Шереметева, М.Е. Крестьянская одежда калужской Гамаюнщины. Этнографический очерк. Калуга: Калужское общество истории и древностей, 1925
Летом 1925 г. Этнографическая секция Калужского Общества Истории и Древностей начала обследование быта Гамаюнщины Калужского уезда. Лично я собирала материал, главным образом, по костюму этой этнографической группы, и результатом моих наблюдений и записей явилась настоящая работа.
Все фотографические снимки сделаны летом 1925 г., за исключением снимка №9 (хоровод гамаюнских девушек), который произведен в 1908 г. А. Г. Школьниковым, любезно разрешившим мне воспользоваться этой фотографией для моей работы.
Художнику В. Н. Левандовскому приношу благодарность за рисунок обложки.
М. Шереметева.
Одной из задач этнографии является изучение той массы мелких этнографических групп, на которые делится великорусское племя в зависимости от историко-колонизационных и культурно-сословных отношений. Эти мелкие этнографические группы отличаются от соседей всем укладом своей жизни — костюмом, жилищем, говором, и понять эту пеструю современность народного быта можно, только осветив ее историческими данными, идя в своих разысканиях от настоящего, известного — к прошлому, в глубь истории.
В большинстве случаев население само отмечает и выделяет эти группы, давая им особые прозвища и клички. Исторически прозвища даются прежде всего новым переселенцам в данную местность со стороны прежних, старых жителей этой области. Переселенцы, в свою очередь, осмотревшись и обжившись на новом месте, дают какую-нибудь кличку своим соседям. Таким образом, разные колонизационные потоки и слои выделяются под особыми именами. Иногда там, где позднейшего прилива населения не было — прозвище отличает друг от друга жителей разных древних княжеств и уделов (это относится, наприм., к прозвищам Тверской губ.), а иногда даже и старых административных подразделений-волостей и станов, ведущих свою историю от тех же уделов (наприм.. в Московской губ;). Иногда при этом народная память просто-на-просто сохраняет старые юридические, термины, которые в официальном языке давно успели исчезнуть: таковы «однодворцы» на юге Великороссии. По вопросу же о том, откуда пришла в данный край та или иная новая волна населения, источниками служат народные предания, фамилии географического происхождения и географические имена селений.
В Калужском крае также имеется несколько групп крестьянского населения, снабженных особыми названиями, кличками.
Значительная часть населения Калужский губернии принадлежит к «полехам». Калужские полехи, смежные географически с «полехами» орловскими, имеют между собой много общего. Калужское полесье — возвышенная, покрытая лесами равнина, заключающая в себе уезды: Жиздринский, частью Мосальский, Козельский и Лихвинский. У полехов отхожие промыслы не развиты; они занимаются промыслами лесными: часть их живет в курных избах. Шахматов считает характерным для мужского полесского костюма белый цвет, а для женского поневы. Тургенев в своих рассказах: «Хорь и Калинин», «Поездка в Полесье», «Певцы» отмечает ряд типичных для Жиздринских полехов черт.
В Медынском у. известны «Карамыши», выделение которых в глазах народа в особую группу произошло на почве особого местного отхожего промысла: по окончании полевых работ они отправляются для выделки овчин в южные губернии, Екатеринославскую и Херсонскую. В самом Медынском уезде они тоже заняты кустарным овчинным промыслом. Промысел этот развит между крестьянами Карамышевской волости. Село Карамышево — центр промысла — село старинное, упоминается уже в 1629 г.
В Малоярославецком у., выделяется «Репринщина». Под этим именем известна расположенная рядом с селом Запажьем Овчининская волость, принадлежавшая еще в ХѴII в. и при Петре I князьям Репниным, а при Екатерине II сделанная царскою. Здесь лежат между прочим селения: Ильинское, Лябинка, Семкино и другие. Все они принадлежали кн. Репниным, о чем народ сохранил память до сего времени. Соседи зовут их: «Реприны, Репринщина». Местные крестьянки отличаются до сих пор тем, что по белым онучам опутывают свои ноги черными шерстяными оборками — мода белорусская.
На с.-з. Козельского уезда лежит «Голицовщина» — прежняя вотчина кн. Голицына, обнимая Хотенскую волость, часть Каменской и Колодезской волости, а также селения Глазово, Жердево, Корвяково. Быт здесь городской под влиянием отхожего промысла — легковые извозчики в Ленинграде. К ряду таких групп относится и Калужская «Гамаюнщина».
Гамаюнская «молодая» в китайке и кичке с золотной сорокой
Гамаюнка в золотной сороке, покрытой шалью
Девушка-гамаюнка в подпластике, рубахе и шубке (сзади)
Девушка-гамаюнка в подпластике и чехрах. На шее ожерелье с языком
Молодая женщнна-гамаюнка в чехрах и языке
1 — чехры; 2 — поднизь; 3 — поднизка; 4 — ожерелье в клетку с языком; 5 — ожерелье в клетку; 6 — подшейный язык; 7 — позатылень; 8 — парчевой сборник.
Невеста-гамаюнка в дымке
Гамаюнский праздничный рушник
Хоровод гамаюнских девушек в с. Покров
Скачать: