16. Немного культорологической мистики
![ЗИ, оригинал. «Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо…»]()
На фоне тесных контактов в 12-13 веках Галицкой Руси с княжеством Литовским и Польшей возникает корреляция этих фактов со славянским именем Казими́р, чьё значение «показывающий мир», «примиритель», «изменяющий мир». Святой Казимир — покровитель Польши, Литвы и молодёжи. Я думаю, что такое имя вполне подходят и к Збручскому Идолу, так как на нем показан объединенный мир «молодого», нового государства – Галицкой Руси.
«Примеряя» имя Казимир к Збручскому Идолу, волшебным образом начинает играть новым смыслом стихотворение Д. Хармса «На смерть Казимира Малевича». Впрочем, многозначность, ёмкость, способность быть формулой, в которую можно подставлять разнообразные значения с получением удивительных результатов - явление обычное для гениальных произведений, коим являются и Збручский Идол и стихотворение Малевича, в которых смыслов больше, чем вложили в них авторы. Назовите эту оду «Збручскому Идолу» и вы увидите, как…
«Памяти разорвав струю,
Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо.
Имя тебе — Казимир.
Ты глядишь, как меркнет солнце спасения твоего.
От красоты якобы растерзаны горы земли твоей.
Нет площади поддержать фигуру твою.
Дай мне глаза твои! Растворю окно на своей башке!
Что ты, человек, гордостью сокрушил лицо?
Только муха — жизнь твоя, и желание твое — жирная снедь.
Не блестит солнце спасения твоего.
Гром положит к ногам шлем главы твоей.
Пе — чернильница слов твоих.
Трр — желание твое.
Агалтон — тощая память твоя.
Ей, Казимир! Где твой стол?
Якобы нет его, и желание твое — Трр.
Ей, Казимир! Где подруга твоя?
И той нет, и чернильница памяти твоей — Пе.
Восемь лет прощелкало в ушах у тебя,
Пятьдесят минут простучало в сердце твоем,
Десять раз протекла река пред тобой,
Прекратилась чернильница желания твоего Трр и Пе.
«Вот штука-то»,— говоришь ты, и память твоя — Агалтон.
Вот стоишь ты и якобы раздвигаешь руками дым.
Меркнет гордостью сокрушенное выражение лица твоего,
Исчезает память твоя и желание твое — Трр»
Даниил Хармс-Шардам. 17 мая 1935 (Культура сквозь призму идентичности, М. 2006, с. 331-332).
Заметим для неискушенных в «зауми» Хармса: загадочный Агалтон это скорее всего переиначенное имя «Галатон» - древнегреческий художник из Александрии, написавший сатирическую картину, изображавшую современных художнику поэтов, поедающих то, что изрыгает из своего желудка Гомер. Странные имена Пе и Трр складываются в «анаграммированное сверхимя» Петр, что означает «камень».
Я читаю, и дрожь пробирает меня: «Ты глядишь кругом» - Идол действительно смотрит на все четыре стороны. «Восемь лет прощелкало в ушах у тебя …Десять раз протекала река пред тобой…» -. Вспомним о восьми трансгрессий реки Збруч, оставивших, согласно экспертизе, свой след на Идоле. И вот Идол стоит в музее: «Ей, Казимир! Где твой стол?/ ЯКОБЫ нет его…» - это к спорам о первоначальном местонахождении изваяния. Стоит без почитания и жертвоприношений: «Только муха- жизнь твоя, и желание твое - жирная снедь». И нет надежды на другую жизнь, потому что время ещё не пришло: «Не блестит солнце спасения твоего…», «Нет площади поддержать фигуру твою…».
