Конвейер длинною в 11 лет
Елена Анатольевна — заслуженный педагог России. Она много лет отдала школе. И много денег. Потому что неоднократно выигрывала разные гранты по своим проектам. А потом со школой рассталась. Потому что стало невмоготу. От тупости и узколобия. Душно стало в школьных стенах. Ведь дети рождаются с огромным потенциалом, и больно видеть, как потенциал этот замуровывается системой образования, рассчитанной на штамповку запчастей к механизмам общественной системы. Теперь она мечтает о своей школе. И дай бог, чтобы её мечта осуществилась.
Однако ругать систему — самая быдляцкая позиция. И я не собираюсь этого делать: школа имеет массу плюсов, иначе я никогда бы не отдал в первый класс своего сына. И в первую очередь, она позволяет интегрировать человека в ту самую общественность. Порой болезненно, порой незаметно, но она даёт непосредственный опыт социализации, без которого путёвка в жизнь будет недействительной. Это сравнимо с болезнью: чтобы выработать иммунитет, нужно переболеть. Чтобы освободиться от системы, нужно стать её частью. Парадоксально. Но если вас жизнь не била мордой об асфальт, вы никогда не создадите мечту, оставшись всего лишь прямоходящей ящерицей.
Школа даёт знания. Да, калейдоскопические. Да, параллельно с этим отбивая любовь к познанию. И всё таки даёт. Мало кто из нас может дать своим детям весь школьный курс самостоятельно. Хотя бы потому, что получив высшее образование, вы не перестали читать гороскопы. Оценить полученные в школе знания предстоит, уже построив какую-то собственную жизнь, спустя много лет. С сожалением отметив, что всё это увлекательно и полезно, но как виртуозно школа искажает науку, подавая её в самой неприглядной для нас форме. Так что и остаётся только читать гороскопы.
Школа не плоха, и не хороша. Она такая, какая есть. И нам думать, как можно сделать лучше. Думать и делать.
Как подать в суд на родителей?
Нормы ювенальной юстиции вползли в нашу жизнь ядовитыми змеями, шипя и плюясь ядом на самое святое — на родовые устои. Традиционность — не всегда хорошо. Но семья — это последний рубеж защиты личности перед государством. Не станет семьи — и дети будут выпускниками казенных инкубаторов, взрощенных вне любви и заботы. Какую жизнь они будут строить, не зная родительской ласки? А любовь — это ведь не сюсюканье а-ля «Санта-Барбара». Это именно забота, которая сочетает в себе принуждение во имя блага с поощрением правильного выбора. Даже глупая сука трясёт за шиворот своих щенков, когда те перешагивают порог дозволенного.
Пророческими стали строки, написанные Григорием Остерым: «Бить детей ремнём по попе запрещает Красный Крест». Насколько Красный Крест может глубоко вторгаться во внутренние семейные дела? Дети — это собственность родителей? Нет? Тогда чья собственность? Государства? Ведь дети не самостоятельны, и сами по себе быть не могут. Кто их должен воспитывать: родители или школа?
В эпиграфе этой статьи приведена дословная цитата педагога, обращающегося к родителям на собрании. Школе не нужны конфликты. Классному руководителю не нужны конфликты. А ребёнку нужны конфликты? Какую путёвку в жизнь он получит, если он не умеет себя вести в рамках конфликтной ситуации?
Занимать пассивную роль смиренной овечки — это самое худшее, что можно посоветовать человеку, оказавшемуся жертвой агрессии. Дети дрались, дерутся и будут драться. Запрещать им это — значит калечить их психику, превращая юное создание в несамостоятельное, вечно мамино дитя. Если школа берёт на себя роль воспитателя, то почему бы ей не взяться за раскрытие проблемы социальной справедливости? Ведь у ребёнка должны сформироваться представления о гражданском обществе, как носителе идей справедливости. А он — будущий гражданин своей страны должен научиться чувствовать личную ответственность за поддержание этой самой справедливости. Надевать же штаны ширинкой назад учиться не надо, такого «добра» вокруг и так хватает.
Кризис системы образования раскрыла ювенальная юстиция во всей своей красе. Разделение ответственности между школой и семьёй так и не произведён. В итоге, мы пришли к тому, к чему должны были прийти в случае царствующей неопределённости: к абсурду. Мой бывший одноклассник оштрафован за воспитательную беседу со своим пасынком, который, в силу гормональной неустойчивости, характерной для переходного возраста, решил излить свою обиду так, как его научила школа: через прокуратуру. Суд над родителем, воспользовавшимся своим святым правом на первый голос в семье. Но если ты не хозяин в своей семье, можешь ли ты быть хозяином в своей стране? Му, хрю…
Пей пиво!
