Как научиться писать красиво и для чего нужно чистописание в современном мире?
Представляем фильм, посвящённый методике чистописания в целом. То, что изложено в пособии И. А. Горячевой «Уроки чистописания» — — теперь можно наглядно воспринять из этого видео.
Методика чистописания
- 00:08Часть 1. Теоретическая
- 11:50Часть 2. Методическая
Обучение письму в русской классической школе опирается на устойчивые традиции каллиграфии. В нашем фильме мы постараемся рассказать, почему дети в современной школе не любят писать, в чем ценность каллиграфии и покажем методику обучения детей письму пером. Бывает, что в наш адрес звучат возражения: "Зачем сегодня писать пером? Давайте еще разводить огонь высечением искр или трением палок. В современном мире давно используются спички и зажигалки, поэтому и перо это архаичный инструмент. Да, каллиграфии это неплохо, но можно писать красиво и обычной ручкой. Интересно попробовать перо? Пожалуйста, но обучать так не имеет смысла."
Ну что ж, понаблюдаем за достоянием прогресса удобной, практичной шариковой ручкой. Её стержень снабжен металлическим наконечником с маленьким шариком. При письме он катится по поверхности бумаги и оставляет на ней чернильный след, не создавая кляксы и мазни. Но возможность этих ручек писать в любом положении и направлении не способствует формированию у детей правильного захвата ручки, постановки руки и осанки. Из-за чрезмерного скольжения шарика по бумаге ребенок тратит много времени на то, чтобы линии обрели уверенный четкий вид. Шарик не дает сочетание толстых и тонких линий, придающих буквам изящество и красоту.
Когда малыш только-только начинает писать первые буквы, для него это является серьезнейшим делом. Он вкладывает в это все усилия, максимально сосредоточивается. Шариковая ручка не пишет, если на нее все время не давить. Мышцы руки находятся в статическом напряжении, которое для них неестественно, происходит спазм, дрожание, поскольку существует тесная связь между пальцами рук и головным мозгом. Утомление мышц вызывает торможение или перевозбуждение нервной системы. Это влечет снижение интеллектуальных функций, работоспособности, а в конечном итоге и самооценки ребенка.
Нормальный режим работы мышц - смена фаз напряжения и расслабления. На словесное убеждение педагога "расслабь кисть, не зажимай ручку, не дави на стержень" не помогают. Очевидно, что словами на руку малыша не повлиять. Нужны какие-то приемы, которые будут его расслаблять, минуя сознание. Естественным выходом в такой ситуации становятся физкультминутки, то есть полная остановка письма и смена вида деятельности.
Но оказывается, все эти проблемы не знакомы ребенку, пишущему пером. Перо само, без лишних слов педагога, учит малыша приспосабливаться.
Почему же так происходит? Опишем основные причины.
Легко раздваивающиеся усики пера заставляют руку принять верное положение, при котором оба усика будут касаться бумаги. Иначе чернила не вытекут из ручки. Прорезь между усиками и выгнутая поверхность пера укажет ребенку верное положение держателя. Упругое и гибкое перо само побуждает регулировать силу нажима на него. Ребенок интуитивно расслабляет руку и ловит удобное положение.
В отличие от шариковой ручки, перо, зажатое руке, писать не будет. Разъединенные от сильного нажима кончики пера не дадут чернил. Перо станет скрести и прорывать бумагу. Поэтому малыш сам найдет удобное положение для пера и интуитивно расслабит кисть. Возможность расслабиться дает руке и острие пера. Усилия тратятся лишь на движение кисти вниз и ослабевают при движении вверх. Иначе перо прорвет бумагу. Благодаря импульсно-нажимному письму, то есть чередованию усилий и расслаблений, буквы сочетают в себе нажимные и волосяные, то есть толстые и тонкие линии. Красота достигается естественным путем.
На конце стального пера отсутствует металлический шарик. Поэтому раздваивающиеся острые усики дают возможность перу не скользить по листу и не тратить усилия на сдерживание бега еще не твердой руки. Усики пера, как пинцет, захватывают бумагу, не дает руке вибрировать и дрожать. Это способствует формированию четкости линий. Рука не тратит лишних усилий. Поэтому движения не скованы.
Но и самое очевидное - объема чернил в перышки хватает всего на несколько букв, невольно приходится поднять голову, оторвать руку от тетради, обмакнуть перо в чернильницу, стряхнуть излишки чернил. За это время и глазные мышцы и мелкие мышцы руки успевают расслабиться и кисть снова готова писать. При такой работе учителю остается акцентировать внимание лишь на наклоне тетради и осанке.
Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Помимо физиологических преимуществ, письмо ручкой-макалкой с остроконечным пером способно развить концентрацию внимания ребенка, его пространственное восприятие, образную память, прилежание и аккуратность.
