• Традиционная одежда

    Традиционный костюм и вышивка — это одна из наиболее уникальных и красивых форм народного творчества, которая представляет собой не только произведение искусства, но и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Большое собрание книг и статей по вышивке, набойке, одежде. А также кружевоплетение, ткачество и семантика старинных узоров.

    На фото: фрагмент вышивки из Мышкинского музея льна, автор Sergthegod

    Традиционная одежда » Перуница

Смоленские "Украсы"

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 18 860 | Нет комментариев
Смоленские "Украсы"
Испокон веков славится Смоленщина льном. Приезжайте в гости — вам покажут целый музей под названием «Смоленский лен». Эти-то льняные ткани с незапамятных времен украшают мои земляки тканым либо вышитым орнаментом. Понятно теперь, что такое наши украсы? Разнообразные узоры на сером, неотбеленном, или белом, как кипень, холсте: нарядные рубахи, фартуки, полотенца, наметки (по В. И. Далю, бабий головной убор, из белой режи в южной и западной России), затыльни (затыльная часть головного убора, покрывающая иногда и зашеек, загривок) и многое другое, сотканное и вышитое руками крестьянок.

Категория: Традиционная одежда

 

Украинская народная вышивка. Кара-Васильева Т. В., Заволокина А. О.

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 15 054 | Нет комментариев
Украинская народная вышивка.  Кара-Васильева Т. В., Заволокина А. О.
В книге рассматриваются особенности украинской народной вышивки, ее местные характеристики разных областей. Описываются основные техники шитья.
 

Украинская народная вышивка. Захарчук-Чугай Р.В.

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 15 152 | 1 комментарий
Украинская народная вышивка. Захарчук-Чугай Р.В.
В монографии впервые в историческом аспекте рассматривается украинская народная вышивка как своеобразное художественное явление. Комплексно исследуется искусство вышивки во всем разнообразии. Дан анализ техники исполнения, художественных особенностей разноплановых видов вышивки, осуществлена классификация содержания и формы орнаментальных мотивов и композиционных схем.
 

Гуцульские вышивки Карпат. Искусство орнамента | Гуцульські вишивки

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 18 480 | Нет комментариев
Гуцульские вышивки Карпат. Искусство орнамента | Гуцульські вишивки
В этом альбоме проработано 116 вышивок на 220 таблицах - удивительная красота народного наряда. Описание сделано по системе: материал, техника, орнамент, мотивы, местные названия, время вышивания, происхождения, место хранения и тому подобное. Альбом будет полезным для искусствоведов, этнографов, научных работников, художников, вышивальщиц, всех почитателей народного искусства.
 

О семантике изображений и орнамента русской народной вышивки. Маслова Г. С.

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 42 818 | 4 комментария
О семантике изображений и орнамента русской народной вышивки. Маслова Г. С.
Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов. Например, в узорах хантов и манси отражались родоплеменные особенности; у удмуртов имеются названия узоров, свидетельствующие о принадлежности их к определенному роду или племени; у народов Средней Азии, долго сохранявших пережитки родоплеменных делений, это отразилось в узорах. Туркмены, особенно женщины, безошибочно определяют племенную принадлежность ковровой орнаментации. Каждое племя имело свой собственный запас ковровых узоров.
 

Вологодское кружево

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 18 755 | 3 комментария
Вологодское кружево
Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.
 

Вологодские узоры — вышивка, набойка, ткачество

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 41 319 | Нет комментариев
Вологодские узоры — вышивка, набойка, ткачество
В отличие от набойки и узорного ткачества вышивание не требовало особых приспособлений. Для него достаточно было полотна, ниток и иглы, которые имелись в каждом доме. Смысл вышивки заключался не только в самом орнаменте на полотне, но и в создании фактурного богатства его поверхности, расшитой мелкими швам-узорами. Для этого существовало множество видов швов с особыми приемами их исполнения и узорной структурой. Одни шились прямо по поверхности полотна, другие требовали предварительного продергивания его нитей и создания таким путем сквозной сетки, служившей своего рода канвой для последующего вышивания.
 

Русские обрядовые куклы

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 32 423 | 6 комментариев
Русские обрядовые куклы
Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
 

Русский народный костюм: традиции и особенности

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 70 650 | 1 комментарий
Русский народный костюм: традиции и особенности
Статью эту можно озаглавить и так: «Одежда русской деревни». На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата.

Категория: Традиционная одежда

 

Русские обряды и традиции. Народная кукла

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 33 955 | 1 комментарий
Русские обряды и традиции. Народная кукла
КУКЛА — ПЕРВАЯ среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
 

Узоры русской вышивки. Г. П. Дурасов

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 29 039 | Нет комментариев
Узоры русской вышивки. Г. П. Дурасов
В богатейшем собрании тканей и одежд Государственного Исторического музея в Москве немало удивительных вещей. Хранится там и эта вот щедро расшитая женская рубаха, которую века полтора назад носила русская крестьянка из-под северного города Каргополя. Словно звездочки, рассыпаны по рукавам маленькие лучистые ромбики. А на плечах, в обрамлении жарко-красного узора, ромбы уже большие.
 

Гасюк Е.О., Степан М.Г. Художественное вышивание / Художнє вишивання.

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 15 556 | Нет комментариев
Гасюк Е.О., Степан М.Г.  Художественное вышивание / Художнє вишивання.
Текст изложен на 2-х языках: русском и параллельно – на украинском. В альбоме содержатся сведения об исторических и этнографических основах вышивки народов СССР. Дан краткий исторический обзор развития искусства вышивания на Украине, раскрыты мотивы украинского народного орнамента. Приведены сведения об оборудовании вышивальной с мастерской, инструментах и приспособлениях для мастерской ручного и машинного вышивания, о стирке и глажении вышитых изделий, ассортименте тканей и ниток. Описаны различные виды мережки, швов, методы вышивания, показаны образцы вышивок для отделки различных изделий. Альбом содержит цветные и черно-белые иллюстрации.
 

Зооморфный образ земли и мира

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 12 383 | Нет комментариев
Зооморфный образ земли и мира
В настоящее время уже довольно хорошо известен тот факт, что у многих народов мироздание, и в первую очередь земля, представлялись и в образах каких-либо животных, среди которых копытные занимают одно из главных мест. Наиболее полно такое представление зафиксировано у орочей: известная им земля, т. е. населенная ими и их ближайшими соседями, рисовалась им в образе восьминогой лосихи, чей спинной хребет является горной цепью, шерсть — лесами, паразиты — зверьем в лесу и т. д.
 

Сакральный символ. История свастики

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 22 489 | 9 комментариев
Сакральный символ. История свастики
Книгу эту можно по праву назвать Энциклопедией свастики, поскольку собранный в ней информационный и иллюстративный материал (более 3400 иллюстраций) способен поразить своим объёмом любого читателя. Перед вами плод 30-летней кропотливой работы вологодского исследователя Александра Тарунина, для которого книга эта стала делом жизни. Публикуемые материалы носят чисто научный, исследовательский характер.
 

Ефимова Л.В. - Русский народный костюм. ГИМ

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 41 695 | 3 комментария
Ефимова Л.В. - Русский народный костюм. ГИМ
Широкая коллекция русского костюма, цветные фото костюмов целиком и отдельных деталей, с фотографиями народного быта и подробным каталогом вещей. Лучший из альбомов по народному костюму. Представлены костюмы из коллекции ГИМа. Остается до сих пор образцовым для всех, кто занимается этой проблемой.
 

Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 27 712 | 3 комментария
Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества
Впервые исследованы художественные достоинства русского народного костюма как ансамбля. Выработана методика изучения подлинников, изложен принципиально новый перспективный подход к пониманию и структурному анализу творческого первоисточника. Систематизирован материал музейных коллекций народного костюма. Разработан классификатор русского народного костюма. Выявлены костюмы-образы, характеризующие русский народный костюм по регионам.

Категория: Традиционная одежда

 

Кара-Васильева Татьяна Українська вишивка / Украинская вышивка

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 19 676 | 1 комментарий
Кара-Васильева Татьяна  Українська вишивка / Украинская вышивка
"В богато иллюстрированном издании, основанном на материалах музейных коллекций Украины, впервые так полно и широко высветлена история развития украинской вышивки. В альбоме показаны также роль и место вышивки в оформлении народной одежды и жилья."
 

О генезисе древнерусских "змеевиков". Велецкая Н.Н.

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 17 771 | 3 комментария
О генезисе древнерусских "змеевиков". Велецкая Н.Н.
В изучении явлений языческого мировоззрения, ритуалов и атрибутов весьма существенно положение об их слоистом строении, о взаимопроникновении разновременных пластов, древнейших и более поздних. Впервые оно было сформулировало Е. В. Аничковым, и последовательно проводилось в исследованиях В. Я. Проппа.

Категория: Традиционная одежда

 

М.С. Кацар - Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка

Опубликовал: Слава Бо, посмотрело: 31 010 | 2 комментария
М.С. Кацар - Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка
Имя доктора искусствоведения, профессора Михаила Сергеевича Кацара (1906-95) прочно вошло в белорусскую культуру. В его посмертной книге собраны довоенные записи, зарисовки и фотоснимки - ценный материал для исследователей духовной культуры белорусского народа, поскольку таких записей уже никто никогда не сделает. Книга вмещает уникальный материал (в т.ч. около 600 цветных и черно-белых иллюстраций), который раскрывает поэтическую душу белорусского народа, его видение природы и ее взаимосвязи с человеком и его жизнью.
 

Праматерь Земля

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 12 475 | Нет комментариев
Праматерь Земля
Прежде всего необходимо отметить, что «концепция изоморфизма микро- и макрокосма, в соответствии с которой Вселенная представляется космически огромным телом человека или животного», в наиболее архаичных космогониях ограничивается по преимуществу одной землей «и вообще сводится к конкретной локальной территории». Восприятие земли как живого организма дожило в традиционных культурах практически всех народов до наших дней.