Я очень неловко чувствовал себя на своём первом родительском собрании. Словно я не покидал стен родной школы. Словно я и не выходил из-за школьной парты, и воспитательная работа продолжается. Только теперь мне объясняют, как я должен воспитывать своих детей. В соответствии с госстандартом.
И всё же родительское собрание в районной школе — это ангельский вальс в сравнении с городской. Доводилось бывать и там. Я не верил своим ушам, когда завуч рассказывал родителям, как правильно отмазывать своих детей от полиции, если их задержали поздним вечером. А повод к задержанию, судя по всему, самый распространённый — распитие спиртных напитков. Инструкция родителям от лучших педагогов страны: что делать, если менты повязали ваших бухих отпрысков. Умилительная консолидация семьи и школы во имя будущего нашей страны.
А теперь вопрос к читателям: вы знаете педагогов, пьющих в школьных стенах по поводу 23-го февраля, 8-го марта, выпускного, впускного, Нового Года, 1-го мая, 9-го мая и просто так, потому что у кого-то день рождения? А может быть вы знаете тех, кто пьёт со своими бывшими учениками на встречах выпускников? Или со своими учениками на выпускном вечере? Лично мне наливали прямо в школьной столовой. И очень обижались, когда узнавали, что не пью. Кризис системы образования — это следствие кризиса системы общественного устройства. Мы перестали понимать, что можно, а что нельзя. Потому что теперь можно всё. Это называется «права человека». Можно хамить учителям на уроках, можно подавать в суд на родителей, можно быть открытым геем со школьной скамьи. А в итоге, получив высшее педагогическое образование, можно не знать годы Великой Отечественной войны. Не обязан.
По форме
Почему в стране, вставшей на путь гуманитарных ценностей, ущемляются права человека на свободное ношение той одежды, которую он сам выбирает? Фейс-контроль актуален и для школы? Если школа, занимаясь проблемой воспитания, старается привить ребёнку культуру свободного выбора, почему она же навязывает ему школьную форму? Почему ребёнок не может сам выбирать, что ему одеть? Потому что девочки будут приходить на уроки в мини-юбках и мальчики перестанут учиться? Так давайте запретим мини-юбки. А вот почему запрещаются джинсы? Чем классические брючки со стрелками и идиотские тканевые жилетки лучше джинс?
Вопрос ребром: почему дети в школе должны одеваться одинаково? Чтобы быть одинаковыми? Это было актуально для советской эпохи. Тогда была государственная идеология. И школьная форма была удобной, прочной и смотрелась на детях в тему. А ещё были октябрята и пионеры. Были при школе молодёжные организации, членство в которых являлось почётным и желанным. Есть организация — есть и форма. Сегодня какая организация ведёт наших детей в светлое будущее? А если нет её, этой организации, зачем весь этот гей-парад со школьной формой? Или дети от того, что вы оденете их всех, как пианистов, будут лучше учиться? Так это миф. Чтобы развенчать его, достаточно посмотреть на кадетов. Тут, как говориться, комментарии излишни.
Кризис системы образования: знания без применения
Я не устаю удивляться людям от большой науки. Почему докторская степень (неважно по какой дисциплине) не даёт человеку элементарных представлений по организации здорового образа жизни. Толстые брюхи (или брюха?), двойные подбородки, тонкие ручёнки, мешки под глазами — всё указывает на то, что наука и здоровье на чём-то не сошлись. На иного антрополога без слёз не посмотришь: дружище, только не доставай ключи из кармана, а то ведь ветром сдует. Но разве система образования не должна давать Знание о том, как гармонично сосуществовать с самим собой?
Почему 11 лет в школе и 5 в ВУЗе, а потом ещё всякая аспирантура не даёт человеку возможность применить терабайты полученных знаний к самому важному — к организации своего образа жизни? Почему человек, написавший бестселлер на тему «Как устроен наш мозг», пьёт, курит и имеет зависимость от компьютерных игр? Что не так с системой образования, которая учит, учит, да всё никак не научит? Где мы упустили самое главное? Или может с нашим образованием слово «система» не совсем стыкуется?
Если человек не овладел элементарной культурой самоорганизации, если вокруг него — «творческая энтропия», если он не овладел основами самодисциплины, значит его знания мертвы. Они ничего ему не дают, кроме трудовой ниши, позволяющей обслуживать систему за вознаграждение. В итоге мы имеем врачей без здоровья, педагогов без воспитания, офицеров без чести, политиков без совести.
Конвейер идёт, люди выпускаются партия за партией: пиджаки, цветы, ленточки, корочки… Но где ты, Человек?