Ай да Збручский Идол! «Вот стоишь ты и якобы раздвигаешь руками дым», а я-то, наивная, ещё не зная этого стихотворения назвала свою работу «Збручский Идол вне тумана». Вот такая аллюзия, разбившая иллюзии. Остаётся только надеяться на то, что Идол дал мне глаза свои и я слегка приоткрыла окно…
17. Не риторический вопрос
![Гусятинский краеведческий музей, ул. Тернопольская, 5.]()
В Гусятине с 1979 года работает районный краеведческий музей с обычным набором экспонатов: кости ископаемых животных, каменные и бронзовые орудия труда, гончарные изделия, старинные вышивки, имеется и копия Збручского Идола (см. фото выше). У меня вопрос к музейщикам Гусятина: что ж так скупо? Нет, правда, без обид – это Изваяние ваш бренд, уникум, «луч света» в полумраке однотипных провинциальных музеев вообще и конкретно ваших городских достопримечательностей – старинных еврейских надгробий, синагог, костелов и церквей, так оформите хотя бы копию соответственно значению оригинала в мировой культуре.
Я вижу: большой зал, в центре голограммы Изваяния и местных жителей в костюмах 12-13 веков, реконструированных по археологическим находкам. Они стоят плотным полукругом за Изваянием, их спокойные лица как бы всматриваются в лица посетителей, их руки сложены в жесте, изображенном на верхнем ярусе Изваяния. Картина меняется, Идол покрывается патиной времени, люди исчезают и появляются другие, в других одеждах (последовательно 14, 15, 16, 17, 18 веков). Наконец, крестьяне 19 века поднимают Изваяние и несут его в появившиеся воды, начинается дождь, ливень, гроза, вода скрывает Изваяние. Снова солнечно, вода уходит, дети купаются и замечают «шапку» в водах, зовут взрослых, Изваяние извлекают из вод, оно оказывается в музее, звучит запись оды Хармса: «Памяти разорвав струю, / Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо…».
Да, понимаю, финансирование музеев скудно, тем более в такое трудное для Украины время. Но можно без особых затрат хотя бы копировать титульные листы всех работ, написанных о Збручском Идоле и представить их публике с краткими описаниями мнений их авторов – эта библиография будет весьма обширной и полезной, а экспозиция не скудной и познавательной.
Можно устраивать интерактивные экскурсии с практикой поз и жестов, изображенных на Изваянии, на прочном «трехэтажном» каркасе строить трехярусные «живые картины», имитирующие фигуры ярусов, организовать лекторий, приглашать различных исследователей проблем ЗИ для диспутов, семинаров, устраивать выставки картин или их копий с изображениями Збручского Идола. Собрать и создать фотоэкспозицию каменных копий Изваяния (они многочисленны и очень различны, по ним можно многое понять о настроении и мировоззрении их авторов).
Можно выбрать любой день начала августа, например, первое воскресенье, и отмечать его ежегодно как «День явления Изваяния из вод Збруча» или «День второго пришествия Збручского феномена», устраивать реконструкторский фестиваль, посвященный культуре Галицкой Руси.
Глядишь, и Оригинал в Краковском музее перестанет заморачивать исследователей и посетителей и, начнёт работать на благо своей многострадальной Родины.
Вся Слава Предкам!
Т. Блинова 2009 - август 2014
P.S. Я понимаю как выглядит моя работа – своеобразный гимн домонгольской Галицкой Руси- в свете последних политических событий в Украине. Но я писала её пять лет не смешивая историю, этнографию и лингвистику с политикой. Так совпало. Но раз совпало, хочу сказать потомкам галичан, волынян, подолян, создавших блистательную Красную Галикую Русь: неужели вы не чувствуете, не видите как диссонируют с вышиванками германские руны? Как странно смотрится в Галиции знак рюриковичей, пришедший в Киев из русского Новгорода?
Я вижу: парад вышиванок под стягами с изображением символа единства Западнолй Украины - Изваяния из Збруча, на груди участников из Волыни – розовые шиферные обереги-пряслица, колечки-колесики, как символ объединения, движения веред, красоты и богатства, а у галичан- рожкИ, наполненные освященной четверговой солью, потому что вы – соль ВАШЕЙ Земли, не более. Перефразируя слова замечательной украинской поэтессы Н. Май, «Повертайтеся, соколы, на Вкраїну».
О, Идол из Збруча, «кто любит более тебя, пусть пишет далее меня»!

ЗИ, оригинал. «Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо…»
На фоне тесных контактов в 12-13 веках Галицкой Руси с княжеством Литовским и Польшей возникает корреляция этих фактов со славянским именем Казими́р, чьё значение «показывающий мир», «примиритель», «изменяющий мир». Святой Казимир — покровитель Польши, Литвы и молодёжи. Я думаю, что такое имя вполне подходят и к Збручскому Идолу, так как на нем показан объединенный мир «молодого», нового государства – Галицкой Руси.
«Примеряя» имя Казимир к Збручскому Идолу, волшебным образом начинает играть новым смыслом стихотворение Д. Хармса «На смерть Казимира Малевича». Впрочем, многозначность, ёмкость, способность быть формулой, в которую можно подставлять разнообразные значения с получением удивительных результатов - явление обычное для гениальных произведений, коим являются и Збручский Идол и стихотворение Малевича, в которых смыслов больше, чем вложили в них авторы. Назовите эту оду «Збручскому Идолу» и вы увидите, как…
«Памяти разорвав струю,
Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо.
Имя тебе — Казимир.
Ты глядишь, как меркнет солнце спасения твоего.
От красоты якобы растерзаны горы земли твоей.
Нет площади поддержать фигуру твою.
Дай мне глаза твои! Растворю окно на своей башке!
Что ты, человек, гордостью сокрушил лицо?
Только муха — жизнь твоя, и желание твое — жирная снедь.
Не блестит солнце спасения твоего.
Гром положит к ногам шлем главы твоей.
Пе — чернильница слов твоих.
Трр — желание твое.
Агалтон — тощая память твоя.
Ей, Казимир! Где твой стол?
Якобы нет его, и желание твое — Трр.
Ей, Казимир! Где подруга твоя?
И той нет, и чернильница памяти твоей — Пе.
Восемь лет прощелкало в ушах у тебя,
Пятьдесят минут простучало в сердце твоем,
Десять раз протекла река пред тобой,
Прекратилась чернильница желания твоего Трр и Пе.
«Вот штука-то»,— говоришь ты, и память твоя — Агалтон.
Вот стоишь ты и якобы раздвигаешь руками дым.
Меркнет гордостью сокрушенное выражение лица твоего,
Исчезает память твоя и желание твое — Трр»
Даниил Хармс-Шардам. 17 мая 1935 (Культура сквозь призму идентичности, М. 2006, с. 331-332).
Заметим для неискушенных в «зауми» Хармса: загадочный Агалтон это скорее всего переиначенное имя «Галатон» - древнегреческий художник из Александрии, написавший сатирическую картину, изображавшую современных художнику поэтов, поедающих то, что изрыгает из своего желудка Гомер. Странные имена Пе и Трр складываются в «анаграммированное сверхимя» Петр, что означает «камень».
Я читаю, и дрожь пробирает меня: «Ты глядишь кругом» - Идол действительно смотрит на все четыре стороны. «Восемь лет прощелкало в ушах у тебя …Десять раз протекала река пред тобой…» -. Вспомним о восьми трансгрессий реки Збруч, оставивших, согласно экспертизе, свой след на Идоле. И вот Идол стоит в музее: «Ей, Казимир! Где твой стол?/ ЯКОБЫ нет его…» - это к спорам о первоначальном местонахождении изваяния. Стоит без почитания и жертвоприношений: «Только муха- жизнь твоя, и желание твое - жирная снедь». И нет надежды на другую жизнь, потому что время ещё не пришло: «Не блестит солнце спасения твоего…», «Нет площади поддержать фигуру твою…».
Ай да Збручский Идол! «Вот стоишь ты и якобы раздвигаешь руками дым», а я-то, наивная, ещё не зная этого стихотворения назвала свою работу «Збручский Идол вне тумана». Вот такая аллюзия, разбившая иллюзии. Остаётся только надеяться на то, что Идол дал мне глаза свои и я слегка приоткрыла окно…
17. Не риторический вопрос
«Таков мой род и мне не быть иным,
Я должен знать своё происхожденье…»
Софокл
Я должен знать своё происхожденье…»
Софокл

Гусятинский краеведческий музей, ул. Тернопольская, 5.