Ушинский говорил, что всякое толковое изложение на письме своих мыслей должно быть в то же время безукоризненным по правописанию, насколько это возможно, и чистым, красивым по чистописанию. Очень важная эстетическая составляющая, побуждающая ребенка увлечённо предаваться письму.
Одни художники поэтично называют каллиграфию "застывшей в буквах музыкой", другие - "застывшим танцем". Ушинский же сравнивал пишущую руку с ритмично танцующей ногой.
Существовавший до 70-х годов прошлого века в начальной школе художественно выверенной стандарт почерка имел очень важное значение. Красота - это стимул, побуждающий учиться с интересом, удовольствием, являющийся залогом успеха. Почерк формируется вместе с характером человека. Нервная система, подсознание вырабатывают психомоторный навык, который определяет индивидуальность почерка. Это происходит годам к 12-ти. В почерке отражаются импульсы мозга, дающие возможность считывать их и судить об особенностях личности, свойствах характера и психических состояниях писавшего. Через такие особенности почерка, как видение строки, наклон, закругления, плотность букв, поля и многое другое, можно выявить психологические, даже психические особенности человека. Этим занимается графология.
Известный каллиграф Пётр Чобитько сравнивает нынешнюю культуру письма с кардиограммой времени. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.
Связь почерк-личность - двусторонни. Исправляя искажение почерка, мы исправляем одновременно искажение нашей личности. Занимается этим графотерапия. Она позволяет идти по обратному пути, распознав проблемные зоны почерка, меняя соответствующие этим особенностям начертания букв, осуществлять коррекцию психологических деформаций. Сознательно меняя свой почерк, мы можем изменить себя, развить в себе необходимые качества, снять уровень стресса, тревожности, повысить самооценку. Когда уходит автоматизм деформированности почерка, происходит непосредственная корректировка характера.
Упомянутая уже реформа семидесятых поставила во главу угла требования скорости. Для этого были предельно упрощены начертания букв, что лишило их красоты, декоративности. Однако парадокс в том, что это не упростило письмо для детей, а наоборот, усложнило.
Современные методики требуют от детей безотрывного письма шариковой ручкой. Это в разы усиливает психофизиологическое напряжение ребенка. Попробуйте, напряженной от чрезмерного старания рукой, написать слово, не отрывая при этом ручку от бумаги ни на секунду, и вы отчасти почувствуете то, что чувствует ребенок, пишущий таким противоестественным способом. Для того, чтобы писать не отрываясь, буквы усложнили лабиринтами неоднократно повторяющихся линий. При безотрывном письме ребенок вынужден выполнять неестественные траектории движений, тратить дополнительные умственные усилия не только для написания букв, но и для выполнения их соединений внутри слов.
Одновременно с движениями пальцев ребенок должен передвигать вдоль строк кисть, предплечье и плечо, склонять туловище. Вопреки желанию пишущего происходит искажение формы букв, их наклона. Формируется устойчивый аномальный динамический стереотип – поза с низко склоненной головой. Таким образом, из эстетической художественной деятельности письмо превратилось в узко-практическую, обремененную бессмысленными логическими операциями, подрывающими психическое и физическое здоровье детей.
Дети вынуждены расходовать лишние усилия на запоминание путей движения руки, а не самой буквы. При изображении букв необходимо не соединять отдельные элементы, а безотрывно их выводить. Все это ведет к разрушению в сознании ребенка целостного образа буквы, создает неоправданное напряжение, перерасход энергии, невратезирует ребенка. Таким образом уже в начальной школе убивается всякое желание ребенка писать.
Графологи утверждают, что почерк становится индивидуальностью в подростковом возрасте (12-13 лет). До этого времени он только формируется вместе с характером человеком. Поэтому очень мудро было учить детей гармоничному стандарту, который есть некий эталонный показатель гармоничной психики: когда верхние и нижние зоны букв равны, регулярна ширина и высота средних зон, когда почерк не зажат, не зарегулирован, равномерен и в то же время легок и спонтанен. Все перечисленное является признаком здоровой, целостной психики, проявляющейся в почерке человека.
Повальное проявление детских психосоматических расстройств, проблемы самовосприятия, дисграфия, синдром дефицита внимания и гиперактивность, и прочие нарушения связаны, в том числе, и с тотальным отсутствием биомеханической профилактики через формирование стандарта почерка у детей.
Ошибаются те, кто думает, что перьевые ручки вымирают в школе. Хотя надо отметить, что сейчас в основном используются чернильные картриджи, а не чернила из баночки, как раньше. В Германии, Франции, Англии перьевые ручки рекомендованы к использованию в школе государственными органами. В Германии, например, обязательное использование перьевой ручки в начальной школе закреплено законом. В Англии дети в начальной школе осваивают навык письма с помощью карандаша и только потом получают, как бы, лицензию на использование в школе чернильной ручки.
