Перуница

» » Исчезающие народы России: чулымцы

Вокруг Света » 

Исчезающие народы России: чулымцы

Исчезающие народы России: чулымцы

Чулымцы это коренной малочисленный народ России тюркского происхождения. Численность – 365 человек (по переписи 2010 года). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), в среднем и нижнем течении которой они и проживают. Самоназвание пистин кижи "наш человек".

Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в селах Пасечное и Чиндат.

Как говорит председатель общины "Чулым" Александр Кандияков: "Официально власть нас признала 5 марта 2001 года. И в переписи населения, которая прошла в 2002 году, чулымцы впервые назвали себя чулымцами". До этого чулымцев причисляли к хакасам. До сих пор, как пишут в своем исследовании Е.Ю. Кошелева и Л.В. Романова, "некоторая часть чулымцев продолжает идентифицировать себя с хакасами… однако большая часть, особенно дети из двуязычных семей, определяют себя как русские".

Коренной чулымец Василий Габов сегодня в Тегульдетском районе единственный, кто еще помнит родной язык. Чулымский язык – бесписьменный, его никогда не преподавали в школе, использовали лишь в быту. Василий Михайлович мечтает открыть собственную школу и учить чулымскому всех желающих, но пока, кроме лингвистов (в том числе наших коллег из института языкознания РАН и некоторых студентов нашей кафедры), в сохранении языка никто особо не заинтересован, поэтому Габов обучает сыновей и внуков. Он старается понять значение исторических артефактов, хранящихся в Тегульдетском районном музее, записывает на кириллице стихи и рассказы. Недавно Василий Михайлович занялся составлением летописи чулымского народа. Его вторая, чулымская фамилия – Тарлаганов, что в переводе означает "кто таскал на себе мешок". По его словам, род получал фамилию, связанную с характером занятий своего предка.

По мнению А.П. Дульзона, этнос сложился на территории Причулымья за счёт постепенной тюркизации местного дотюркского населения – трёх кетоязычных народностей: ассанов, пумпоколов, аринов.

Заселение Нижнего Чулыма тюрками произошло не позднее XV в., заселение же верховьев Чулыма относится к VII – VIII вв.


В прежние времена летом чулымцы на обласках (небольших лодках, выдолбленных из ствола осины или тополя) занимались рыболовством. В зимнее время года переселялись на охотничьи стойбища. К XX веку развили пушное направление в торговле. Чулымцы были далеки от типового ведения домашнего хозяйства и скотоводства. Отдавали предпочтение собирательству лечебных трав и ягод. Важное место в хозяйстве занимали пасеки. Наряду с этим занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Специализировались на изготовлении веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетеной), лодок, лыж, нарт.

Традиционные поселки были застроены землянками и чумами с открытыми глиняными печурками, многочисленными лавками и сундуками. Чулымцы обычно носили простую холщовую одежду, платья, кафтаны, украшали себя бусами, серьгами и перстнями. Зимой переобувались в унты или охотничьи сапоги. В еде отдавали предпочтение мясу, вяленой рыбе, мёду и чаю из трав.


Чулымцы приняли православие в XVII–XVIII веках, однако сохранили и некоторые традиции шаманизма. Наряду с именами, данными при крещении, детям давали и традиционные имена. Магическими атрибутами считались белый головной платок, ожерелье из белых бус, погремушка, ложка для кормления духов. Изначально было распространено поклонение духам – родовым, семейным или личным покровителям (у женщин чаще всего в образе птицы, у мужчин – в виде заячьей шкурки). Почитали леших и домовых.

Большая часть современных чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности, а также на пасеках.


Чулымцы бережно относятся к природе и имеют даже собственную разработку в отношении всевозможных природоохранных мер,стараются правильно утилизировать все, что может нанести вред окружающей среде. Специальный "экомобиль" принимает у жителей района отслужившую бытовую технику, сгоревшие лампочки и пр.

В Пасечном ежегодно проводится чулымский осенний праздник "Тумпайрам". По традиции гостей потчуют глухарем в сметане и царской стерляжьей ухой. Заправляет торжеством чулымский рыбак Александр Федорович Кондияков. Большой популярностью пользуются гонки на обласках по реке Чиндат. Наряду с мужчинами соревнуются и женщины.


Радостно отмечать, что в последние годы историческое самосознание чулымцев начало пробуждаться. Люди стали вспоминать, изучать и пытаться сохранить свои традиции. Удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи. Немаловажную роль в сохранении народности играет целевая программа, принятая Законодательным собранием Красноярского края в 2005 году, создаются благоприятные условия для жизни чулымцев, оказывается большая финансовая помощь местному населению, продолжающему вести традиционный образ жизни.


Хочется отдельно отметить вклад Андрея Медоноса (Чернецова) – основателя и хозяина музея мёда и этнографии – в деле сохранения и популяризации чулымских традиций: https://vk.com/museumofhoney. Его жена Алёна Хозяйка Тайги (Чернецова) является носителем чулымского языка. В музее собраны национальные чулымские инструменты, предметы быта, стены расписаны замысловатыми шаманскими рисунками, а также вкусно пахнет мёдом и травами. руппа Андрея и Алёны играет этническую музыку, песни пишутся на чулымском языке, а клипы снимаются в волшебной дикой тайге.

https://vk.com/wall-65539601_5807

https://www.perunica.ru/vokrug_sveta/9667-ischezajuschie-narody-rossii-chulymcy.html  





Категория: Вокруг Света

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера