И нарекоша они ПОЛЯНИЦАМИ...

И нарекоша они ПОЛЯНИЦАМИ...

В южнорусских степях когда-то правили, женщины, пасли скот, охраняли стада, сражались за свои земли...

С тех пор все перемешалось на территории, позже обозначенной как Русь: языки, поверья, человеческие гены. Разберись теперь, в ком из нас, жителей современной России, течет кровь древних воительниц.

Может быть, как раз из этого источника русские женские характеры, о которых сказано:

"Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"?

Здесь в самый раз вернуться к мифам, но уже не к греческим, а к нашим собственным. Можно ли среди жалких остатков когда-то старательно вымаранных дохристианских древнерусских мифов отыскать что-либо о племени женщин-воинов?

Оказывается, можно, и гораздо больше, чем у других народов.

Когда-то в Древней Руси был обычай, происхождение которого сокрыто в глубинах, вполне сопоставимых со временем сарматов и скифов.

Назывался он "полякование": воин в одиночку выезжал в чисто поле, что тянулось до самого Черного моря, и искал в степи "поединщика" себе под стать. Пленных не брали, трофеев - тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные на показ.

Наряду с "поляковщиками" в русских былинах очень часто упоминаются "поляницы", женщины-богатыри.


Peter Nicolai Arbo-Hervors
Hervor was a shieldmaiden in the cycle of the magic sword Tyrfing, presented in Hervarar saga and of which parts are found in the Poetic Edda

С поляницей Златогоркой бьется Илья Муромец, а через многие годы он встречается со своей "неузнанной" дочерью от этой Златогорки, поляница и жена Добрыни Никитича, с которой он знакомится тоже в бою, с поляницей бьется и на ней женится Дунай Иванович, а в одном из вариантов былины "Про Илью Муромца и Тугарина" поляница Савишна - жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина.

Здесь легко увидеть параллель в развитии сюжетов древнерусских былин и греческих мифов: герои-мужчины одолевают-таки воительниц в нелегком поединке, и те становятся женами победителей. Хотя нередко воительницы гибнут. Особенно преуспели в этом Геракл и Илья Муромец.

Рыцарского отношения к даме им явно не хватало.

Но обратимся к первоисточнику («Илья Муромец и дочь его» - былина):

....Едет поляница удалая,
Удалая поляничища великая,
Конь под нею как сильна гора,
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее,
Одною рукой палицу подхватывает,
Как пером-то лебединым ею поигрывает.


У древних греков был свой идеал женской красоты, у наших предков - свой. Это вам не стройная амазонка с древнегреческой вазы или из современного фильма-фэнтези, это женщина серьезная.

Огорчает ее лишь то, что нет ей достойного соперника-поединщика:

- Коль Владимир князь стольно-киевский
Мне не даст да супротивника,
Из чиста поля да наездника,
Я приеду тогда во славный Киев-град,
Мужичков всех повырублю,
А все церкви на дым спущу,
Самому князю Владимиру я голову срублю...


Ни Алеша Попович, ни Добрыня Никитич связываться с поляницей не решились и Илье Муромцу не советовали, но тот не послушался и чуть было не лишился головы...


Борис Ольшанский .Тени забытых предков

Одна из трактовок образа былинных поляниц принадлежит Д.М. Балашову.

«Поляницы преудалые русского эпоса,– замечает он, – чрезвычайно оригинальны.

Это – степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем,– жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц – «поляницы» – славянское.

По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представление о поляницах утвердилось в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь».

Когда же появилось слово «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытования они уже исчезли».

Международные параллели русским поляницам – греческие амазонки, обитавшие в Малой Азии, в предгорьях Кавказа и Меотиды (Азовского моря). Легенды об амазонках широко известны во всех частях света и являются либо порождением местной традиции, либо распространением греческой.

Русские женщины-воительницы, вероятнее всего, принадлежат древнейшей местной традиции.

Не удержишь в затворенной келье –
Мне туда, где за взмахом орла
Понеслась с соловьиною трелью
Из кленового лука стрела.
Мне туда, где звенит о шеломы
Быстрых сабель отточенный свет,
Где со смертью так близко знакомы,
Словно братствуют тысячи лет.
Где ветра на кургане забытом
Колыхнули соленый ковыль...
Мне туда, где звенит под копытом
Русских песен далекая быль.