О том, как русская классическая школа учит ребенка писать перьевой ручкой, какие методики, инструменты и прописи для этого используются, мы расскажем во второй части нашего фильма.
Преподавание письма в русской классической школе основывается на проверенных временем методиках обучения чистописанию, ушедших из школьной практики лет 60 назад. Прежде всего, для работы подбираются порты соответствующие росту у детей, желательно, чтобы поверхность стола была несколько наклонена к пишущему. Передний край сиденья не должен задвигаться под столешницу.
Позвоночник ребенка окрепнет только к подростковому возрасту, а пока он гибкий, важно следить за осанкой. Сидеть нужно прямо, не касаясь парты. Голову следует несколько наклонить вперед, чтобы между глазами и линией строки сохранялось расстояние в 30 сантиметров. Для устойчивости корпуса, ноги ставят всей ступней на пол или на подножку. Руки пишущего ребенка должны лежать на столе так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии примерно 10 сантиметров от туловища.
Важно, чтобы пишущая рука двигалась совершенно свободно. Пальцы сгибались и разгибались, производились вращательные и другие движения кисти. И чтобы по мере заполнения строки предплечье передвигалось вправо. Ручка в начале строки, направленная верхним концом в плечо, будет постепенно, к концу строки, отклоняться влево и направляться в грудь.
Первоначально письмо выполняется автоматическим карандашом с грифелем пол-миллиметра. Тонкий ломкий грифель позволит отрегулировать силу нажима при письме и предотвратить в будущем чрезмерное давление на перо. Лучший ручкодержатель считается деревянный, с металлическим наконечником, длиной 15 сантиметров и толщиной 8 миллиметров. Лучшим пером советского времени считалось перо номер 11 со звездочкой. Сегодня производство этих перьев прекращено. Заменой могут служить остроконечные перья английской фирмы Леонард.
Ручка удерживается при письме тремя пальцами: большим, указательным и средним. А безымянный и мизинец, подогнутые к ладони, служат для опоры пишущей руки. Большой, указательный и средний пальцы должны быть в полусогнутом состоянии. Нужно стараться, чтобы не было прогиба указательного пальца, хотя не всегда удается этого добиться.
Тетрадь кладется несколько наклонно, чтобы ее нижний край образовывал с краем стола, обращенным к ученикам, угол 25 градусов. По мере заполнения строк ребенок подвигает тетрадь левой рукой к верху, без изменения угла наклона. При переходе к следующей странице сохраняется тот же наклон тетради. Праворукий ученик должен левой рукой придерживать тетрадь. Левый нижний угол страницы должен находиться напротив середины груди. Для леворукого ученика положение руки и тетради зеркально противоположно.
Письмо выполняется по графической сетке, которая служит опорой для руки и несформировавшегося глазомера ребенка. Дети должны сориентироваться, распознать полосы, линии и пересечения линий.
Письмо в прописях предваряется работой мелом на дощечках с графической сеткой. Это позволяет детям воссоздавать начертание букв в увеличенном виде, стирать и исправлять написанное. Кроме того, письмо мелом придает урокам живость и органичность. Буквы изучаются как законченный образ, как сочетание палочек, крючков петелек, овалов и других элементов пишущихся отдельно, с одного росчерка, без двойного повторения линий. Это является высоким художественным показателем.
Затем формируется умение изображать детали букв и сами буквы. Начертания заглавных букв отличаются от принятых школьными программами, где в целях безотрывности письма конфигурации многих букв совершенно изменены. Не допускается делать завитки, изгибы, нельзя украшать детали точками, концы флажков устремлять вверх, все должно быть одномерным, шаблонным, без затрат времени на декор.
Наши шрифты воспроизводят художественный стандарт, существовавший в начальной школе до 70-х годов прошлого века. Ушинский говорил, что основой красивого и ритмичного письма является строгий размер в движении. Вначале каждого урока выполняется разминка, письмо на счет палочек, крючков или овалов: "раз, и раз, и раз, и раз, и два; раз и два". Соединение букв в слова носит характер эстетический и напоминает изображение орнамента или нанизывание букв-бусинок на строку-нить.
Обучение письму гармонично сочетает практические задачи с эстетическими.
С середины второго класса вместо ручки-макалки используется автоматическая чернильная ручка с открытым пером, такая же, как рекомендовано к использованию в школах Германии.
Таким образом, цель данной методы - научить детей писать красиво, с удовольствием, без потерь для душевного и физического здоровья, развивать художественный эстетический вкус и способствовать к формированию характера, воли. Желания учиться и познавать.
Советский педагог-подвижник Василий Сухомлинский утверждал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности, изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействия руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума.