Виртуальный Омут

Виртуальный Омут
Профессор Геральд Хютер — руководитель научно-профилактического центра нейро6иологических исследований при Геттингенском и Гейдель6ергском университетах (Германия)


Цитата:
Виртуа́льность — вымышленный, воображаемый объект, субъект, категория, действие не присутствующие в реальном мире, а созданные игрой воображения (также см. Фантазия ).
Зачастую объекты виртуального мира обладают свойствами объектов реального мира, но могут быть с какими угодно свойствами и возможностями, вплоть до противоположных реальным. В виртуальности допустимо нарушать и причинно-следственные связи. (вспомните м/ф о Мики-Маусе. Реальная жизнь быстро расставила бы всё по местам, а в виртуальном мире правила устанавливают сами создатели виртуального мира - закулисные Карабасы-Барабасы, манипуляторы.)


По статистике, 54 процента европейских подростков старше 16 лет неделями не вылезают из интернета, а 94 процента детей регулярно смотрят телевизор. Нейро6иолог Геральд Хютер изучает, как электронные средства коммуникации влияют на развитие детского мозга.


GEO: Профессор Хютер, можете ли вы порекомендовать какую-нибудь хорошую детскую телепередачу или компьютерную игру?

Геральд Хютер: Нет. Такие рекомендации только вовлекут нас в поверхностную дискуссию о качестве и содержании детских телепрограмм, из которой родители не извлекут для себя ничего полезного. Лучше сразу начнем с главного. Еще несколько лет назад мы, нейробиологи, полагали, что конфигурация разветвленных нейронных сетей в мозге, регулирующих мышление, эмоции и действия, генетически запрограммирована. Но теперь мы знаем, что в мозге ребенка прочно закрепляются лишь те нейронные связи, которые регулярно активируются в реальных ситуациях. А для этого детям нужен прежде всего опыт телесных переживаний, который они не могут получить перед телевизором.


Почему «телесный» опыт так важен?

Адекватное ощущение собственного тела — это предпосылка для развития познавательных способностей. Это доказывают научные исследования. Ученики начальной школы, которым легко дается математика, отличаются и хорошей координацией движений. Основы абстрактного и пространственного мышления, которые необходимы для изучения математики, формируются у ребенка по мере того, как он учится держать свое тело в равновесии. Но как только ребенок садится перед телевизором, у него притупляется телесное самоощущение. Он уже не ползает, не бегает, не лазает по деревьям. Ему не нужно координировать свои движения и поддерживать равновесие. Когда ребенок смотрит телевизор, он упускает время, данное ему на «овладение» собственным телом.

Кадры на мерцающем «голубом экране» гипнотизируют
(Кадры на мерцающем «голубом экране» гипнотизируют. Французский фотограф Оливье Кульман уже много лет снимает людей за просмотром телевизора. На этом снимке — дети из штата Керала на юге Индии)


Значит, детям нужно как можно больше двигаться?

Да. Но есть и другие способы телесного самопознания, например пение. Когда ребенок поет, его мозг должен виртуозно управлять вибрацией голосовых связок, чтобы воспроизводить звуки с филигранной точностью. К тому же пение — это сложная комбинационная работа. Ведь нужно держать в голове всю мелодию, чтобы воспроизводить ее в правильной последовательности. А при хоровом пении ребенок учится действовать в унисон с другими это предпосылка для развития социальных навыков. При этом он делает поразительное открытие: оказывается, когда поешь, не испытываешь страха! Сейчас нейробиологи уже выяснили, что во время пения мозг не способен активизировать центр страха. Вот почему люди испокон веков напевают, когда идут по темному лесу.


В какой части мозга сохраняется полученный опыт? Где формируются соответствующие нейронные цепочки?

В самом сложном отделе мозга — в так называемой предлобной коре. Именно там формируется наше самовосприятие, а вместе с ним — ориентация на внешний мир, стремление заранее просчитывать свои действия, справляться с неприятными эмоциями. Все эти способности должны развиться в раннем детстве — до шести лет. Но ответственные за них нейронные сети могут сформироваться в предлобной коре только в том случае, если ребенок испытывает все это на собственном опыте. А для этого он должен заниматься тем, что может понять и проконтролировать. К сожалению, найти такие занятия становится все сложнее, потому что мир детей изменился так же сильно, как и мир взрослых. Раньше любой механизм был доступен для понимания. Ребенок мог разобрать будильник, изучить все шестеренки и догадаться, как он работает. Сейчас, в век информационных технологий, окружающие нас вещи зачастую устроены настолько сложно, что понять принцип их действия очень трудно, а порой вообще нереально.


И как это влияет на развитие мозга ребенка?

