Ханты-Мансийск, Торум Маа

Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 18 286, фото: 34
1

Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" ("Священная земля") был основан в 1985 году по инициативе представителей ханты-мансийской интеллигенции Ювана Шесталова и Еремея Айпина, которые передали музею основу его экспозиции - подлинные постройки из своих родовых угодий. Нынешний Торум Маа - редкий пример скансена, целиком посвященного одной (точнее, двум) этнической группе, и дает очень хорошее представление о народной архитектуре малых народов Севера.

Место, на котором стоит музей (как и место, на котором стоит город) было выбрано не случайно. Самаровский чугас, возвышавющийся над окружающией местностью на 80-120 метров, да еще и недалеко от слияния Иртыша и Оби, долгое время был чем-то типа остяцкой столицы. Чугас - значит, "остров на суше" - так здесь называли одинокие холмы среди бесконечных болот. На месте Ханты-Мансийска располагалась вотчина князьца Самара, вассала Кучума. Здесь Самар был разбит, а остяки разошлись по лесам, но вскоре вернулись с ясаком и добровольно париняли русское подданство. На Самаровском чугасе располагались в дорусское время многочисленные языческие святилища (термин "шаманство" к угорским народом применяют редко). Музей расположен на северной опушке чугаса, со стороны бывшего Остяко-Вогульска.

Сами ханты и манси - собственно угорская ветвь финно-угорской языковой группы. От них же и термин Югра, которая изначально вкючала еще и север республики Коми восточнее Печоры. Дальней их "родней" являются финны и мордва, а более близкой - венгры. Причина такого парадокса в том, что и те, и другие изначально были кочевниками в степях Западной Сибири, но в ходе переселения народов часть угорских племен ушла от новых врагов на север, в болота нынешней Югры, а часть на запад, где и создали Венгерской государство и приняли католицизм. Теоретически, Югра (Югория) и Венгрия - это одно и то же слово, только очень сильно трансформированное. Музей Торум Маа в ХМАО не единственный - в период нефтяного бума свои скансены стали возниать едва ли не в каждом районе, скажем, в деревне Русскинская между Сургутом и Когалымом или в селе Варъёган на востоке округа. Но еще более странно то, что многие ханты и манси по-прежнему ведут традиционный образ жизни, и кормятся охотой и рыболовством в стороне от месторождений и магистралей.


Назвать музей Торум Маа "под открытым небом" можно очень условно - на самом деле он расположен под сводами еловой тайги. Самаровский чугас покрыт настоящей темнохвойной тайгой, так как здесь совсем другие, нежели на равнине, почвы. И потому убедительность музея просто запредельна.

Музей включает 4 основных комплекса: стойбище ханты, стойбище манси, охотничья тропа и святилище. Расположены они на холме, куда снизу ведет лестница или крутые скользкие тропы. Скорее всего, здесь будет пусто, а сопровождать вас будут в первую очередь белки, которых тут неописуемое количество.

Пройдя мимо построек с вводного кадра, выходишь на поляну. С одной ее стороны расположено летнее стойбище:


Чум - переносное жилище из жердей и шкур (сейчас чаще из современных материалов). Однако чум был летним жилищем, когда жители тайги уходили на родовые кочевья, пасти оленей или добывать мясо и рыбу к зиме. Под навесом - нянь-кэр, или хлебная печь: у угорских народов было куда больше заимствованний из Европейской России, чем у восточно-сибирских.

Другая часть стойбища - зимняя:




Зимой таежные народы переходили к оседлому образу жизни, и жили уже не в чумах, а в жилищах иных типов. У ханты и манси, опять же, как у наиболее западных, таким жилищем стала курная изба:


Но основную часть построек на стойбище составляют лабазы - сараи для хранения припасов, поставленные на ножки для защиты от животных.






На кадре выше интересен домик рядом с ленточками - это ай-хот, "дом рожениц", в котором жили отдельно от остальных беременные женщины и женщины сразу после родов. Такие домики выполяли не только практическую, но и культовую функцию.

Суван - навес для хранения инвентаря (а также лодок).


За хантыйским стойбищем находится мансийское. Манси от хантов по своей культуре отличались не сильно, но традиционно были более воинственными и непокорными. Некоторые мансийские племена можно считать горским населением Северного Урала. До покорения Сибири они нередко совешали набеги на Чердынь и Соликамск. Нынешним центром культуры манси является поселок Саранпауль в восточных предгорьях Урала.


