были в порядке вещей, так рожало около половины всех занимавшихся. Примечательно, что ни одного случая осложнения, требующего неотложного медицинского вмешательства, в этих группах не было, все благополучно родили здоровых детей.

Постепенно инструктора (духовные акушерки) набирались опыта, приобретали дополнительные медицинские знания, их становилось все больше, возросло число курсов, школ, центров подготовки к родам, а количество домашних родов увеличилось ненамного, возможность выбрать близкую по духу акушерку возросла, шансов, что она будет занята на других родах, было немного. Сольные роды стали редкостью, в основном это были случаи, когда роды были быстрыми и акушерка не успевала приехать, или когда пара рожала не в первый раз. Редко когда пара изначально настраивалась на соло и заявляла об этом, домашние роды сами по себе уже были вызовом системе и общественному мнению, чтобы шокировать людей еще и полным отказом от помощи в родах, если такое и было, то об этом особо не распространялись.



Со временем домашние роды в большинстве стран перестали быть чем-то особенным, стали частью официальной системы родовспоможения. В нашей стране этого еще не произошло, но возможно дело близится к подобному варианту акушерской системы и у нас. По крайней мере, о домашних родах говорят во всеуслышание, на всех уровнях, даже в министерстве (хоть и не в положительном ключе), а это значит, что домашние роды стали явлением, от которого уже не отмахнешься, и определенный процент женщин все равно будет рожать дома, согласны с этим медики или нет.

Сольные роды вроде бы ушли в прошлое, рожающих таким образом остались единицы. (Понятно, что речь не идет о случайных сольных рождениях, которые были и будут всегда, когда природа оказывается мудрее наших предрассудков, и мама благополучно рожает, не успев доехать до роддома.) Но в последнее десятилетие, как ни странно, при всем разнообразие школ, курсов, центров подготовки к родам, большом количестве акушерок, вдруг снова стали рожать самостоятельно, и так же "втихую", не рассказывая об этом посторонним, т.к. на таких родителей смотрели как на полных маргиналов: мало того, что дома, да еще без акушерки! Подобное отношение у нас было в 90-х ко всем доморожающим.

Что-то во всем многообразии выбора все же не устраивало тех, кто хотел полной самостоятельности в родах, истинной интимности процесса. Но если раньше найти и пообщаться друг с другом рожающим самостоятельно было сложно (даже в крупном городе их было мало), то с появлением виртуального пространства и развитием интернета такое общение стало реальностью.

На Западе сообщество сольнорожающих появилось гораздо раньше, оттуда пришел термин «самостоятельные роды» или «роды без помощников» ("unassisted birth"), которому мы совместно с нашей соотечественницей, живущей зарубежом, дали свое толкование и название — "сольные роды", термин, уже вполне адаптировавшийся в русском языке: сольнорожающие, сольницы, сольники, роды соло и т.п. У нас в стране такое сообщество появилось немногим более двух лет назад, и я имею честь быть его основательницей. Оказалось, что соло-роды востребованы, ими интересуются, и не только из-за отсутствия акушерок (например, в небольших городах, поселках), но и в силу иного подхода к родам и к жизни в целом. О причинах современных сольных родов, о их видах мы поговорим в следующей статье.

Созданное интернет-сообщество объединило русскоговорящих людей разных стран во всех частях света, оказалось, что нам есть чем поделиться друг с другом, рассказать свои истории, задать вопросы, поддержать в сложных ситуациях, придать уверенность в собственных силах.

В целом, надо признать то, что сольные роды по-прежнему являются частью нашей жизни, несмотря на издержки цивилизации и массовую обработку сознания (в развивающихся, "нецивилизованных" странах или сохраняющихся племенах Амазонии, например, такие роды никого не удивляют), они снова возвращаются, но уже на новом уровне осознания, через призму пройденного наукой и практикой пути.

На удивление тех, кто считает роды медицинской процедурой, сольные роды не только не опаснее роддомовских, но и более благополучны. Статистика по ним собирается и обрабатывается и будет представлена в будущем.

