Перуница

» » Русский сарафан (По коллекции сарафанов Государственного музея этнографии народов СССР) 1955

Традиционная одежда » 

Русский сарафан (По коллекции сарафанов Государственного музея этнографии народов СССР) 1955

Русский сарафан (По коллекции сарафанов Государственного музея этнографии народов СССР) 1955

Л. В. Тазихина

РУССКИЙ САРАФАН

(По коллекции сарафанов Государственного музея этнографии народов СССР)1

Сарафаны, как и поневы, были той основной частью женской одежды, которую русские крестьянки еще в XIX — начале XX в. носили поверх холщевой рубашки. Понева изучена этнографами довольно тщательно, о сарафане же имеющиеся работы не дают исчерпывающих данных. Выяснить сложную историю сарафана, время и территорию его распространения и т. д.— все эти вопросы можно полностью разрешить только после тщательного изучения большого фактического материала.

Сарафан, представляющий собой длинное, до пят, платье с широким подолом, надевался на рубаху, чаще через голову и обычно подпоясывался (в тех случаях, когда его не подпоясывали из опасения смять, пояс надевали под сарафан). Слово «сарафан» впервые встречается в Никоновской летописи в 1377 г. для обозначения мужской княжеской одежды без указания покроя и материала. Термин этот иранского происхождения и означает «одетый с головы до ног». Возможно, что к русской одежде этот термин стал применяться во время татаро-монгольского ига, когда князья, отправляя хану дань натурой, включали в нее и комплекты одежды2.

Для рассматриваемого вида одежды в широкой крестьянской среде, наряду с названием «сарафан», имелись и другие названия (связанные с материалом, окраской, покроем и назначением данной одежды, а также с принадлежностью к определенной возрастной группе носившей ее женщины)3.

_________
  1. Доклад прочитан на заседании сектора славяно-русской этнографии Ин-та этнографии АН СССР, посвященном работе по подготовке Русского историко-этнографического атласа. Изложенные Л. В. Тазихиной материалы, характеризующие богатейшее собрание сарафанов, используются при составлении карт распространения русской народной одежды.

  2. Предположение подсказано М. В. Сазоновой.

  3. Названия сарафанов: по материалу — «азиатка канаусовая», «бух муслиновый» (из кашемира), «дабенник», «золотный» (парчевый), «дубас», «китаечный», «китайник», «китайка», «клетошник», «костыч алый», «красик суконник», «кумашник», «набивальник», «набивник», «набивальник красик», «набойник», «набойчатый», «печатный», «портяной», «саян набойчатый», «сукман», «сукман шушуна», «сукня», «суконник узорчатый», «штофник»; по цвету ткани — «красик»; по покрою — «дольник», «клинник», «косоклинник», «костыц», «костыц с грудиной», «костыч», «красик с жулеткой», «московский», «московский сарафан», «прямой», «сарафан с грудью», «сарафан с лифом», «шубка»; по назначению — «балахон свадебный», «бодрый» (праздничный), «киндяк» (для работы), «посадный» (венчальный); по возрастному делению — «девичий», «костыцек досельный» (старушечий), «матерник» (женский), «потрапан старушник», «саян девичий».

    Разные другие названия сарафанов: «горбец», «горбун», «носов», «носовец», «кастолан», «перышки», «продуванка», «саян», «ферязи», «ферязь» и т. п.


В Государственном музее этнографии народов СССР, крупнейшем этнографическом музее страны, среди других коллекций, характеризующих материальную культуру народов Советского Союза, хранится большая коллекция сарафанов, сбор которых начался с 1902 г. В дореволюционный период сарафаны частично приобретались на выставках и у коллекционеров, но подавляющее большинство собиралось сотрудниками Музея на местах. Некоторые собиратели (например, А. А. Макаренко, О. П. Семенова и др.) в коллекционных описях сообщали подробные сведения о собранном материале, указывая народные названия сарафанов, их назначение, время бытования, материал, красители, отмечая, какие социальные и возрастные группы населения носили их. Наряду с этим имеются и неполноценные описания и аннотации. Часть коллекции отражает индивидуальные интересы самих собирателей, в результате чего наблюдается некоторая неполнота ее и неравномерность в соотношении количества сарафанов но губерниям (см. карту).

В советский период сбор этнографического материала проводится но плану; одновременно с сарафаном обычно приобретается полный комплекс костюма. Особенно подробные коллекционные описания сделаны исследователями-этнографами Н. П. Гринковой, Д. И. Золотаревым, А. А. Макаренко, 3. П. Малиновской, С. И. Руденко и др.

В результате постепенного накапливания в Музее образовалась богатейшая коллекция сарафанов (503 экземпляра), которая дает возможность подробно изучить этот вид одежды со всеми присущими ему особенностями, а также судить о богатстве художественного вкуса русской крестьянки.

Сведения об этой коллекции сарафанов не опубликованы; коллекция во всей своей полноте недоступна для обозрения широкой массы посетителей, так как в экспозиции выставляется лишь небольшая часть вещевого фонда Музея. Между тем материал, который дает эта коллекция, необходим для создания обобщающих трудов по русской народной культуре, в частности — Русского историко-этнографического атласа. Настоящая работа имеет своей целью охарактеризовать хранящуюся в Музее коллекцию сарафанов.