Человеческий мозг всегда приспосабливается к тому, что мы делаем с увлечением. Например, в прошлом веке люди увлекались машинами и даже отождествляли себя с ними: сравнивали сердце с насосом, а суставы — с шарнирами. И вдруг наступила новая эпоха. Современному ребенку трудно понять, почему курсор на экране компьютера перемещается, когда мы передвигаем мышку. Не понимая многих причинно — следственных связей, он с какого-то момента вообще перестает задаваться вопросом «почему? ». Когда маленькие дети только начинают смотреть телевизор, они еще общаются с персонажами на экране — например, подсказывают зайцу, где притаилась лиса. В общем, пытаются влиять на ситуацию. К этому их приучил опыт, полученный в реальной жизни.

Но через пару недель после первого знакомства с телевизором большинство детей смиряются со своим бессилием и теряют инициативу. То есть в какой-то мере начинают сомневаться в своей способности действовать эффективно.


А ведь эта уверенность — важный компонент развития ребенка...

Безусловно. Причем за нее отвечает очень сложная нейронная сеть, которая формируется в предлобной коре лишь на основе личного опыта. Чтобы ребенок мог чему-то научиться, его мозг должен увязывать новую информацию с уже имеющимся набором представлений, который сложился под влиянием предшествующего опыта. Он, так сказать, ворошит память в поисках того, что могло бы соответствовать новому впечатлению. У него в уме начинается «творческое брожение». И вдруг ребенок обнаруживает это смысловое соответствие! Возникает чувство озарения, в мозгу активизируется «центр удовольствия», нервные клетки выделяют «гормоны счастья».

Но при просмотре фильма ребенку сложно самостоятельно найти соответствия новым впечатлениям. Поэтому дети дошкольного возраста в идеале вообще не должны смотреть телевизор и сидеть перед компьютером.


Чтобы в мозге сформировались важные нейронные связи, детям необходимо развивать телесную моторику. Но перед телевизором тело цепенеет, как у этой девочки из Лос-Анджелеса
(Чтобы в мозге сформировались важные нейронные связи, детям необходимо развивать телесную моторику. Но перед телевизором тело цепенеет, как у этой девочки из Лос-Анджелеса (США))


Но ведь и в книге сюжет предопределен. Получается, чтение — тоже пассивный процесс?

Когда ребенок читает, его мозг совершает множество операций: буквы складываются в слова, затем слова и фразы трансформируются в образы и представления. Все прочитанное оживает в воображении ребенка. Превращение букв в образы — это результат неимоверной работы воображения. Фильм о Гарри Поттере — ничто по сравнению с книгой. Кадры на экране сменяют друг друга так быстро, что ребенок не успевает подключить свою фантазию. А развитию ребенка по-настоящему способствует лишь то, до чего он доходит своим умом.


3начит, детям нужно решать разнообразные задачи?

Для развития мозга необходимы эксперименты, приключения. Например, рыбалка с отцом или строительство шалаша. Испытания вообще укрепляют потенциал мозга. Сейчас это подтверждается даже на нейробиологическом уровне. Дети должны решать как можно больше реальных задач, чтобы у них в мозгу сформировались важные нейронные взаимосвязи. Для развития им нужна максимально интерактивная среда — причем не виртуальная, а реальная .


Допустим, к шести годам у ребенка сформировались все основные нейронные связи. Теперь он защищен от опасностей, которые несет с собой медийная продукция?

Не совсем так. Дело в том, что многие подростки рискуют потерять связь с реальностью, погрузившись в виртуальные миры.


Вы имеете в виду компьютерные игры?

Да, в том числе и компьютерные игры. Опасность возникает, когда дети используют компьютер, чтобы удовлетворить свои базовые потребности. А их у нас две. Во-первых, мы хотим быть причастными к какому- то общему делу. Во-вторых, мы хотим чего-то достичь. Сейчас и многие родители уже не знают, какие занятия помогли бы личностному росту их детей. Поэтому ребенку приходится искать себе дело самому. А оно должно быть достаточно сложным и продолжительным, чтобы под конец можно было испытать такое счастье, словно ты покорил горную вершину. Сейчас для многих мальчиков таким делом стали компьютерные игры, в которых они стараются достичь совершенства. Но такие достижения не помогают им найти свое место в реальной жизни.

Всем детям, в том числе и этим маленьким жителям Лос-Анджелеса, нужны развивающие задачи. Но перед экраном телевизора они становятся пассивными зрителями и не используют своё воображение
(Всем детям, в том числе и этим маленьким жителям Лос-Анджелеса, нужны развивающие задачи. Но перед экраном телевизора они становятся пассивными зрителями и не используют своё воображение)


Какие дети относятся к группе риска?

Прежде всего мальчики, которым необходимо хотя бы один-два часа в день поиграть в «стрелялку». Убивая монстров, они компенсируют ощущение собственной беспомощности. Эффект от виртуальных достижений такой же, как если бы эти мальчишки приобрели какой-то новый опыт. Но этот опыт применим только в виртуальном мире . Это опасная тенденция — ребенок целенаправленно «приучает» свой мозг действовать только в ситуациях, которые встречаются на экране компьютера.


Вы говорите о мальчиках. А что делают за компьютером девочки?

В основном общаются в интернет-чатах. Ведь потребность в общности и межличностных отношениях у девочек сильнее, чем у мальчиков. Когда в этой сфере что-то не ладится, они пытаются компенсировать недостаток реальных дружеских отношений за счет виртуального общения. Девочкам, которых связывает настоящая дружба, не нужно болтать друг с другом каждые пять минут. Если девочки слишком часто общаются в чате, они, скорее всего, не уверены в прочности своей дружбы.


По каким признакам родители могут понять, что их ребенок попал в виртуальный омут? И как защитить ребенка от этой угрозы?

Если ребенок предпочитает сидеть за компьютером, вместо того чтобы резвиться, играть с другими детьми, — это тревожный сигнал. Но не надо ребенку ничего запрещать. Лучше убедить его в том, что в реальном мире есть кое-что по интереснее компьютерных автогонок.

Многие родители записывают своих отпрысков на курсы восточных единоборств, ходят с детьми в походы или учат их заботиться о младших братьях и сестрах. Когда у детей есть живой круг общения, их намного реже затягивает в пучину виртуального мира. Как правило, из таких детей вырастают довольно сильные личности.


Но даже если у ребенка сильный характер, он обязательно познакомится и с компьютерными играми, и с интернетом. Чем это опасно?

Компьютерная зависимость — это не врожденное расстройство. Уверенные в себе, общительные, жизнерадостные, открытые, творчески мыслящие дети воспринимают компьютер адекватно — как замечательное подспорье для работы. А интернет для них гигантская копилка знаний, где можно найти ответы на вопросы из реальной жизни.

При первом знакомстве с телевидением дети ещё пытаются общаться с персонажами на экране, но вскоре осознают своё бессилие и смиряются с ролью пассивного наблюдателя. На этом снимке — девочка из городка Венис (США)
(При первом знакомстве с телевидением дети ещё пытаются общаться с персонажами на экране, но вскоре осознают своё бессилие и смиряются с ролью пассивного наблюдателя. На этом снимке — девочка из городка Венис (США))


Но что происходит в сознании десятилетнего ребенка, когда он случайно наталкивается на интернет-сайт с порнографией или сценами насилия? Он испытывает сильный шок?

Не обязательно. То, что взрослые воспринимают как агрессию, для многих подростков — одна из привычных форм взаимодействия между людьми. Если восприятие ребенка притуплено пассивным потреблением информации, он вообще не придаст значения увиденному. Опыт подсказывает ему, что на экране может происходить все что угодно, и это не всегда можно понять.


А как реагируют на это дети, еще не привыкшие к пассивному потреблению информации?

Каким бы обескураживающим ни было это новое впечатление, мозг ребенка попытается соотнести его с каким-то знакомым представлением. Ребенок запомнит, что есть и такая форма взаимодействия между людьми. Тут важно, чтобы родители доходчиво объяснили ему: стремиться к такому контакту не стоит, потому что в реальности это очень неприятно и больно.


В общем, детям нужны не только стимулирующие задачи, но и наставники?

Да, детям необходимы верные ориентиры, чтобы избежать сомнительных компаний и увлечений. И в этом им тоже должны помочь родители. Пока они не поймут, что у их отпрысков есть запросы, которые не удовлетворяются в реальном мире, компьютеры и телевизор будут все активнее вторгаться в жизнь детей. Стоит задуматься о перспективах общества, в котором дети отстраняются от реальной жизни, а их мозг превращается в инструмент, оптимально приспособленный к виртуальной реальности и компьютерным играм.


Это подтверждено нейробиологическими исследованиями?

Да. Есть, например, данные о том, что в последние десять лет у многих подростков увеличился в размерах тот отдел мозга, который отвечает за управление большим пальцем. Там формируются все более разветвленные нейронные сети, благодаря которым можно совершать большим пальцем невероятно быстрые манипуляции на клавиатуре мобильного телефона или игровой приставки. Но так ли уж важно в этой жизни быстро двигать большим пальцем? Дети могут еще не знать ответ на этот вопрос, но их родителям он должен быть известен.