Стихи А Белянин.


Плакат 1914 года. Российская империя изображена в образе женщины-богатырки, попирающей змея с двумя головами, символизирующими Германию и Австро-Венгрию

Дева-воительница, женщина-воин — архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп — беспомощная дева в беде.


Boudicea haranguing the Britons. 1860

По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования.

В древних легендах встречается мотив сватовства героя к подобной деве, которая соглашается на брак только под условием, что он превзойдет её в типично мужских боевых искусствах — причем она оказывается настолько сильной, что жених может победить её только хитростью.

Общепринятых гипотез о истории сложения данного женского образа, его предпосылках и развитии нет. Существует несколько разных версий происхождения, а также и мнений о том, насколько значимой подобная концепция была вообще.


Франц фон Штук. Раненая амазонка

Например, Пегги Сэндей выдвигает идею о том, что общества, в которых доминировали ритуалы поклонения Природе, были гиноцентрированными, и что модель такого общества можно увидеть в древнескандинавском язычестве и северной викке (природной магии), получившим отражение в мифологических образах северных дев-воительниц, валькирий.

Таким образом, подобные образы дев-воительниц — пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.


Густав Климт, «Афина Паллада»

А И. М. Дьяконов "при сравнительном анализе «архаических мифов Востока и Запада», выделил среди женских мифологических персонажей две категории: «дев-воительниц» и «матрон»-«матерей/супруг»;

первая категория по его версии восходит к возрастной группе девушек, сопровождающих юношей в «мужском доме» (ганика у индоариев, гетеры у греков и т. п.), пользующихся половой свободой и связанных с боевыми дружинами.

Мифологические воплощения таких социальных групп индийские апсары, ирландские сестры Морриган и т. п. персонажи, уносящие убитых с поля боя".

По этой версии, образ дев-воительниц получается воспоминанием о реальных боевых подругах, сопровождавших воинов в походах.


Leopoldo Metlicovitz - Finalmente.

В мировой литературе (преимущественно европейской) прослеживается четкая магистральная линия преемственности подобного сюжета. Амазонки древнегреческих мифов проникают в средневековый рыцарский роман, после чего архетип воскрешается уже в ХХ веке, когда общество требует нового женского образа.

Существует отдельное ответвление, которое стоит отметить, как характеризующее определенную стадию. Саги о девах-воительницах составляют отличительную особенность средневековой исландской литературы.

«Если в других литературных традициях эпизодически встречаются образы строптивых принцесс, укрощаемых женихами, то в исландской словесности возникает особая разновидность жанра рыцарской саги — рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. В рыцарских сагах для героинь таких рассказов существует специальное обозначение — meykongr „дева-правительница“, сами же они знаменательно именуют себя „королем“ (kongr), но не „королевой“ (dróttning)».

Friedrich August von Kaulbach (1850-1920): Germania, 1914
Friedrich August von Kaulbach (1850-1920): Germania, 1914
Фридрих Август Каульбах. Аллегорическое изображение Германии в виде девы-воительницы, 1914.


Современность


В массовую культуру стереотип воительницы, активно участвующей в сюжете, как считается, проник в 1970-е гг. в связи с всплеском феминистского движения в западной цивилизации.

К этому моменту публика начала уставать от типичной героини — пассивной девы в беде, крепко связанной с мужчиной-защитником. Этот тип вышел из моды, и создатели нового образа нашли вдохновение в греческой мифологии.

Penthesilea as one of the Nine Female Worthie
Penthesilea as one of the Nine Female Worthie

Данный женский стереотип изображает выдающуюся и независимую женщину, которая стремится достигнуть своих целей и позиционируется как антипод типичным ролям, созданным в рамках традиционной патриархальной социальной модели.

Подобная героиня фигурирует в мирах героического фэнтези или в исторических романах на тему Средневековья — то есть в ситуациях, где очевидны её физические навыки.

Этот образ может эффективно использоваться и в произведениях о современном мире, например в фильмах в жанре girls with guns.

