ДВЕ ТАЙНЫ ОДНОЙ ПРЯЛКИ причастные к культу Перуна

ДВЕ ТАЙНЫ ОДНОЙ  ПРЯЛКИ                                                причастные к культу Перуна
Донце прялки.


1. Славянский ритуальный жест защиты от Грома

Говоря более точно, мы будем рассматривать не всю прялку, а только одну из её частей - донце, то есть подставку, фото которой впервые представил широкой публике академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» (М. 1994, с. 459). К сожалению, в настоящее время неизвестно место нахождения этого объекта, нет его полного изображения, даже само донце на имеющемся снимке видно не в полном объёме. Однако, видимое изображение, особенно его верхняя часть, весьма интересно и значимо.

Рисунок на донце рассматривается исследователями, начиная с академика Б.А. Рыбакова, неполно. В основном всех интересует «громовой знак», «колесо Юпитера», «знак Тараниса», помещённый внизу человеческой фигуры, поза которой уникальна. Такое изображение нигде более не встречается, в отличие от «восьми лепестковой розетки» - знака широко распространённого в резьбе по дереву и камню, росписи, вышивке, кружевоплетении разных народов и которому посвящено множество исследований. Мы же будем рассматривать изображение в целом.

Понять замысел автора донца, изобразившего бородатого мужчину с широко раскрытым ртом (в который вставлялась вертикальная часть прялки) и перекрещенными руками, поднятыми к плечам, поможет стихотворение советского поэта-фронтовика А. Межирова, в котором он описывает свои ощущения и действия при посещении заведения с очень громкой музыкой:

«Жарь, гитара, жарь гитара, жарко!
Барабанных перепонок жалко,
Чтобы не полопались оне,
Открываю рот, как на войне
При бомбёжке или артобстреле…

Электрогитара экстракласса,
Вопль её воистину велик…» («Сетунь»)

Итак, открытый рот является спасением от мощной звуковой волны. Вспоминая хроники ВОВ, перед глазами всплывают окна домов, крест - на - крест заклеенные полосками бумаги для сохранения стекол от вылета во время бомбёжек.


Такую же крестообразную защиту руками, мы видим на донце рассматриваемой прялки, потому что предельная сила звука может не только разорвать барабанные перепонки, разбить стекло, но и сбить человека с ног, а ударив в грудь, сломать ему рёбра.

Первыми и изначальными в ряду таких «воплей великих» от музыки, артиллерийских залпов, ковки металлов и пр. стоят грозовые раскаты, производимые согласно славянской мифологии громовержцем Перуном. Громовой знак внизу изображения мужчины подтверждает наше предположение о том, что здесь показан человек в эпицентре грозы в позе защиты от грома.

Точно такой жест защиты зафиксирован в детских играх, многие из которых являются реликтами языческих игрищ взрослых и подражанием забытым ныне ритуалам, отражающим мифологические события. Например В. Топоров считает, что игра в «салочки» являет собой реплику «основного мифа», в котором Громовержец догоняет и поражает (или ставит отметину, салит – мажет) Противника.

Один из вариантов игры выглядит так: для получения передышки «Преследуемый, достигнув «дома», кричит: «Чур не я. Дом!»…Для надежности он может скрестить руки на груди, положив ладони на плечи… или скрестив их так, чтобы ладони оказались подмышками...» /после чего догоняющий не имеет права его салить/ (В.Н. Топоров «Об отражении некоторых мотивов «основного» мифа в русских детских играх (прятки, жмурки, горелки, салки-пятнашки)» в сборнике «Балто-славянские исследования, XVI» М. 2004, с.39).

Ещё один пример «спасения»: «…когда водящий вот-вот настигнет убегающего и тот вынужден остановиться (что бы спастись), став «столбом» или присев на корточки, скрестив в обоих случаях руки на груди и произнося слова Чур меня! Чур меня! …» (Там же, с. 47).


Пададирасана (поза уравновешенного дыхания)

В йоге поза скрещенных рук со спрятанными ладонями применяется для уравновешивания дыхания, которое может сбиваться, например, от бега или от страха. То есть, убегающие славянские дети приняв защитную позу, утроив себе паузу в игре, восстанавливали дыхание в полном соответствием с древней мудростью индийских йогов.


В современном спорте (хоккей) похожая поза - неподвижно скрещенные перед грудью руки со сжатыми кулаками, означает блокировку.