Конечно, они не станут широко распространенными, так же, как домашние роды не стали доминирующими в тех странах, где они официально разрешены. Но говорить о них и признать одним из нормальных вариантов естественных родов - уже пора.

Теперь поговорим об их видах. Но прежде надо дать определение, что же такое, собственно, сольные роды?

В абсолютном их значении - это роды в полном одиночестве или уединении, когда женщина рожает совершенно одна, по воле случая или намеренно, и такие роды есть:

"У меня даже мечта своя есть - чтоб вообще никого не было при родах. Не надо мне помогать, я хочу быть САМА, принимать позы, не думая, как это выглядит со стороны, не боясь какнуть или замычать. Просто насладиться каждой драгоценной минутой рождения, прижать к себе новорожденного и навсегда запечатлеть этот миг счастья без посторонних...".

В более расширенном понимании - это роды с кем-то из родных, чаще всего с мужем.

В еще более широком смысле - роды с уже рожавшей подругой, помощницей, доулой, не имеющей специализированных акушерских знаний или, проще говоря, роды без акушерки.

После обсуждения в русскоязычном сообществе о сольных родах мы пришли к тому, что сольными родами будем называть роды (рождение ребенка) без участия специалистов - домашних акушерок и/или медиков.

Теперь перейдем к видам таких родов.

Их можно условно разделить на три группы: случайные, запланированные и незапланированные.



Случайные сольные роды - это роды, о которых так любят писать СМИ: "Женщина родила в пробке/поезде/самолете/метро!" и т.п. Пользуясь медицинской терминологией, это внебольничные роды, когда женщина изначально намеревалась рожать в роддоме, но не успела до него доехать, или родила внезапно, раньше предполагаемого срока. Это обычно быстрые или стремительные роды, длящиеся всего несколько часов или даже минут (по ощущениям самой женщины).

Именно такие сольные роды, названные домашними, исследовали казанские акушеры-гинекологи еще в 90-х годах прошлого столетия. Их выводы поразили своей неожиданностью: несмотря на отсутствие медицинской помощи, произошло не ухудшение, а улучшение их результатов почти по всем параметрам по сравнению с аналогичными родами в больничных условиях.

Проведенные специалистами Казанской Государственной медицинской академии и Казанского Государственного медицинского университета Хасановым А.А., Мальцевой Л.И., Хамитовой Г.В. исследования позволили сделать следующие выводы:

«...Сравнив полученные результаты, мы обнаружили неожиданную закономерность: там, где роженицы лишены акушерской помощи, происходит не ухудшение (логично ожидаемое), а улучшение исхода родов для матери и плода».



Запланированные сольные роды - это намеренные самостоятельные роды без акушерки, когда родители (или только будущая мама) сознательно готовятся к сольным родам.

Обычно такие роды проходят дома, иногда родительская пара уезжает в специально выбранное место для родов - на море, на природу, в деревню, баню и т.п.

Причины таких родов очень разные, начиная с отсутствия домашних акушерок в пределах досягаемости при желании родить естественно и невозможности сделать это в родильном доме, заканчивая иным подходом к миру и жизни в целом. Об этом мы поговорим в следующей статье.

Несмотря на запланированность, родители, рожающие сами, не являются фанатиками самостоятельности как таковой и не отказываются от помощи специалистов, если она понадобится. Сольные роды для них не самоцель, а наиболее подходящий из существующих способ рождения их ребенка.

"Настрой у меня был такой: "Где угодно, хоть в лесу под кустом, а в роддом не пойду! (хотя, если бы понадобилось уже в процессе, помощь бы приняла.)"

Иногда они договариваются о подстраховке с домашней акушеркой, предупреждая ее о своем намерении рожать соло, иногда подстраховываются в роддоме, заранее узнавая об условиях пребывания там, договариваясь с врачом и т.п. В подавляющем большинстве случаев эта помощь остается невостребованной. После родов при необходимости родители могут пригласить акушерку или неонатолога (педиатра) на послеродовый осмотр.



