Мышление чукотского мальчика. Из воспоминаний моего начальника

Мышление чукотского мальчика. Из воспоминаний моего начальника

Это был 11-летий мальчик, который не смог преодолеть порога 3 класса и направлен он был во вспомогательную школу. Через месяц после помещения в школу он сбежал из неё и пошёл в свою находящуюся за 300 км бригаду.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент воспоминаний моего бывшего начальника, Феликса Борисовича Березина berezin_fb. Его уже нет в живых, и нет лаборатории, где проводилась масса интереснейших исследований, сейчас практически забытых. Мы занимались жизнью человека в условиях севера, изучая ее на стыке медицины, психологии, физиологии и социологии. В основе научных исследований лежали десятки и сотни человеческих судеб, и об одной из них рассказывает невероятная история чукотского мальчика. Она произошла больше 40 лет назад. Ф.Б.Березин, вместе с сотрудниками медицинского института, приехал на Чукотку для организации научных исследований. (Я тогда еще не работала под его началом, и к своему большому сожалению, в таких экспедициях, участия не принимала). Передаю ему слово.


Всё время, когда мы не были очень заняты, нас привлекали к различным консультациям. Об одной из них я хочу здесь рассказать, потому что она сразу показала, как отличается переработка информации у чукчей (она была в основном правополушарная, образная) от переработки информации пришлым населением, которое как и основная популяция в СССР, было левополушарным (т.е. перерабатывала информацию путём словесно-логическим). Одна из консультаций демонстрирует это различие очень наглядно.

В школах Чукотки, которые в основном были школами-интернатами, поскольку должны были собирать детей с большого пространства, не было специальных учебников, которые учитывали бы эту особенность переработки информации чукчами. Те из них, которые вообще имели более высокий уровень интеллекта, могли учиться в таких условиях, потому, что хотя правое полушарие давало им больший объём информации, левое полушарие было достаточно развито, чтобы решать левополушарные задачи. Те же из учащихся, которые были высокоодаренны только правополушарно, при решении задач вербально-логических могли испытывать серьёзные затруднения. В этих случаях они нередко признавались умственно отсталыми и их переводили в школы для умственно отсталых детей, где главной задачей школы было дать профессию.

Главный психиатр области попросил нас провести консультацию ребёнка, о котором шла речь. Это был 11-летий мальчик, который не смог преодолеть порога 3 класса и хотя он был потомственным оленеводом, направлен он был во вспомогательную школу для изучения профессии жестянщика. Через месяц после помещения в школу он сбежал из неё и пошёл в свою находящуюся за 300 км бригаду. А родители были обязаны сообщить о его появлении, чтобы он не считался без вести пропавшим. Его вернули во вспомогательную школу, хотя он совершенно откровенно говорил, что он учиться там не хочет, не будет, что жестянщиком ему быть не интересно.

Для оценки его интеллектуальных способностей для нас было важным подробно расспросить его об обстоятельствах его побега. Он подтвердил, что учиться профессии жестянщика ему было скучно, что он очень хорошо умел управляться с оленями в свои 11 лет, и что если уж его не хотят обучать в обычной школе, что тоже казалось ему несправедливым, то пусть создадут такие вспомогательные школы для оленеводов, оленеводы на Чукотке нужнее, чем жестянщики.

- А как ты полагал, сколько дней у тебя займёт путь до бригады?

- Я не полагал, я знал, что примерно 6 дней.

- Откуда ж ты знал это?

- Оттуда же, откуда и дорогу к бригаде. Когда нас везли в эту школу на вертолёте, я всё время наблюдал тундру.

- И что это тебе давало?

- Я знал, куда мне идти и сколько примерно продлится путь.

- Но ведь тундра везде одинаковая…

И тогда мальчик посмотрел на меня с откровенным презрением и сказал:

- Тундра везде разная.

Чукотка. Слайд 80-х годов XX века
Чукотка. Слайд 80-х годов XX века. Из личного архива Ф. Б. Березина

- И как же ты собирал продукты?

- У нас можно было по желанию заменять обед сухим пайком. Половины этого сухого пайка мне хватало, чтобы быть сытым, а вторую половину я откладывал в мешок. Я собрал себе продуктов не на 6, а на 8 дней, и вечером, когда все готовились ко сну, я встал на лыжи перед сном прогуляться. Отбой прошёл нормально, и мне рассказывали, что хватились меня только утром.

- Ты шёл и ночью и днём?

- Нет. Зачем? Ночью я спал.

- А ты не мог замёрзнуть во сне?