В отличие от других женских активных образов — роковая женщина или девчонка-сорванец, дева-воительница продолжает заниматься традиционно мужскими делами, причем без потери женственности. Кроме того, в масс-культуре совсем теряется идея средневековой куртуазной любви к подобной прекрасной принцессе.


Исторические примеры


Фактически в реальной истории примеры подобных реальных персонажей чрезвычайно редки. Хотя иногда дворянки сопровождали армию и возможно участвовали в общественной жизни, все же настоящий бой, с его насилием и физическими нагрузками, считался непристойным и неподходящим занятием для женщин.

Анна Попова. Дева воин
Анна Попова. Дева воин

Все же можно перечислить несколько примеров:

  • китайская принцесса Пиньян (Princess Pingyang), которая собрала и возглавила собственную армию во время восстания. Позже её отец стал императором Гаоцзу.

  • ионийская царица Артемизия Карийская, которая сопровождала Ксеркса в его походе и командовала в Саламинской битве пятью собственными судами. Хотя реальность её подвигов ставится историками под сомнение, тем не менее, считается, что именно она стала поводом к произнесению проигравшим Ксерксом фразы: «мои мужчины стали женщинами, а женщины — мужчинами».

  • спартанка Архидамия, которая сражалась с Пирром во время осады Лакедемона во главе отряда своих соотечественниц.

  • британская королева Боадицея

  • мусульманская принцесса Амина (Amina)

  • Этельфледа, дочь Альфреда Великого

  • Жанна Д’Арк и её легенда представляет собой пример сплавления как реальных предпосылок, так и архетипических черт. Например, одна из версий ей приписывает королевское происхождение.

«Жанна д’Арк», картина Э. Л. Свиннертон
«Жанна д’Арк», картина Э. Л. Свиннертон

  • Мандухай Мудрая, монгольская княжна, разгромившая в нескольких битвах подряд врагов своего малолетнего воспитанника и будущего мужа Даян-хана — племена ойратов.

  • Надежда Дурова — кавалерист-девица. К моменту бегства в армию была замужней женщиной и имела сына, что обычно «исчезает» при беллетрезации её образа, возможно, в соответствии с архетипом.


Woman's Holy War. Grand Charge on the Enemy's Works
Woman's Holy War. Grand Charge on the Enemy's Works


В мифологии


Богини-воительницы


  • Афина (греч.), Минерва, Беллона (др.рим.)

  • Инанна (шумер.)

  • Анат (западносемит.)

  • Аллат (древнеараб.)

  • Иштар — один из эпитетов — «Воительница»

  • Шавушка (шуррит.)

  • Ардвисура Анахита (древнеиран.)

  • Дурга (инд.)

  • Морриган (ирл.)

  • Ойя (йоруба)

  • Скатах (кельтск.)

  • Упэрэтат, супруга Вертрагны (иран.). Дева-воительница, была символом награды за храбрость, награды героям, отправляла души героев в рай. Ее изображали на коне.

Theodor Baierl Ruhende Amazonen
Theodor Baierl Ruhende Amazonen


Jakob Jordaens. Meleager and Atalante
Jakob Jordaens. Meleager and Atalante


Группы


  • валькирии (сканд.)

  • фраваши — (иран.), мн.ч., мифическое олицетворение души, женского пола, реют в небесах, закованные в металлические доспехи, и поражают нечистую силу.

  • Нация женщин-воительниц — амазонки.

Etty Britomart 1833
Встреча Брадаманты и Флордеспины", иллюстрация к поэме Лодовико Ариосто "Неистовый Роланд" 1632-1635
Etty Britomart 1833


Обычные люди


античность:

  • Горга (дочь Ойнея)

  • Аталанта

  • Гарпалика

  • Камилла в «Энеиде»


прочее:

  • Chitrāngadā, одна из жён Арджуны («Махабхарата») командует армиями своего отца.

  • Gordafarie («Шахнаме»)

  • Дейрдра (ирл.)

  • Королева Корделия, дочь короля Лира, водила армии в бой; королева Гвендолин, жена Локрина, победила его в битве и стала королевой (британский миф)

  • Shieldmaid

  • Женщина-богатырша Фатима Зат аль-Химме (араб. «Жизнеописание доблестной Фатимы и повествование о подвигах ее славных предков»)

  • Сёстры-воительницы Чынг (вьетнам., Trưng Sisters)

  • Кырк кыз («сорок девушек») — у каракалпаков девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим и спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана.