Незапланированные сольные роды - роды, планировавшиеся с акушеркой, но в силу обстоятельств прошедшие без нее (не успела приехать, заболела, уехала, была на других родах и т.п.).

Так же можно сказать о родах, планировавшихся в роддоме в сопровождении домашней акушерки/доулы, когда, например, хотели приехать туда на максимальном раскрытии, но этого не происходит и женщина рожает дома сама. Иногда такие роды бывают морально травмирующими для самой женщины и окружающих:

"Почему мои близкие люди должны были испытать весь этот ужас, смотреть, как я рожаю в собственной квартире и только догадываться о том, что может случиться со мной и ребенком во время родов, на которых не присутствует ни оплаченный врач, ни оплаченная акушерка и нет никакого оборудования, уже не говоря о реанимации и стерильности!!! Никогда не забуду выражение лица моей мамы, которая находилась со мной в комнате до приезда акушерки!",

хотя такое бывает очень редко.

Обычно женщина бывает довольна своими родами, тем более что акушерка чаще всего приезжает вскоре после рождения ребенка, помогает с рождением плаценты, осматривает маму и малыша.

"Я очень рада, что так случилось, что наша акушерка опоздала к нам на роды, и что мы были лишь втроем в этот такой интимный момент рождения нашего сынишки! И очень благодарна ей, что она все же приехала, помогла родить плаценту, осмотрела нас с маленьким. Все случилось так, как должно было случиться!"

Незапланированно сольно можно родить и в роддоме, если акушерка и врач отвлекутся или будут заняты и не успеют подойти к роженице в момент начавшихся потуг еще до перехода на родильное кресло. Но уж с рождением ребенка обычно сбегается вся бригада и срочно начинают "спасать" ситуацию, даже если мама этого не требует, хотя обычно именно мать начинает громко звать акушерку в момент появления на свет новорожденного, т.к. пугается и не знает, что делать дальше.

«Я внезапно почувствовала сильную потугу, и малышка выскользнула прямо мне в руки на кровать. Я ее держу и ору: «Акушерку, акушерку!..», вот дура, надо было хотя бы к груди приложить, пока нет никого…»



В запланированных сольных родах можно выделить подвид - условно запланированные сольные роды, когда пара договаривается с домашней акушеркой или врачом в роддоме, но не предупреждает их о своем намерении поступить по ситуации, как пойдет: будет рожаться самим - родим сами, нет - позовем акушерку/поедем в роддом. Подобные роды обычно проходят самостоятельно, возможно потому, что психологически такая подстраховка успокаивает и придает уверенности в своих силах.



К какому виду сольных родов отнести роды самих акушерок и врачей без помощи других акушерок - не знаю. Возможно, стоит выделить отдельную группу таких родов, поскольку женщина рожает самостоятельно, но обладает специальными акушерскими/медицинскими знаниями, т.е. является акушеркой для самой себя.



Конечно, жизнь настолько многогранна, что невозможно полностью уложить ее в некую классификацию, разделить всё на виды, группы, обязательно найдутся роды, не укладывающиеся ни в один приведенный вид. Но для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, можно принять приведенное деление за основу.

Почему же при таком разнообразии выбора способа рождения (речь сейчас не только о нашей стране), врачей, домашних акушерок кто-то сознательно выбирает сольные роды?


Философия сольных родов.

Широко известный во всем мире акушер-гинеколог Мишель Оден, активный сторонник естественных родов, автор множества научных работ и книг, посвященных этой теме, назвал окситоцин (гормон, управляющий родами) гормоном любви и доказал, что на выработку этого гормона напрямую влияет психологическое состояние женщины. Но до сих пор вместо поддержки и понимания женщина и ее рождающийся малыш получают дозы сильнодействующих лекарств и электронное мониторирование.

Насколько в современном мире защищены права женщины и ребенка на естественные роды? На психологический комфорт во время родов? На уважение и понимание уникальности ее родового процесса? Это проблема не только нашей страны. Во всем мире психологи и врачи бьют тревогу – количество кесаревых сечений неуклонно растет, а рождаемость в развитых странах так же неуклонно падает. Технологии, позволяющие контролировать ход родов и влиять на их течение, используются все чаще, а здоровых детей рождается все меньше. А главное, женщины «забывают» о том, как рожать самостоятельно, по сценарию, написанному для них природой, их участие в появлении ребенка на свет зачастую минимально.

Во многих странах (в том числе в США, Франции) естественными называют любые роды, происходящие через естественные родовые пути, или все роды не кесаревым сечением. Но можно ли назвать естественными роды, происходящие под воздействием множества лекарственных препаратов, роды, в которых женщина вынуждена лежать неподвижно, будучи «привязана» к капельнице или рожающая под эпидуральной анестезией?

Естественные процессы – это процессы, которые происходят за счет внутренних сил организма, ведь естество – это то, что изначально присуще человеку, его природное свойство. Любое вмешательство извне уже неестественно. Роды – это нормальный физиологический процесс, не требующий дополнительного вмешательства, подобный сотням физиологических процессов, ежеминутно происходящим в нашем организме. Мы ведь не контролируем процессы пищеварения, дыхания, гормональной регуляции. Мы также не контролируем и момент непосредственного зачатия (хотя и в этот процесс наука нашла способы вмешиваться), и подобная «бесконтрольность» не вызывает у нас беспокойства. Однако роды всегда были и остаются процессом, вызывающим если не страх, то некоторые опасения, так как рождение и смерть – это самые главные события в жизни человека, которые, несмотря на все научные открытия в этой области, остаются тайной для нашего сознания.

В нашей стране все-таки принято называть естественными – роды, происходящие без медикаментозного вмешательства, по сценарию, написанному самой природой. К сожалению, основная тенденция современного акушерства состоит в том, что роды становятся все более медикаментозными и технологичными, а уровень здоровья матери и ребенка, также как и рождаемость, продолжают снижаться. Большинство современных женщин разуверились в собственных силах благополучно родить, и понятие «естественные роды» постепенно уходит из нашей жизни как нечто архаичное. Процесс рождения теперь можно ускорить, замедлить, обезболить, и даже «отменить», заменив его кесаревым сечением. Мы совсем забыли о том, что беременность и роды – это естественные, нормальные процессы в жизни женщины, которые вполне могут проходить без навязчивого медицинского вмешательства. Разве беременность – это болезнь, а роды – операция? Не пора ли задуматься о том, как отразятся такие высокотехнологичные «искусственные» роды на будущем человечества?

Всего за сто лет люди успели испробовать искусственные заменители и синтетические составляющие буквально во всех областях своей жизни. И везде по прошествии некоторого времени они признавали, что полностью заменить естественные компоненты нельзя. Как мы ни пытаемся улучшить природу, рано или поздно оказывается, что это неблагоприятно сказывается на человеке как физически, так и психологически. И везде, где только можно, человек заново старается вернуться к естественным условиям существования. Искусственная еда не перестанет существовать, но ценятся все-таки натуральные продукты. Синтетические ткани не заменят нам хлопок и лён.

Вот и в самых сокровенных областях – воспроизводство себе подобных – мы все больше уповаем на достижения медицины для решения возникающих проблем, а потом думаем, как справиться с их последствиями. Безболезненные роды – что может быть лучше? Но, оказывается, эпидуральная анестезия кардинально нарушает контакт матери и ребенка и препятствует успешному грудному вскармливанию, использование в родах наркотиков вредит ребенку и создает предпосылки для развития наркомании у него в будущем, общая анестезия отрицательно сказывается на здоровье роженицы и новорожденного. Лекарственные препараты, призванные помочь женщине рожать, нарушают ход родов и требуют введения все новых препаратов, что чревато осложнениями.

Постепенно приходит понимание, что медикаментозные роды - это не так уж безопасно. В результате все большее количество будущих мам хотят родить естественно и даже (театр абсурда!) готовы платить врачу за то, чтобы их не трогали во время родов! То есть мы возвращаемся к ценности естественных родов, родов, протекающих в их природном ритме, без влияния лекарственных препаратов и без медицинского вмешательства, если на то нет действительно серьезных оснований.