- Нет, - он сказал, - Я же родился на Чукотке. Нужно копать глубокую-глубокую яму аж до грунта. Потом набросать туда мелких веточек, зажигалка у меня была, а по мере того, как они прогорали, подбрасывать туда более крупные сучья. Стенки ямы сначала подтаивали, а когда костёр оказался только внизу, они снова замерзали и становились очень прочными. Тогда надо было влезть в яму, отгрести жар в сторону, чтобы угли ещё согревали меня, но не могли обжечь. И последнее - заранее подготовленный ком снега по размеру входа в яму, который помещался в стене, затыкал эту дырку снизу. Там было очень тепло, даже жарко. А утром я тщательно гасил снегом уголья, чтобы не пустить случайно по лесотундре пала. Продуктов мне хватило, до бригады я дошёл хорошо и никогда не думал, что мои родители будут сообщать, что я пришёл домой. Ну, эта дорога, она не пропала зря, у меня теперь большой опыт и я пойду несколько другим путём к людям, которые не будут обо мне сообщать.

Когда эта беседа закончилась, и мы мальчика отпустили, мы переглянулись и захохотали, потому что умственная отсталость этого ребёнка явно не бросалась в глаза. Мы изменили диагноз «умственная отсталость» на «педагогическая запущенность» и проследили, чтобы его забрали из этой вспомогательной школы ещё при нас, потому что опасались какой-нибудь каверзы после нашего отъезда. Запомнить дорогу глядя с вертолёта, постоянно иметь перед глазами образ пути и не испытывать сомнения, что ты идёшь правильно, несомненно свидетельствовало о высокоразвитой способности к образной переработке информации.



В детстве прочёл Рытхэу «Красные тени на белом снегу», очень напомнило. А конструкция лёжки один в один.

Рытхэу не читала к сожалению, но чукеотские сказки, изданные в Магадане, произвели на меня неизгладимое впечатление

Это же почти книжка про Замарайку )

Вот эта книжка.


Там две повести и одна как раз про интернат.


Категория: Дети и их воспитание

<
  • 128 комментариев
  • 0 публикаций
1 июня 2021 19:44 | #1
0
  • Регистрация: 12.06.2019
 
Замечательно. А ещё, у американских индейцев времён палеолита был необычный способ приготовления еды. При полном отсутствии глиняной и металлической посуды. Их даже звали камневарами. В корзину набирали воду, и погружали туда мясо или иную еду. Потом на огне нагревали камни до раскалённого состояния и опускали в эту воду. Как только один камень остывал, его меняли на другой, раскалённый. И так до тех пор, когда вода вскипятится и пища сварится. Задачей повара было вовремя менять камни.

<
  • 49 комментариев
  • 0 публикаций
2 июня 2021 06:54 | #2
0
  • Регистрация: 10.05.2018
 
Просто превосходно! Продолжаем "открывать Америку".

А между тем монголы и буряты (кочевники) по сей день так "варят камни" даже в чугунках. Делаем вывод из палеолита? Все американские "индейцы" - выходцы из Азии и, кто знает, можа они и есть самые что ни на есть -те самые индоевропейцы, от которых так тщательно открещиваются жители карпатских пещер???)))

И попутно интереса для: а что такое "лекало" и где находился промышленный центр по штамповке этих самых "одних и тех же лекал"???

--------------------

<
  • 112 комментариев
  • 0 публикаций
3 июня 2021 07:09 | #3
0
  • Регистрация: 2.02.2014
 
Мелькнули смутные сомнения... не вникал как-то da

правополушарность миф или

https://osvitoria.media/ru/experience/dva-mify-pro-mozok-yaki-shkodyat-osviti-2/
Американский нейропсихолог и нобелевский лауреат Роджер Сперри первым описал, что правое и левое полушария мозга человека функционируют по-разному. Существует метод отключения полушарий, когда в одну из наружных сонных артерий вводится вещество, блокирующее деятельность одного из полушарий мозга. Так можно исследовать отдельно деятельность одного полушария. Человек, у которого нормально работают оба полушария, может схематично нарисовать стол и дом. Тот же человек, у которого заблокировано правое полушарие, рисует стол и дом так, что мы едва узнаем эти предметы на рисунке — это разрозненные части стола и дома. А в случае торможения левого полушария этот же человек рисует стол и дом более точно, детализировано, более художественно.

Отсюда и пошел миф о том, что правое полушарие отвечает за художественные образы, а левое — за аналитическое мышление.

Отсюда же и миф о том, что художники — это люди с правополушарным мышлением. Посмотрите на работы художника Джузеппе Арчимбольдо. Что вы видите? Пока вы смотрите, в эти лица состоят из овощей, ягод, фруктов.

Оба полушария мозга соединены между собой мозолистым телом, и когнитивные функции не могут и никогда не осуществляются отдельно правым или отдельно левым полушарием.