  • Женщины-богатырки в якутских эпических мифах («Олонхо»), например, Дьырыбына Дьырылыатта

  • Очы-Бала (алтайский эпос)

  • Дочь Даргавсара (нартский эпос)

Хусепе Рибера. «Дуэль женщин»
José de Ribera (1591–1652). Duell zweier Damen.1636
Хусепе Рибера. «Дуэль женщин»

русские богатырки:

  • Степная королева-воительница Марья Моревна

  • Воительница-поленица Настасья — жена богатыря Дуная Ивановича.

  • Лата-горка, мать богатыря Сокольника от Ильи Муромца


В литературе и живописи


Исследователи отмечают, что изображение девы-воительницы является сквозным сюжетом, и этот литературный и иконографический образ является распространенным в западной традиции, причем она может быть и меланхоличной, и агрессивной. В изобразительном искусстве и литературы он появился начиная с античности и до конца XIX века, особенный расцвет приходится на XVI век в литературе и XVII век в живописи


Средневековье


Брунгильда. Brynhild, by Gaston Bussière, 1897
Брунгильда. Brynhild, by Gaston Bussière, 1897

  • Брюнхильда — валькирья, персонаж «Песни о нибелунгах», поклялась выйти замуж только за того, кто одолеет её в битве.


в рыцарских романах:

  • Брадаманта — персонаж романов о Роланде («Освобождённый Иерусалим», Торквато Тассо):

  • Эрминия

  • Хлоринда — сарацинский воин, перед самой смертью принимающая христианство

  • Марфиза — царица Индии, поклялась не снимать доспеха, пока не одолеет трех могучих царей — Градасса, Агрикана и Карла Великого.

  • Гильдиппа, супруга Одоарда, вместе с которым они являются доблестными и неразлучными супругами-воителями

  • Хуа Мулань — героиня китайской средневековой литературы


в исландских сагах:

  • Флорентия — королева Индии, согласна выйти замуж только за того, кто пройдет испытания («Сага о Гиббоне»)

  • Мармория — королева Греции («Сага о Парталопе»)

  • Седентиана — героиня «Саги о Сигурде Молчаливом»

  • Розамунда — героиня «Лэ о Ланвале» («Песнь о Януале»)

  • Ингигерд — королева, героиня «Саги о Сигргарде Смелом»

  • Торнбьёрг — дочь шведского короля, героиня «Саги о Хрольве, сыне Гаутрека»


Возрождение


  • Бельфебея и Бритомарта в «Королеве фей» Спенсера


Новое время


  • Женский персонаж поэмы Томмазо Гросси «Ломбардцы в первом крестовом походе» (XIX век) и одноименной лирической оперы Верди по ней.

  • Опера Рихарда Вагнера «Валькирия».

Utagawa Kuniyoshi.Onna bugeisha Ishi-jo, wife of Oboshi Yoshio
Utagawa Kuniyoshi.Onna bugeisha Ishi-jo, wife of Oboshi Yoshio. Женщина-самурай, точнее онна-бугэйся — женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием.


Категория: Веды

<
  • 69 комментариев
  • 0 публикаций
26 ноября 2011 11:10 | #1
0
  • Регистрация: 5.02.2011
 
Выходим из тени 1000 лет христианского патриархата!
Да и не только христианского...

--------------------

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
26 ноября 2011 12:55 | #2
0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Цитата: козочка26
Выходим из тени

Главное, не увлекайтесь... metla Выходом из тени))))
А то можно пополнить ряды феминисток)))) (Шутка)
Прошу только, не надо ext_tomato

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
26 ноября 2011 23:01 | #3
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: kirrush
Цитата: козочка26
Выходим из тени
Главное, не увлекайтесь...

Согласен, ото можно не на Свет, а прямо во тьму угодить. С Статью читать надо... и рекомендовать другим.... особенно мужикам...

<
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
0
  • Регистрация: 15.12.2022
 
козочка26 ты наверное имела в виду "Выходим из тени 1000 лет христианского патрипархата!" ?


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*