Знак блокировки в хоккее, правило 534

Сопоставляя примеры поз в играх, где дети имитируют погоню Громовержца за Противниками, с изображением на донце прялки, мы видим полную аналогию. Причём дети в этой позе кричат обережные слова, то есть их рты открыты. Не исключено, что мужчина в той же позе на прялке, мыслился так же кричащим магические слова защиты «Чур меня!».

Возможно, та же поза описывается в зачинах многих восточнославянских заговоров:
«Встану благославясь, выйду перекрестясь в чисто поле, …поклонюсь на все четыре стороны…», то есть человек вставал из положения сидя (сравни современный народный обычай «посидеть на дорожку») со словами типа «в добрый час!» или «С Богом!» и выходил на открытое пространство для поклона «на все четыре стороны» (аналог древнеиндийским Локопалам ) и посылал своё прошение Высшим Силам. С большой долей вероятности можно полагать, что это перекрещивание, то есть установка защиты в языческий период было подобно вышеописанным жестам, дошедших до нас в архаичных детских играх и на донце русской прялки.

В дополнение можно отметить и славянский обычай повязывать пояса и свадебные рушники через два плеча крест-накрест. Такая перевязь входила в женский повседневный традиционный костюм некоторых балканских славян, а у русских Тверской губернии и в Украине было приметой дружки, ответственного за охрану свадьбы от нечистой силы.


Пояс, завязанный крест-накрест в современном языческом обряде

В Херсонской губернии до сих пор сохраняется обычай перевязывать таким образом новобранцев (Космина О. Ю. RusTM.Net - Символика пояса в традиционной культуре украинцев). Возможно, это память о форме "Николаевских" солдат царской армии, а может быть эта форма - невольная память о защитных свойствах косого креста.


Древний языческий символ – косой крест, изображённый руками, перевязью, или словесно защищал носившего его или осенённого им от гнева Громовержца, который проявлялся различно, в том числе ударом молнии в одного человека или в свадебный поезд, игровым или военным поражением.

Итак мы видим, что в восточнославянской культуре в моменты общения человека с высшей Силой Громовержца, проявленной грозой, или её имитацией в игре, или при вызове этой Силы путём языческой молитвы – заговора, человек принимал определённую защитную позу, о которой нам сообщают разные источники (художественное изображение, позы детей в играх, вербальные тексты), что повышает достоверность наших выводов.


2. Участие женщин в культе Перуна

Как известно из раннесредневековых письменных источников, в языческий период большинство славянских воинов почитали Громовержца Перуна. В народной культуре прослеживаются следы участия в культе Перуна не только мужчин, но и женщин, и один из этих следов связан с вышеописанным донцем.

Для полноценного завершения игр типа «салочки», в которых разыгрывается «Основной миф» (суть которого в поражении Громовержцем своего противника), убегающий должен быть пойман, и поражён (осален, стукнут) не смотря на имеющуюся защиту. Именно такое действо происходит в процессе эксплуатации рассматриваемой прялки. И совершает его женщина.


Нельзя не отметить некоторой комичности, возникающей при использовании этого приспособления. Судите сами: в открытый рот мужика, находящегося в позе защиты от грома (звуковой волны) хозяйка прялки, решившая заняться прядением, с нажимом вставляла вертикальную часть - стержень с навершием в виде пики, гребня, рогатки, лопасти (к сожалению, нет точных данных именно об этой прялке) на которую привязывала клубящуюся как туча кудель. Нить, выходящая из этой «тучи» походила на дождевую струю. Всё это выглядело как поражение человека в открытую пасть молнией, мыслящейся в народной традиции виде стрелы, сулицы, копья (то есть длинным стержнем), которые вонзаются в объект поражения.


«Туча» - кудель со «струёй дождя», вызываемая женщиной

На мифологическом уровне, помимо предметного кода (стрела и пр.) молния имеет и человеческую ипостась, и ипостась эта – женская, с вариантами имён Молонья, Маланья, Огненная Мария:

«И делили они дары Господа,
……………….взяшеся…
…Святый Илия громы небесные,
А Мария стрелы и молнии…» (Д.Шеппинг «Мифы славянского язычества». М. 1997, с. 75).

Или:

«…Проговора свети Пантелиjа:
«Удри громом, Громовит Илиjа,
Удри ог(ь)ем, Огн(ь)ена Марnjа…» (А.Н. Афанасьева “Поэтические воззрения славян на природу).

В работе «Славянский код стрелы» ( https://www.perunica.ru/etnos/6582-slavyanskiy-kod-strely.html ) приведены фольклорные и этнографические примеры, доказывающие факт владения славянскими женщинами стрельбой из лука. У этих женщин был пример Небесный сподвижницы Громовержца.

То есть в истории с донцем вырисовывается такая ситуация: «громом» (звуковой волной) поражает мужчина – бог Перун (изображение «громового колеса»), и от этой напасти есть способ защититься ритуальной позой. А «молнией» (вертикально воткнутой палкой), поражает женщина (в некоторых вариантах народных представлений это одноимённая молнии женщина, помощница, сестра или жена Громовержца) и от её удара, имитирующего электрический разряд, спасенья нет.

Далее, воткнув штырь в донце, хозяйка прялки садилась известным местом на донце с изображением мужика, защитившегося от грома, но поражённого колом- молнией. То есть женщина подминала несчастного под себя, чем и уничижала окончательно.

О роли нижней части женского тела в деле добывания победы хорошо и полно рассказано в работе выдающегося русского этнографа Н.И. Толстого («Очерки славянского язычества». М. 2003, «…Выходила потаскуха в чём мать родила», с. 494-498), где приведены примеры демонстрации врагу «ритуально чистыми» женщинами (то есть не ведущих половую жизнь) своих «срамных» мест во время боевых действий и в ритуалах отгона градовых туч у восточных и южных славян.

Похожее этноповедение отмечено и у кельтских племен, реликт которого можно видеть на картине, изображающей символ Франции Марианну во время Великой французской революции 1792 года. У кельтов женщины в отчаянно трудные минуты боя обнажали грудь.


В заключении работы Толстой пишет о том, что использование «срамных» мест женщинами во имя Победы : «… при вооружённых стычках и при грозе и граде – отнюдь не сексуальный вызов, или провокация, или действие непристойное….или маневр, отвлекающий врага и мешающий ему вести огонь, …и уж во всяком случае он не считался постыдным и теми, кто исполнял этот обряд, и теми, кто был рядом с исполнительницами. … мужчины и дети при исполнении магического действия запирались в доме или хлеву. Они были пассивны, как пассивны они оказывались при подобных действиях и на огневых позициях. В женщин не стреляли – это был величайший позор. ХХ век изменил или разрушил прежние представления и устои » (Там же. С. 498).

Возникает вопрос, почему женщины приближали победу столь странным способом? Известно, что культы разных народов были сходны в одном – во всех них (культах) разыгрывались деяния Богов, прецеденты, дававшие примеры поведения людям. «Как делали Боги, так делаем мы» - общечеловеческий девиз всех религий. Как уже отмечалось выше, рядом со славянским Громовержцем иногда присутствовала женщина Молонья (с вариантами имени), владелица и метательница огненных молний.

Основным признаком молнии является блеск, сверкание, заставляющие наблюдателя моргнуть, то есть прикрыть глаза, а при особо яркой вспышке зажмуриться, прикрыть глаза рукой и отвернуться. Реальные женщины, желающие повторить деяние Молнии, могли вызывать подобные эффекты размахиванием факелами, пусканием зажжённых стрел, но это самый простой, незатейливый путь.


Нужную реакцию окружающих (подобную реакции на блеск небесного электроразряда) вызывало и до сих пор вызывает экстравагантное поведение, то есть не принятые в обществе поступки, например, обнажение. Недаром до сих пор в речи используются такие обороты: при случайном (или неслучайном) обнажении нижнего белья или частей тела иногда говорят «идёт, сверкает трусами!», или «режет глаз своим декольте». Однако, современная дамская экстравагантность направлена во внутрь, на себя и для себя, а в древних ритуалах имела противоположную – вовне, для всех своих, против чужих.

Ратным ли делом занимались вышеописанные дамы? В случае с прялкой - «добивая» врага, принявшего позу защиты, то есть признавшего свою слабость, давя его задним местом? Или выходившие на стены осаждённых городов, когда силы мужчин – защитников слабели, и магией сверкающей наготы вносили свою лепту борьбе с врагами? В чистом виде – нет. Но они добивались победы вместе с воинами – мужчинами. А ритуалы, которые проводились для достижения победы, в славянской культуре и религии, несомненно, относились к культу Перуна.

Прялки изготовляли мужчины. Автор рассмотренного нами донца пошутил, но в его шутке просматривается не только доля истины, но и память об индоевропейской архаике, касающейся Громовержца.

Вся слава Предкам!
Т.Блинова. Сентябрь 2013.


Категория: Веды

<
  • 115 комментариев
  • 34 публикации
1 октября 2013 02:20 | #1
0
  • Регистрация: 26.05.2011
 
Интересная работа!
Символизм прялки оказывается весьма глубок.
фото которой впервые представил широкой публике академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян»

да и сам академик взял рисунок из "Соколов С., Томский И. Народное искусство Севера России. М., 1924, рис. 19.". В инете вроде купить можно, а так - не посмотришь...
Нравится мне ваш подход к замыслу автора! уж больно ладно все складывается.
вот Жарникова тоже пишет но чуток по другому:
http://www.booksite.ru/fulltext/zhar/nik/ova/index.htm
Б. А. Рыбаков возвращается к проблеме символического языка русской прялки также в своей книге «Язычество древних славян», где, наряду с разнообразным материалом по орнаментике, подтверждающем мысль автора о наличии здесь сложной космогонической схемы, общей картины мироздания, приведено одно из донец в виде лежащей мужской полуфигуры (рис. 1-1). В прямоугольную щель рта, обрамленную с двух сторон зубами, вставлялась лопаска (гребень) прялки. Руки сложены крестом на груди, а в нижней части туловища, там, где сидела пряха, помещен круг с шестилепестковой розеткой - символом света, огня, жизни.
....
Нам представляется, что такое образное решение донца прялки в виде мужской полуфигуры является своего рода «ключом», дающим возможность в какой-то мере объяснить некоторые семантические загадки русской прялки.
Анализ декора донец подобного типа приводит к выводу о наличии в них четко выраженной символики мужского начала.
....
Воплощением женского начала в прядении являлась, судя по всему, сама женщина-пряха. А в роли обезличенного мужского начала, вероятно, еще с глубокой древности выступала прялка, как творение мужских рук, как своеобразная концентрация мужской силы некоего первопредка-тотема, вечного божественного персонажа, олицетворяющего собой всех мужчин данного рода, племени, народа. В этом убеждает следующее обстоятельство: донца в виде лежащей мужской полуфигуры, отмеченные «громовой» огненной шестилепестковой розеткой, производят впечатление глубоко продуманного и очень древнего священного комплекса. Здесь есть все; и жест оберега, пришедший из глубин тысячелетий и характерный для покойников - сложенные крестом на груди руки, и традиционные признаки мужественности - усы и борода, и (подчеркнутые окладистой шевелюрой и полным ртом зубов) сила и здоровье, и, наконец, в качестве органа воспроизводства - знак жизни, огня, света - шестилепестковая розетка (рис. 1 -1). На этой розетке, именно как знаке жизни, огня, света, сидела во время прядения женщина-пряха, т.к. согласно древнему представлению:

Земля широкая - всех существ мати;
Женщины ей подобны;
А муж (ее) Праджапати
(т. е. Праотец - буквально «отец пряжи». – С. Ж.)
Здесь огненным его семя считают [Махабхарата. Мокшадхарма... С. 60].

О том, что прялка в процессе прядения выполняла функцию воплощения мужского начала, свидетельствуют также многочисленные надписи, которые часто встречаются на севернорусских, прялках и в частности, на прялках Вологодской губернии.

.....
Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что прялка в русской народной традиции была своеобразным символом мужского начала, участвующего в процессе прядения, соотнесенном с актом творения новой жизни.

а вот с последнего абзаца следует прям эротизм pardon
в свете этого на вывод:
Далее, воткнув штырь в донце, хозяйка прялки садилась известным местом на донце ....То есть женщина подминала несчастного под себя, чем и уничижала окончательно.

можно посмотреть и с другой стороны lol
тем более у той же Жарниковой далее читаем:
Помимо надписей на вологодских прялках рубежа XIX - XX вв. можно встретить и достаточно откровенные изображения. Так на одной из прялок Вологодского музея-заповедника на внутренней, повернутой к пряхе стороне лопаски, изображена фигура мужчины с большими округлыми глазами, пышными, расчесанными на прямой пробор волосами, закрученными вверх усами, острой треугольной бородой и ярко выраженными признаками пола. На внешней же стороне лопаски помещена несложная цветочная композиция. Надо заметить, что мастер, сделавший изображение обнаженного ниже пояса мужчины на этой прялке, сразу же закрасил его тонким слоем светлой краски. Смысл этого образа и его значение, видимо, были ему хорошо понятны, т.к. он, закрывая фигуру легким слоем записи, в то же время сохранял ее на лопаске как нечто необходимое.

ну как-то так... Хотя
В случае с прялкой - «добивая» врага, принявшего позу защиты, то есть признавшего свою слабость, давя его задним местом?

довольно сильный аргумент da

P.s
Молонья (с вариантами имени)

Мьолнир!!!! mail
даже само донце на имеющемся снимке видно не в полном объёме

кстати, там на фото выразительные тени, из чего следует, что голова вероятно оформлена объемно и довольно скрупулезно.

<
  • 911 комментариев
  • 211 публикаций
1 октября 2013 11:43 | #2
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
predator_101! Спасибо за ссылку на первичный источник изображения донца!!!. Буду искать Соколова и Томского.
Жарникову очень уважаю, однако категорически не согласна с "жест ...характерный для покойников" - усопшим христианам кисти рук складывают крестом в центре груди, на донце другое положение перекрещенных рук- ладони касаются плеч.

--------------------

<
  • 447 комментариев
  • 0 публикаций
2 октября 2013 14:52 | #3
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
В основной статье имеется описка - "восьмилепестковая".

По поводу возражения о "покойниках": сказано "жест оберега, пришедший из глубин тысячелетий и характерный для покойников" - главное слово "оберег", "покойник" - вторичная иллюстрация, скорее всего уместная - жесты сходны, различия объяснимы.

Что касается спора "унижение или соитие", то более вероятным кажется второй вариант:
1) вряд ли изготовители прялок были мазохистами ));
2) вертикальная часть больше напоминает мировое древо, чем молнию;
3) прялка, насколько я понимаю, изготовляется из двух частей по причинам технологическим, а не ритуальным. И разбирается нечасто (если не никогда). По крайней мере о "ритуале поражения мужика" перед каждой пряжей вряд ли кто-нибудь слышал.)
4) процесс творения (нити/ткани) связан не с унижением...

Открытый рот, как мне думается, нужен для "держания мира" и с "защитой барабанных перепонок" не связан. Не зря нынешние "богатыри" соревнуются в поднимании стола зубами и таскании ими же машин.
Защитный жест в таком случае, защищает не от молнии, а от всех помех и опасностей, помогает "Атланту" сохранять непоколебимость.
"Шестилучевик", насколько я помню, символ прежде всего Рода, а не Перуна. Поэтому говорить об "унижении мужика" "посадкой" на него, ИМХО не приходится.
Таким образом речь идет не о человеческом соитии с унижением самца, а о божественном, творящем Мир.

Ну ни разу не молния )) Не говоря уж о более современных, расписных вариантах.


Сцены сватовства, как я понимаю. Народ забыл о традициях "унижения"?))


Касательно, "молниеносных" обнажений - ИМХО притянутая за уши смесь. Влияние на погоду это одно (причем мне кажется основной мотив в этом деле - привлечение животворного дождя), а в бою совсем другое. Призыв самкой самцов на защиту себя и детенышей идет еще с обезьяньих времен и тщательно изучается теми, кто работает над проблемой управления толпой. Как это работает на плакатах (Родина-Мать) и на демонстрациях (истеричные тетки в первых рядах) мы прекрасно знаем. И обнажение в этом случае работает на подчеркивание своей половой принадлежности и привлечение внимания (пуссириот), а вовсе не "закрывание глаз", на которое способны разве что особо сознательные староверы. Ну и враг естественно вводится в замешательство, по причине собственного гуманизма и "любопытства".

--------------------

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
2 октября 2013 20:38 | #4
0
  • Регистрация: 25.09.2013
 
Всем доброго времени суток. статья интересная, но явно не связана с богом- громовержцем, я соглашусь с Лонгиным. Скорее женщина уподоблялась пряхе-судьбе, к тому же связывать прялку и женскую работу с воинственным богом как-то не логично даже. Да и высказывание о жестокости Перуна по отношению к людям это неправильно

<
  • 911 комментариев
  • 211 публикаций
3 октября 2013 21:32 | #5
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Славомира
Да и высказывание о жестокости Перуна по отношению к людям это неправильно
Возможно, ваш Перун сдувает с вас пылинки и только. К сожалению должна обратить ваше благодушие на всех богов всех языческих религий - они относятся к людям по - всякому, иногда крайне несправедливо. За всемирной любовью - это в церковь.
Не имею возможности дискутировать со всеми критикующим лично, поэтому ответ для всех:
Я так вижу. Вы - по другому? - Ваше право.
Многим нравятся простые и "логичные" схемы типа: Перун - воин - вертикаль, бабы - пряхи- горизонталь и никак ни наоборот. Мои разыскания в области фольклора и этнографии для тех, кто не любит догм и фантазий, кому интересны нюансы, метаморфозы, возможности и невозможности славянского язычества.

--------------------

<
  • 447 комментариев
  • 0 публикаций
3 октября 2013 21:54 | #6
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
"Возможности и невозможности", " я так вижу"... Вот это действительно "Ваше право".))) Это видение по вероятности примерно на уровне версии "муж этой пряхи был подкаблучником и выразил в резьбе свое состояние: "А-а-а-а. Только не бей".))) Одна такая прялка найдена как я понял? Или две? Воистину "разыскание метаморфоз".))))

--------------------

<
  • 911 комментариев
  • 211 публикаций
3 октября 2013 22:34 | #7
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Лонгин
муж этой пряхи был подкаблучником

Да...каждый судит по опыту своему.
На мой взгляд прялку сделал мужчина, изобразив на донце не себя, а врага пряхи.

Цитата: Лонгин
Одна такая прялка найдена

Правильно поняли, зато не заметили, что в играх масса таких же жестов.

--------------------

<
  • 447 комментариев
  • 0 публикаций
3 октября 2013 22:49 | #8
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Опять же всплывают вопросы:
как часто разбиралась прялка? почему "враг" так тщательно и неуродливо прорисован? почему он "совмещен" с положительным символом света и плодородия?

Жестов масса. Смысл их понятен. Какое отношение это имеет к единичной резьбе на основе прялки не ясно.

--------------------

<
  • 911 комментариев
  • 211 публикаций
4 октября 2013 12:31 | #9
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Не думаю, что ваше не вИдение связи представленных в статье фактов - моя проблема.

--------------------

<
  • 447 комментариев
  • 0 публикаций
4 октября 2013 13:08 | #10
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Каждому "видящему" свое видится.)))) И это бы еще ничего, но:
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается" и "Намолов сім мішків гречаної вовни. І ті не повні".

--------------------

<
  • 911 комментариев
  • 211 публикаций
5 октября 2013 08:22 | #11
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Логин, вам, видимо, просто необходимо "оставить последнее слово за собой" :(.
А мне, как автору статьи, выгодно продолжать её комментарии :)
Будете продолжать "молотить"? Или уважите хотя бы не автора, а 11 человек, которым, в отличие от вас работа понравилась?

--------------------

<
  • 447 комментариев
  • 0 публикаций
6 октября 2013 00:47 | #12
0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
Я записался двенадцатым.))) Мне понравилась статья, хотя и не понравилась Ваша "защита". Рад, что увеличил Вам число комментариев, но больше не буду. Можете смело "оставлять последнее слово за собой".))

--------------------

<
  • 911 комментариев
  • 211 публикаций
6 октября 2013 15:11 | #13
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
ОК, ведь это правило хорошего тона, когда автор отвечает на все реплики читателей, уважая их за оказанное внимание da

--------------------

<
  • 73 комментария
  • 1 публикация
8 октября 2013 08:51 | #14
0
  • Регистрация: 26.02.2013
 
Интересная вещь. То, что она одна такая найдена, на мой взгляд, свидетельствует об ее изготовлении в конкретном случае и для конкретной цели. Допустим, женщине нанесли оскорбление - очень жестокое и значительное. Но наказать обидчика она в силу каких-то причин не может. Враг находится под какой-то защитой. Причем это не обязательно высокий социальный статус или деньги. Вполне возможна кем-то наложенная магическая защита. К примеру, мать накладывает на сына защитное заклятие, а сын вырастает форменным гадом. И вот, чтобы разобраться с обидчиком в обход защиты, женщина просит мастера изготовить такую прялку. Насколько эффективно такое действие, сказать сложно. Но вот самой женщине наверняка стало полегче, хотя бы чисто психологически. Ты меня оскорбил, а я на тебя попой сяду и в рот тебе палку воткну:)

<
  • 911 комментариев
  • 211 публикаций
8 октября 2013 10:26 | #15
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Timkina
Ты меня оскорбил, а я на тебя попой сяду и в рот тебе палку воткну:)
tender Или более возвышено: "разрази тебя Гром и Молния!", "нехай Пярун тебя вбие!"