Условия, благоприятные для таких родов, – спокойная интимная обстановка, как можно меньше напоминающая больничную, приглушенный свет, тишина или негромкая, приятная музыка, удобная кровать и приспособления для комфортных поз (мячики, пуфики, подушки, коврики, валики, стульчики и т.п.), возможность использования воды для расслабления (душ, бассейн, ванна), возможность присутствия близкого человека, доверительные отношения с акушеркой и врачом, их ненавязчивое наблюдение вместо жесткого контроля. То есть все, что дает возможность почувствовать себя в безопасности, расслабиться, вести естественно и не испытывать стресса, который тормозит течение родов.

Мишель Оден наглядно показывает, что окситоцин, гормон, управляющий родами, и адреналин, гормон стресса, находятся в противодействии друг к другу. Поэтому, когда женщина испытывает стресс, у нее в крови находится большое количество адреналина, а содержание окситоцина резко снижается, и роды замедляются или совсем останавливаются. Также Оден пишет о том, что для успешных родов важно понизить активность коры головного мозга, то есть «отключить голову», не думать о том, как себя вести, что делать, перестать себя жестко контролировать. Роды управляются древними подкорковыми структурами головного мозга – гипоталамусом и гипофизом, а они наиболее активны в те периоды, когда мы спим, и наше сознание «отдыхает».

Однако условия, существующие в большинстве современных родильных домов, противоречат данным требованиям и являются основным препятствием для естественного протекания родов. Женщина попадает в казенную больничную обстановку, ей приходится отвечать на множество вопросов и «напрягать» голову, ее окружают незнакомые люди, не всегда доброжелательные, у нее нет возможности уединиться и расслабиться, ей мешают стеклянные стены, яркий свет, громкие посторонние звуки, неудобная кровать, отсутствие индивидуальных душа и туалета и т.п. Вы можете сами продолжить этот список.

Во все века знания о том, как вести себя во время родов, передавались в семье от одной женщины к другой. Сейчас о получении подобных знаний женщине приходится заботиться самостоятельно. Ищите консультантов по естественным родам. Важно, чтобы эти специалисты – психологи, акушерки, инструкторы курсов подготовки к родам – имели собственный опыт естественных родов, и этот пример мог бы подарить Вам уверенность в Ваших силах.

Не скроем, что подготовка к естественным родам потребует от Вас больших душевных сил, более ответственного подхода, затрат времени и энергии, но Вы будете с лихвой вознаграждены за свои усилия. Пройдя через опыт естественных родов, испытав максимальное напряжение физических и душевных сил, женщина открывает для себя глубокое и сильное чувство материнской любви, позволяющее ей по настоящему прочувствовать радость материнства и ощутить себя полноценной женщиной, способной самостоятельно выносить и родить своего ребенка.


  Автор: Мишель Оден

<
  • 913 комментариев
  • 217 публикаций
9 февраля 2014 16:09 | #1
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Автор публикации, активистка- копиистка "забыла" скопировать главное о материалах, которые она так настырно продвигает на Перунице:

Заходя на сайт "Сольные роды", вы принимаете на себя полную ответственность за любые последствия применения вами на практике и в жизни любых советов и сведений, прочитанных на сайте. Сайт не заменяет медицинских консультаций, обращений к врачу и лечения у специалиста в случае их необходимости. Решение о такой необходимости принимается также вами.

--------------------

<
  • 83 комментария
  • 81 публикация
10 февраля 2014 15:29 | #2
+2
  • Регистрация: 28.11.2009
 
волхва Пятница, мне кажется применяя любые советы из интернета человек берет на себя полную ответственность. Даже более того скажу: когда человек человек применяет совет врачей - он тоже берет на себя полную ответственность, так как он сам решает верить или нет.
Хотя вы правы, современным людям надо об этом все время напоминать.

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*