13.Общая семантика Изваяния из Збруча
Изваяние из Збруча разительно отличается от всех известных науке идолов с восточнославянских территорий. Этот очевидный факт обычно объясняют так: либо ЗИ древний, но не славянский идол (например, кельтский); либо ЗИ изделие славянина, но не древнее (относительно современная подделка); либо ЗИ древний славянский Идол, созданный гением вне традиции (что вполне вероятно, но бездоказательно).На мой взгляд очевиден и ещё один вариант: если Изваяние из Збруча не похоже на идолов, то это изваяние НЕ ИДОЛ, хотя оно и древнее, и славянское.
Почему-то, когда дело касается ЗИ, все напрочь забывают тот факт, что ваятели Средневековья изготовляли и произведения не религиозной направленности, например, уникальный, не имеющий аналогов этокский памятник, поставленный, судя по всему, выдающемуся воину, тмутараканский камень с полезной информацией о ширине Керченского пролива, который тоже не имеет аналогов в реале, но в фольклоре восточных славян постоянно упоминаются его «близнецы», поставленные на распутьях, камни - «дорожные указатели».
На естественно возникающий вопрос «чем же является Изваяние из Збруча?» мы сможем ответить, разобравшись в том, что же изображено на его гранях.
Читая многочисленные исследования семантики ЗИ, создаётся впечатление, что Он как бы «водит» авторов, «закрывается» от них. Выше мы уже писали о его якобы «четырехликости», которой в реале нет, но которую глядя на Изваяние видят почти все. Эта иллюзия рождается возможно от того, что его начинают рассматривать сверху вниз, так, как современный человек осматривает другого человека – сначала взгляд в лицо, потом ниже, постепенно опуская глаза долу, оценивая одежду и весь облик в целом.В Средние века, во времена создания ЗИ, прямой взгляд в глаза незнакомому человеку означало вызов, на людей с особым статусом (старших по возрасту, должности, званию, хозяина, победителя) и на сакральные вещи «поднимать глаза» не полагалось вообще, обзор любого «разрешенного к осмотру» объекта начинался от земли к небу, постепенно «возводя очи в гору».
Последуем за этим неписанным правилом народной культуры и мы, но после повторения очевидного: четыре лица на сторонах Изваяния - это физиономии четырех анатомически полноценных персон, и нет единой «головы, венчающей столб», есть одна шапка, покрывающая четыре головы четырех фигур. Эти фигуры стоят спиной друг к другу и вкупе глядят «на все четыре стороны», сложив руки в очень знаменательном жесте, который, вместе с жестами других персон, изображенных на Збручском Идоле, оставлен исследователями без внимания. А ведь «язык» тела очень информативен, порой даже более чем атрибутика, которой в основном и заняты желающие понять семантику Изваяния.
Давайте же оторвёмся от всесторонне и многократно рассмотренных исследователями шапки, рога, сабли, коня, поясов и вновь обретенных перстня и пряслица, и обратим внимание на то, что единственная поза, которую замечают все – стояние на коленях с поднятыми руками персоны с нижнего яруса – находится в тесной связи с позами и жестами всех прочих изображённых на Изваянии фигур.
а) нижний ярус
![ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, глава 13)]()
Начнём с развенчания очередной «обманки»:вопреки устоявшемуся мнению, поза триединой сущности с нижнего яруса ЗИ это не «поза атланта», поддерживающего «мир людей» на среднем ярусе, так как кисти рук этой фигуры повернуты ладонями к зрителю (большие пальцы направлены друг к другу и остальные пальцы видны зрителю) - при таком расположении кистей рук ничего держать в них или на них невозможно. Даже делая скидку на многочисленные погрешности автора изваяния в анатомии прочих фигур и пропорциях всех изображений – нельзя утверждать, что пальцы раскрытых ладоней, «заехавшие» на полосу, разделяющую нижний и средний ярус есть изображение «поддержки среднего яруса».
Фигура с нижнего яруса ЗИ держит руки примерно так же, как держит их кельтский Таранис с ритуального кельтского котла, найденного в Дании (вероятно, трофей), усатостью похожи у этих фигур и лица, колесо за спиной Тараниса в целом аналогично колесу, слабо заметному на задней грани нижнего яруса Изваяния из Збруча (см. иллюстрацию выше, в главе 8). Поскольку на многих фотоЗИ этого знака не видно, привожу цитату Комар и Хамайко: «Обратная сторона идола осталась без атрибутов божества, но с солярным знаком в нижнем ярусе… Знак не симметричен и прочерчен очень слабой линией—вероятно … поверх краски» (с. 209). Колесо за Таранисом хоть и видно отчетливо, но тоже не симметрично, «не доделано». В целом кельтский Таранис и рассматриваемая нами фигура нижнего яруса ЗИ выражают собой идеи, имеющие очевидное, судя по «колесу»,отношение к грозе, грому, войне, следовательно, смысл позы этих персон следует искать в воинской культуре Средневековья.
![]()
Комар и Хамайко полагают, что рассматриваемая фигура с нижнего яруса ЗИ обнажена, действительно, одежда на ней не обозначена и этот факт может означать две вещи: или перед нами пленный, или ярый воин, об их традиционной наготе мы узнаём из письменных источников (заметим, оба претендента имеют отношение к военным действиям).К стати, на Таранисе также нет одежды, но только нашейный торквес, имеющий, в числе прочего, отношение к верности воинским клятвам.
Против «позы атланта» персоны со ЗИ говорят и не согнутые в локтях, вытянутые, прямые поднятые вверх руки, развернутые плечи и прямая посадка головы лицом на зрителя. У атлантов плечивсегда согнуты под тяжестью ноши, согбенность - это устойчивый признак атланта, а известная фраза «атлант расправил плечи» (см., например, одноименный роман А. Рэнд), говорит об избавлении от давления ига, ноши, груза. То есть изображенная на нижнем ярусе фигура с прямой выправкой «атлантом-держателем» быть никак не может. Особо недоверчивым читателям рекомендую попробовать самим принять позу рассматриваемого изображения, то есть встав на колени сесть на пятки и держа голову прямо, развернуть плечи,поднять выпрямленные в локтях руки, открытыми ладонями к зрителю – вы сразу поймете, что держать в этой позе ничего невозможно, а также, почувствуете, о чем говорит эта поза.
Это не молитвенная поза взывания к Высшим Силам, при которой руки хотя и поднимаются так же, как они подняты на изображении нижнего яруса ЗИ, однакоголова при обращении к Небу запрокидывается и лицо обращено вверх, а у нашей фигуры лицо обращено прямо на зрителя. Также это не поза «сдаюсь» с демонстрацией рук в жесте «я без оружия», потому что поверженный враг, желающий сохранить свою жизнь, обязан смотреть вниз, а не на победителя. Остается единственный вывод: триединая персона с нижнего яруса находится в позе и демонстрирует нам обеими руками жест торжественного обещания, клятвы,присяги.
![]()
И что самое удивительное, позы и жесты всех остальных персон, изображенных на остальных ярусах ЗИ из «той же серии», разобраться в которой нам поможет лингвистика. А конкретно исследования замечательного русского ученого, академика О.Н. Трубачёва, который выявилв праславянском языке чёткие различия трех видов «торжественного обещания» - клятвы, присягии роты: *kletvaот*kloniti, то есть «коленопреклоненная клятва», *prisegaот*segati,досягать, дотягиваться, припадать, то есть, «клятва с прикосновением к предмету», *roktaот*rekti», изрекать, то есть«словесная клятва-формула»(Славянские этимологии 8-9/ Труды по этимологии. Слово-История-Культура, Том 1, М. 2001, С. 602).
В наше время публичные торжественные обещания сохранились, например, в воинскойтрадиции гдеиспользуютсявсе три вида древних клятв с применением «языка тела»: преклонение колена перед знаменем - это дословно «клятва», взятие края полотнища и его поцелуй – «присяга», произнесение текставоинской присяги дословно – «рота».
Вернемся к персоне с нижнего яруса ЗИ, весьма информативно для нашего исследования место расположения «солярного знака» (шестилучевого колеса) на тыльной стороне этой фигуры. Подобные изображения распространены с глубокой древности у многих народов, в том числе и славян, у которых это знак считался «громовым», «грозовым» или даже «знаком славянства», который применялся в магических целях в самых разных ситуациях.
Его изображение помещали на различных предметах и постройках как знак свершившегося удара Громовержца в это место, для защиты от ударов молнии, по принципу «в одно место молния дважды не бьёт». Словенцы вырезали этот знак так же на корытцах для замешивания теста, что связано с поверьем (основанном на реальном физическом эффекте) о том, что некоторые продукты лучше киснутв грозу, а хорошая закваска весьма важна для традиционного славянского хлебопечения.
Знак «громового колеса», сзади коленопреклоненного триединого мужчины с нижнего яруса Изваяния, говорит нам о том, что он был или считался поверженным силой Перуна или его почитателей. Вся эта сцена представляет собой иллюстрацию к сохранившимся до наших дней языческих заклятий типа белорусского «нехай пярун тябе вибие!» или русского «разрази тебя гром!». Аналогичное «поражение громом» человека, только не в спину, а в живот можно увидеть на донце русской прялки (см об этом подробно в работе «Две тайны одной прялки, причастные к культу Перуна» https://www.perunica.ru/vedi/7389-dve-tayny-odnoy-pryalki-prichastnye-k-kultu-peruna.html ).
Итак, «язык тела» коленопреклоненной триединой персоны с нижнего яруса со всей очевидностью показывает нам клятву воинаиэто вынужденная клятва побежденного, так как фигура располагается внизу, стоит на двух коленях (обычно воины преклоняли одно), не имеет одежды и в её «тылу» находится знак Громовежца.То есть просматривается суть этой клятвы – «пакт о ненападении». Возможно, это символическое изображение трех предводителей родственных племен или трех правителей одной земли, вынужденных присягнуть «вышестоящим товарищам» с верхнего яруса ЗИ. Детальный анализ исторической ситуации периода 12-13 веков на территории Подолии и Галиции быть может даст больше конкретики, однако, на мой взгляд, это тема для отдельного исследования.
б) средний ярус
Позы четырех фигур (две мужские и две женские) этого яруса одинаковы: рукиприжаты локтями к телу и раскинуты в стороны, кисти рук изображены тыльной стороной к наблюдателю (обозначены ногти). А вот как описывают их позы Комар и Хамайко: «…божество среднего яруса — с анатомически неестественным положением рук и без задуманного ритуального жеста» (имеется ввиду жест Оранты).
Причём тут жест Оранты, при котором воздетые вверх руки повернуты ладонями к зрителю, когда как фигуры среднего яруса ЗИ держат руки прямо противоположно: полуопущенными вниз с повернутыми от зрителя ладонями? Уму непостижимо, как можно было «заподозрить» жест Оранты у фигур среднего яруса ЗИ (сравни фото ниже), не иначе, как Идол «застит глаза».
![]()
![]()
Ни о какой «анатомической неестественности» жестов фигур со среднего яруса ЗИне может быть и речи. Попробуйте сами: отведите плечи назад, руки прижмите локтями к телу и слегка поднимите, ладони при это м машинально повернуться к зрителю, а вы их усилием воли поверните к зрителю тыльной стороной, при этом ваши пальцы машинально растопырятся именно так, как у рассматриваемых фигур среднего яруса ЗИ, растопырятся, и будут «искать» упора, и такой упор у фигур на ЗИ есть – это сам Столп, его вертикаль, что коррелирует с современным словосочетаниемвертикаль власти, суть которого, несомненно была известна и в древности и служила основой политики правителей, нацеленных на объединение земель .
