У детей есть естественная, живая потребность к отражению, вернее запечатлению, своих наблюдений и представлений об окружающем их мире в наглядной, доступной им изобразительной форме. Маленьких рисовальщиков, страстно поглощенных своей работой, можно видеть не только за столом у себя дома, вооруженных карандашом и кистью; их можно видеть часто просто на дворе, с помощью кусочка мела или прутика смело покрывающих серый асфальт или песок изображениями домов с дымящимися трубами, аэропланов, автомобилей, смешных головастых человечков.
Недаром итальянский ученый Коррадо Риччи, написавший книжку о детских рисунках (книга Коррадо Риччи «Дети-художники» переведена на русский язык в 1911 году), рассказывает в этой книжке, что детские рисунки он впервые рассмотрел и обратил внимание на их особенности, пережидая ливень под арками моста, поверхность которых оказалась испещренной затейливыми композициями маленьких рисовальщиков.
Эта потребность или способность ребенка к рисованию иногда просто совсем отмирает в старшем возрасте, иногда переключается на какую-нибудь иную деятельность.
Но так или иначе, каждый ребенок, почти без исключения, в своей жизни делает попытку рисовать, отдаваясь этой деятельности с большим или меньшим увлечением, более или менее продолжительно, в зависимости от его склонности и тех условий, в которых эта деятельность протекает.
Поддержать и развить эту попытку, превратить ее в устойчивый интерес к рисованию — необходимо и вполне возможно.
А между тем в семье рисование ребенка часто вызывает неправильное к себе отношение. Некоторые родители не только не поощряют ребенка в этом направлении, а склонны даже рассматривать подобные его занятия как бесцельное баловство, как ненужное «пачканье» бумаги. Эти родители относятся к продукции изобразительного творчества своего ребенка по большей части очень критически, находят ее смешной, нелепой «мазней», доказывают ребенку, что все это «совсем не похоже» и что у него все равно ничего не выйдет, так как у него нет таланта.
В иных семьях можно видеть совершенно противоположный подход к увлечению ребенка рисованием. Рисунки его тщательно собирают, показывают всем, ими восхищаются, часто в присутствии самого маленького автора говорят об особой его одаренности. Родители консультируются со специалистами, насколько их ребенок талантлив, надо ли его учить, выйдет ли из него в будущем непременно художник. Вокруг маленького рисовальщика создается какая-то ненужная шумиха. Совершенно ясно, что тот и другой подходы одинаково неверны.
Рисование, независимо от того, выйдет ли из ребенка в дальнейшем художник-профессионал или нет, — при правильном его направлении имеет огромное воспитательное и образовательное значение, и потому все родители должны стараться по возможности поддержать и развивать проявившийся у ребенка интерес к рисованию.
Что же касается установления степени одаренности ребенка в младшем школьном возрасте, то нужно сказать, что ее в этом возрасте очень трудно определить. Те или другие способности, проявившиеся у ребенка этого возраста, могут оказаться непрочными и в дальнейшем смениться иными в связи с вновь появившимися у него интересами и склонностями. Понятие об одаренности, несомненно, включает в себе не только те или иные природные данные у ребенка, но и устойчивость интереса его к данному предмету, волевую направленность этого интереса, способность к полноценному развитию в этом направлении и т. д.
Неверно также и утверждение, что овладеть даже элементарным умением рисовать может только тот, кто обладает специальными в этом отношении способностями.
Рисование в его первичных формах доступно всем без исключения, и, несомненно, оно нужно всем, так как умение сделать зарисовку с натуры или по памяти виденных нами предметов дает нам возможность в нашем учении, в нашей работе использовать метод наглядной записи, — метод, который одинаково нужен и ценен как при изучении истории, географии, физики, так и в дальнейшем — при работе в качестве врача, педагога, инженера, военного. Таково значение рисования, как метода наглядной записи в дальнейшей практической деятельности человека вообще, но особо велико его общевоспитательное значение в развитии личности ребенка и подростка. Оно развивает в ребенке способность наблюдения, более полного освоения окружающих его явлений и предметов.
