
Венец (коруна) — праздничный девичий или свадебный головной убор, известный на Руси еще с XVI века. Существует несколько разновидностей подобных головных уборов. Но тип конструкции всегда примерно один и тот же — широкая, жесткая, богато украшенная лента обвивает голову надо лбом и завязывается под косой. Сзади ее могут украшать пышные банты из шелка, скрепленные брошами, сверху венец может покрывать легкая фата.
Один из наиболее нарядных типов венца — ажурный, расшитый золотым шнуром, жемчугом, стразами и полудрагоценными камнями, в виде многолопастной короны. Такие уборы были распространены в XVIII-XIX веках на северо-западе Российской империи — в Архангельской, Новгородской, Петербургской, Олонецкой, Псковской губерниях. Девушки из зажиточных семей могли надеть такой убор в дополнение к своему самому дорогому праздничному наряду — шелковому, парчовому или штофному сарафану с кисейными, шелковыми или парчовыми рукавами.
Благородное мерцание речного жемчуга и многоцветных стразов было незабываемым зрелищем для современников. Плавный неспешный шаг, особая пластика северных русских красавиц не в последнюю очередь были обусловлены необходимостью с достоинством и статью носить столь величественный, роскошный наряд.
К середине XIX века постепенно венцы становятся в первую очередь свадебным головным убором. Нередко венец мог сохраниться в единственном экземпляре на всю округу и предоставляться девушкам окрестных сел напрокат на время свадебного торжества. В таком уборе невеста отправлялась из дома родителей в сопровождении свадебного поезда в церковь на венчание, в нем же приезжала после венчания в дом молодого мужа на застолье и снимала его лишь в момент смены головного убора и прически — с девичьего на женский — во время обряда «окручивания молодой». С момента венчания мужа и жену называли молодыми князем и княгиней, наделяя их наивысшими почестями и расположением. Это уподобление высшей знати подчеркивалось роскошным головным убором новобрачной, своим великолепием не уступающим княжеским коронам.
Особый символический смысл нес и жемчуг — основной материал, из которого изготавливался венец. Издревле жемчужные россыпи украшали богато орнаментированные, вышитые золотом княжеские одеяния. Жемчуг был атрибутом русской знати, теремной и дворцовой роскоши. Кроме того, как и во многих культурах, жемчуг на Руси был символом чистоты и невинности, а так же олицетворял будущее многочисленное потомство, плодовитость, которого так желали близкие молодой новобрачной. В изготовлении венцов использовали мелкий речной жемчуг, который добывали на северных реках — Двине, Варзуге и малых реках Великого Новгорода, а так же более крупный, привозной морской жемчуг.
Венцы изготавливались из многих слоев проклеенного холста и картона, лицевая часть убора сплошь покрывалась вышивкой в технике «сажение по бели», когда нити жемчуга пришивались по настилу из хлопкового шнура, который позволял ярче выделить орнамент, подчеркнуть неповторимый жемчужный блеск, создать более выразительный и выпуклый рельеф. Графичность орнамента выявлялась с помощью золотого шнура, который пришивался по обе стороны жемчужных «дорожек». Незаполненные части орнамента прорезались с помощью резака, таким образом создавался изысканный ажурный убор, достойный самого торжественного случая и самого главного в жизни — свадебного — дня.

Во второй половине XIX века на фоне господства в искусстве стиля историзм в России возрастает интерес к традиционному костюму. Национальный костюм становится предметом коллекционирования и остается таковым вплоть до сегодняшнего дня. Девичьи и свадебные венцы мы встречаем не только в собраниях крупнейших музеев мира, таких как Российский этнографический, Русский музей, Государственный Эрмитаж, музей Метрополитэн, Бостонский музей изящных искусств, но и в частных коллекциях. В XIX веке в собраниях таких крупных коллекционеров, как Константин Маковский, Наталья Шабельская, Федор Плюшкин, в XX веке — Илья Глазунов, Сергей Глебушкин, Александр Васильев мы находим аналогичные головные уборы.
Величайшие русские художники создавали типы сказочных героинь, таинственных боярышень, используя национальный костюм в качестве колоритного антуража. Такие мастера как Дмитрий Левицкий, Клавдий Лебедев, Константин Маковский, Илья Глазунов и многие другие, вдохновлялись поэтическими образами русских красавиц, изображали их в старинном северном жемчужном венце.
Особую популярность русские традиционные головные уборы приобретают в 1919-29-х гг XX века на западе, где в качестве подвенечного убора в это время утверждается форма кокошника-венца. Даже герцогиня Мария Текская, будущая королева Англии выходила замуж в головном уборе подобной формы. Многие русские эмигранты, основавшие за границей модные дома, вдохновляются русским костюмом, используют традиционные мотивы в своих коллекциях. Популярность стиля а-ля рюс в области головных уборов стала настолько широка, что стилизованный кокошник-венец входит в повседневный обиход, становится атрибутом всех модниц.
На рубеже XX-XXI столетий такие прославленные модные дома, как KENZO, CHANEL, JOHN GALLIANO, JEAN PAUL GAULTIER и многие российские модельеры неоднократно обращаются в своих коллекциях к образам русского народного костюма, по-новому осмысляя, в том числе, роскошные традиционные головные уборы.
В наши дни венец все чаще используется как в сценическом или карнавальном костюме, так и в качестве незабываемого свадебного аксессуара. Творческая мастерская «Славутница» под руководством Софьи Владыкиной занимается воссозданием старинных костюмов, головных уборов, аксессуаров, а так же венцов, используя этнографические прототипы из музейных собраний и частных коллекций. Главными задачами мастерской является соблюдение технологий, как можно более близких к традиционным, использование аналогичных материалов и точное воспроизведение внешнего вида этнографического подлинника. Благодаря кропотливому труду коллектива первоклассных вышивальщиц, у нас есть уникальная возможность, живя в XXI веке, прикоснуться к подлинной русской старине, почувствовать себя героями настоящей сказки, предстать перед близкими в день свадьбы в незабываемом, полном роскошной стати, образе, приобрести настоящую семейную реликвию.



искусствовед, вышивальщица, мастер по изготовлению традиционного костюма, сотрудник Государственного Эрмитажа, руководитель клубного формирования Студия традиционного костюма и головных уборов «Славутница»