Советские этнографы Б. А. Куфтин1, Д. К. Зеленин2, Н. П. Гринкова3 дали основную типологию сарафана. В данной работе принята типология Н. П. Гринковой. В соответствии с ней в коллекциях Музея выделяются 4 типа сарафана: I — без срединного шва, II — косоклинный (распашной или с серединным швом), III — прямой, или «круглый», IV — с лифом. Однако при такой классификации выделяются лишь основные типы. Богатые коллекции ГМЭ позволяют выделить среди этих типов большое количество подтипов, разновидностей и вариантов сарафана, что имеет большое значение для выяснения истории этого вида одежды. Выделенные типы сарафанов рассматриваются в хронологической последовательности, наиболее древний из них — тип I.

_________
  1. Б. А. Куфтин. Материальная культура русской мещеры. Ч. I. М., 1926, стр. 106, 107.

  2. D. Zelenin. Russische (ostslavische) Volkskunde. В., 1927.

  3. Бухтарминские старообрядцы. Изд-во АН СССР, Л., 1930.


Тип I — сарафан без серединного шва, рубахообразный (или туникообразный). Основном признаком его являются цельные прямые передние и задние полотнища (без серединных швов). В зависимости от района бытования изменяется ткань сарафана и его украшения. Для южных губерний основной материал — шерсть домотканная и украшения из покромки, тесьмы или шнура — также из шерсти, для других материал — холст и в качестве украшения — кумач.

Схематическая карта распространения сарафанов в конце XIX - начале ХХ в. по коллекции Государственного музея этнографии народов СССР
Рис. 1. Схематическая карта распространения сарафанов в конце XIX - начале ХХ в. по коллекции Государственного музея этнографии народов СССР

Сарафанов I типа в коллекциях Музея небольшое количество и район их бытования ограниченный, а именно: б. южнорусские губернии — Воронежская, Курская, Тамбовская, Рязанская и западные — Смоленская, Псковская, Тверская, Новгородская, большей частью селения, отдаленные от городов; имеется также один сарафан из Семипалатинской губернии. Сарафаны, наиболее близкие к рубахообразному покрою, бытовали преимущественно в южных губерниях, в районе распространения поневы; они являлись девичьими и надевались с наступлением половой зрелости. Черный девичий сарафан и клетчатая женская понева по сравнению с косоклинным сарафаном — более древние части русской народной одежды, и в свое время район распространения их был обширнее, но они были вытеснены появившимся позднее косоклинным сарафаном.


Рис. 2. Сарафаны I типа — без серединного шва
а — подтип первый, Тульский (инв. № 150—166); б — подтип второй, Рязанский (инв. № 260—64); в — подтип третий, Курский (инв. № 728—175); г — смешанная группа, Рязанский (инв. № 1125—55).

Сарафаны этого типа разделяются на три подтипа.

Сарафаны первого подтипа сшиты из одного прямого полотнища ткани, перегнутого пополам, с небольшим разрезом для головы и отверстиями для рук. По бокам, от нижнего края проймы до подола, вшито по дополнительному прямому отрезку ткани, немного скошенному вверху.

В коллекциях Государственного музея этнографии имеются следующие сарафаны первого подтипа I типа, сшитые из черной домотканной шерсти: «девичий сарафан» из Богородского у. Тульской губ. (рис. 2а и 3), два «саянских девичьих сарафана» из Курского у. Курской ryб., «платье» с очень короткими рукавами из Области Войска Донского (принадлежало казачке-старообрядке).

Сарафаны второго подтипа сохраняют основной признак — цельные переднее и заднее полотнища, но вырез для головы делается значительно больше, проймы для рук выкроены неглубокие, на плечах образуются широкие и короткие лямки, а на заднем полотнище выкроена «спинка». По бокам пришито по два клина от проймы до подола; клинья эти пришиты к основным полотнищам по косой нитке, а между собой сшиты по прямой.

Ко второму подтипу I типа в коллекции ГМЭ можно отнести следующие сарафаны: девичий сарафан из черной домотканной шерсти из Скопинского у. Рязанской губ. (рис. 2б); сарафан из черной домотканной шерсти из Богодуховского у. Харьковской губ.; белый холщевый сарафан из Юхновского у. Смоленской губ.; синий холщевый сарафан из Устюженского у. Новгородской губ.

Сарафаны третьего подтипа сохраняют, как и оба предыдущих подтипа, основной признак — дельные переднее и заднее полотнища, но верхняя часть открытая, на лямках. Из полотнища на спине выкроены небольшая «спинка» и лямки, концы которых перекинуты со спины на грудь и пришиты к переднему полотнищу.


Рис. 3. Девичий сарафан первого подтипа I типа из черной шерстяной домотканины, сшитый из одного полотнища. Дер. Ивлево, Богородицкого у. Тульской губ. (инв. № 150—166).