Нельзя забывать, что рисунок ребенка, как бы наивен он ни был, всегда является попыткой отобразить восприятия окружающего ребенка мира действительности. А рисование предметов, даже самое примитивное их изображение, как мы это видим у детей 7—10 лет, всегда связано с передачей характерных особенностей того или другого предмета и явления, причем эти характерные особенности надо было увидеть, запомнить, отобразить в рисунке. Таким образом, всякая попытка рисовать, изображать связана с доступным ребенку изучением окружающей действительности, с активным ее восприятием.
Активное восприятие всегда является необходимой основой изобразительной деятельности человека — и взрослого, и ребенка. Всестороннее воспитание такого восприятия у ребенка — верный залог общего умственного его развития и развития его художественно-творческих возможностей. Говоря об активном восприятии, надо иметь в виду не только умение наблюдать, рассматривать окружающие предметы, замечать их характерные особенности. По мере развития его умственных способностей ребенок не только наблюдает, но и сравнивает, обобщает, дает оценку виденному, выявляет свое отношение к тем или другим явлениям. Все это дает широкие возможности для идейного воспитания ребенка, для формирования его мировоззрения средствами художественного воспитания.
Ребенок, который рисует, совсем по-иному воспринимает и окружающую его природу. Если для нерисующего ребенка снег просто белый, а деревья все одинаково зеленые, то маленький рисовальщик, для которого язык цвета, язык красок особенно увлекателен, в своем изобразительном творчестве сумеет по этому поводу сказать много интересного. Он сообщит вам, что снег, хотя он и белый, при заходе солнца кажется розоватым, тени на снегу голубые, иногда почти синие, а деревья, хотя они и зеленые, но все разные: тополь серебристый, березка яркозеленая, а вот ели, по сравнению с ними, — темные, зеленовато-синие и резко рядом с ними выделяются. Умение видеть разнообразие и богатство форм и красок в природе, т. е. эстетически ее воспринимать, играет большую роль в полноценном развитии личности ребенка вообще и в развитии у него любви к родной природе.
Следовательно, накопление зрительных ощущений, связанных с изобразительным творчеством ребенка, воспитывает в нем интерес к окружающему, наблюдательность, обогащает его знания, развивает в нем всестороннее полноценное восприятие действительности.
Но предоставленное полному самотеку изобразительное творчество ребенка редко развивается в полной мере. Маленький рисовальщик, не встречая со стороны авторитетных для него взрослых ни интереса, ни поощрения, не получая часто необходимых для него в его сомнениях советов и помощи, разочаровывается в своих творческих возможностях, вовсе бросает рисование или идет по неверному пути.
Критическое отношение к своей работе у ребенка растет в связи с общим его развитием. Не зная, в каком направлении искать новых путей для своей творческой деятельности, он переключается на копирование и механическое повторение одних и тех же образов и приемов, в большинстве случаев заимствованных откуда-нибудь извне и в данный момент наиболее его удовлетворяющих. Все это ведет к обеднению содержания детских рисунков, к пассивному использованию ребенком заимствованных образов и готовых штампов. Изобразительное творчество, непосредственное и насыщенное живыми образами, наблюдениями и представлениями ребенка, начинает иссякать.
Срисовывание ребенком готовых картинок иногда расценивается родителями как определенное достижение и потому поощряется ими. «Посмотрите, как тонко ребенок срисовал эту картинку», — можно иногда слышать от взрослых. При этом совершенно забывается, что очень сложный, активный процесс передачи ребенком в рисунке живых виденных им образов, связанный с их осмысливанием, подменяется здесь механическим повторением готовых форм и линий. Копирование может помочь в отдельных случаях развитию у ребенка чисто механических навыков работы кистью и карандашом, но оно очень мало воздействует на его мышление, наблюдательность и воображение.