Заметим так же, что при принятии такой позы(с упором ладонями на твердь за спиной) грудь человека невольно выпячивается вперёд и являет собой как бы иллюстрацию устойчивого выражения встать грудью на защиту того, что находиться за тобой.
Итак, руки рассматриваемых фигур со среднего яруса ЗИ раскинуты в жестеупора на (то есть касания) и защиты того, что у них в тылу. А там у них общая вертикаль с более масштабнымифигурами верхнего яруса ЗИ, объединёнными общей «крышей» (княжеским головным убором, предтечей «шапки Мономаха»). Очевидно, что «язык тела» фигур среднего яруса ЗИ демонстрирует нам присягу народа, то есть торжественное обещание с прикосновением к значимому предмету и суть этой присяги в защитесвоими телами (грудью)некой общности.Грубо говоря, это жест готовности стать тем, что впоследствии очень точно назовут «пушечным мясом». Выявленное нами вышепожелание типа «плодитесь и умножайтесь» для фигур данного яруса и такого рода клятва взаимно объясняют и дополняют друг друга.
в) верхний ярус
В главе 10 мы установили, что женская фигура с пряслицем-денежкойесть символическое изображение Волыни, следовательно, остальные три фигуры верхнего яруса символизируют земли, составляющие Галицко-Волынскую Русь.Соседняя с ней, возможно, центральная фигура с рогом, под которой на среднем ярусе расположено символическое пожелание умножение рода людского, а ещё ниже - на коленях клянется в ненападении центральное лицо триединой сущности с нижнего яруса - вероятно Галиция, земля, объединившая все остальные, земля, основное богатство которой составляла добыча соли, которую, как впоследствии и порох, и табак, и прочие сыпучие вещества, хранили в роге. Слева от символа Галиции находится вооруженная саблей мужская фигура и конь. Скорее всего она символизирует «край вечной битвы» - Понизье(Подолье).
![Одна из многочисленных копий ЗИ, руки в жесте «клянусь сердцем и животом своим»]()
Мужскаяфигура вверху четвертой грани не имеет атрибутов, однако именно под ней в самом нижнем ярусе находится изображение «громового колеса». Возможно именно эта грань являлась «лицевой», так как в древности могли быть свои критерии «центральности» изображения, отличные от современных. Косвенно на то что именно эта сторона является главной говорит тот факт, что в нижнем ярусе этой грани по идее должны быть изображены голые пятки трехглавого персонажа, но этого нет, есть только знак сотрясающегоГрома.
Несмотря на то, что две из четырех фигур верхнего яруса ЗИ держат в руках предметы, их руки расположены одинаково – правая на сердце(которое мыслилось в Средневековье в центре груди), левая – на животеи эти жесты в точности иллюстрируют устойчивые словосочетания, пришедшее к нам из древности: «клянусь животом своим» (то есть жизнью) и «всем сердцем».До сих пор у потомков восточных славян в разговоре используется этот некогда сакральный жест: при словах «ну я тебе клянусь» или «правду говорю» правая рука кулаком или ладонью неосознанно (или осознанно) касается середины груди.
![Клятва сердцем. Западная Украина, 21 век.]()
Очевидно, что у фигур верхнего яруса ЗИ мы видимжесты приречениироты, торжественного обещания самых высоких по статусу особей, тех, кому верят на слово, тех, чья жизнь и честь в средневековой иерархиинаиболее ценилась (потому ею и клянутся), тех,кому не пристало для клятв преклонять колена.
Интересно, что женские фигуры с верхнего яруса ЗИ прижимают к сердцам «источники» изобилия и богатства (рог и драгоценное пряслице),а мужчины демонстрируют жест клятвы «в чистом виде».
Знаменательно, чтофигура воина, изображена рядом с конёми НЕ держит руку на холодном оружии, висящем на поясе. По мнению Комар и Хамайко это ошибка автора,воин долженсидеть на коне и держать руку на оружии, а раз этого нет, значит каменотес был неумехой: недотянул воину руку куда следует, не смог изобразить верхового, и «правильную» саблю. Мы же видим на рассматриваемой грани вполне логичную сцену:спешившийся воинне присягает на своём оружии, но дает роту «живота и сердца», и этой сценой автор произведения ясно дает понять:клятва данного воина носит мирный характер, она «звучит» в унисон с клятвами других, «штатских» персон верхнего яруса ЗИ.Автор специально изобразил «просто оружие», как бы его схему, символ, а не какой-то определенный вид вооружения. Перед нами не какой-то конкретный воин, но его обобщенный образ.
![]()
Все девять персон ЗИ (+ «душа- малютка»), объединенные общей княжеской шапкой, являют «на все четыре стороны», «всему белому свету», торжественное обещание верности, защиты и ненападения.В 14 веке традиция скреплять шапкой союз продолжилась в Московском княжестве, так шапка Мономаха – символ и реликвия московско-ордынского союза. Однако владетели шапки Мономаха хорошо известны, а на Изваянии из Збруча у неё нет конкретного «хозяина» и это очень символично: шапку можно одеть на любую подходящую голову.
Поскольку Идол найден в Подолии, изготовлен здесь же в 12-13 веках, то речь идёт о верности и защите королевства Галицкая Русь или Галицко-Волынского княжества,которое было одним из самых больших княжеств периода распада Древнерусского государства. В его состав входили галицкие, перемышльские, звенигородские, теребовлянские, волынские, луцкие, белзкие,полесские и холмские земли, а также территории современных Подляшья, Подолья, Закарпатья и Молдавии (Берладь).