В Гусятине с 1979 года работает районный краеведческий музей с обычным набором экспонатов: кости ископаемых животных, каменные и бронзовые орудия труда, гончарные изделия, старинные вышивки, имеется и копия Збручского Идола (см. фото выше). У меня вопрос к музейщикам Гусятина: что ж так скупо? Нет, правда, без обид – это Изваяние ваш бренд, уникум, «луч света» в полумраке однотипных провинциальных музеев вообще и конкретно ваших городских достопримечательностей – старинных еврейских надгробий, синагог, костелов и церквей, так оформите хотя бы копию соответственно значению оригинала в мировой культуре.
Я вижу: большой зал, в центре голограммы Изваяния и местных жителей в костюмах 12-13 веков, реконструированных по археологическим находкам. Они стоят плотным полукругом за Изваянием, их спокойные лица как бы всматриваются в лица посетителей, их руки сложены в жесте, изображенном на верхнем ярусе Изваяния. Картина меняется, Идол покрывается патиной времени, люди исчезают и появляются другие, в других одеждах (последовательно 14, 15, 16, 17, 18 веков). Наконец, крестьяне 19 века поднимают Изваяние и несут его в появившиеся воды, начинается дождь, ливень, гроза, вода скрывает Изваяние. Снова солнечно, вода уходит, дети купаются и замечают «шапку» в водах, зовут взрослых, Изваяние извлекают из вод, оно оказывается в музее, звучит запись оды Хармса: «Памяти разорвав струю, / Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо…».
Да, понимаю, финансирование музеев скудно, тем более в такое трудное для Украины время. Но можно без особых затрат хотя бы копировать титульные листы всех работ, написанных о Збручском Идоле и представить их публике с краткими описаниями мнений их авторов – эта библиография будет весьма обширной и полезной, а экспозиция не скудной и познавательной.
Можно устраивать интерактивные экскурсии с практикой поз и жестов, изображенных на Изваянии, на прочном «трехэтажном» каркасе строить трехярусные «живые картины», имитирующие фигуры ярусов, организовать лекторий, приглашать различных исследователей проблем ЗИ для диспутов, семинаров, устраивать выставки картин или их копий с изображениями Збручского Идола. Собрать и создать фотоэкспозицию каменных копий Изваяния (они многочисленны и очень различны, по ним можно многое понять о настроении и мировоззрении их авторов).
Можно выбрать любой день начала августа, например, первое воскресенье, и отмечать его ежегодно как «День явления Изваяния из вод Збруча» или «День второго пришествия Збручского феномена», устраивать реконструкторский фестиваль, посвященный культуре Галицкой Руси.
Глядишь, и Оригинал в Краковском музее перестанет заморачивать исследователей и посетителей и, начнёт работать на благо своей многострадальной Родины.
Вся Слава Предкам!
Т. Блинова 2009 - август 2014
P.S. Я понимаю как выглядит моя работа – своеобразный гимн домонгольской Галицкой Руси- в свете последних политических событий в Украине. Но я писала её пять лет не смешивая историю, этнографию и лингвистику с политикой. Так совпало. Но раз совпало, хочу сказать потомкам галичан, волынян, подолян, создавших блистательную Красную Галикую Русь: неужели вы не чувствуете, не видите как диссонируют с вышиванками германские руны? Как странно смотрится в Галиции знак рюриковичей, пришедший в Киев из русского Новгорода?
Я вижу: парад вышиванок под стягами с изображением символа единства Западнолй Украины - Изваяния из Збруча, на груди участников из Волыни – розовые шиферные обереги-пряслица, колечки-колесики, как символ объединения, движения веред, красоты и богатства, а у галичан- рожкИ, наполненные освященной четверговой солью, потому что вы – соль ВАШЕЙ Земли, не более. Перефразируя слова замечательной украинской поэтессы Н. Май, «Повертайтеся, соколы, на Вкраїну».
О, Идол из Збруча, «кто любит более тебя, пусть пишет далее меня»!