
Сорока - головной убор замужней женщины средних лет, с элементами женского костюма (русские). Вид сбоку. Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Вторая пол. 19 в. № ПГКМ КП – 15175/1-3.
Обычно такой головной убор состоит из многих частей (иногда их больше десятка), «сорока» же из Б. Ижморы состоит всего из четырех деталей: это шлычка, ширинка, налобник и махры.
Шлычкой называется мягкая холщовая шапочка, под которую убираются волосы; к передней части шлычки прикрепляются деревянные рога, обшитые тканью. Точно такая же шлычка надевалась под рогатый головной убор молодухи; разница в том, что верхняя деталь рогатой кички, «рубашка», надевается на поднятые кверху рога шлычки, а верхняя часть «сороки», называемая «ширинка», надевается поверх рогов, опущенных назад, в сторону затылка. Таким образом, деревянные рожки создают удобную опору для довольно тяжелой вышитой ширинки, а также придают форму головному убору.

Шлычка (повойник), основа для головных уборов замужних женщин. Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Кон. 19 - нач. 20 в. № ПГКМ КП 15175/1 . Фото А.М. Николаева.
Четырехугольная «ширинка» из холста надевается поверх шлычки. Она обшита по краям полосами красной фабричной ткани и длинной темной бахромой.

Ширинка – часть головного убора сорока, вид сзади. Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Вторая пол.19 в. № ПГКМ КП – 15138/3. Фото А.М.Николаева.
Одна из «сорок» (на первой фотографии) обшита бахромой разных оттенков коричневого и фиолетового цветов.
Края и углы ширинки украшены старинной вышивкой тонкой работы (сложные геометрические орнаменты выполнены счетными швами).

Вышитый орнамент ширинки (фрагмент). Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Вторая пол. 19 в. № ПГКМ КП - 15138/3.
Со всех сторон вышита кайма из повторяющихся четырехугольных мотивов; на углах, расположенных при надевании спереди и сзади, рядом с каймой такие же мотивы сгруппированы по четыре и обведены особой узкой каемкой.
Основной цвет вышивки темно-красный с небольшими включениями зеленого, оранжевого, синего, кораллового цветов.

Кайма ширинки (фрагмент). Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Вторая пол. 19 в. ПГКМ КП - 15175/3.

Кайма ширинки (фрагмент) угол, расположенный спереди. Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Вторая пол.19 в. № ПГКМ КП - 15175/3.

Кайма ширинки (фрагмент)_угол, расположенный сзади. Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Вторая пол.19 в. № ПГКМ КП - 15175/3.
Некоторые маленькие фрагменты каймы вышиты красными нитками другого оттенка и даже сиреневыми нитками (возможно, таким образом восполнялись утраты старинной вышивки) (рис.18-24). Угол, приходящийся при надевании на лоб, оставлен не обшитым фабричной тканью, с изнанки под ним пришиты шелковые ленточки – завязки. Но этот богато вышитый угол ширинки частично закрывается налобником.
Налобник «сороки» - это прямоугольник из фабричной ткани, обшитый шелковыми лентами и цветной бахромой. Края налобника завязывались на затылке. Поверх налобника, по его верхнему краю, повязываются «махры» - шнурок с привязанными к нему цветными кисточками из ниток, характерная деталь головных уборов из данного села.

Налобник и махры – часть головного убора сорока. Село Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губ. Кон. 19 – нач. 20 в.в. № ПГКМ КП - 15138/2,4.
Благородная красота «сороки» подчеркивала красоту и достоинство своей владелицы – крестьянской жены и матери, жительницы старинного русского села.
В послереволюционные годы пензенскими краеведами преимущественно изучались быт и культура нерусских народов губернии. В то время жители Большой Ижморы и родственных сел считались не великороссами, а представителями обрусевшего народа «мещеры», и в экспозициях музея уделялось большое внимание самобытному костюму этих сел. Так, еще в 1925 году в скульптурной мастерской Пензенского художественного техникума были изготовлены манекены, представляющие «тип мещерской женщины бывшего Керенского уезда» разного возраста; долгие годы на них демонстрировались полные костюмы замужней женщины средних лет и девушки.

Манекены, представляющие «тип мещерской женщины», в экспозиции Пензенского краеведческого музея. 1955 г.
«Сорока» из Большой Ижморы выделяется своим необычным видом из ряда привычных нам русских головных уборов; в частности, узоры на «ширинке» напоминают традиционную марийскую вышивку. Нужно заметить, что жители Большой Ижморы и родственных сел издавна считаются потомками переселенцев из Рязанской Мещёры. Исследователями давно отмечено пребывание в древности на территории Мещерского края марийцев (черемис), свидетельства этого приводит Б.А. Куфтин. Г.С. Маслова отмечает сходство некоторых мотивов в вышивке русских Верхнего Поволжья и марийцев.
По словам исследовательницы, «процесс взаимопроникновения орнамента этнически разнородного населения был настолько значительным, что он у разных народов оказался чрезвычайно сходным», что не исключает известной специфики в вышивках каждого народа. Поэтому не следует считать «ширинки» из собрания Пензенского краеведческого музея «нерусскими» только лишь на основании сходства их уникального декора с марийским орнаментом.
Возможно, эти старинные произведения народного искусства (в более позднее время дополненные нашивками из фабричной ткани и бахромы) сохранили для потомков древнейшие узоры, возникшие много веков назад, еще до переселения предков пензенской «мещеры» на новые территории.
(Пензенский краеведческий музей)