
Русский Север сравнивают с творческой лабораторией . Этот край не порабощала татаро-монгольская орда, здесь не было крепостного права, не было шведов и сюда не дошли немецкие фашисты. Здесь в глухих деревнях еще хранятся в бабушкиных сундуках домотканая одежда, лоскутные одеяла и вышитые полотенца. Здесь, как нигде в России, сохранились традиции и история…, хотя и сюда с огромной скоростью въезжает «локомотив цивилизации». Именно поэтому с таким интересом экспедиция нашей ассоциации поехала на русский Север – в Архангельскую область - изучать историю лоскутного шитья. Мы сделали много фотоснимков и с радостью поделимся тем, что увидели сами. Нельзя изучить историю русского лоскутного шитья , не побывав на Севере России.




Лоскутное шитье тесно переплетается со многими видами рукоделия – с вышивкой, с ткачеством, с тряпичными куклами. Обычно мастер увлечен и профессионален во всех этих сферах и в своих лоскутных работах использует разные приемы и виды рукоделия.
Еще в памяти из далекого детства - бабушкины вручную вышитые полотенца :





Этими полотенцами практически не пользовались в быту - они дарились на свадьбу, на рождение ребенка, на похороны. Ими украшали зеркала и иконы, и они несли обереговую функцию. Сохранились они и дошли до нас именно потому, что хранились в сундуках .
А вот что такое подзор Вы знаете ? Им украшали низ кровати :


К каждой детали убранства жилища или одежды всегда подходили творчески, с выдумкой, вкладывали душу, создавали красоту. Ткацкий станок был атрибутом каждого дома.


Для сарафанов и рубах ткали пестрядь - клетчатую ткань изо льна.




Невозможно объяснить, почему так завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров , созданных несколько веков назад.




Лягушки, птицы, кони - это изображения , которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего - райская с хохолком и красивым большим хвостом . Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она - мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты , которая защищает от войн и оберегает от несчастий.


Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно. Но из многих коллекций был изъят и позабыт после того, как фашистская Германия афишировала этот знак как свою свастику.
Долгий спор между странами – где же зародилось лоскутное шитье – не приведет кого-то к первоисточнику. Лоскутное шитье появилось там , где появились ткани. Каждая страна шла своим путем в лоскутном шитье. В России первые ситцы были завезены из Англии в середине 19 века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования. А вот вышитые полотенца хранились в сундуках, передавались по наследству, поэтому и сегодня многие из них имеют хорошую сохранность.
Первыми лоскутными работами - были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. Аппликация, как вид лоскутного творчества, появилась значительно позже, потому что из-за дороговизны неуместным было накладывать ткань на ткань, что обязательно делается при аппликации.


В лоскутных работах главная составляющая - цветовое решение. Пестрое при первом приближении , оно оказывается очень гармоничным при более внимательном изучении.
В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся в фондах и запасниках некоторых музеев. Фонды и запасники - это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения. Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" и в Краеведческом музее города Шенкурск (Архангельской области). Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла - не уместишь на нескольких стендах...и в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью во всем мире - совсем не временное увлечение....







Из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь):









Такая техника в лоскутном шитье называется - "русский квадрат"