К третьему подтипу I типа в собрании ГМЭ можно отнести «саяны» из черной или темносиней домотканной шерсти: «саян девичий» из Ново-Оскольского у. Курской губ. (рис. 2в); два «саяна» из Харьковского у. Харьковской губ., а также «дабенник» из синей дабы из Усть-Каменогорского у. Семипалатинской губ.

В коллекциях Музея имеется также небольшая группа сарафанов (8 экземпляров) глухих, с широкими плечами, и открытых, на лямках, с большим количеством клиньев на боках. Сарафаны этой группы бытовали на сравнительно широкой территории. У одних сарафанов этой группы каждый клин доходит до нижней части проймы, у других — часть клиньев доходит до верха, а внизу для увеличения ширины добавлены подклинки, причем часть клиньев пришита к основным полотнищам по прямой нитке, часть — по косой; так же разнообразно клинья сшиты и между собой. Так как у сарафанов этой группы переднее и заднее полотнища прямые и цельные, что является основным признаком I типа, то эту группу можно отнести к I типу; наличие же косых (часто нескольких) клиньев и подклинков, являющихся дополнительным признаком для сарафанов II типа (косоклинных), дает возможность считать эту группу сарафанов смешанной, переходной.

К смешанным сарафанам I типа можно отнести глухие сарафаны из шелка и холста из Каргопольского у. Олонецкой губ. (рис. 4) и «горбун» из синего холста из Весьегонского у. Тверской губ. который носили с рубахой-долгорукавкой. К этой же группе можно отнести открытые сарафаны на лямках: «свадебный балахон» из белой домотканной шерсти (рис. 2г) и сарафан из черной домотканной шерсти из Даньковского у. Рязанской губ., «носов» или «касталан» из белого холста из Ржевского у. Тверской губ.


Рис. 4. Сарафан из синего холста; на швах и на подоле нашиты полосы красной домотканной шерсти, разрез на груди обшит галуном. Каргопольский у. Олонецкой губ. (инв. № 975—2).


Тип II — косоклинный сарафан. Основным признаком его являются два полотнища спереди (распашные или с серединным швом) и одно целое на спине; на боках — косые клинья, не доходящие до проймы. Сарафаны II типа чрезвычайно разнообразны. Все сарафаны данного типа рассматриваются нами по тому, как пришиты у них боковые клинья. Они разделяются, соответственно этому, на три подтипа, которые в свою очередь имеют разновидности.

Сарафаны первого подтипа сшиты следующим образом: к основным двум передним полотнищам по бокам клинья и подклинки пришиты по прямой нитке, последовательно один за другим; к заднему полотнищу с обеих сторон клинья и подклинки, предварительно сшитые между собой по прямой нитке, пришиты по косой нитке. Клинья и подклинки переднего и заднего полотнищ, не доходящие до верха, на боках сшиты по- косому от» подола до проймы одним швом, который как бы срезает под углом ненужные части клиньев и подклинков. Этот косой шов, расположенный по диагонали почти посредине между обоими основными полотнищами (рис. 5, 2), является единственным швом, который доходит до проймы. Швы клиньев и подклинков, пришитых к заднему полотнищу, по отношению к последнему имеют вид ветвей ели (рис. 5, 3).

Сарафаны первого подтипа имеют две разновидности: глухие, закрытые до шеи, с грудиной (рис. 5, 1), и открытые, на лямках (рис. 5, 2)

К глухим сарафанам можно отнести: «сукман», или «шушуна», из домотканного сукна зеленого цвета из Весьегонского у. Тверской губ., «потрапан старушечий» из фабричной ткани из Курганского у. Тобольской губ.

Сарафанов, относящихся к разновидности открытых, на лямках, в коллекции Музея значительно больше по количеству. К ним относятся: сарафан из черной домотканной шерсти из Павлоградского у. Екатеринославской губ., две старинных «китайки» из крашенины из Муромского у. Владимирской губ., «дубас» из синего холста из Сарапулского у. Вятской губ., распашной сарафан из малинового штофа из Арзамасского у. Нижегородской губ., «кумашник» из Городищенского у. Пензенской губ., «косоклинник» из синего холста из Оханского у. Пермской губ., «киндяк» рабочий из синего холста на лямках из Новоржевского у. Псковской губ., «бодрый» из черного холста из Вяземского у. Смоленской губ., сарафан из китайки (синего ситца с узором) из Юхновского у. Смоленской губ., «китайник» из синего холста на лямках из Ржевского у. Тверской губ.


Сарафаны второго подтипа (рис. 5, 4 и 5) отличаются от первого подтипа тем, что клинья и подклинки пришиты к заднему полотнищу так же, как и к переднему; оба полотнища с их клиньями и подклинками сшиты одним косым швом, подобно полотнищам сарафана первого подтипа. Швы клиньев и подклинков по отношению к косому боковому шву расположены в виде ветвей ели (рис. 5, 4 и 5). Иного расположения клиньев на сарафанах данного подтипа в коллегиях Музея не встречается. Следует отметить, что этот характерный способ пришивания клиньев распространен почти во всех губерниях.

Сарафаны второго подтипа по разнообразию верхней части делятся на ряд разновидностей.