Наблюдение за развитием изобразительного творчества детей, опыт работы с ними говорят о том, что хотя бы элементарное руководство и помощь рисующему ребенку уже на первом этапе его деятельности крайне необходимы и важны.
Как же эта помощь, это руководство могут быть осуществлены в семье и в каком направлении они должны проводиться? Прежде всего надо обеспечить ребенка теми материалами, которые ему необходимы в его работе. Оборудование это очень несложно. Ребенок должен иметь черный карандаш, достаточно мягкий, мягкую резинку, рисовальную бумагу (типа слоновой, александрийской, полуватман), нарезанную на листочки разного размера и формата, чтобы ребенок сам мог себе выбрать для выполнения того или другого своего замысла нужный ему по формату лист. Кроме белой бумаги, следует дать ребенку и цветную бумагу (серую, синюю, голубую и пр.). По цветной бумаге ребенок может работать мелом и цветными карандашами. Листы бумаги должны быть размером от 15X20 до 30X35 см. Нужен набор цветных карандашей и, если возможно, цветных мелков.
Краски необходимы акварельные, лучше всего ленинградские, в фарфоровых кюветках, в коробке или просто набор из отдельных красок (не менее 10 цветов). В последнем случае рекомендуется наклеить краски столярным клеем по краям тарелки так, чтобы на середине тарелки ребенок мог смешивать и пробовать краски. Желательно также иметь набор красок гуаши из 6—8 цветов, кисточки мягкие — волосяные (колонковые или беличьи) среднего размера, фанерные дощечки (размер 40X50) для закрепления на них бумаги кнопками, немного глины или пластелина для лепки.
Разумеется, не следует давать ребенку сразу все материалы; надо сделать так, чтобы он осваивал их постепенно. Освоение же нового материала для ребенка всегда представляет большой интерес, — это стимулирует его творческую активность и изобретательность.
Возможность работать цветом надо предоставить ребенку с самого начала, так как цвет, яркость его сочетаний развивает эстетическое чувство у ребенка и является для него наиболее близким и доступным средством художественного выражения творческих замыслов. Вначале для этих целей могут служить цветные карандаши, а затем и акварельные краски. Было бы неверным ограничивать ребенка только обычным карандашом, исходя из того, что он еще плохо рисует, а с красками и вовсе не умеет обращаться.
Попутно следует показать ребенку, как надо чинить карандаш, как его держать, как набирать краску на кисточку, как обращаться с резинкой (не стирать каждый раз все подряд, а раньше исправить и затем стереть те линии, которые окажутся лишними). Но это все, так сказать, неотложная техническая помощь; она, несомненно, нужна ребенку, но не ею одной должно ограничиваться руководство маленьким рисовальщиком.
Огромное значение в поднятии интереса ребенка к рисованию имеет подбор тем и моделей для рисования. Для детского изобразительного творчества в основном характерны не изображения отдельных предметов и явлений, а так называемые сюжетные рисунки, т. е. изображение какого-нибудь события, сценки из жизни людей, животных, предметов в окружающей их среде, в их взаимосвязи. У начинающих маленьких рисовальщиков изображение предметов носит еще очень схематический, обобщенный характер. Так, рисуя лес, они часто дают дерево вообще, дерево-схему, без, передачи характерных признаков деревьев различных пород. Рисуя улицу, дают ряд совершенно одинаковых домиков, не задумываясь над тем, что любое здание имеет свое лицо, в зависимости от того, что это за здание, каково его назначение.
Ребенок в рисунке нарушает сравнительные размеры предметов, путает их расположение в пространстве (что ближе, что дальше). Он сам часто остается недоволен своим произведением. Поэтому помощь, которая может быть оказана ребенку в его первых опытах изобразительного творчества, должна прежде всего заключаться в том, чтобы научить ребенка наблюдать действительность. Так, во время прогулки можно обратить его внимание на строение дерева, на форму ствола (книзу ствол толще, кверху тоньше), на то, как расположены ветви (у одних деревьев они идут вверх, у других — склоняются вниз); заставить ребенка самого отметить различие окраски стволов деревьев в зависимости от породы деревьев, различие оттенков зелени.
