П. Ефименко "Приданое по обычному праву крестьян Архангельской губернии." 1872 года издания

П. Ефименко "Приданое по обычному праву крестьян Архангельской губернии." 1872 года издания

Бесценная книга, в которой говорится о том, что праздничную одежду берегли и надевали на протяжении 300 лет, что более других ценилась невеста "работлива, ткать и прясть гораздна, шолком шить мастерица", что в приданое зачастую давали ткацкий стан (красенную збрую или кросна), самовар, мебель, землю. Находка любой старинной книги, в которой повествуют о стародавней одежде и обычаях обстоятельно да подробно - большая радость для всех любителей традиционной одежды.


"Женских рубах у девушек среднего состояния бывает по 10 и более, а у богатых по 30 и даже по 50, так что девушка, вышед замуж, может не заводить их лет двадцать, если нет детей. Из платья в особенности запасаются будничными сарафанами, ткаными из пестряди с красною бумагой, которых бывает у иных до 10 и более, так что этих самодельных сарафанов хватает лет на десять; кроме того, бывают платья - у бедных ситцевые, а у богатых шерстяные и шелковые. Здешние окологородные крестьянки (...) приняли городскую одежду, так что у них в приданое идут драповые пальто, салопы на лисьем меху, шали, муфты и проч. Из принадлежностей туалета даются серьги, браслеты, жемчуг (несколько прядок жемчуга). Старинная одежда: шубейки, гранитуровые шубки, штофники и проч. здесь вышла из моды, и если дается в приданое, то более на память, а не для носки. Все такие вещи нуждающиеся крестьяне стараются сбывать в южную часть уезда, и в особенности, в Шенкурский уезд, где эти предметы еще в употреблении. В других уездах губернии девушки во время свадьбы, на гуляньях и на вечеринках всегда ходят в старинном наряде: шелковых штофных шубейке или полушубке и юбке, что составляет так называемую пару, и в повязке, головном уборе, имеющем вид высокого конического кокошника, украшенного жемчугом. Около г.Холмогор и этот наряд выходит из употребления, и только весьма немногие девушки выходят в нём на гулянья. Во время же свадебной заплачки и здесь невесты обязаны быть в повязке и паре, так что у которой нет ея, та занимает ее на стороне. "


"Красенная збруя или кросно здесь имеется почти у каждого крестьянина, а потому часто дается в приданое; иногда дают только става, то есть, одну часть станка. Хороший отец дает дочери точеные приуз и кичигу (части молотильного цепа), чтобы будущей жене удобнее, сручнее было молотить."


"Да и прочность то какая была: досельную одежду носила прабабушка, бабка, мать, да и дочери передавала; у меня есть кокошник: бабка худо помнит, когда он заведен, да полушубок годов 90 как делан, штофники трои веки носились, правда, надевались только на игрища, ныне ни за что ни кака девка или жонка не наденет... Прежде приданое старались всеми силами сберегать, чтобы было что дочерям оставить в приданое, да и теперь стараются не растрачивать; только уж нынешнее платье не передашь, всё не прочно, коли у девушки порвется платье, то и не заводят задолго до свадьбы."

Цитаты приведены в современной орфографии.












Категория: Традиционная одежда   Теги: Русский Север


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*