Летнее солнцестояние 2024. Купала и Кострома


Если измерять каждый день, под каким углом Солнце поднимается над горизонтом в полдень (этот угол называется полуденной высотой Солнца), то можно заметить, что он неодинаков в разные дни и летом значительно больше, чем зимой. Об этом можно судить и без всякого угломерного инструмента, просто по длине тени, отбрасываемой шестом в полдень: чем короче тень, тем больше полуденная высота, а чем тень длиннее, тем меньше и полуденная высота.

20 июня в Северном полушарии полуденная высота Солнца наибольшая. Это самый длинный день в году в этой половине Земли. Он называется днем летнего солнцестояния. Несколько дней подряд полуденная высота Солнца меняется чрезвычайно мало (отсюда и выражение «солнцестояние»), а потому и продолжительность дня также почти не меняется.

Противоположное полушарие в этот момент наблюдает обратное — длиннейшую ночь в году. То есть пока россияне будут праздновать «макушку лета», жителям Австралии будет темно и холодно.

Летнее Солнцестояние в 2024 году состоится 20 июня в 20 часов 50 минут по московскому времени, а продолжительность дня составит 17 часов и 33 минуты.

СМЕНА ВРЕМЕН ГОДА

Праздник летнего солнцестояния широко справляется разными народами. У финнов и ингерманландцев он известен как Юханнус, у латышей — Лиго. У якутов в этот день проходит Ысыа́х (якут. Ыhыах) — праздник лета.

Славяне же в день летнего солнцестояния отмечали главный праздник лета — Купалу. Однако, после принятия григорианского календаря он перестал совпадать с самым длинным днем в году и стал отмечаться 7 июля. Праздник также имеет названия: Иван Купала, Иванов день, Иванщина.

Из словаря Владимира Даля:

День 23 июня, св. Агрипины. Аграфены купальницы; начало купанья; закупываются. Моются и парятся в банях; общее купанье с песнями и пр. На Аграфену гречиха мала — овсу порост. Травы в соку: лютые коренья. Накануне (и в ночь) Ивана-купалы собирают лечебные и знахарские коренья и травы. Обетная каша, складчиной. Купаленка умалит. купальня.

День 24 июня: в Белой и Малой Руси, в Балтийских губ. и у южных славян, празднуется сожжением костров в поле. Купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева Марины и пр. Первый покос. Выходи на косовицу! южн. Прыгают чрез купальницкие огни. Собирают лекарственные травы. На Ивана купала, кого побьют, пропало! на игрищах и при других шалостях.

Ведьмы собираются на Лысой горе (Киев); день ведьм, оборотней, колдунов и пр. Проказы нежити, домовых, водяных, леших, русалок и пр. Папоротник расцветает в полночь на Ивана купала, и открывает клады.

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана! говорит пчела.

Коли до Ивана просо в ложку, то будете и в ложке, южн.

На Ивана купала появляются светляки.

Сильная роса на Ивана, к урожаю огурцов.

После Ивана не надо жупана, южн.

На Иванову ночь звездно — много губ будет? грибов, Переяславль.

Вымолите, попы, дождя до Ивана; а после и мы грешные умолим!

До Ивана, просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана, я и сам упрошу!


Купала и Кострома


В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная, что они брат и сестра. А когда узнали, решили утопиться.

Всеволод Иванов - "Ночь накануне праздника Купалы"

Кострома стала русалкой или мавкой.

Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок, который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья.

Образ Костромы связан с празднованием «Зеленых святок» - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающими форму похорон.

Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми венками в руках.

Праздновали Купалу в ночь с 23 на 24 июня. Предположительно, в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купала был так же связан с почитанием огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого Солнца и хорошего полива.


В ночь с 23 на 24 июня (по новому стилю 7 июля) каждый год решается судьба мира: быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. Каждый год сражение выигрывают силы Добра, но победа эта не приходит сама собой.

Некогда в эту ночь вся Европа покрывалась многочисленными огнями. В обширной Славии, огромной Германии, северной Скандинавии, далекой Британии и бесконечной Руси люди зажигали костры — «очи Света». И тогда казалось, что Земля, будто зеркало, отражает звездное небо. А Небо — Землю.

Несколько дней — с 24 по 29 июня — Солнце мечется по небу, пока Перун гадает куда повернуть колесо времени. И тогда ему на помощь приходит святая дева Заря-Заряница, она берет Перуна за руку и ведет его дальше, ведь, действительно, всему свое время: лету, осени, зиме... Таков круг времен, завещанный нам Родом.

И, пока длится это святое и странное время, нужно многое успеть: через костер перепрыгнуть, в живительных водах омыться, травы собрать, которые только на Купалу и набираются особой целебной силы. А еще нужно стадо через угли прогнать, чтобы скот от всех хворей избавить. Ну а самые отважные побредут в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет.

Имя Купала означает ярко-белый. Потому белый цветок кличут купавой, а для особой белизны подобрали слово «кипень». Так и говорят: кипенно-белый цвет.

Православная церковь в этот день чествует память Иоанна Предтечи, который крестил самого Иисуса Христа. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой.

Купальские игрища совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников — «купальские». В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В одной из купальских песен прямо говорится: «Ай, Купала наш веселый, князюшка наш летний, добрый».


Любовные обряды. Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».


В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Юлия Костсова. Иван-купала

Очистителные обряды. Чистоплотным Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру Иванова дня вологодские бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть». 

В Пензенской губернии точно так же черпали росу, хотя здесь она служила не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились насекомые.

В некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признавали Иванов день очень опасным, так как водяной в этот день считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди и не только тем, что топит всякого неосторожного, но, затащив в глубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом. 

В Орловской губернии с Иванова дня начинали ломать прутья для банных веников. Считалось, что веники, срезанные до Иванова дня, приносят вред для здоровья (на теле будет «чес»). 

В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше — тот будет счастливее.

Ночь на Ивана Купала. Генрих Семирадский

Купала-травник. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и берегут их, почитая более целебными, нежели собранные в другое время. 

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием пользовались: 

  1. Петров-крест — трава, похожая на простой горох без стручков, (Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы.) 

  2. Чертогон — трава с теми же свойствами: ее втыкают в трещину над воротами и калиткой — от колдунов, и под крышами — для изгнания чертей. 

  3. Чернобыль-трава. Эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья». 

  4. Зяблица — помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке. 

  5. Расперстьице — эту траву сушат, и порошком ее присыпают больные места на теле (порезы, нарывы, опухоли). 

Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил», «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров). 


Чудеса на Купалу. С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... 

В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. 

Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.


Но кто же такой Купала и почему его имя тесно связано с именем Кострома?

Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра-реке на русалии - любовные игры:

Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,
В небесах мне на страже нужно стоять,
Чтобы Черный Змей не приполз из тьмы,
Жито в поле широком бы не потоптал,
Молоко у коров бы не отобрал,
а у матушек - малых детушек.

«Книга Коляды» 


Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становится длиннее дня и в мир черным облачком проникает зло. 

А в день Летнего Солнцестояния, через девять месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купала. В этот день начинаются Купальские праздники.











Категория: Новости   Теги: Языческие Боги славян, Праздники, Времена года

<
3 июня 2010 18:21 | #1
Лиави
-1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Интересно. Благодарю. yarilo

<
16 октября 2010 21:37 | #2
Ненаглядная Красота
-1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
kolo Очень понравилось.)

<
9 ноября 2010 18:13 | #3
shyrik1971
-1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
БЛАГОДАРЮ ! Очень интересно. Только из других источников Кострома-утопилась,а Купала-бросился в костер. kazak

<
  • 38 комментариев
  • 0 публикаций
7 февраля 2013 21:05 | #4
-1
  • Регистрация: 16.01.2013
 
“…купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились насекомые...”
- впервые такое слышу
‘‘…В Орловской губернии с Иванова дня начинали ломать прутья для банных веников. Считалось, что веники, срезанные до Иванова дня , приносят вред для здоровья(на теле будет «чес»)…”
Всегда считал, что веники надо после Троицы резать, и до июля. Никакого “чёса” не было

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
28 февраля 2014 14:30 | #5
+2
  • Регистрация: 23.01.2014
 
Спасибо, но разве Иван - не пришел к нам из иудейской (христианской) религии...

какая-то немного несуразная статья...

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
1 марта 2014 20:49 | #6
-2
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Купало
Спасибо, но разве Иван - не пришел к нам из иудейской (христианской) религии...

какая-то немного несуразная статья...

Купало, а чего у нас тут с Маслом? Да Купалы еще снег не стаял..

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
5 апреля 2016 13:51 | #7
0
  • Регистрация: 5.04.2016
 
Цитата: Купало
Спасибо, но разве Иван - не пришел к нам из иудейской (христианской) религии...


Полностью поддерживаю и праздник во времена язычества был Купало, а не Купала.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*