Древо жизни (из собрания Липецкого музея)

Древо жизни (из собрания Липецкого музея)

Буклет составлен в рамках организации ежегодного конкурса «Марьины хороводы», ежегодно проводимого Липецким музеем народного и Декоративно-прикладного искусства при поддержке Департамента культуры администрации города Липецка.

Цель конкурса - проследить пути развития образов и сюжетов традиционной культуры в современном Декоративном искусстве. Ежегодно организаторами конкурса задается тема, которая раскрывается участниками в творческих работах, выполненных в различных материалах и техниках. Тема 2014 года - «Древо жизни».

В буклете представлены подлинные предметы традиционного искусства из фондов музея как своеобразный камертон для конкурсных работ, пытающихся раскрыть вечный смысл древнего образа.


Древо жизни


Русский народ, живущий среди лесов, не мог не обожествлять деревья. У наших предков дерево занимало огромное место в повседневном хозяйстве: это и дом, и обувь, и пища, и предметы быта, такие как прялки, донца, корыта и сундуки.

Наши предки связывали образ дерева с центром вселен-ной. Верхушка дерева достигает неба - это правь (будущее). Ствол, где мир людей, - явь (настоящее). Корни мирового дерева находятся под землей, - это навь (прошлое).

Символ древа необходим в современной жизни. Благодаря духовному дереву, выращенному многими поколениями, строится будущее. Сила новых поколений - в корнях, без которых нет патриотизма, нет истинного русского духа.


Наш музей - своеобразное духовное дерево, которое связывает целые поколения. В буклете мы представляем предметы народного искусства начала XX века из фондов нашего музея и творческие работы современных мастеров, участников конкурса.

Работы, выполненные в разных техниках и материалах, объединяет общая тема - «Древо жизни».

Мотив Древа жизни в народном декоративно-прикладном искусстве был известен исстари. Дерево составляло центр композиции, к которому были обращены животные, птицы. Дерево являлось объектом поклонения.

Деревья в украсе традиционной одежды часто изображались крестообразными фигурами. Иногда в изображение дерева включались антропоморфные черты, элементы дерева объединялись с элементами женской фигуры. Это было выражением одухотворения окружающей природы - характерной чертой древней культуры.


Часто дерево имело плавные очертания, а по обеим его сторонам симметрично располагались ветви-завитки. Эта традиция нашла отражение в украшении женских головных уборах, а также встречается в строчевой и тамбурной вышивке.

Нередок крупный узор с изображением разветвленного дерева с массивными цветами на концах веток, часто усложнен узорами из розеток и крестообразных фигур. Птицы неразрывно связаны с деревом и, как правило, их изображения включаются в композицию.

Если в архаических сюжетах роль дерева была центральной, то в бытовых (жанровых) сюжетах деревья чаще всего играли роль фона, на котором развертывались события. Они составляли необходимую часть пейзажа.


Образ древа мы встречаем повсюду: в вышивке с рас-пустившимися цветами, на глиняном кувшине с гроздями рябины, на донце прялки с раскидистыми ветвями.

Этот прекрасный образ и сейчас, вобрав в себя опыт многих поколений, вдохновляет художников.

Скачать: drevo-zhizni.pdf [2,04 Mb] (cкачиваний: 333)


Категория: Традиционная одежда


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*