Сталинский имперский стиль в фильме «Первоклассница» (1948)


В 1948 году вышел фильм режиссёра Ильи Фрэза «Первоклассница» по одноименной повести Евгения Шварца, отрывок из которой был напечатан в журнале «Мурзилка» перед выходом фильма.

Это был самый первый советский фильм о школе и самый первый образ советской учительницы в кинематографе.

Е. Шварц. Первоклассница (обложка книги) 1949 г.
Е. Шварц. Первоклассница (обложка книги) 1949 г.

Режиссер Илья Фрэз позже вспоминал:

«К этому времени я уже понял, что, работая с детьми, нужно стремиться так организовать обстановку, где происходит действие фильма, чтобы она напоминала им реальную, хорошо знакомую в жизни. Вот почему мы особенно добивались тогда, чтобы класс в съемочном павильоне походил на школьный. Нарисованное небо и макет улицы, которые видны из окна класса, были так удачно выполнены художником Людмилой Блатовой, что дети верили, что и небо и улица настоящие.

Кадр из фильма «Первоклассница» Художник Людмила Блатова оформила вид из окна
Кадр из фильма «Первоклассница» Художник Людмила Блатова оформила вид из окна


Ах, какая красота! Ах, какая чистота!
Ах, какая красота! Ах, какая чистота!

Настоящими, не бутафорскими были разлинованная классная доска, мел, тряпка, новые чистые парты, свой собственный, «навечно» закрепленный за каждой девочкой портфель, аквариум с рыбками.

И на уроке, во время съемки, девочки не просто водили перьями по бумаге, делая вид, что пишут, а, как это и полагалось тогда, писали настоящими чернилами. И, как на обычных уроках, учительница всем им обязательно ставила отметки…

Ты написала «Босака»! Вот собака-то тебя и подвела.
Ты написала «Босака»! Вот собака-то тебя и подвела.

Подлинного имени актрисы — Тамары Федоровны Макаровой, играющей роль учительницы, они не знали и были абсолютно уверены, что ее действительно зовут Анна Ивановна. Они любили ее, ходили за ней по пятам, задавали множество вопросов. Дети так привыкли к нашему павильонному классу, что совсем не обращали внимания на осветительные приборы, на отсутствие четвертой стены, на белые накладные углы наверху вместо потолка. Подлинность атмосферы, воссозданная на съемочной площадке, помогла им вести себя свободно, естественно. Некоторым девочкам настолько полюбился наш класс, что, когда окончились съемки, они заявляли, что хотят учиться только здесь и у этой учительницы»

Учительница Марусе пока не разрешает писать ручкой, сперва нужно хорошо научиться писать карандашом
Учительница Марусе пока не разрешает писать ручкой, сперва нужно хорошо научиться писать карандашом

Несмотря на то, что фильм «Первоклассница» — это дидактический рассказ о неидеальной девочке Марусе, которая к финалу исправляется, это, прежде всего, прекрасный образец послевоенной сталинской эстетики.

Маруся будет писать ручкой самой Анны Ивановны!
Маруся будет писать ручкой самой Анны Ивановны!

С первых же кадров мы попадаем в залы с колоннами, в ампирные рекреации, в кабинеты с высоченными потолками. Маруся Орлова приходит записываться в школу и встречает подтянутых …гимназических наставниц с дворянской выправкой.




















Никакой «пролетарской культуры» в сталинском СССР не было — наигравшись после Революции с экспериментами и авангардными течениями, советский мир плавно развернулся в сторону имперского величия. Уже во второй половине 1930-х искоренили и школы-коммуны, и школы-лаборатории, и всякие «бригадные методы обучения» с Дальтон-планами. Пришли дамы в строгих платьях и принялись учить по-старому, как при царе-батюшке и царице-матушке.


В 1943 году вернули раздельное обучение — девочки налево / мальчики направо, а после войны вся детвора переоделась в ту самую, ненавистную «прогрессивным гимназистам» форму — с фуражками, ремнями, фартуками, воротничками и прочей лепотой.





Впрочем, и штатским служащим (связистам, энергетикам, геологам и некоторым другим) вернули мундиры, как при Романовых.

Кадр из фильма «Первоклассница». Почтальон в мундире принес телеграмму
Кадр из фильма «Первоклассница». Почтальон в мундире принес телеграмму

Ну и сорудники органов внутренних дел, конечно же в форме


В фильме нет коммуналок — у главгероини большая и, главное, — отдельная квартира. Показан шикарный дом.


Обязательная новогодняя ёлка.


Девочки — все гладкие, хорошенькие, чистые — даже, когда испачканы следами уличной драки с мальчиком! Чинно-благородная учительница Анна Ивановна, сыгранная актрисой советского кино Тамарой Макаровой.


У учительницы тоже форма. Не совсем, как у девочек, но тоже белый воротничок и манжеты, даже у директора школы такое же строгое платье.


Повествование — размеренное. Экшн появляется лишь к финалу, где первоклассницы попадают в лес, а вся Москва (такое чувство, что именно вся!) их ищет. Основной смысл этой небольшой (чуть более часа) киноленты — исправление и становление.

— Куда ты нас завела? — Куда надо!
— Куда ты нас завела?
— Куда надо!

Маруся переходит во второй класс отличницей. Предметы: русский язык, арифметика, чистописание, физкультура. А также отметки за поведение и прилежание:


Теперь Маруся умеет сама хорошо читать.


И расписываться за полученную телеграмму от папы.


Образ отца в фильме раскрыт слабо. Мы видим его только в конце. Возможно это связано с тем, что после войны многие дети остались без отцов, и авторы не хотели лишний раз травмировать детскую душу.


Возникает вопрос: а что было в реале?

Bсё было примерно так же. Те же отглаженные фартуки и ленты; педагоги с аристократическими манерами и длинными пальцами, нравоучения и чистописание, колонны и балюстрады. Девочки устраивали школьные спектакли, участвовали в сборе металлолома, шили и вышивали на уроках домоводства, ходили в Лефортовский парк — собирать листья для гербария, приглашали друг друга в гости — и танцевали под звуки фортепиано, ибо кто-нибудь непременно владел искусством музицирования, собирали открытки с актёрами, ходили всем классом в театр, прыгали со скакалкой — кто больше.

И с мальчиками, которые учились в соседней школе — слегка общались, чтобы потом, в середине 1950-х — сделаться одноклассниками.



Девочки, Серёжа пришёл!
Девочки, Серёжа пришёл!

Уже после смерти вождя возникла идея совместного обучения и весь этот имперский дух был постепенно утрачен. Однако эпоха Оттепели породила не менее чудесные тенденции — романтику, дружбу, дорогу, открытость. Но это уже совсем другая история.

А маленькая «Первоклассница» до сих пор очаровывает…



Категория: Дети и их воспитание   Теги: Советское кино, Образование, Чистописание и каллиграфия, Сталин


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*