То, что эти земли были не просто объединены, но и чётко структурированы в одной системе, говорят следующие факты. Клод Леви-Строс считал, что применение письменности обществом тесно связано с иерархичностью этого общества. А мы знаем, что ни в одной из древнерусских летописей, кроме Галицко-Волынской, невозможно найти такого количества упоминаний о писцах, княжеских канцелярий, архивах, грамотах, завещаниях, купчих и т.п.То есть Галицкая Русь обладала мощным бюрократическим аппаратом, что свидетельствует о структурированности, иерархичности этого объединения. И эта иерархичность отражена на сторонах и ярусах Збручского Идола.
Кроме этого, Галицко-Волынская летопись дает широкую картину событий и соседних земель: Венгрии, Польши, Литвы, других русских княжеств, Орды. Сведения летописи - почти единственный источник, который дает возможность в основном воспроизвести события в Мазовецком княжестве и Литве этого периода. Волынская часть летописи отмечается особенно высокими литературными достоинствами, эмоциональностью и лиризмом изложения. Здесь много внимания уделено развитию культуры на землях Галичины и Волыни.Идейно Галицко-Волынская летопись была направлена на укрепление «вертикали власти» и прославляла русское оружие и Русскую землю. Семантика Идола из Збруча целиком и полностью совпадает с общей идейной направленностью Галицко-Волынской летописи.
Однако, есть и различия: все летописцы делали «упор» на единоличную власть того или иного князя, а ЗИ являет собой скорее идеал «боярской республики» с приглашенным князем, которого можно легко сменить, одев княжескую шапку на подходящую голову. Республики типа Великого Новгорода, которая возникла одновременно с Галицким королевством, и к идеалам которой стремились и очень близко подошли в своем политическом развитии многие древнерусские города с сильным боярством и купечеством, которые достаточно часто меняли князей по своей воле, но не случилось.
Возможен ли в это время на данной территориитакой прорыв, такое новаторство и символизмв изобразительном искусстве? Да, об этом говорит общий фон эпохи и конкретные примеры использования символов: «Любопытную особенность художественной школы эпохи Мономаха и Мстислава представляют ироническиепрорисовки на полях: змея (победа над половцами), собака (свары князей), …лев, которого бьют дубиной (поражение Юрия Долгорукого, имевшего в гербе льва), и.т.п. Одна из таких прорисовок представляет особый интерес: когда в 1136 году черниговские Ольговичи начали одну из тех кровавых усобиц, по поводу которых говорили тогда: «Почто сами сягубим?»– художник-киевлянин пририсовал на полях глубокосимволическую фигуру воина-самоубийцы, вонзающего кинжал себе в грудь. Это был как быэпиграф к повествованию о распаде Киевской Руси»(Б. Рыбаков «Рождение Руси», М. 2004, с. 434). Изваяние из Збруча было «как бы эпиграфом» к неосуществленной боярской республике Галицкая Русь.
Исследователь славянской духовной культуры А. Шайкин, рецензируя книгу А. Каравашкина «Литературный обычай Древней Руси (XI–XVI в.)», пишет: «…древнерусский автор, будучи ограничен в наборе конвенциональных моделей, был свободен в их выборе. «Средневековый книжник свободно обращается с готовым материалом, как зодчий, который заимствует фрагменты ранних построек, не всегда считаясь с ихпервоначальными функциями»» (Древняя Русь. Вопросы медиевистики №1 (51) март 2013,«О «литературном обычае» Древней Руси»,С.129).
Создатель Збручского Идола был как раз таким зодчим, он использовал фрагменты традиционной культуры восточных славян(многоярусные композиции, ритуальные, «говорящие» позы и жесты).Точно также, в тот же период времени, поступил и автор «Слова о полку Игореве…» - он использовал сведения более ранних языческих, фольклорных и авторских произведений Бояна и других певцов о «времени Бусовом», «готских девах», «Стрибожьих внуках», «великом Хорсе и создал произведение «по былям сего времени», песню-славу о деяниях современного ему князя.Знаменательно, что впоследствии в Древней Руси автор «Задонщины» попытался, но не смог повторить великолепного стиля этого гениального произведения.
Отдельно следует отметить граненую форму ЗИ, её значение.В принципе, те же три яруса можно было бы изобразить и на столпе с круглым сечением, это было бы трудней, но возможно. Однако мастер предпочел столп с прямоугольным сечением, чем, вольно или невольно, подчеркнулзначимость числа четыре для идеи, которую он выразил своем произведением. Как писал Гумилев «все оттенки смысла/ умное число передает…», а по мнению ученых число 4 является ключевым для оперативной памяти человека вообще, но более для носителей индоевропейских языков (Вяч. Иванов«К антропологии числа» / Избранные труды…том 7, книга 1, М. 2010, С. 428,со ссылкой на Covan200,1 Rutkowski 2003).
В целом же«Для мифологии и фольклора разных народов характерно объединение богов, героев и совершаемых ими поступков в числовые комплексы» (Вяч. Иванов, там же, С. 434). Этот же мы видим на ЗИ: фигуры, символизирующие различные составляющие единого социального образования,объединены в числовые комплексы (4 грани, 3 яруса, четырехсущее единство персон верхнего яруса, 4 пары м-ж, триединство персоны с нижнего яруса).
Прямоугольность сечения Изваяния, его острая грановитость напрочь отвергает гипотезу офаллической символике Столпа, которую так любят смаковать «исследователи» славянского язычества. Семантика изображений на его гранях не имеет ни прямых отсылок, ни завуалированных аллюзий ни к мужским, ни кженским половым органам, к сексу вообще, который в народной культуре имел отношение каграрной или военной сфере человеческой деятельности.
Традиционное пожелание людям«плодится и размножатся», нашедшее воплощение на гранях ЗИ, в народной культуре относится не к половой сфере, но к сфере богатства, славы, жизненного успеха в условиях мира (не войны).