К первой разновидности второго подтипа можно отнести распашной сарафан «ферязи» с откидными рукавами и овальной проймой для рук, сшитый из домотканного синего холста, из Холмского у. Псковской губ. Эта разновидность косоклинного сарафана с откидными рукавами в коллекциях Музея единственная; имеются и платья, по внешнему виду весьма сходные, но иного назначения.

Ко второй разновидности второго подтипа относятся глухие, «с грудиной», сарафаны с овальной проймой, утратившие откидные рукава.

К этой разновидности относятся в коллекции ГМЭ: кубовый сарафан из бумажной ткани из Семеновского у. Нижегородской губ., сарафан из синего холста из Скопинского у. Рязанской губ., распашные «горбецы» из синего холста из Весьегонского у. Тверской губ., «ферязи» из черного холста из Старицкого у. Тверской губ.

К третьей разновидности второго подтипа относятся все открытые сарафаны (распашные и с серединным швом) на лямках, без проймы или с очень небольшой проймой (рис. 6 и 7). Сарафаны этой разновидности по количеству экземпляров (193) преобладают в коллекции Музея. Район их собирания охватывает все губернии, для которых характерно бытование сарафана, а отчасти и губернии, где носили поневу, и Сибирь (исключение составляют Екатеринославская, Могилевская, Орловская, Тульская и Харьковская губернии и Область Войска Донского).

Распашных сарафанов данной разновидности — 51 экземпляр1. Наибольший процент распашных сарафанов, имеющихся в музейной коллекции, собран в центрально-промышленном районе (Московской, Костромской, Владимирской и Ярославской губерниях), наименьший— в северном районе (Архангельской и Вологодской губерниях).

__________
  1. Среди народных названий сарафанов этой разновидности в Псковской и Новгородской губерниях встречаются термины «ферязь» и «ферязи». Ферязь, по историческим материалам, в XVII в. была парадным боярским платьем. Позднее, очевидно, это название было перепесепо на крестьянские холщевые и другие сарафаны.


Рис. 5. Сарафаны II типа — косоклинные
а — подтип первый: 1 — Тверской (инв. № 442—11), 2,3 — Пензенский (инв. № 822—24); б — подтип второй; 4 —Псковский (инв. № 230—18), ,5—Олонецкий (инв. № 975—1), в—Костромской (инв. № 821 —31), 7,8 — Владимирский (инв. № 383—48); в — подтип третий: 9, 10 — Уральский (инв. № 1100—2); г —смешанные: 11—Олонецкий (инв. № 975—2), 12 — Тамбовский (инв. № 342—17).

Сарафаны этой разновидности сшиты из разнообразных тканей. Рабочие или будничные сарафаны сделаны из домотканного холста, чаща всего синего цвета, без украшений; почти все они имеют спереди серединный шов. Праздничные сарафаны, в зависимости от имущественного положения их владельцев, сшиты из синего же домотканного холста с украшениями, из набойки, кумача или ситца, из шелка, полупарчи и парчи.


Рис. 6. Сарафан из кумача, косоклинный, распашной, с небольшой выкроенной из заднего полотнища спинкой. Село Горки Ковровского у. Владимирской губ. (инв. № 383—52).

Среди собранных в центрально-промышленном районе преобладают сарафаны из домотканного холста и фабричных бумажных тканей; в западном районе (Псковской, Тверской, Смоленской и Новгородской губерниях) — сарафаны из домотканного холста; в южном районе (Воронежской, Тамбовской и Рязанской губерниях) — сарафаны из домотканной черной шерсти; сарафаны из Волжского района (Симбирской и Саратовской губерний), а также Уфимской, Пензенской и Пермской губерний сделаны исключительно из домотканного холста; сарафаны из Нижегородской губернии — из шелка. Среди сарафанов из северного района (Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Вяземской губерний), наряду с экземплярами из домотканного холста и набойки, в коллекции ГМЭ имеются сарафаны из шелка, полушелка, парчи и полупарчи, причем среди сарафанов; приобретенных в Архангельской и Олонецкой губерниях, преобладают шелковые.

Наличие в коллекции Музея свадебных и праздничных сарафанов из Вологодской губ., сшитых из домотканного синего холста, без украшений, наряду с большим количеством шелковых сарафанов, говорит о глубоком имущественном расслоении крестьянства. 


Рис. 7. «Набивник» косоклинный. На серединном шве нашиты красное сукно, галун и пуговицы. Шенкурский у. Архангельской губ. (инв. № 904—10).

Почти для всех сарафанов третьей разновидности второго подтипа характерна как пережиток глухого сарафана небольшая спинка, выкроенная из заднего полотнища вместе с частью лямок, примыкающих к ней. Эти спинки, называемые в Вологодской губернии «скакушка», «скакушечка», в большинстве случаев украшены различными нашивками: из кумача, шелка, бархата и позумента в зависимости от степени зажиточности.

Ширина подола сарафана данной разновидности зависит от количества клиньев и подклинков, а также ширины ткани, и ни на верхней части сарафана, ни на характере пришитых клиньев никак не отражается. Большая часть сарафанов этой разновидности в разложенном виде имеет правильный или почти правильный полукруг (рис. 5, 7). Некоторые праздничные сарафаны имеют наиболее широкий подол за счет пришитых к передним и задним полотнищам вторых дополнительных клиньев (рис. 5, 8).

Украшения праздничных сарафанов третьей разновидности разнообразны.

На синих холщевых сарафанах чаще всего нашиты специально сделанные для этого ленты, бумажные или шелковые, шириной от 3 до 8 см с традиционным узором, напоминающим распустившийся цветок водяной лилии или садовую гвоздику. Такими лентами украшены почти все праздничные сарафаны. По всей вероятности, эти ленты распространялись коробейниками. Ленты нашивались с двух сторон по длине передних полок или серединного шва. На сарафанах встречаются также разноцветные полушелковые цветные ленты; они большей частью нашиты вокруг подола (часто в, несколько рядов). Встречаются и нашитые вокруг подола полосы кумача или ситца, большей частью красного. На сарафанах из штофа или полупарчи, принадлежавших зажиточной части крестьянского населения и жительницам небольших городов, подол обшивался полосами позумента, реже — золотым кружевом и бахромой. Вышивка характерна для черных сарафанов из южных губерний и, в единичных случаях, встречается на холщевых сарафанах из остальных губерний. Кроме лент, по краям передних полок распашных сарафанов со швом посредине нашивались пуговицы и петли. Пуговицы, в зависимости от материала сарафана и зажиточности его владелицы, были различного качества: оловянные, стеклянные, металлические с филигранью и зернью. Петли (по количеству и размеру пуговиц) делались из шнура домашнего или фабричного изготовления.

К украшениям сарафана можно отнести «поднаставы», представляющие собой верхнюю часть сарафана с лямками, и «нашивки» на серединном шве спереди. «Поднаставы» и «нашивки» пришивались к сарафанам из набойки в Архангельской и Вологодской губерниях, причем эти украшения изготовлялись, очевидно, местными специалистами.

В описываемой нами коллекции имеются сарафаны третьей разновидности второго подтипа II типа из следующих местностей: из Архангельской губ., Архангельского, Кемского, Мезенского,Онежского, Печерского, Пинежского, Холмогорского, Шенкурского уездов — «костыч» из холста, кумача, штофа, с серединным швом, «штофник» — из шелка, с серединным швом или распашной, «набивальник», «набивник» из набойки (из Шенкурского у.); из Владимирской губ., Владимирского, Гореховского, Муромского уездов — сарафаны из кумача, шелка, большей частью распашные, «китайки» из крашеного холста, синей китайки, большей частью распашные; из Вологодской губ., Вологодского, Вельского, Велико-Устюжского, Никольского, Сольвычегодского уездов — сарафаны из домотканной шерсти, синего, черного и красного холста, штофа, большей частью с серединным швом, но есть и распашные, «печатный» из набойки, «костыч» из черного холста, с серединным швом; из Воронежской губ., Бирючского, Коротковского уездов—девичьи сарафаны из черной домотканной шерсти; из Вятской губ., Сарапулского у.— «китайники» из синего холста, желтой фабричной ткани, сарафаны из кумача и шелка, с серединным швом; из Казанской губ., Спасского у.— сарафаны из штофа, с серединным швом; из Калужской губ., Калужского у.—старинный (по нашему мнению, конца XIX — начала XX в.) сарафан из шелка, с серединным швом; из Костромской губ., Костромского, Варнавинского, Ветлужского. Кинешемского, Нерехтецкого, Юрьевецкого уездов — сарафаны из синей и черной крашенины, бумажной черной ткани, штофа, «кумашник» из кумача, «китаешный» из люстрина (среди этих сарафанов преобладают распашные, но есть и с серединным швом); из Курской губ.— сарафаны из черной домотканной шерсти, «саян» из синего холста (Белгородский у.), «сарахван» из красного штофа и из черной домотканной шерсти (Беловский у.), «сукня» из красной домотканной шерсти (Обоянский у.)—все отмеченные сарафаны с серединным швом; из Московской губ., Богородского, Бронницкого, Дмитровского уездов — «китайки» и сарафаны из синей крашенины, распашные; из Нижегородской губ., Арзамасского, Васильевского, Макарьевского уездов — сарафаны из шелка, кумача, распашные или с серединным швом; из Новгородской губ., Кирилловского, Старорусского, Устюжского уездов — сарафаны и «ферязи» из домотканного красного и синего холста, из фабричной бумажной ткани, распашные и с серединным швом; из Олонецкой губ., Каргопольского у.— сарафаны из штофа, распашные; из Пензенской губ.— сарафан распашной из крашеного холста (Городищенский у.), «кумашник», с серединным швом (Мокшанский у.); из Пермской губ., Оханского у.— «косоклинник» из синего холста с серединным швом; из Петроградской губ., Лужского у.— «красик» из синего холста, с серединным швом; из Псковской губ., Великолукского, Торопецкого, Холмского уездов—«ферязь» из синего холста или шелка, распашные; из Рязанской губ., Касимовского, Раненбургского уездов — сарафан, «сукман», «сарахван» из черной домотканной шерсти, с серединным швом; из Саратовской губ., Петровского и других уездов — сарафаны из синего холста, штофные, преимущественно распашные; из Симбирской губ., Алатырского, Ардатовского, Сызранского уездов— сарафаны из домотканной шерсти, холста, штофа, с серединным швом и один — распашной; из Смоленской губ., Холмского у.— «бодрый» из фабричной ткани, с серединным швом; из Тамбовской губ., Кирсановского, Моршанского, Темниковского уездов—сарафаны из холста и домотканной шерсти, «сукня», «сухман» из синей и черной домотканной шерсти, с серединным швом, один сарафан—распашной; из Тверской губ., Бежецкого, Старицкого, Тверского уездов — сарафаны «китайник», «клинник» и «носовец» из синего холста, преимущественно распашные, «саян» из красного холста, распашной; из Уфимской губ., г. Бирска, Благовещенских заводов — сарафаны из холста, с серединным швом; из Ярославской губ., Пошехонского у.— сарафаны из кумача и черной фабричной ткани, распашные, «китаешник»— из китайки и холста, распашной и с серединным швом; из Енисейской губ.— «дубас» из синей дабы, с серединным швом (носили женщины, переехавшие сюда из Тобольской губ.), «косоклинник» — из атласа, с серединным швом; из Забайкальской области, Верхнеудинского у.— сарафаны из ситца, с серединным швом; из Томской губ., Бийского у. — сарафаны из шелка, с серединным швом.

К третьему подтипу относятся сарафаны, которые по внешнему виду похожи на косоклинные, но клиньев не имеют. Сшиты они следующим

образом: на отрезе ткани длиной в два передних полотнища на переднем крае посредине вырезано полукруглое отверстие для головы, а по обе его стороны, немного ближе к спине,— проймы овальной формы. К другому краю по длине пришито второе полотнище, к нему третье (рис, 5, 9 и рис. 8). В разложенном виде сарафан этого подтипа имеет правильный полукруг. По характерному для II типа признаку — наличию двух прямых полотнищ — эти сарафаны можно отнести ко II типу — косоклинным, выделив их в особый, третий подтип.


Рис. 8. Сарафан из голубого шелка с цветами; передние полы ниже шестой пуговицы скреплены. Скроен из трех длинных прямых полотнищ, пришитых последовательно одно к другому. На передних полах нашиты золотой галун, пуговицы и петли. Г. Уральск (инв. № 1100—2).

Такие сарафаны приобретены у уральских казачек из г. Уральска. Все эти сарафаны распашные, закрытые до шеи, и сшиты из шелка — зеленого, голубого, розового, серого, коричневого и лилового цветов (в зависимости от возраста владелицы), с большим количеством филигранных с зернью пуговиц, с золотым галуном на передних полах по длине, на спинке, па лямках и вокруг подола. Один из них — распашной, у остальных ниже шестой и седьмой пуговиц полы сшиты.

Сарафаны подобного покроя в этнографической литературе не упоминаются. Рассматривать их как локальную особенность не приходится, так как в коллекции Музея есть еще один сарафан, который сходен с ними по покрою: это «китаешник» распашной, закрытый до шеи, с 20 пуговицами из Костромского у. Костромской губ. Передние полы со спиной и плечами выкроены из одного отрезка ткани длиной в два передних полотнища. К нему на спине пришито заднее полотнище, а по бокам вшито но два клина и подклинка с одним косым швом посредине, как у косоклинных сарафанов второго подтипа.

Среди сарафанов, относящихся ко II типу, есть также группа смешанных (14 экземпляров), у которых имеются основные признаки II типа — два передних и одно заднее полотнища, но клинья на боках доходят до верхнего края, что характерно для сарафанов I типа. Клинья пришиты частью к прямым полотнищам по-косому и наоборот, что указывает на отсутствие установившейся системы пришивания клиньев, как и у смешанных сарафанов I типа.

Часть сарафанов этой группы — глухие, закрытые до шеи, с овальной проймой и широкими плечами, часть — открытые, на лямках (рис. 5, 11 и 12).

Сарафаны II типа, относимые к группе смешанных, приобретены в б. Олонецкой губ., Петрозаводском, Повенецком уездах — сарафаны из ситца и шелка, распашные.

Открытые на лямках сарафаны (рис. 5,12 ) представлены образцами из Олонецкой губ., Каргопольского у.— «шубки» из красной ткани домашней выделки, с серединным швом; из Вологодской губ., Сольвычегодского у.— сарафаны из набойки, с серединным швом; из Нижегородской губ., г. Сормово — сарафан из шелка, с серединным швом; из Рязанской губ., Раненбургского у.— «шугай» из домотканной черной полушерстяной ткани, с серединным швом, из Касимовского у.— сарафан из синей ткани домашней выделки; из Тамбовской губ.— «красик» из домотканной красной и «сукня»—синей шерсти (из Кирсановского у.).



Тип III — прямые, или «круглые», сарафаны. Основным признаком «сарафанов этого типа является наличие цельных прямых полотнищ. По разнообразию верхней части III тип разделяется на два подтипа: подтип первый (рис. 9а) — «с грудиной», подтип второй (рис. 9б) — сарафан, сшитый из полотнищ одинаковой длины (род юбки на лямках).

Сарафаны III типа — прямые или круглые
Рис. 9. Сарафаны III типа — прямые или круглые
а — подтип первый. Олонецкий (инв. №385—2); б—подтип второй. Вологодский (инв. № 622—77).

У всех сарафанов обоих подтипов, за редким исключением, отдельно выкроена спинка с лямками и пришита к заднему полотнищу; реже встречаются сарафаны с лямками в виде двух полос без выкроенной спинки (рис. 9а).

Сарафаны первого подтипа сшиты следующим образом: все полотнища, кроме переднего, равной длины; у пояса или немного выше заложены мелкие плотные складки или сборки, переднее полотнище — удлиненное, «с грудиной»; разрез для головы сделан на груди посредине или около левой лямки.

Среди сарафанов первого подтипа III типа в коллекции Музея имеются сарафаны из шелка, штофа («штофник»), парчи (Олонецкая губ., Повенецкий, Петрозаводский уезды), из шелка (Новгородская губ., Старорусский у.), из красного ситца (Область Войска Донского)

Сарафаны второго подтипа сшиты из четырех — восьми (в зависимости от ширины ткани) одинаковых по длине прямых полотнищ у пояса собраны мелкие плотные складки или сборки; разрез для головы сделан обычно спереди около левой лямки (очень редко на груди посредине), застежка — металлические крючки и петли, реже — пуговицы и воздушные петли из нити. Сарафаны данного подтипа в коллекционных описях носят название «круглых», или «московских» (рис. 9б).

Способ ношения «круглых» сарафанов был различен в зависимости от фактуры ткани. Холщевые домотканные сарафаны, а частой ситцевые, надевались на рубаху. Поверх шелковых, полупарчевых и парчевых сарафанов надевали душегреи, шугаи, позднее — «казачки» и кофты. У некоторых сарафанов, которые носили с нарядными из шелка или парчи душегреями, верхняя часть сшита из недорогой ткани — ситца или даже домотканного холста. Некоторые сарафаны делались с удлиненной на 10—12 см верхней частью, так что при ношении их закрывалась часть груди.

В коллекции Музея есть сарафаны второго подтипа III типа из следующих местностей: из Архангельской губ., из всех уездов, кроме Кольского — сарафаны из клетчатой и полосатой пестряди, ситца, кашемира, штофа, шелка, парчи; особо отметим своеобразную юбку на лямках — «портно» из Архангельского у.; из Вологодской губ., Велико-Устюжского, Кадииковского, Никольского, Сольвычегодского, Тотемского, Устьсысольского уездов — сарафаны из клетчатой и полосатой пестряди, набойки, шелка, кашемира, атласа; из Вятской губ., Сарапулского у.— сарафан из синего ситца; из Костромской губ., Костромского, Юрьевецкого уездов — сарафаны из синей домотканины, набойки, атласа и шелка; из Могилевской губ., Гомельского у.— две «азиатки канаусовые», из шелка; из Московской губ., Бронницкого у.— «продуванка» из кашемира; из Нижегородской губ. — сарафан «московский» из шелка из Лукояновского у. и сарафаны из парчи и шелка из Нижегородского у.; из Новгородской губ., Кирилловского, Старорусского, Тихвинского уездов — сарафаны из браного холста, набойки, штофа, шелка, парчи, «ферязь» из шелка — из Устюженского у.; из Олонецкой губ., Каргопольского, Петрозаводского уездов — сарафаны из шелка, полупарчи, парчи; из Пермской губ., Оханского у.— «дубас» из набойки, сарафаны из шелка и кашемира; из Петроградской губ., Лужского и др. уездов — сарафаны из набойки и пестряди; из Псковской губ., Великолукского, Холмского уездов — сарафаны из шелка и штофа; из Рязанской губ., Данковского у.— «перышко» из штофа; из Саратовской губ., Аткарского, Вольского уездов—сарафаны из шелка, кашемира, штофа; из Симбирской губ., Сызранского у.— сарафан «московский» из штофа, девичий; из Тверской губ., Бежецкого, Весьегонского, Тверского уездов — сарафаны из набойки, домотканной шерсти, покупной бумажной и шерстяной ткани, парчи, «саян набойчатый» (из Тверского у.), «великопостный» из черной домотканины (из Весьегонского у.); из Уфимской губ., Уфимского у., с Благовещенских заводов—сарафаны из кашемира; из Ярославской губ., Любимовского, Мологского, Пошехонского уездов — сарафаны из штофа, клетчатой пестряди, «штофник», «набойник»; из Сибири, Тобольской губ., Куренского у. —сарафаны из черного ситца и коричневого шелка («матерник»); из Томской губ., Бийского у.— сарафаны из шелка и ситца.

Среди круглых сарафанов есть семь экземпляров, сшитых из одного прямого полотнища, с одним швом, причем нити основы расположены вкруговую. Сарафаны этой группы у пояса также собраны мелкими сборками, но по утку. Лямки этих сарафанов большей частью сделаны из тесьмы; за исключением одного, все они сшиты из грубой домотканной шерсти с полосами яркой расцветки, расположенными от пояса к подолу. Все эти сарафаны приобретены в Кандиковском у. Вологодской губ.: пять — в Васьяновской волости, один — в Зубовской волости и один — в г. Тотьма. Эти сарафаны отнесены к разновидности «круглых», так как имеют прямое полотнище.


Тип IV — сарафаны с лифом на лямках (рис. 10). Основным признаком их является наличие лифа, облегающего грудь и спину или одну спину. По разнообразию лифов тип IV разделяется на два подтипа. Район собирания сарафанов обоих подтипов сравнительно обширный: северные губернии и центрально-промышленные, меньше западные; на юге эти сарафаны встречались только в Орловской губернии, в которой (если судить по коллекциям Музея), повидимому, не было косоклинных сарафанов. Сарафаны этого типа сшиты из домотканины — клетчатой, реже полосатой, и набойки, а также в равном количестве из фабричных тканей — ситца, кумача и др.

Сарафаны первого подтипа (рис. 10а) имеют неполный лиф, облегающий плотно только спину. Эта часть лифа состоит из прямоугольного отрезка ткани, передняя же часть «с грудиной» удлинена передними полотнищами, покрывающими всю грудь. По бокам в нижней части лифа пришито по тесемочке из той же, что и сарафан, ткани, которые завязываются спереди под грудью. Выкроенных спинок, характерных для косоклинного сарафана, не встречается. Лямки имеют вид двух, обычно широких, полос.


Рис. 10. Сарафаны IV типа — с лифом
а — подтип первый, Вологодский (инв. № 622—176); б—подтип второй, Вологодский (инв. № 704—90).

Сарафаны первого подтипа IV типа имеются из Вологодской губ., Никольского, Сольвычегодского, Велико-Устюжского уездов — сарафаны из пестрой пестряди, набойки, из домотканной полушерстяной яркой ткани («красик-суконник»); из Орловской губ., Брянского у.— «добрый» сарафан из фабричной шерстяной ткани.

Второй подтип (рис. 10б) — сарафаны с полным лифом. Длина лифа на спине у всех сарафанов — до пояса, передняя часть лифа бывает разной длины; если она небольшая (15—20 см), то под грудью лиф завязывается узкими тесемками из той же ткани, что и сарафан, пришитыми по бокам нижней части лифа на спине. Лифы сарафанов, завязывающихся под грудью спереди, обычно доходят до шеи (или немного ниже), лиф застегивается на груди посредине на две-три пуговицы, петли делаются прорезными.

В Музее имеются такие сарафаны из Архангельской губ., г. Архангельска и Пинежского у.— из кумача и ситца; из Вологодской губ., Велико-Устюжского, Кадниковского, Никольского уездов — «красик с жулеткой», «красик-суконник» из полушерстяной полосатой, из пестрой полушерстяной ткани, из кумача, ситца, набойки; из Костромской губ., Кинешемского у.— сарафан из пестряди; из Петербургской губ. Новоладожского у.— сарафан из фабричной ткани; из Московской губ., Дмитровского у.— «платье», «платье без рукавов» с завязками под грудью из набойки; из Новгородской губ,— сарафан из кашемира; из Орловской губ., Брянского у.— сарафан из розового ситца; из Тверской губ., Тверского у.—юбка с лифом из пестряди; из Енисейской губ., Енисейского у.— сарафан из «брильянтина»—фабричной бумажной белой ткани (рис. 11). 

Изучение сарафанов, хранящихся в фондах Государственного этнографического музея, позволило составить схематическую карту распространения типов сарафанов в конце XIX — начале XX в.

Сарафаны, относительно которых собиратели указывали, что они вышли из употребления в 70—80-х годах XIX в., представляют лишь незначительную часть коллекции, и составить по ним карту с более ранней датировкой в настоящее время нет возможности.


Рис. 11. Сарафан с лифом из фабричной белой с цветами бумажной ткани. Разрез на груди, проймы и лямки обшиты полосками кумача. Село Кежемское Кежемской вол. Енисейского у. Енисейской губ. (инв. № 681—6).

Наиболее древними по покрою следует считать сарафаны I типа, имевшие распространение до косоклинных сарафанов II типа; по ряду исторических, экономических и других причин еще в начале XX в. сарафаны I типа бытовали на небольшой территории в Курской, Тульской, Рязанской, Харьковской губерниях, в Области Войска Донского и в западных губерниях — Новгородской и Смоленской.

Сарафаны II типа были распространены почти во всех губерниях севернее, восточнее, западнее и частично южнее Москвы.

Получившие распространение в более позднее время «круглые» сарафаны III типа бытовали преимущественно в северных и центральнопромышленных губерниях, а также отчасти в западных.

Сарафаны IV типа, с лифом, появившиеся наиболее поздно, были распространены еще на более ограниченной территории, преимущественно в северных и «центрально-промышленных губерниях.

Л. В. Тазихина

https://www.perunica.ru/tradicii/9930-russkij-sarafan-po-kollekcii-sarafanov-gosudarstvennogo-muzeja-jetnografii-narodov-sssr-1955.html  



+2


Категория: Традиционная одежда

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.