Мансийский дом и полевая кухня... На табличках поясняется - 2008 год.


Кухня вполне современна, а вот архитектура жилищ и лабазов у хантов и манси почти не меняется уже лет 200.


Роскошный лабаз, похожий на большое копытное животное:

Ханты-Мансийск, Торум Маа

Домик без подписи - я так и не понял, что это, да к тому же с окном. Возможно, приют-сторожка, коих по тайге разбросано множество - в них хранились припасы и посуда, которыми мог пользоваться любой охотник:


В сторонке - загон для оленя.


Следующий комплекс - охотничья тропа, проходящее через овражек между стойбищем манси и святилщем:


Здесь выставлены всевозможные охотничьи агрегаты, и хотя сделаны они из дерева - вполне потянут на "адские машинки". О том, как они функционируют, я, будучи жителем мегаполиса, не имею представления:

Ловушки на мелкую боровую дичь:




На лису:




На медведя:


Охотничий лабаз на невероятно высокой ножке:


Вот этот кадр снимал, держа фотоаппарат на втянутой руке, от подножья, а роста я даже повыше среднего:


Навесы с костровищами для привалов:




Наконец, тропа выводит к святилищу, и между этими двумя комплексами располоен навес для Медвежьего праздника - сюда клались останки убитого медведя для ритуалов. У палеоазиатских народов были мощные традиции согласия с природой, считалось великим грехом убивать больше животных, чем можешь съесть, а у медведя, как у Хозяина Тайги, после убийства просили прощения - в этом и заключался Медвежий праздник. Этот обряд характерен не только для палеоазиатов, но и для индейцев, причем большинство народов соблюдали этот обряд как-то по-своему. Особенностью хантов и манси была постановка костюмированной драмы перед тушей убитого медведя, возлежавший на навесе, после чего мясо съедали с соблюдением строгих обрядов.


Наконец, само Святилище, куда ведет узкая тропа между двумя оврагами.


Оно расположено на маленькой заповедной поляне, вход на которую стережет идол, отдаленно похожий на половецкого истукана:


Еще один комплекс идолов расположен на самом Святилище. Правда, они современные, но вырезал их Г. Райшев - заслуженный художник Югры, сам этнический хант, всю жизнь занимавшейся национальной мифологической живописью и скульптурой.


Здесь же - священый амбар, основная форма храма в тайге типа наших часовен.

Дверь амбарчика была закрыта, но я их любопытства отворил ее... и почти сразу небо прояснилось, серость, в которой я гулял по центру Ханты-Мансийска, закончилась, и вернулась солнечная погода, сопровождавшая меня до этого.


А еще непередаваемое впечатление - настоаящая тайга. Ее трудно воспринимать как лес - скорее, это своды вроде пещерных, и по музею под открытым небом гуляешь, как по подземелью. От елки до елки не более метра, кроны сомкнуты, внизу полумрак, а аллеи похожи больше на ущелья. Тайга лишь подтверждает мое наблюдение: в Сибири все ДЕЙСТВИТЕЛЬНО такое, каким себе это представляешь: и морозы, и пейзажи, и атмосфера, и мужики.




К тому же по дереьвям постоянно скачут белки, то и дело обваливающие на землю снег. Ходить под сводами тайги опасно - вполне можно получить упавшим снегом по голове, и сильно.

А так с чугаса выглядит Ханты-Мансийск. Спустившись вниз, я отправился в Самарово - село-"пригород" Ханты-Мансийска на другой стороне чугаса. О Самарове и будет мой последний пост Югорской эпопеи.



Теги: Музей

<
  • 4 комментария
  • 1 публикация
19 июня 2011 11:09 | #1
0
  • Регистрация: 12.05.2011
 
...ханты не едят мясо хищников ...а музей далёк от реалий жизни, есть немало селений в которых уклад жизни не изменился ...мне доводилось бывать в поселениях где нет ни электричества, ни водопровода до сих пор ...есть такая река - Малый Юган, я забирался по ней до Большого Васюганского болота, на этой реке есть несколько поселений, в районе Юганского заповедника, реально попадаешь в 18 век


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*