статья опубликована в журнале GEO 05.2011


Категория: Дети и их воспитание   Теги: Зомбоящик

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
29 мая 2011 01:56 | #1
0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Благодарю Свасти! Очень полезная статья. По крайней мере для меня.
Кадры на экране сменяют друг друга так быстро, что ребенок не успевает подключить свою фантазию.

А я то думал, почему мой сын при просмотре сказки или м/ф (что происходит очень редко), минут через 5-10 хватает карандаш и лист бумаги и начинает рисовать что-то на увиденную тематику. Либо хватается за игрушки (меч, шлем, солдатики...) и пошла игра...Сам фильм (м/ф) его уже мало интересует. Тоже самое когда читаю ему сказки: минут 20 слушает, потом игра начинается... Требуется включить фантазию. Я считал это детской неусидчивостью.

<
  • 112 комментариев
  • 6 публикаций
30 мая 2011 00:08 | #2
0
  • Регистрация: 2.12.2010
 
Стоит задуматься о перспективах общества, в котором дети отстраняются от реальной жизни, а их мозг превращается в инструмент, оптимально приспособленный к виртуальной реальности и компьютерным играм.

Мда... Вот так и появляется Матрица.

<
  • 22 комментария
  • 0 публикаций
30 мая 2011 18:23 | #3
+1
  • Регистрация: 8.05.2011
 
не совсем согласен многие погружаются в компьютерною жизнь из-за ужасов капиталистического бытия и жестокости окружающих, и их надо всего лишь поддержать в виртульном мире

<
  • 516 комментариев
  • 12 публикаций
30 мая 2011 19:35 | #4
0
  • Регистрация: 25.03.2010
 
Отличная статья. Никогда по полочкам эту тему не пытался разложить, но часто наблюдаю за своими сверстниками задротство и зависимость от игр, и напротив - полное безразличие к играм. Очень описанное похоже на правду...
Кстати, нельзя ли на сайт добавить функцию, чтобы не видеть сообщений некоторых пользователей? А то матом не хочется разговаривать, а ведь вынуждают.

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
30 мая 2011 23:27 | #5
0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Цитата: СССР возродиться
многие погружаются в компьютерною жизнь из-за ужасов капиталистического бытия и жестокости окружающих, и их надо всего лишь поддержать в виртульном мире
То есть, говоря простым языком, прячут головы в песок, как страусы.
Но это довольно опасная позиция - сзади может кто-нибудь подкрасться и... Оппа!
Опасно это. Очень.
И чем же можно поддержать таких людей. Если они сами осознанно бегут от реальности. Вирутализация сознания процесс убийственный. Без адекватного восприятия ральности таким людям никто не сможет помоч. Они сами не захотят ничего слышать...

<
  • 516 комментариев
  • 12 публикаций
31 мая 2011 22:14 | #6
0
  • Регистрация: 25.03.2010
 
kirrush, какой прикол отвечать на троллинг?

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
2 июня 2011 01:25 | #7
0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Babayker, Здравия. Дык, я и не подумал, что это тролль. Иной человек бывает хуже тролля. Так с ним не грех пообщаться. Хотя scare (не сделал этого раньше), судя по его комментам...
Очень может быть.
Ну да ладно, хрен с ним. Зато "язык почесал" mail
Вот и весь прикол mda

<
  • 40 комментариев
  • 0 публикаций
2 июня 2011 23:19 | #8
0
  • Регистрация: 29.04.2011
 
Мульт "Маша и Медведь" современный, сделали на стоко четко что его смотрят и родители и дети с таким умилением, а по сути Эгоистичная маша стебеться над большим Мишкой, бек ту "Том & Джери" и вся семья перед экраном! А еще люди разделены друг от друга, каждая семья сидит дома и смотрит телик, бабушки дедушки и тд, вместо того чтоб с друг другом общяться, разделяй и властвуй...

<
  • 1 067 комментариев
  • 88 публикаций
3 июня 2011 00:36 | #9
0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Цитата: Lord_Wolf
Мульт "Маша и Медведь" современный, сделали на стоко четко что его смотрят и родители и дети с таким умилением, а по сути Эгоистичная маша стебеться над большим Мишкой
Как только увидел первый выпуск этого мультфильма, сразу понял "откуда там ноги растут". Именно, стебается. Как и в мультах про былинных Богатырей. Отвратно. Мои дети не смотрят. И семья тоже.
Мне кажется, детям (маленьким) надо больше читать вслух. Потом, в школе легче будут усваивать информацию "на слух".
И следовать принципу: "книга-лучший подарок".
Хотя, на вкус и цвет товарищей нет. Люди сами должны думать и до всего доходить.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*