Праздник в селе Криворивня. Гуцульский костюм

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 6 343, фото: 37
1
Во многих семьях сохранились большие коллекции слайдов. И наша семья не исключение – мой отец увлекался слайдами с 1960-х годов, история путешествий за 30 лет, до середины 1990-х, сохранилась в слайдах. Многие, в особенности ранние слайд-фильмы, приобрели с годами настоящую архивную ценность, и я начала переводить их в цифровой формат. Представляю небольшую часть семейной коллекции слайдов. Эти слайды сделаны моим отцом во время нашего путешествия по украинским Карпатам в конце 1970-х годов.

Приглашаю вас в старинное, основанное в 17 веке, село Криворивня в Верховинском районе Ивано-Франковской области тогдашней УССР. Сейчас в Криворивне проживает полуторы тысячи человек, а в 70-е годы жителей было, возможно, еще меньше. Из Верховины в это живописное село на берегу реки Чёрный Черемош мы приехали в воскресный день на автобусе. Почему именно в Криворивню и почему в воскресенье? В путеводителе 1979 года "По Гуцульщине" из серии "Дороги к прекрасному" (или, как называли ее путешественники, "желтой серии") утверждалось, что в Криворивне бережно хранят народные обычаи, а кто-то где-то сказал нам, что в воскресенье гуцулы Криворивни приходят в церковь в красочных национальных костюмах.

Вот так мы впервые оказались Криворивне туманные воскресным утром, и наши ожидания оправдались: к деревянной церкви Рождества Богородицы по зеленым лугам шли нарядные гуцулы, приветливые, неторопливые, полные достоинства. Они не возражали против того, что их фотографируют, многие были не прочь продемонстрировать красоту своих костюмов. Старики, увидев фотоаппарат, клали руки на колени, переставали дышать, устремляли взгляд в одну точку и "каменели", вспоминая, очевидно, фотосессии своей молодости.

В разговоре с жителями мы узнали, что гораздо больше народу соберется 6 августа на праздник Преображения - Яблочный Спас. И костюмы будут еще красивее! Мы решили приехать в Криворивню еще раз – и не пожалели об этом. Все жители села, в лучших одеждах, с красиво уложенными корзинами цветов и фруктов, явились в этот день к церкви, приняли участие в крестном ходе под старинными хоругвями, а потом отправились со своими освящёнными корзинами на кладбище.

Зрелище было невероятно красочное - словно ожившие сцены из знаменитого кинофильма Сергея Параджанова "Тени забытых предков". Этот фильм по повести Михаила Коцюбинского был снят в Криворивне в 1964 году, и хотя он получил множество международных наград, в Москве его лишь изредка показывали в кинотеатре "Повторного фильма" или в "Иллюзионе".

Криворивня – значимое место для западной Украины. В разные годы в Криворивне отдыхали украинские писатели, поэты, художники, историки, этнографы, музыканты и общественные деятели. Об этом много написано, а мыс вами почитаем уже упомянутый путеводитель "По Гуцульщине", автор которого, художник и этнограф с библейским именем Давид Ноевич Гоберман, с любовью и восхищением описывает народные промыслы Карпат и гуцульский костюм. Привожу цитаты полностью, они хорошо передают атмосферу своего времени.

"Верховинцы владеют многими видами ремесла. Наиболее зримо их художественный вкус и мастерство проявились в национальном костюме, интерес к которому не утрачен в наши дни. Отдельные предметы народной одежды можно видеть на гуцулах и в будни, а на воскресный верховинский базар, где царит настроение праздничной приподнятости, многие горцы, мужчины и женщины, являются в красочных традиционных костюмах. Их надевают также во время семейных торжеств и в дни календарных праздников. Любопытен тот факт, что в последние годы, с ростом благосостояния гуцулов, они все больше внимания уделяют этому трудоемкому в изготовлении и дорогостоящему наряду. Правда, костюм в его классическом виде, со всеми свойственными ему в старину атрибутами, теперь явление редкое. Но по-прежнему в нем сохраняются основные предметы одежды и местные особенности их украшения".

"Гуцульский костюм — весьма сложный комплекс, соединяющий в себе плоды разновидного мастерства — узорного ткачества, вышивки, художественной обработки металла и кожи. Для мужского костюма характерна рубаха туникообразного покроя — с рукавами, вшитыми по прямой, и клиновидными вставками в подмышках. Ее носят, подпоясывая, навыпуск. Просты по крою и штаны — заправляемые в чулки полотняные поркеницы и белые шерстяные холошни.

Самая цветистая часть костюма — кептарь, распашная овчинная безрукавка. Очень удобная в условиях ветреной, резко изменчивой погоды, она распространена у всего населения горноскотоводческих районов Карпат, и носят ее круглый год. Гуцулы украшают кептарь вышивкой, аппликацией и плетенкой из цветной кожи, кистями-дармовисами, латунными колечками-капслями. При этом в отдельных селах существуют свои определенные формы украшения кептаря, в значительной мере определяющие локальные черты всего костюма. Верховинские безрукавки отличаются пышностью узора, почти сплошь закрывающего грудь и понизу идущего широкой полосой рельефного шитья".

"В стужу поверх безрукавки надевается суконный сердак — укороченный кафтан свободного покроя. Его украшают яркие шнуровые петли, помпоны, выложенная из галунной тесьмы орнаментика, алая на черно-коричневых сердаках и золотистая на красных кафтанах-байбараках. «Байбарак на рукава взятый — просто одежда, но... когда его гуцул легко на плечи накинет, голову приподнимет и быстрым шагом подастся вперед, а байбарак ветром поднимается, кажется, что видишь перед собой героя из старинных сказаний», — так опоэтизировал эту часть костюма исследователь края С. Ковалев в своем очерке «Гуцулы». Сердак вместе с расшитыми понизу штанами-крашеницами из такого же сукна составляют единый по материалу и цвету комплект. Зимней одеждой служат также овчинный кожушок и суконная манта с высоким воротником или капюшоном".

"Когда-то мужчины опоясывались широким кожаным чересом, который, точно корсет, подтягивал фигуру, облегчая ходьбу в горах. Он был удобен и тем, что на приделанных крючках можно было носить складной нож, огниво, протычку для трубки. За пояс закладывали пистолет, топорик, кисет, люльку. Для необходимых в пути предметов служили также набедренные кожаные сумки. На ноги надевали вязаные чулки-капчуры и остроносые постолы, тачавшиеся из цельного кожаного лоскута. Нарядное, искрящееся латунными пуговками, но совсем не легкое по весу оснащение не мешало, однако, гуцулу ни в пути, ни в те минуты, когда в праздничной толпе, выйдя на круг, он с завидной легкостью исполнял свой народный танец".

"Головной убор — предмет особой заботы мужчины. В старину гуцулы носили длинные волосы, пожилые заплетали их в косы. Шляпы «повивали» по тулье латунной бляхой с просечным узором. Теперь же модны, особенно у верховинцев, черные шляпы-кресани, обвитые пушистыми гарусными «червячками», у молодых сверх того украшенные петушиными или тетеревиными перьями, придающими парням весьма бравый вид".

Благодарим источник: http://ru-tkani.livejournal.com/185375.html


Праздник в селе Криворивня. Гуцульский костюм













































































































Теги: Украина, Национальные костюмы фото

<
  • 169 комментариев
  • 18 публикаций
29 апреля 2019 07:52 | #1
+2
  • Регистрация: 26.03.2011
 
А сведения о русинах представить слабо?


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*