
Наставление одного мудреца детям: «О душеньки, дети мои, послушайтесь моего совета — учитесь ремеслу. Имущество и государство так ненадежны на этом свете.
Золото и серебро — лишь опасность для пу тника; а дома у людей могут отнять грабители, или они могут сгореть в огне. Ремесло же надежно и неиссякаемо, как источник. Умелец не познает невзгод, даже если останется без родины своей. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. И вы также обучайтесь ремеслу и приличиям, познавайте науки».
ВВЕДЕНИЕ
Издревле детей в татарских семьях старались воспитывать творческими личностями. Почти все женщины умели вышивать, при этом обладали великолепным эстетическим вкусом. Через разнообразную вышивку, гармоничное сочетание элементов узора и цвета в девочках развивали художественный и эстетический вкус. Важно не только умение видеть и чувствовать прекрасное, но и желание эту красоту создавать. Цветочно-растительные мотивы, черпавшиеся из окружающей природы, мастерски перевоплощались в узорные композиции.
До появления фабричных тканей людям приходилось ткать самим. Чуть ли не в каждой деревенской семье стоял ткацкий станок. Работа эта требовала много времени и сил.
Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Из мужских стеблей конопли получались более мягкие и качественные ткани. Чтобы отделить волокна от древесины, необходимо было лен вымочить в воде или подержать под снегом. Как следует высушив, стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити.
При необходимости нити красили и на ткацких станках ткали полотна, полотенца, паласы. Изделия, созданные с таким усердием и душевной теплотой, были для наших предков необыкновенно дороги.
С юных лет девочки готовили к замужеству приданое. Эти прекрасные традиции воспитывали в них аккуратность, трудолюбие, чистоплотность, уважение к будущей семье, мужу.
Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, канитель, бисер. Татарские рукодельницы владели разными способами вышивки — гладь, ковровый, тамбурный шов, шитье бисером и золотом.