Хрусталева Ю.М. Традиционная вышивка Верхнетоемского района

В настоящем издании даются сведения по истории традиционной вышивки в Верхнетоемском районе Архангельской области, рассказывается о различных техниках узорного шитья, составляющих уникальную самобытность народной культуры земель Северной Двины.
Методическое пособие рассчитано на работников культуры, людей, увлечённых традиционной народной вышивкой и занимающихся декоративно-прикладным искусством.

Традиционная вышивка Верхнетоемского района
Традиционная вышивка - не просто украшение одежды и предметов интерьера как сейчас к этому принято относиться. Древнее волшебное умение украшать ткань в соответствии с канонами Лада мироздания, воспроизведение однажды найденных и отшлифованных столетиями, гармонически построенных образов бережно передавалось из поколения в поколение. Вышитые полотенца, обрядовая одежда всегда воспринимались как вещи особые, священные, памятные.
Наш рассказ посвящён традиционной народной вышивке Верхнетоемского района Архангельской области. В прежние времена земли эти входили в состав Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, были удельными владениями царской семьи. Столетиями раньше здесь проходила граница владений Великого Новгорода и Ростово-Суздальских князей, но корни традиционного рукоделия, древних образов шитого узорочья уходят гораздо глубже - в незапамятные времена чудской и славянской древности.
Счетная вышивка - кропотливое, трудоемкое занятие, требующее хорошего зрения и концентрации внимания. Большие узоры состоят из множества мелких, тщательно проработанных деталей, в каждом маленьком деревце или фигурке скрыт целый мир, и только в процессе шитья один за другим открываются их невербальные «смыслы», но зато однажды вложенный труд, тепло рук и человеческой души создают ни с чем не сравнимую красоту «узорочья хитрого». Каждое крупное поселение по Северной Двине имеет свои характерные особенности вышитых узоров. Пожалуй, самая яркая, самобытная особенность крестьянской вышивки Верхнетоемского района - это совстречаемость в одной вышитой вещи многих, различных по происхождению техник и приёмов вышивки - традиции и умения не исчезали, а как бы «наслаивались», добавлялись друг к другу.
Сказанное справедливо и по отношению к украсам старинной одежды, например, на лямках, грудке и «поднаставе» набивного сарафана можно одновременно встретить золотое шитьё на манер XVIII в., барановский ситец, фабричную тесьму «вьюнчик»!
Современные административные границы не совпадают с ареалами распространения старинных техник вышивки и ткачества. В среднем течении Двины встретились идущая с северо-запада традиция сюжетной вышивки «росписью» (другие названия: «досюльный», «русский шов») и довольно поздняя великоустюжская вышивка крестиком; местные по происхождению косая и прямая стежка; золотое/золотное шитьё Шенкурского или Черевковского типа и самобытные приёмы украшения одежды; уникальная традиция браного ткачества. Всё это делает тотемскую вышивку интереснейшим явлением, чудесным окошком в стародавние, минувшие времена.
Наш рассказ посвящён вышивке XIX - нач. ХХв., выполненной льняными или хлопчатобумажными нитями по домотканому полотну, представлены материалы из Верхнетоемского района, находящиеся в экспозициях Верхнетоемского и Афанасьевского краеведческих музеев, а также в личной коллекции автора. От всего сердца благодарю работников Верхнетоемского и Афанасьевского музеев за предоставленную мне возможность познакомиться с широким кругом вещей, увидеть не только отдельные образцы среднедвинской вышивки, но и ощутить контекст их бытования.
Скачать:
https://yadi.sk/i/4-4heM0V3ZEfcd
https://yadi.sk/i/4-4heM0V3ZEfcd
Зеркало:
https://vk.com/wall-24831940_606
https://vk.com/wall-24831940_606