Содержание:

Валькирии ("выбирающие убитых"), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина.
Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу - "чертог убитых", небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство.
В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев-щитоносиц Одина, девственниц с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.
Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных князей, которые стали валькириями-избранницами богов еще при жизни, и могли превращаться в лебедей.
Современному человеку валькирии стали известны благодаря великому памятнику древней литературы, оставшемуся в истории под именем "Старшая Эдда". Здесь девы-воительницы имели имена, соответствующие их сущности - Гёндуль, Гунн, Рота, Скёгуль, Сигрдрива, Сигрун, Свава, Скульд и другие. Многие из них, наиболее древние, не поддаются переводу. Среди поздних наиболее известны Хлекк ("шум битвы"), Труд ("сила"), Крист ("потрясающая"), Мист ("туманная"), Хильд ("битва").
Образы исландских мифических дев-воительниц послужили основой для создания популярного германского эпоса "Песнь о Нибелунгах". В одной из частей поэмы рассказывается о наказании, которое получила валькирия Сигрдрива, осмелившаяся проявить непослушание богу Одину.
↑ Валькирии Брунгильда и Сиглинда
Фердинанд Лееке, 1870 Отдав победу в бою конунгу Агнару, а не мужественному Хьяльму-Гуннару, валькирия лишилась права принимать участие в битвах. По приказу Одина она погрузилась в долгий сон, по истечении которого бывшая дева-воительница стала обычной земной женщиной.
Другая валькирия, Брунгильда, после брака со смертным лишилась своей сверхчеловеческой силы, ее потомки смешались с богинями судьбы норнами, прядущими у колодца нить жизни.
Скандинавы верили в то, что, оказывая влияние на победу, девы-воительницы держали в руках судьбу человечества.
Судя по поздним мифам, идеализированные валькирии были созданиями более нежными и чувствительными, нежели их свирепые предшественницы, и часто влюблялись в смертных героев.
Тенденция к лишению валькирий священных чар четко прослеживалась в сказаниях начала II тысячелетия, в которых авторы часто наделяли воинственных помощниц Одина внешностью и судьбой реальных жительниц Скандинавии того времени. Суровый образ валькирий использован немецким композитором Р. Вагнером, создавшим знаменитую оперу "Валькирия".
↑ Генрих Гейне. ВАЛЬКИРИИ (перевод Л. Пеньковского)
Снизу - бой. А сверху - в бронях -
Мчатся на воздушных конях
Три валькирии. Звучит
Песня их, как щит о щит:
"У монархов спор - народы
Из-за них воюют годы.
Власть - их добродетель, страсть,
Благо, цель их жизни - власть.
Гей! От смерти не ищи ты
Под кольчугою защиты!
Гибнет лучший из людей,
Верх всегда берет злодей.
В лаврах, в арках - вся дорога!
Он придет надменно строго.
Тот, кто лучших мог попрать,
Может страны покорять.
Он сенаторами встречен,
Бургомистром он привечен,
Он ключи у них берет -
И кортеж идет вперед.
Гей! Салютом пушек с вала,
Трубным ревом все взорвало,
Колокольных звонов гром,
Чернь "виват" кричит кругом.
Дамы, на балконах стоя,
Устилают путь героя
Розами. Проходит он, -
Сдержан, горд его поклон".
↑ Генрих Гейне. ВАЛЬКИРИИ (перевод Л. Гинзбурга)
На земле - война. А в тучах
Три валькирии летучих
День и ночь поют над ней,
Взмылив облачных коней:
"Власти спорят, люди страждут,
Короли господства жаждут.
Власть, как благо, им дана.
Добродетель их - война.
Гей, несчастные, поверьте:
Не спасет броня от смерти,
И герой в бою разбит,
А мерзавец победит.
Флаги. Арки. Стол накрытый.
Завтра явится со свитой
Тот, кто лучших одолел
И на всех ярмо надел.
Вот въезжает триумфатор.
Бургомистр или сенатор
Подлецу своей рукой
Ключ подносит городской.
Гей! Венки, гирлянды, лавры!
Пушки бьют, гремят литавры,
Колокольный звон с утра.
Чернь беснуется: «Ура!»
Дамы нежные с балкона
Сыплют розы восхищенно.
И, усталый от побед,
Он кивает им в ответ".
↑ Валькирии в работах художников

Валькирия-девственница
Говард Дэвид Джонсон

Валькирии Брунгильда и Сиглинда
Фердинанд Лееке, 1870

Валькирия
Говард Дэвид Джонсон

Валькирия над павшим воином
Константин Васильев, 1971

После битвы
Ларри Элмор

Валькирия
Клайд Колдвелл

Сражение
Крис Дин

Дева-воительница
Клайд Колдвелл

Джулия Стрейн
Луис Ройо
↑ Видео: Скандинавская мифология | Валькирии
В этом видео вы узнаете в каком виде скандинавская мифология преподносит нам валькирий. Здесь будет рассказано, чем они занимались и откуда появились.
↑ Рихард Вагнер. Полёт валькирий. Классическая музыка
Вильгельм Рихард Вагнер (нем. Wilhelm Richard Wagner ); 22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий композитор, дирижёр. Крупнейший реформатор оперы, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров.
Полёт валькирий — общераспространённое название начала третьего действия оперы «Валькирия», второй из четырёх опер Рихарда Вагнера, которые составляют цикл опер «Кольцо нибелунга». Лейтмотив с названием «Полёт валькирий» впервые был записан композитором 23 июля 1851 года.
Либретто к опере, как и ко всему циклу «Кольцо Нибелунга», было написано самим Вагнером в 1849—1852 годах в Цюрихе. Музыка была создана в 1852—1856 годах там же. Впервые опера была поставлена 26 июня 1870 года в Мюнхене под управлением Франца Вюльнера. Вагнер остался недоволен этим, поскольку был убеждён, что тетралогия должна ставиться целиком, но этот замысел осуществился только в 1876 году на первом Байройтском фестивале. «Валькирия» была представлена 14 августа, дирижировал Ханс Рихтер.