Аналогичные наблюдения могут быть сделаны и по отношению к зданиям. Надо заставить ребенка заметить индивидуальные особенности строений. Надо также привлечь его внимание к размерам предметов, к их расположению в пространстве, научить его устанавливать путем сравнения, что больше, что меньше, что ближе, что дальше, что выше, что ниже, что темнее, что светлее.
Организуя наблюдения ребенка, надо найти живую, доступную для него форму беседы с ним, не следует слишком перегружать его внимание, в особенности вначале. Такие несложные наблюдения, проведенные совместно с ребенком, ярко и положительно скажутся в его рисунке, внесут в него ряд новых, живых, характерных деталей, которые обогатят его и дадут удовлетворение маленькому рисовальщику.
Наряду с синтетическим рисунком детей школьного возраста начинает интересовать также и изображение отдельных предметов. Они делают попытку рисовать их по наблюдению или с натуры, т. е. так, как они видят их перед собой. Здесь очень важно обеспечить ребенка разнообразными и увлекательными моделями. Это могут быть листья, цветы, ветки, игрушки, простые по форме, но яркие и выразительные. Годятся для этого также бабочки и жуки из коллекции, песочники, расписная посуда (чайник, чашка, молочник), чучело птички, зверька и т. д. Можно также предложить ребенку нарисовать 2—3 предмета в группе. Надо предложить ребенку, прежде чем приступить к рисованию, внимательно рассмотреть предмет: какой он — высокий или низкий, широкий или узкий, больше ли он в вышину, чем в ширину или обратно; из каких частей он состоит, как эти части расположены, какого они цвета.
Зарисовки разнообразных предметов по наблюдению и с натуры постепенно научат ребенка замечать и воспроизводить характерные особенности предметов; они, воздействуя на вкус ребенка, разовьют в нем так же способность воспринимать и любовно, передавать тонкость и изящество строения веточки, цветка, нежность и красоту оттенков крыльев бабочки, оперения птички.
Родители могут подсказать ребенку интереснейшие сюжеты и образы для его рисунков, прочитав ему соответствующие сказки, стихотворения, рассказы, побеседовав с ним предварительно о том, какой момент из предлагаемой сказки или рассказа он думал бы выбрать для рисования, каких действующих лиц и какие предметы он думает изобразить, чтобы передать этот момент; как он себе представляет, где это все происходит, в какой обстановке, что это за люди или животные — хорошие или дурные, смешные или страшные.
Такая беседа, несомненно, обогатит зрительные представления ребенка и внесет новый интерес в его работу.
Дети имеют большую склонность к декоративной работе. Они любят яркие узорные украшения на предметах обихода и сами охотно создают красочные, затейливые узоры. Можно, например, предложить ребенку сделать узор для закладки в книгу или узор для коврика, для расписной тарелки (узор в круге).
Такие задания, которые ребенок может выполнить на цветной бумаге плотными яркими красками (гуашь) прямо кистью, обычно очень увлекают детей. При этом необходимо указать детям на характерные особенности всякого узора — на ритмическое повторение в его композиции одних и тех же элементов, а также на то, что узор может быть составлен из квадратиков, кружков, полосок (геометрический орнамент) или из цветов, листьев, трав (растительный орнамент). Объяснить все это надо, разумеется, на конкретном материале, лучше всего — на образцах народного творчества.
Указанная нами помощь со стороны взрослых маленькому рисовальщику возможна и необходима. Она организует его творческую работу, дает ей здоровое направление и углубляет интерес ребенка к работе.
Семья и школа 1947 №1
Мы рисуем. Документальный фильм о работе изостудии (1976)
В каждом ребенке заложено творческое начало, надо только помочь ему раскрыться.
В трогательном коротком фильме "Мы рисуем" рассказывается о работе изостудии Дворца пионеров Фрунзенского района г. Москвы и ее руководителе – художнике Евгении Павлюкове.