Умственная деятельность — это результат одновременной активности обоих полушарий. Возьмем, к примеру, речь: у большинства людей центры речи (участки мозга, отвечающие за устную и письменную речь) локализуются в левом полушарии. Отсюда вроде бы можно сделать вывод, что правое полушарие не участвует в процессе речи. Во время эксперимента, когда людям давали анализировать различные параметры речи — звуки, смысл сказанного, контекст, то, действительно, большую активность проявляло левое полушарие. Но правое полушарие тоже было активным.

Как преодолеть лень, тренировать внимание и почему так важно ошибаться

Итак, мы действительно наблюдаем неравнозначное участие правого и левого полушарий в языковой функции. Но без правого полушария мы не сможем говорить. Правое полушарие делает интонационный анализ речи, определяет контекст и подбирает под конкретную ситуацию наиболее точное слово из десятка синонимов, которые знает человек.

Итог:

о доминантном полушарии можно говорить лишь в контексте контроля двигательной активности — вы правша или левша.
Все другие когнитивные задачи активируют оба полушария. Мы не можем отдельно научить правое или левое полушарие, поскольку мозг — одно целое.


https://zen.yandex.ru/media/id/5f19be8101a1ed39697138b6/mif-o-pravopolusharnosti-i-levopolusharnosti-5ffdcac2f2385a3dfb911cde
Зародился этот миф в 1973 году, когда в приложении к New York Times появилась статья, посвященная исследованиям будущего Нобелевского лауреата Роджера Сперри. «У каждого из нас доминирует либо левое полушарие, либо правое», — заявлялось там.

Далее отмечалось, что, судя по всему, правое полушарие мозга отвечает за творческие или артистические способности, тогда как левое — за логику и аналитические способности и что каждый человек больше склонен к одному или другому типу способностей.

Все это выглядело так умно и здорово, что идея немедленно шагнула в массы и стала «общеизвестным фактом». Правда, она грешила одной маленькой проблемкой: совершенной ошибочностью. И дальнейшие исследования не оставили от нее камня на камне.
-----
Убедительнее всего миф о доминировании правого или левого полушария развенчало опубликованное в 2013 году исследование ученых из Университета Юты. Они изучили результаты МРТ мозга более тысячи людей от 7 до 29 лет, чтобы удостовериться, существуют ли подтверждения теории, что одни люди больше используют левое полушарие своего мозга, а другие — правое. После серии исследований ученые заключили:

«Полученные нами данные идут вразрез с описанием мозга в целом, предполагающим, что у одних индивидуумов сильнее развита нейронная сеть правого полушария, тогда как у других — нейронная сеть левого полушария». Проще говоря, одержимые математики и программисты, равно как художники и поэты, в одинаковой степени задействуют мощь обоих полушарий своего мозга.


http://veritas.by/uncategorized/czem-czelovek-dumajet/
Эта фотография появилась на сайте полиции штата Майями. Вначале посетители сайта подумали, что это фотошоп, но сотрудница отдела полиции подтвердила, что такой человек есть, и она лично его видела. Улыбчивого парня зовут Карлос Родригес. Ему 25 лет и в остальном он ничуть не отличается от других людей. Полиция разыскивала мужчину на которого наложили штраф, который он не оплатил. Когда мужчину нашли, привели в участок и попросили снять для фотографии головной убор, выяснилось, что парень не зря отказывался это сделать.
======
https://zen.yandex.ru/media/id/5b83ead40db7b300aa002a83/mojet-li-chelovek-jit-bez-mozga-5bb0ce0c2119b800acc037ed
28-летний Карлос Родригес лишился половины черепа в результате автомобильной аварии. Тогда ему было 14 лет. Он угнал машину, на которой и угодил в аварию. Врачам удалось спасти Карлоса. И с тех пор он живёт практически без мозга. Это нисколько ему не мешает. Он работает в ночном клубе и любит развлекаться. Он не только выжил, но и сохранил все воспоминания. Врачи никак не могут объяснить эту загадку.

------
Француз, имя которого учёные не раскрывают, уже 55 лет живёт без мозга и совсем не замечает этого. Это видно на рентгеновских снимках. На месте мозга у него просто жидкость. Это области, окрашенные чёрным цветом на снимках. Обнаружилось это случайно. В 2007 году этот мужчина, которому на тот момент было 44 года, обратился к врачам с жалобой на боль в ноге. Осмотр причину не выявил, и решено было сделать полное обследование организма. Но врачи сначала просто не смогли обнаружить мозг da своего пациента, настолько он был мал.

С тех пор медики не смогли разгадать этот феномен. Как же жил их пациент все эти годы? А его жизнь не отличалась от жизни всех других людей. Он давно был женат, имел детей, у которых совершенно обыкновенный мозг.

<
  • 128 комментариев
  • 0 публикаций
8 июня 2021 22:23 | #4
0
  • Регистрация: 12.06.2019
 
Умеете говорить по-иркутски? )))
О его отличиях от стандартного русского языка:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.