«Замерное безмерным полня…»
В. Хлебников
В. Хлебников
Идолы с восточнославянских территорий и Изваяние из Збруча(№7)
Изваяние из Збруча разительно отличается от всех известных науке идолов с восточнославянских территорий. Этот очевидный факт обычно объясняют так: либо ЗИ древний, но не славянский идол (например, кельтский); либо ЗИ изделие славянина, но не древнее (относительно современная подделка); либо ЗИ древний славянский Идол, созданный гением вне традиции (что вполне вероятно, но бездоказательно).На мой взгляд очевиден и ещё один вариант: если Изваяние из Збруча не похоже на идолов, то это изваяние НЕ ИДОЛ, хотя оно и древнее, и славянское.
Почему-то, когда дело касается ЗИ, все напрочь забывают тот факт, что ваятели Средневековья изготовляли и произведения не религиозной направленности, например, уникальный, не имеющий аналогов этокский памятник, поставленный, судя по всему, выдающемуся воину, тмутараканский камень с полезной информацией о ширине Керченского пролива, который тоже не имеет аналогов в реале, но в фольклоре восточных славян постоянно упоминаются его «близнецы», поставленные на распутьях, камни - «дорожные указатели».
На естественно возникающий вопрос «чем же является Изваяние из Збруча?» мы сможем ответить, разобравшись в том, что же изображено на его гранях.
Читая многочисленные исследования семантики ЗИ, создаётся впечатление, что Он как бы «водит» авторов, «закрывается» от них. Выше мы уже писали о его якобы «четырехликости», которой в реале нет, но которую глядя на Изваяние видят почти все. Эта иллюзия рождается возможно от того, что его начинают рассматривать сверху вниз, так, как современный человек осматривает другого человека – сначала взгляд в лицо, потом ниже, постепенно опуская глаза долу, оценивая одежду и весь облик в целом.В Средние века, во времена создания ЗИ, прямой взгляд в глаза незнакомому человеку означало вызов, на людей с особым статусом (старших по возрасту, должности, званию, хозяина, победителя) и на сакральные вещи «поднимать глаза» не полагалось вообще, обзор любого «разрешенного к осмотру» объекта начинался от земли к небу, постепенно «возводя очи в гору».
Последуем за этим неписанным правилом народной культуры и мы, но после повторения очевидного: четыре лица на сторонах Изваяния - это физиономии четырех анатомически полноценных персон, и нет единой «головы, венчающей столб», есть одна шапка, покрывающая четыре головы четырех фигур. Эти фигуры стоят спиной друг к другу и вкупе глядят «на все четыре стороны», сложив руки в очень знаменательном жесте, который, вместе с жестами других персон, изображенных на Збручском Идоле, оставлен исследователями без внимания. А ведь «язык» тела очень информативен, порой даже более чем атрибутика, которой в основном и заняты желающие понять семантику Изваяния.
Давайте же оторвёмся от всесторонне и многократно рассмотренных исследователями шапки, рога, сабли, коня, поясов и вновь обретенных перстня и пряслица, и обратим внимание на то, что единственная поза, которую замечают все – стояние на коленях с поднятыми руками персоны с нижнего яруса – находится в тесной связи с позами и жестами всех прочих изображённых на Изваянии фигур.
а) нижний ярус

Начнём с развенчания очередной «обманки»:вопреки устоявшемуся мнению, поза триединой сущности с нижнего яруса ЗИ это не «поза атланта», поддерживающего «мир людей» на среднем ярусе, так как кисти рук этой фигуры повернуты ладонями к зрителю (большие пальцы направлены друг к другу и остальные пальцы видны зрителю) - при таком расположении кистей рук ничего держать в них или на них невозможно. Даже делая скидку на многочисленные погрешности автора изваяния в анатомии прочих фигур и пропорциях всех изображений – нельзя утверждать, что пальцы раскрытых ладоней, «заехавшие» на полосу, разделяющую нижний и средний ярус есть изображение «поддержки среднего яруса».
Фигура с нижнего яруса ЗИ держит руки примерно так же, как держит их кельтский Таранис с ритуального кельтского котла, найденного в Дании (вероятно, трофей), усатостью похожи у этих фигур и лица, колесо за спиной Тараниса в целом аналогично колесу, слабо заметному на задней грани нижнего яруса Изваяния из Збруча (см. иллюстрацию выше, в главе 8). Поскольку на многих фотоЗИ этого знака не видно, привожу цитату Комар и Хамайко: «Обратная сторона идола осталась без атрибутов божества, но с солярным знаком в нижнем ярусе… Знак не симметричен и прочерчен очень слабой линией—вероятно … поверх краски» (с. 209). Колесо за Таранисом хоть и видно отчетливо, но тоже не симметрично, «не доделано». В целом кельтский Таранис и рассматриваемая нами фигура нижнего яруса ЗИ выражают собой идеи, имеющие очевидное, судя по «колесу»,отношение к грозе, грому, войне, следовательно, смысл позы этих персон следует искать в воинской культуре Средневековья.

Кельтский Таранис в позе клятвы
Комар и Хамайко полагают, что рассматриваемая фигура с нижнего яруса ЗИ обнажена, действительно, одежда на ней не обозначена и этот факт может означать две вещи: или перед нами пленный, или ярый воин, об их традиционной наготе мы узнаём из письменных источников (заметим, оба претендента имеют отношение к военным действиям).К стати, на Таранисе также нет одежды, но только нашейный торквес, имеющий, в числе прочего, отношение к верности воинским клятвам.
Против «позы атланта» персоны со ЗИ говорят и не согнутые в локтях, вытянутые, прямые поднятые вверх руки, развернутые плечи и прямая посадка головы лицом на зрителя. У атлантов плечивсегда согнуты под тяжестью ноши, согбенность - это устойчивый признак атланта, а известная фраза «атлант расправил плечи» (см., например, одноименный роман А. Рэнд), говорит об избавлении от давления ига, ноши, груза. То есть изображенная на нижнем ярусе фигура с прямой выправкой «атлантом-держателем» быть никак не может. Особо недоверчивым читателям рекомендую попробовать самим принять позу рассматриваемого изображения, то есть встав на колени сесть на пятки и держа голову прямо, развернуть плечи,поднять выпрямленные в локтях руки, открытыми ладонями к зрителю – вы сразу поймете, что держать в этой позе ничего невозможно, а также, почувствуете, о чем говорит эта поза.
Это не молитвенная поза взывания к Высшим Силам, при которой руки хотя и поднимаются так же, как они подняты на изображении нижнего яруса ЗИ, однакоголова при обращении к Небу запрокидывается и лицо обращено вверх, а у нашей фигуры лицо обращено прямо на зрителя. Также это не поза «сдаюсь» с демонстрацией рук в жесте «я без оружия», потому что поверженный враг, желающий сохранить свою жизнь, обязан смотреть вниз, а не на победителя. Остается единственный вывод: триединая персона с нижнего яруса находится в позе и демонстрирует нам обеими руками жест торжественного обещания, клятвы,присяги.

Жест торжественного обещания– прямая спина и посадка головы, прямой, открытый взгляд, открытая зрителю ладонь
И что самое удивительное, позы и жесты всех остальных персон, изображенных на остальных ярусах ЗИ из «той же серии», разобраться в которой нам поможет лингвистика. А конкретно исследования замечательного русского ученого, академика О.Н. Трубачёва, который выявилв праславянском языке чёткие различия трех видов «торжественного обещания» - клятвы, присягии роты: *kletvaот*kloniti, то есть «коленопреклоненная клятва», *prisegaот*segati,досягать, дотягиваться, припадать, то есть, «клятва с прикосновением к предмету», *roktaот*rekti», изрекать, то есть«словесная клятва-формула»(Славянские этимологии 8-9/ Труды по этимологии. Слово-История-Культура, Том 1, М. 2001, С. 602).
В наше время публичные торжественные обещания сохранились, например, в воинскойтрадиции гдеиспользуютсявсе три вида древних клятв с применением «языка тела»: преклонение колена перед знаменем - это дословно «клятва», взятие края полотнища и его поцелуй – «присяга», произнесение текставоинской присяги дословно – «рота».
Вернемся к персоне с нижнего яруса ЗИ, весьма информативно для нашего исследования место расположения «солярного знака» (шестилучевого колеса) на тыльной стороне этой фигуры. Подобные изображения распространены с глубокой древности у многих народов, в том числе и славян, у которых это знак считался «громовым», «грозовым» или даже «знаком славянства», который применялся в магических целях в самых разных ситуациях.
Его изображение помещали на различных предметах и постройках как знак свершившегося удара Громовержца в это место, для защиты от ударов молнии, по принципу «в одно место молния дважды не бьёт». Словенцы вырезали этот знак так же на корытцах для замешивания теста, что связано с поверьем (основанном на реальном физическом эффекте) о том, что некоторые продукты лучше киснутв грозу, а хорошая закваска весьма важна для традиционного славянского хлебопечения.
Знак «громового колеса», сзади коленопреклоненного триединого мужчины с нижнего яруса Изваяния, говорит нам о том, что он был или считался поверженным силой Перуна или его почитателей. Вся эта сцена представляет собой иллюстрацию к сохранившимся до наших дней языческих заклятий типа белорусского «нехай пярун тябе вибие!» или русского «разрази тебя гром!». Аналогичное «поражение громом» человека, только не в спину, а в живот можно увидеть на донце русской прялки (см об этом подробно в работе «Две тайны одной прялки, причастные к культу Перуна» https://www.perunica.ru/vedi/7389-dve-tayny-odnoy-pryalki-prichastnye-k-kultu-peruna.html ).
Итак, «язык тела» коленопреклоненной триединой персоны с нижнего яруса со всей очевидностью показывает нам клятву воинаиэто вынужденная клятва побежденного, так как фигура располагается внизу, стоит на двух коленях (обычно воины преклоняли одно), не имеет одежды и в её «тылу» находится знак Громовежца.То есть просматривается суть этой клятвы – «пакт о ненападении». Возможно, это символическое изображение трех предводителей родственных племен или трех правителей одной земли, вынужденных присягнуть «вышестоящим товарищам» с верхнего яруса ЗИ. Детальный анализ исторической ситуации периода 12-13 веков на территории Подолии и Галиции быть может даст больше конкретики, однако, на мой взгляд, это тема для отдельного исследования.
б) средний ярус
Позы четырех фигур (две мужские и две женские) этого яруса одинаковы: рукиприжаты локтями к телу и раскинуты в стороны, кисти рук изображены тыльной стороной к наблюдателю (обозначены ногти). А вот как описывают их позы Комар и Хамайко: «…божество среднего яруса — с анатомически неестественным положением рук и без задуманного ритуального жеста» (имеется ввиду жест Оранты).
Причём тут жест Оранты, при котором воздетые вверх руки повернуты ладонями к зрителю, когда как фигуры среднего яруса ЗИ держат руки прямо противоположно: полуопущенными вниз с повернутыми от зрителя ладонями? Уму непостижимо, как можно было «заподозрить» жест Оранты у фигур среднего яруса ЗИ (сравни фото ниже), не иначе, как Идол «застит глаза».

Жест Оранты

Жест фигуры среднего яруса ЗИ
Ни о какой «анатомической неестественности» жестов фигур со среднего яруса ЗИне может быть и речи. Попробуйте сами: отведите плечи назад, руки прижмите локтями к телу и слегка поднимите, ладони при это м машинально повернуться к зрителю, а вы их усилием воли поверните к зрителю тыльной стороной, при этом ваши пальцы машинально растопырятся именно так, как у рассматриваемых фигур среднего яруса ЗИ, растопырятся, и будут «искать» упора, и такой упор у фигур на ЗИ есть – это сам Столп, его вертикаль, что коррелирует с современным словосочетаниемвертикаль власти, суть которого, несомненно была известна и в древности и служила основой политики правителей, нацеленных на объединение земель .
Заметим так же, что при принятии такой позы(с упором ладонями на твердь за спиной) грудь человека невольно выпячивается вперёд и являет собой как бы иллюстрацию устойчивого выражения встать грудью на защиту того, что находиться за тобой.
Итак, руки рассматриваемых фигур со среднего яруса ЗИ раскинуты в жестеупора на (то есть касания) и защиты того, что у них в тылу. А там у них общая вертикаль с более масштабнымифигурами верхнего яруса ЗИ, объединёнными общей «крышей» (княжеским головным убором, предтечей «шапки Мономаха»). Очевидно, что «язык тела» фигур среднего яруса ЗИ демонстрирует нам присягу народа, то есть торжественное обещание с прикосновением к значимому предмету и суть этой присяги в защитесвоими телами (грудью)некой общности.Грубо говоря, это жест готовности стать тем, что впоследствии очень точно назовут «пушечным мясом». Выявленное нами вышепожелание типа «плодитесь и умножайтесь» для фигур данного яруса и такого рода клятва взаимно объясняют и дополняют друг друга.
в) верхний ярус
В главе 10 мы установили, что женская фигура с пряслицем-денежкойесть символическое изображение Волыни, следовательно, остальные три фигуры верхнего яруса символизируют земли, составляющие Галицко-Волынскую Русь.Соседняя с ней, возможно, центральная фигура с рогом, под которой на среднем ярусе расположено символическое пожелание умножение рода людского, а ещё ниже - на коленях клянется в ненападении центральное лицо триединой сущности с нижнего яруса - вероятно Галиция, земля, объединившая все остальные, земля, основное богатство которой составляла добыча соли, которую, как впоследствии и порох, и табак, и прочие сыпучие вещества, хранили в роге. Слева от символа Галиции находится вооруженная саблей мужская фигура и конь. Скорее всего она символизирует «край вечной битвы» - Понизье(Подолье).

Одна из многочисленных копий ЗИ, руки в жесте «клянусь сердцем и животом своим»
Мужскаяфигура вверху четвертой грани не имеет атрибутов, однако именно под ней в самом нижнем ярусе находится изображение «громового колеса». Возможно именно эта грань являлась «лицевой», так как в древности могли быть свои критерии «центральности» изображения, отличные от современных. Косвенно на то что именно эта сторона является главной говорит тот факт, что в нижнем ярусе этой грани по идее должны быть изображены голые пятки трехглавого персонажа, но этого нет, есть только знак сотрясающегоГрома.
Несмотря на то, что две из четырех фигур верхнего яруса ЗИ держат в руках предметы, их руки расположены одинаково – правая на сердце(которое мыслилось в Средневековье в центре груди), левая – на животеи эти жесты в точности иллюстрируют устойчивые словосочетания, пришедшее к нам из древности: «клянусь животом своим» (то есть жизнью) и «всем сердцем».До сих пор у потомков восточных славян в разговоре используется этот некогда сакральный жест: при словах «ну я тебе клянусь» или «правду говорю» правая рука кулаком или ладонью неосознанно (или осознанно) касается середины груди.

Клятва сердцем. Западная Украина, 21 век.
Очевидно, что у фигур верхнего яруса ЗИ мы видимжесты приречениироты, торжественного обещания самых высоких по статусу особей, тех, кому верят на слово, тех, чья жизнь и честь в средневековой иерархиинаиболее ценилась (потому ею и клянутся), тех,кому не пристало для клятв преклонять колена.
Интересно, что женские фигуры с верхнего яруса ЗИ прижимают к сердцам «источники» изобилия и богатства (рог и драгоценное пряслице),а мужчины демонстрируют жест клятвы «в чистом виде».
Знаменательно, чтофигура воина, изображена рядом с конёми НЕ держит руку на холодном оружии, висящем на поясе. По мнению Комар и Хамайко это ошибка автора,воин долженсидеть на коне и держать руку на оружии, а раз этого нет, значит каменотес был неумехой: недотянул воину руку куда следует, не смог изобразить верхового, и «правильную» саблю. Мы же видим на рассматриваемой грани вполне логичную сцену:спешившийся воинне присягает на своём оружии, но дает роту «живота и сердца», и этой сценой автор произведения ясно дает понять:клятва данного воина носит мирный характер, она «звучит» в унисон с клятвами других, «штатских» персон верхнего яруса ЗИ.Автор специально изобразил «просто оружие», как бы его схему, символ, а не какой-то определенный вид вооружения. Перед нами не какой-то конкретный воин, но его обобщенный образ.

ЗИ, копия
Все девять персон ЗИ (+ «душа- малютка»), объединенные общей княжеской шапкой, являют «на все четыре стороны», «всему белому свету», торжественное обещание верности, защиты и ненападения.В 14 веке традиция скреплять шапкой союз продолжилась в Московском княжестве, так шапка Мономаха – символ и реликвия московско-ордынского союза. Однако владетели шапки Мономаха хорошо известны, а на Изваянии из Збруча у неё нет конкретного «хозяина» и это очень символично: шапку можно одеть на любую подходящую голову.
Поскольку Идол найден в Подолии, изготовлен здесь же в 12-13 веках, то речь идёт о верности и защите королевства Галицкая Русь или Галицко-Волынского княжества,которое было одним из самых больших княжеств периода распада Древнерусского государства. В его состав входили галицкие, перемышльские, звенигородские, теребовлянские, волынские, луцкие, белзкие,полесские и холмские земли, а также территории современных Подляшья, Подолья, Закарпатья и Молдавии (Берладь).
То, что эти земли были не просто объединены, но и чётко структурированы в одной системе, говорят следующие факты. Клод Леви-Строс считал, что применение письменности обществом тесно связано с иерархичностью этого общества. А мы знаем, что ни в одной из древнерусских летописей, кроме Галицко-Волынской, невозможно найти такого количества упоминаний о писцах, княжеских канцелярий, архивах, грамотах, завещаниях, купчих и т.п.То есть Галицкая Русь обладала мощным бюрократическим аппаратом, что свидетельствует о структурированности, иерархичности этого объединения. И эта иерархичность отражена на сторонах и ярусах Збручского Идола.
Кроме этого, Галицко-Волынская летопись дает широкую картину событий и соседних земель: Венгрии, Польши, Литвы, других русских княжеств, Орды. Сведения летописи - почти единственный источник, который дает возможность в основном воспроизвести события в Мазовецком княжестве и Литве этого периода. Волынская часть летописи отмечается особенно высокими литературными достоинствами, эмоциональностью и лиризмом изложения. Здесь много внимания уделено развитию культуры на землях Галичины и Волыни.Идейно Галицко-Волынская летопись была направлена на укрепление «вертикали власти» и прославляла русское оружие и Русскую землю. Семантика Идола из Збруча целиком и полностью совпадает с общей идейной направленностью Галицко-Волынской летописи.
Однако, есть и различия: все летописцы делали «упор» на единоличную власть того или иного князя, а ЗИ являет собой скорее идеал «боярской республики» с приглашенным князем, которого можно легко сменить, одев княжескую шапку на подходящую голову. Республики типа Великого Новгорода, которая возникла одновременно с Галицким королевством, и к идеалам которой стремились и очень близко подошли в своем политическом развитии многие древнерусские города с сильным боярством и купечеством, которые достаточно часто меняли князей по своей воле, но не случилось.
Возможен ли в это время на данной территориитакой прорыв, такое новаторство и символизмв изобразительном искусстве? Да, об этом говорит общий фон эпохи и конкретные примеры использования символов: «Любопытную особенность художественной школы эпохи Мономаха и Мстислава представляют ироническиепрорисовки на полях: змея (победа над половцами), собака (свары князей), …лев, которого бьют дубиной (поражение Юрия Долгорукого, имевшего в гербе льва), и.т.п. Одна из таких прорисовок представляет особый интерес: когда в 1136 году черниговские Ольговичи начали одну из тех кровавых усобиц, по поводу которых говорили тогда: «Почто сами сягубим?»– художник-киевлянин пририсовал на полях глубокосимволическую фигуру воина-самоубийцы, вонзающего кинжал себе в грудь. Это был как быэпиграф к повествованию о распаде Киевской Руси»(Б. Рыбаков «Рождение Руси», М. 2004, с. 434). Изваяние из Збруча было «как бы эпиграфом» к неосуществленной боярской республике Галицкая Русь.
Исследователь славянской духовной культуры А. Шайкин, рецензируя книгу А. Каравашкина «Литературный обычай Древней Руси (XI–XVI в.)», пишет: «…древнерусский автор, будучи ограничен в наборе конвенциональных моделей, был свободен в их выборе. «Средневековый книжник свободно обращается с готовым материалом, как зодчий, который заимствует фрагменты ранних построек, не всегда считаясь с ихпервоначальными функциями»» (Древняя Русь. Вопросы медиевистики №1 (51) март 2013,«О «литературном обычае» Древней Руси»,С.129).
Создатель Збручского Идола был как раз таким зодчим, он использовал фрагменты традиционной культуры восточных славян(многоярусные композиции, ритуальные, «говорящие» позы и жесты).Точно также, в тот же период времени, поступил и автор «Слова о полку Игореве…» - он использовал сведения более ранних языческих, фольклорных и авторских произведений Бояна и других певцов о «времени Бусовом», «готских девах», «Стрибожьих внуках», «великом Хорсе и создал произведение «по былям сего времени», песню-славу о деяниях современного ему князя.Знаменательно, что впоследствии в Древней Руси автор «Задонщины» попытался, но не смог повторить великолепного стиля этого гениального произведения.
Отдельно следует отметить граненую форму ЗИ, её значение.В принципе, те же три яруса можно было бы изобразить и на столпе с круглым сечением, это было бы трудней, но возможно. Однако мастер предпочел столп с прямоугольным сечением, чем, вольно или невольно, подчеркнулзначимость числа четыре для идеи, которую он выразил своем произведением. Как писал Гумилев «все оттенки смысла/ умное число передает…», а по мнению ученых число 4 является ключевым для оперативной памяти человека вообще, но более для носителей индоевропейских языков (Вяч. Иванов«К антропологии числа» / Избранные труды…том 7, книга 1, М. 2010, С. 428,со ссылкой на Covan200,1 Rutkowski 2003).
В целом же«Для мифологии и фольклора разных народов характерно объединение богов, героев и совершаемых ими поступков в числовые комплексы» (Вяч. Иванов, там же, С. 434). Этот же мы видим на ЗИ: фигуры, символизирующие различные составляющие единого социального образования,объединены в числовые комплексы (4 грани, 3 яруса, четырехсущее единство персон верхнего яруса, 4 пары м-ж, триединство персоны с нижнего яруса).
Прямоугольность сечения Изваяния, его острая грановитость напрочь отвергает гипотезу офаллической символике Столпа, которую так любят смаковать «исследователи» славянского язычества. Семантика изображений на его гранях не имеет ни прямых отсылок, ни завуалированных аллюзий ни к мужским, ни кженским половым органам, к сексу вообще, который в народной культуре имел отношение каграрной или военной сфере человеческой деятельности.
Традиционное пожелание людям«плодится и размножатся», нашедшее воплощение на гранях ЗИ, в народной культуре относится не к половой сфере, но к сфере богатства, славы, жизненного успеха в условиях мира (не войны).