--------------------

<
  • 115 комментариев
  • 34 публикации
8 октября 2013 11:03 | #16
0
  • Регистрация: 26.05.2011
 
Цитата: Timkina
женщина просит мастера изготовить такую прялку

Прям не прялка, а кукла вуду lol
А если серьезно, то мысль интересная!

<
  • 911 комментариев
  • 211 публикаций
20 октября 2013 16:36 | #17
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Слава Бо
всегда читаю с интересом.
Спаси бо! Именно это и является моей целью - вызвать интерес почтенной (и не очень) публики к славянскому фольклору. А права ли я или неправа в своём понимании проблемы - дело десятое.

--------------------

<
  • 1 488 комментариев
  • 110 публикаций
25 октября 2013 14:55 | #18
0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Лонгин

Регистрация: 19.04.2012
Комментариев: 5
Каждому "видящему" свое видится.)))) И это бы еще ничего, но:
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается" и "Намолов сім мішків гречаної вовни. І ті не повні".

Елы-палы... такого навидался... чистятся чердаки в деревеньках...
Други... не так давно на наших деревеньках был спрос на старые иконы... сейчас спрос на иное... в соответствии с РФ законодательством, все что найдено принадлежит государству без всякихх 25%... тетева из не понятного волоса... кому ее сдавать?

<
  • 115 комментариев
  • 34 публикации
25 октября 2013 22:19 | #19
0
  • Регистрация: 26.05.2011
 
Цитата: Квака
Елы-палы... такого навидался... чистятся чердаки в деревеньках...
Други... не так давно на наших деревеньках был спрос на старые иконы... сейчас спрос на иное... в соответствии с РФ законодательством, все что найдено принадлежит государству без всякихх 25%... тетева из не понятного волоса... кому ее сдавать?

Квака, что это на тебя нашло? На что иное? какая тетива? чур тебя!

<
  • 911 комментариев
  • 211 публикаций
30 октября 2013 12:11 | #20
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
О пользе "мусора"
Сегодня прочитала на Форуме мнение одного из читателей о том, что некоторые мои работы, в том числе и эта являются "мусором". Я на такие высказывания реагирую философски: время рассудит. Поясню свою позицию: исторический опыт показывает, что самые незначительные идеи порою бывают первой ступенью к важным открытиям. Вот например, с античных времён писатели отмечали факт присутствия в Северном Причерноморье племён, говорящих не на скифских (иранских) языках, а на родствненных (индийских). В 1820 году К. Риттер предположил, что это следы миграции индийских брахманов из Северной Индии в Причерноморье. Его мнение совсем не имело успеха. Через сто с лишним лет, когда накопилось ещё больше лингвистического материала, П. Кречмер написал маленькую статью "Индийцы на Кубани" (1943 г.), в которой выдвинул гипотезу, что индийцы пришли к Черному морю через Дербентский проход. Мнение Кречмера было замечено научной средой, но вызвало споры. И только в конце ХХ века, когда накопилось достаточно большое количество археологических и лингвистических данных, О. Трубачёв смог доказать, что индийцы пришли в Северное Причерноморье не из Индии, а наоборот. Великий арийский раздел на иранцев и индийцев произошел в Северном Причерноморье, и оттуда иранцы и индийцы расселились в Индию и Иран.
Были ли работы Риттера и Кречмера "мусором"? Для недальновидных современников - да. Для мудрых эти работы были первой ступенью к Истине.
da
Нашла в белоруской свадьбе сложенные "крыжем" руки при клятве!!! :
"Да булы мы на шлюбы,
На строгым усуды.
Там Богу прысягалы,
Накрыж ручкы мы клалы" (Рагович "Песенный фольклор Палесья", том 2, Свадьба, Минск 2002,с.181). Ясен пень, что этот крыж был косым, как и на прялке.

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*